Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ЗАПАДНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА ОТ 13.01.2005 N Ф04-6861/2004(7839-А27-31)

Разделы:
Налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ)

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО - СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда кассационной инстанции


от 13 января 2005 года Дело N Ф04-6861/2004(7839-А27-31)


Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа, рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 11 по Кемеровской области на решение от 15.07.2004 и постановление апелляционной инстанции от 15.10.2004 Арбитражного суда Кемеровской области по делу N А27-10142/2004-6 по заявлению открытого акционерного общества "Объединенная угольная компания "Южкузбассуголь" к Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 11 по Кемеровской области,
УСТАНОВИЛ:

Открытое акционерное общество "Объединенная угольная компания "Южкузбассуголь" (далее - ОАО "ОУК "Южкузбассуголь") обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 11 по Кемеровской области (далее - налоговая инспекция) от 30.04.2004 N 1710 "О привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения".
Решением суда первой инстанции от 15.07.2004 заявленное требование удовлетворено частично. Суд признал недействительным в связи с его несоответствием статьям 122, 339 Налогового кодекса Российской Федерации решение налоговой инспекции от 30.04.2004 N 1710 "О привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения" в части доначисления 23242277 руб. налога на добычу полезных ископаемых за декабрь 2003 года, соответствующих пеней и налоговых санкций.
В остальной части требования налогоплательщика оставлены без удовлетворения.
Постановлением апелляционной инстанции от 15.10.2004 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Налоговая инспекция, не согласившись с принятыми по делу судебными актами, обжаловала их в кассационном порядке. Ссылаясь на нарушение судебными инстанциями норм материального права, налоговая инспекция просит изменить частично обжалуемые судебные акты и принять новое решение - об отказе в удовлетворении требований ОАО "ОУК "Южкузбассуголь" в полном объеме.
Заявитель жалобы указывает, что количество фактических потерь полезного ископаемого составляет 16921 - 13952 = 2968 т. т, что соответствует данным графы 9 формы 5-гр "Сведения о состоянии и изменении запасов твердых полезных ископаемых", что также подтверждается данными "Отчета о потерях угля (сланца) в недрах при добыче за 2003 год" (форма 11-шрп). Отмечает, что при проведении камеральной налоговой проверки налоговый орган руководствовался документами, представленными налогоплательщиком.
Налоговая инспекция полагает, что письмо от 29.06.2004 N 08-833 Кузнецкого управления Федеральной службы по технологическому надзору не является документом, изменяющим государственный баланс, так как существует определенная процедура снятия запасов с государственного учета и учета предприятия.
В отзыве на кассационную жалобу ОАО "ОУК "Южкузбассуголь", ссылаясь на законность и обоснованность судебных актов, просит в удовлетворении кассационной жалобы отказать.
В судебном заседании представитель ОАО "ОУК "Южкузбассуголь", опровергая доводы кассационной жалобы, просил оставить ее без удовлетворения.
Суд кассационной инстанции, в соответствии со статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации изучив материалы дела, проанализировав доводы кассационной жалобы, отзыва на нее, проверив правильность применения арбитражным судом норм материального и процессуального права, не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Как следует из материалов дела, по итогам камеральной проверки налоговой инспекцией принято решение о привлечении ОАО "ОУК "Южкузбассуголь" к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации, за неполную уплату налога на добычу полезных ископаемых за декабрь 2003 года в виде взыскания штрафа в размере 4147062 руб. Указанным решением налоговая инспекция доначислила налогоплательщику 23572960 руб. налога на добычу полезных ископаемых, пени за несвоевременную уплату налога в сумме 847283,48 руб.
Полагая, что решение налоговой инспекции не соответствует требованиям налогового законодательства, ОАО "ОУК "Южкузбассуголь" обратилось в суд с настоящим заявлением.
Арбитражный суд кассационной инстанции, оставляя без изменения решение и постановление апелляционной инстанции арбитражного суда, отклоняет доводы кассационной жалобы и исходит из установленных судом обстоятельств дела и следующих норм материального права.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 336 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения налогом на добычу полезных ископаемых признаются полезные ископаемые, добытые из недр на территории Российской Федерации на участке недр, предоставленном налогоплательщику в пользование в соответствие с законодательством Российской Федерации.
Статьей 338 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что налоговая база определяется налогоплательщиком самостоятельно в отношении каждого добытого полезного ископаемого как стоимость добытых полезных ископаемых.
При этом количество добытых полезных ископаемых определяется в соответствии со статьей 339 Налогового кодекса Российской Федерации. Поскольку ОАО "ОУК "Южкузбассуголь" количество добытых полезных ископаемых определяется прямым методом, следовательно, в силу пункта 3 статьи 339 Налогового кодекса Российской Федерации количество добытого полезного ископаемого определяется с учетом фактических потерь полезного ископаемого. Фактическими потерями полезного ископаемого согласно положениям данной статьи признается разница между расчетным количеством полезного ископаемого, на которое уменьшаются запасы полезного ископаемого, и количеством фактически добытого полезного ископаемого, определяемым по завершении полного технологического цикла по добыче полезного ископаемого.
При определении фактических общешахтных потерь и потерь из-за геологических нарушений согласно пунктам 3.5, 3.6 Инструкции по расчету промышленных запасов, определению и учету потерь угля (сланца) в недрах при добыче Министерства топлива и энергетики Российской Федерации, утвержденной первым заместителем Министра топлива и энергетики Российской Федерации 11.03.96, общешахтные потери и потери из-за геологических нарушений не нормируются и переводятся в фактические потери в том отчетном периоде, в котором заканчиваются подходы к ним.
Суд первой инстанции, удовлетворяя частично заявленные требования, исходил из того, что согласно письму Федеральной службы по технологическому надзору (правопреемник Госгортехнадзора России) от 11.06.2004 N ВК-17/92 подходы к запасам сохраняются до принятия решения о прекращении деятельности по добыче угля.
Письмом от 29.06.2004 N 08-833 "О представлении документов", направленным в арбитражный суд по запросу суда, Кузнецкое управление Федеральной службы по технологическому надзору указало на то, что как орган, уполномоченный осуществлять государственный контроль за рациональным использованием земель и охраной недр, провело проверку достоверности представленных ОАО "ОУК "Южкузбассуголь" в отчетах по форме 11-шрп сведений. Установило, что из 1496 тыс. тонн общешахтных потерь и потерь у геологических нарушений к фактическим потерям можно отнести только 21 тыс. тонн, 1475 тыс. тонн фактическими потерями не являются, так как подходы к ним не утрачены. О необходимости восстановить на государственном балансе по итогам 2004 года 1475 тыс. тонн недропользователю выдано предписание от 29.06.2004 со сроком исполнения январь 2005 года.
Таким образом, Кузнецкое управление Федеральной службы по технологическому надзору, как обоснованно отмечено судебными инстанциями, подтвердило обоснованность невключения в налоговую базу за декабрь 2003 года стоимости 1475 тыс. тонн угля, составляющих общешахтные потери и потери у геологических нарушений.
Всесторонне и полно исследовав материалы дела, правильно установив фактические обстоятельства и дав им надлежащую правовую оценку, суд пришел к правомерному выводу о том, что неправильное указание природопользователем данных в статистической отчетности само по себе не может увеличивать налоговую базу, если в действительности подходы к запасам не закрыты и их отработка возможна в будущем.
Таким образом, арбитражный суд всесторонне и полно исследовал материалы дела, дал надлежащую правовую оценку всем доказательствам, применил нормы материального права, подлежащие применению, не допустив нарушений процессуального закона. Выводы, содержащиеся в вынесенных по делу судебных актах, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, и оснований для их переоценки кассационная инстанция не имеет.
При таких обстоятельствах у кассационной инстанции отсутствуют правовые основания для удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, кассационная инстанция
ПОСТАНОВИЛА:

Решение от 15.07.2004 и постановление апелляционной инстанции от 15.10.2004 Арбитражного суда Кемеровской области по делу N А27-10142/2004-6 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.







ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО - СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда кассационной инстанции

от 13 января 2005 года Дело N Ф04-6861/2004(7839-А27-31)


Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа, рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 11 по Кемеровской области на решение от 15.07.2004 и постановление апелляционной инстанции от 15.10.2004 Арбитражного суда Кемеровской области по делу N А27-10142/2004-6 по заявлению открытого акционерного общества "Объединенная угольная компания "Южкузбассуголь" к Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 11 по Кемеровской области,
УСТАНОВИЛ:

Открытое акционерное общество "Объединенная угольная компания "Южкузбассуголь" (далее - ОАО "ОУК "Южкузбассуголь") обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 11 по Кемеровской области (далее - налоговая инспекция) от 30.04.2004 N 1710 "О привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения".
Решением суда первой инстанции от 15.07.2004 заявленное требование удовлетворено частично. Суд признал недействительным в связи с его несоответствием статьям 122, 339 Налогового кодекса Российской Федерации решение налоговой инспекции от 30.04.2004 N 1710 "О привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения" в части доначисления 23242277 руб. налога на добычу полезных ископаемых за декабрь 2003 года, соответствующих пеней и налоговых санкций.
В остальной части требования налогоплательщика оставлены без удовлетворения.
Постановлением апелляционной инстанции от 15.10.2004 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Налоговая инспекция, не согласившись с принятыми по делу судебными актами, обжаловала их в кассационном порядке. Ссылаясь на нарушение судебными инстанциями норм материального права, налоговая инспекция просит изменить частично обжалуемые судебные акты и принять новое решение - об отказе в удовлетворении требований ОАО "ОУК "Южкузбассуголь" в полном объеме.
Заявитель жалобы указывает, что количество фактических потерь полезного ископаемого составляет 16921 - 13952 = 2968 т. т, что соответствует данным графы 9 формы 5-гр "Сведения о состоянии и изменении запасов твердых полезных ископаемых", что также подтверждается данными "Отчета о потерях угля (сланца) в недрах при добыче за 2003 год" (форма 11-шрп). Отмечает, что при проведении камеральной налоговой проверки налоговый орган руководствовался документами, представленными налогоплательщиком.
Налоговая инспекция полагает, что письмо от 29.06.2004 N 08-833 Кузнецкого управления Федеральной службы по технологическому надзору не является документом, изменяющим государственный баланс, так как существует определенная процедура снятия запасов с государственного учета и учета предприятия.
В отзыве на кассационную жалобу ОАО "ОУК "Южкузбассуголь", ссылаясь на законность и обоснованность судебных актов, просит в удовлетворении кассационной жалобы отказать.
В судебном заседании представитель ОАО "ОУК "Южкузбассуголь", опровергая доводы кассационной жалобы, просил оставить ее без удовлетворения.
Суд кассационной инстанции, в соответствии со статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации изучив материалы дела, проанализировав доводы кассационной жалобы, отзыва на нее, проверив правильность применения арбитражным судом норм материального и процессуального права, не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Как следует из материалов дела, по итогам камеральной проверки налоговой инспекцией принято решение о привлечении ОАО "ОУК "Южкузбассуголь" к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации, за неполную уплату налога на добычу полезных ископаемых за декабрь 2003 года в виде взыскания штрафа в размере 4147062 руб. Указанным решением налоговая инспекция доначислила налогоплательщику 23572960 руб. налога на добычу полезных ископаемых, пени за несвоевременную уплату налога в сумме 847283,48 руб.
Полагая, что решение налоговой инспекции не соответствует требованиям налогового законодательства, ОАО "ОУК "Южкузбассуголь" обратилось в суд с настоящим заявлением.
Арбитражный суд кассационной инстанции, оставляя без изменения решение и постановление апелляционной инстанции арбитражного суда, отклоняет доводы кассационной жалобы и исходит из установленных судом обстоятельств дела и следующих норм материального права.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 336 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения налогом на добычу полезных ископаемых признаются полезные ископаемые, добытые из недр на территории Российской Федерации на участке недр, предоставленном налогоплательщику в пользование в соответствие с законодательством Российской Федерации.
Статьей 338 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что налоговая база определяется налогоплательщиком самостоятельно в отношении каждого добытого полезного ископаемого как стоимость добытых полезных ископаемых.
При этом количество добытых полезных ископаемых определяется в соответствии со статьей 339 Налогового кодекса Российской Федерации. Поскольку ОАО "ОУК "Южкузбассуголь" количество добытых полезных ископаемых определяется прямым методом, следовательно, в силу пункта 3 статьи 339 Налогового кодекса Российской Федерации количество добытого полезного ископаемого определяется с учетом фактических потерь полезного ископаемого. Фактическими потерями полезного ископаемого согласно положениям данной статьи признается разница между расчетным количеством полезного ископаемого, на которое уменьшаются запасы полезного ископаемого, и количеством фактически добытого полезного ископаемого, определяемым по завершении полного технологического цикла по добыче полезного ископаемого.
При определении фактических общешахтных потерь и потерь из-за геологических нарушений согласно пунктам 3.5, 3.6 Инструкции по расчету промышленных запасов, определению и учету потерь угля (сланца) в недрах при добыче Министерства топлива и энергетики Российской Федерации, утвержденной первым заместителем Министра топлива и энергетики Российской Федерации 11.03.96, общешахтные потери и потери из-за геологических нарушений не нормируются и переводятся в фактические потери в том отчетном периоде, в котором заканчиваются подходы к ним.
Суд первой инстанции, удовлетворяя частично заявленные требования, исходил из того, что согласно письму Федеральной службы по технологическому надзору (правопреемник Госгортехнадзора России) от 11.06.2004 N ВК-17/92 подходы к запасам сохраняются до принятия решения о прекращении деятельности по добыче угля.
Письмом от 29.06.2004 N 08-833 "О представлении документов", направленным в арбитражный суд по запросу суда, Кузнецкое управление Федеральной службы по технологическому надзору указало на то, что как орган, уполномоченный осуществлять государственный контроль за рациональным использованием земель и охраной недр, провело проверку достоверности представленных ОАО "ОУК "Южкузбассуголь" в отчетах по форме 11-шрп сведений. Установило, что из 1496 тыс. тонн общешахтных потерь и потерь у геологических нарушений к фактическим потерям можно отнести только 21 тыс. тонн, 1475 тыс. тонн фактическими потерями не являются, так как подходы к ним не утрачены. О необходимости восстановить на государственном балансе по итогам 2004 года 1475 тыс. тонн недропользователю выдано предписание от 29.06.2004 со сроком исполнения январь 2005 года.
Таким образом, Кузнецкое управление Федеральной службы по технологическому надзору, как обоснованно отмечено судебными инстанциями, подтвердило обоснованность невключения в налоговую базу за декабрь 2003 года стоимости 1475 тыс. тонн угля, составляющих общешахтные потери и потери у геологических нарушений.
Всесторонне и полно исследовав материалы дела, правильно установив фактические обстоятельства и дав им надлежащую правовую оценку, суд пришел к правомерному выводу о том, что неправильное указание природопользователем данных в статистической отчетности само по себе не может увеличивать налоговую базу, если в действительности подходы к запасам не закрыты и их отработка возможна в будущем.
Таким образом, арбитражный суд всесторонне и полно исследовал материалы дела, дал надлежащую правовую оценку всем доказательствам, применил нормы материального права, подлежащие применению, не допустив нарушений процессуального закона. Выводы, содержащиеся в вынесенных по делу судебных актах, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, и оснований для их переоценки кассационная инстанция не имеет.
При таких обстоятельствах у кассационной инстанции отсутствуют правовые основания для удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, кассационная инстанция
ПОСТАНОВИЛА:

Решение от 15.07.2004 и постановление апелляционной инстанции от 15.10.2004 Арбитражного суда Кемеровской области по делу N А27-10142/2004-6 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)