Судебные решения, арбитраж

РЕШЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 19.04.2007 ПО ДЕЛУ N А41-К2-2769/06

Разделы:
Земельный налог

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



АРБИТРАЖНЫЙ СУД МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 19 апреля 2007 г. по делу N А41-К2-2769/06


Арбитражный суд Московской области в составе:
председательствующего Д.
протокол судебного заседания вел судья Д.
рассмотрев в судебном заседании дело по иску (заявлению) ЗАО "Одинцовское грузовое транспортно-экспедиционное предприятие "Трансэкспедиция"
к ИФНС РФ по г. Одинцово
об оспаривании решения
при участии в заседании
Истца: Т., У.
Ответчика: Б.
установил:

иск заявлен ЗАО "Одинцовское грузовое транспортно-экспедиционное предприятие "Трансэкспедиция" к ИФНС РФ по г. Одинцово об оспаривании решения.
Отводов нет. Ходатайств не заявлено.
Заслушаны стороны: истец поддержал заявленные требования со ссылкой на несоответствие оспариваемого акта ст. ст. 119, 122 НК РФ, Закону РФ "О плате за землю".
Возражения на иск отражены в отзыве и акте сверки со ссылкой на нарушение истцом ст. 119 НК РФ, выразившееся в несвоевременном представлении деклараций по земельному налогу, нарушения истцом решения органов местного самоуправления, повлекшее неполную уплату земельного налога, что явилось по мнению ответчика основанием вынесения оспариваемого акта.
Исследовав материалы дела, заслушав представителей сторон, суд находит исковые требования подлежащими частичному удовлетворению, по следующим основаниям:
Представленным в материалах дела решением N 675 от 30.10.05, вынесенным на основании материалов камеральной налоговой проверки, истец привлечен к налоговой ответственности по п. 1 ст. 119 НК РФ, за непредставление в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации по земельному налогу за 2005 г., в виде взыскания штрафа в размере 279846 руб. 20 коп. (1399231 x 5% x 4); по п. 2 ст. 119 НК РФ, за непредставление налоговой декларации по земельному налогу за 2004 г. в налоговый орган в течение более 180 дней по истечении установленного законодательством о налогах и сборах срока, в виде взыскания штрафа в размере 2154592 руб. 70 коп. (1657379 x 30% + 1657379 x 10% x 10); по п. 1 ст. 122 НК РФ за неполную уплату сумм налога в результате неправильного его исчисления, в виде взыскания штрафа в размере 578683 руб. 80 коп. (2893419 руб. 07 коп. x 20% (2003 г. - 190735 руб. 60 коп.; 2004 г. - 256142 руб. 20 коп.; 2004 г. - 131806 руб.)), а также истцу предложено уплатить недоимку по земельному налогу в размере 2893419 руб. 07 коп. и пени в сумме 1453656 руб. 90 коп.
Данная недоимка по мнению налогового органа образовалась в результате применения при расчете ставок земельного налога установленных решениями Совета депутатов муниципального образования "Одинцовский район" МО от 28.03.03 N 7/19, от 15.12.03 N 1/25, от 22.12.04 N 5/37 за земли городов, рабочих и дачных поселков в 2003 г. - 34 руб. 99 коп. за 1 кв. м, в 2004 г. - 38 руб. 49 коп. за 1 кв. м, в 2005 г. 42 руб. 34 коп. за 1 кв. м.
Вместе с тем, суд не может принять во внимание заявленный довод ответчика т.к. он противоречит требованиям Закона РФ "О плате за землю".
Согласно пп. "б" п. 1 ст. 21 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" земельный налог относится к местным налогам.




Порядок взимания земельного налога в спорный период регулировался Законом Российской Федерации от 11.10.1991 N 1798 "О плате за землю".
Статьей 8 (ч. ч. 1, 2) этого Закона предусмотрено, что налог за городские (поселковые) земли устанавливается на основе средних ставок согласно Приложению 2 (таблицы 1, 2, 3). Средние ставки дифференцируются по местоположению и зонам различной градостроительной ценности территории органами местного самоуправления городов. Границы зон определяются в соответствии с экономической оценкой территорий и генеральными планами городов.
Первоначальные ставки земельного налога определялись Законом РФ от 11.10.1991 N 1738-1 "О плате за землю". Ежегодно ставки земельного налога изменялись: на соответствующий год федеральным законодательством устанавливаются специальные правовые нормы о порядке применения ставки земельного налога в соответствующем финансовом году в форме индексации путем установления коэффициента:
- в 1994 году средние ставки земельного налога в городах и других населенных пунктах применялись с коэффициентом 50 (пп. а п. 21 ст. 1 ФЗ от 09.08.1994 N 22-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР "О плате за землю");
- в 1995 году средние ставки земельного налога применялись за обозначенные земельные участки с коэффициентом 2 к ставкам установленным на 1994 год (Постановление Правительства Российской Федерации от 07.06.1995 N 562 "Об индексации ставок земельного налога в 1995 году");
- в 1996 году - с коэффициентом 1,5 к ставкам установленным на 1995 год (Постановление Правительства Российской Федерации от 03.04.1996 N 378 "Об индексации ставок земельного налога в 1996 году");
- в 1997 году - с коэффициентом 2 к ставкам, действовавшим в 1996 году Федеральный закон от 26.02.1997 N 29-ФЗ "О федеральном бюджете на 1997 год");
- в 1998 году - индексация ставок не проводилась, средние ставки земельного налога разделены на 1000 - на значение деноминации рубля, в соответствии с Указом Президента РФ от 04.08.1997 N 822 "Об изменении нарицательной стоимости российских денежных знаков и масштаба цен";
- в 1999 году - с коэффициентом 2 к ставкам, действовавшим в 1998 году (Федеральный закон от 22.02.1999 N 36-ФЗ "О федеральном бюджете на 1999 год, ст. 15);
- в 2000 году - с коэффициентом 1,2 к ставкам, действовавшим в 1999 году (Федеральный закон от 31.12.1999 N 227-ФЗ "О федеральном бюджете на 2000 год", ст. 18);
- в 2001 году ставки не индексировались (Федеральный закон от 27.12.2000 N 150-ФЗ "О федеральном бюджете на 2000 год");
- в 2002 году - с коэффициентом 2 к ставкам, действовавшим в 2001 году (Федеральный закон от 14.12.2001 N 163-ФЗ "Об индексации ставок земельного налога")
- в 2003 году - с коэффициентом 1,8 (Федеральный закон от 24.07.2002 N 110-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса РФ и некоторые другие акты законодательства РФ");
- в 2004 году - с коэффициентом 1,1 (Федеральный закон от 07.07.2003 N 117-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса РФ и некоторые другие акты законодательства РФ, а также о признании утратившими силу некоторых законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации");
- в 2005 году - с коэффициентом 1,1 (Федеральный закон от 29.11.2004 N 141-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса РФ и некоторые другие акты законодательства РФ, а также о признании утратившими силу некоторых законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации");
- Таким образом, Закон Российской Федерации "О плате за землю" установил пределы, в рамках которых могут быть установлены конкретные налоговые ставки.
В Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 08.10.1997 N 13-П указано, что устанавливаемая Федеральным законом средняя ставка земельного налога представляет собой важную гарантию прав налогоплательщика, однако, она способна выполнять такую функцию только тогда, когда созданы определенные условия, реально ограничивающие свободу усмотрения законодательных органов субъектов Российской Федерации при начислении таких ставок. Это предполагает наличие единых правил использования средней ставки налога на земли городов, поселков, в частности при их дифференциации по местоположению и зонам градостроительной ценности.
В федеральном законодательстве вообще не содержатся нормативные предписаний о порядке расчета - на основе средней ставки ставок земельного налога, дифференцированных по местоположению и зонам различной градостроительной ценности территории. Нельзя считать допустимым такое положение вещей, когда дифференцированные ставки могут устанавливаться органами местного самоуправления и государственной власти фактически произвольно, так как в силу различных методик расчетов средней ставки земельного налога сама эта ставка лишается какого-либо смысла. Понятие средней ставки требует единообразного истолкования, что предполагает разработку единых правил расчета на ее основе дифференцированных ставок земельного налога.
Следовательно, при имеющейся редакции Закона РФ "О плате за землю" дифференциация невозможна, так как любая дифференциация при отсутствии единых правил является произвольной.
Между тем, в нарушение указанных требований ставки земельного налога, установленные решениями Советов депутатов муниципального образования "Одинцовский район" Московской области от 28 марта 2003 г. N 7/19, от 15.12.2003 N 1/25, от 22.12.2004 N 5/37 не являются дифференцированными и значительно превышают средние ставки налога предусмотренные Законом "О плате за землю".
Таким образом, у истца отсутствовала обязанность применять ставки земельного налога, установленные органами местного самоуправления в спорный период.
Как следует из свидетельства о государственной регистрации права собственности, выданного Московской областной регистрационной палатой 13 апреля 2000 года, принадлежащий истцу на праве собственности земельный участок, вначале был отнесен к категории земель поселений. В апреле 2004 года категория земель была изменена: согласно выданного Московской областной регистрационной палатой 29 апреля 2004 года свидетельства о государственной регистрации права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком (серия 50 АЖ, N 182268) была изменена категория земель: земельный участок был отнесен к категории земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения.
Таким образом, за 2003 - 2005 гг. должны были быть применены ставки по двум категориям земель: за период январь 2003 - апрель 2004 гг. должны быть применены ставки земельного налога, установленные для земель поселений, а с мая 2004 ставки налога, установленные для земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения с учетом ставок налога, предусмотренных Законом "О плате за землю".
Иск не подлежит удовлетворению в части требования о признании недействительным оспариваемого акта, касающегося привлечения к налоговой ответственности по ст. 119 НК РФ, т.к. представленные в материалы дела декларации по земельной налогу за 2004 и 2005 подтверждают факт совершения истцом налогового правонарушения, ответственность за которое установлена ст. 119 НК РФ.
В нарушение п. 6 ст. 80 НК РФ, ст. 16 Закона РФ "О плате за землю", устанавливающие срок представления декларации по земельному налогу за 2004 и 2005 гг. не позднее соответственно 01.07.04, 01.07.05, истец представил вышеуказанные декларации 12.01.06, о чем свидетельствует на них отметка налогового органа.
Вместе с тем, ответчиком налоговые санкции по ст. 119 НК РФ были исчислены не исходя из суммы налога, подлежащего уплате на основании деклараций за 2004, 2005 гг., а исходя из суммы земельного налога, который по мнению ответчика не был уплачен, что подтверждено произведенным в оспариваемом акт расчетом и отзывом на иск.
Однако согласно Налогового кодекса РФ неуплата или неполная уплата сумм налога является самостоятельным правонарушением и ответственность за которое установлена ст. 122 НК РФ.
В соответствии с п. 1 ст. 119 НК РФ непредставление налогоплательщиком в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации в налоговый орган по месту учета влечет за собой взыскание штрафа в размере 5 (пяти) процентов суммы налога, подлежащей уплате (доплате) на основе этой декларации за каждый месяц просрочки (но не более 180 дней). Санкцией п. 2 ст. 119 НК РФ предусмотрено взыскание штрафа в размере 30% суммы налога, подлежащей уплате на основании этой декларации, и 10% суммы налога подлежащей уплате на основе этой декларации, за каждый полный или неполный месяц начиная со 181-го дня.
Исходя из вышеизложенных обстоятельств суд не может признать обоснованной позицию ответчика, не связанную с исчислением налоговых санкций по п. 1 и п. 2 ст. 119 НК РФ, начисление которых произведено не на основании диспозиции ст. 119 НК РФ и в силу п. 5 ст. 200 АПК РФ суд обязывает ответчика устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя, в вопросе неправомерного исчисления налоговых санкций за несвоевременное представление деклараций по земельному налогу.
При наличии вышеизложенных обстоятельств исковые требования подлежат удовлетворению частично.




Руководствуясь ст. ст. 167, 176, 201, 104, 181, 97 АПК РФ, суд
решил:

признать недействительным п. 2 решения ИФНС РФ по г. Одинцово от 31.10.05 за 3675 в части привлечения к налоговой ответственности по п. 1 ст. 122 НК РФ, в виде взыскания штрафа в размере 578683 руб. 80 коп., пп. "б" п. 3 в части предложения уплатить не полностью уплаченный земельный налог в сумме 2893419 руб. 07 коп., пп. "в" п. 3 в части начисления пени в сумме 1453656 руб. 90 коп., п. 3.2 предложения доначислить земельный налог за 2003 г. в сумме 1322408 руб., 2004 в сумме 1188801 руб., 2005 - в сумме 863995 руб.
В остальной части иска отказать.
Обязать ИФНС РФ по г. Одинцово в соответствии с п. 3 ч. 5 ст. 201 АПК РФ устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя, связанных с неправомерным исчислением налоговых санкции по п. 1 и п. 2 ст. 119 НК РФ, начисление которых произведено не на основании диспозиции ст. 119 НК. РФ.
Возвратить истцу из доходов федерального бюджета госпошлину в размере 1000 руб. - пропорционально удовлетворенным требованиям.
Обеспечительные меры, наложенные определением суда от 15.02.06 сохраняют свое действие до фактического исполнения судебного акта и вступления его в законную силу.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции.
















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)