Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС УРАЛЬСКОГО ОКРУГА ОТ 03.02.2003 N Ф09-62/03-АК ПО ДЕЛУ N А76-13190/02

Разделы:
Земельный налог

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
кассационной инстанции по проверке законности и
обоснованности решений (постановлений) арбитражных судов,
вступивших в законную силу


от 3 февраля 2003 года Дело N Ф09-62/03-АК
Федеральный арбитражный суд Уральского округа по проверке в кассационной инстанции законности судебных актов арбитражных судов субъектов Российской Федерации, принятых ими в первой и апелляционной инстанциях, рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Инспекции МНС РФ по Центральному району г. Челябинска на решение от 04.11.02 Арбитражного суда Челябинской области по делу N А76-13190/02 по иску ОАО "Челябинский электромеханический завод" к Инспекции МНС РФ по Центральному району г. Челябинска о признании незаконным решения от 17.10.02 N 07/26141.
В судебном заседании принял участие представитель истца - Дмитриев И.В. по доверенности от 02.09.02 N 5-ю.
Ответчик о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещен надлежащим образом, его представитель в судебное заседание не прибыл.
Процессуальные права и обязанности разъяснены. Отводов составу суда не заявлено. Ходатайств не поступило.

ОАО "Челябинский электромеханический завод" обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с иском к Инспекции МНС РФ по Центральному району г. Челябинска о признании незаконным решения, исполненного в форме письма от 17.10.02 N 07/26141, в части отказа в проведении зачета излишне уплаченного земельного налога за 1999 - 2001 годы в общей сумме 322034,4 руб. в счет погашения недоимки и предстоящих налоговых платежей (с учетом изменения заявленных требований в порядке ст. 49 АПК РФ).
Решением суда от 04.11.02 исковые требования удовлетворены. Оспариваемое решение в части отказа в проведении зачета в счет погашения недоимки по текущим платежам излишне уплаченного земельного налога в размере 322034,4 руб. признано незаконным.
В апелляционной инстанции решение суда не пересматривалось.
Ответчик - Инспекция МНС РФ по Центральному району г. Челябинска - с решением не согласен, просит его отменить, в удовлетворении исковых требований отказать. В кассационной жалобе заявитель ссылается на неправильное применение судом Федерального закона от 30.03.99 N 51-ФЗ "О приостановлении действия п. 1 ст. 5 части первой Налогового кодекса РФ", ст. 15 Федерального закона от 22.02.99 N 36-ФЗ "О федеральном бюджете на 1999 год", Федерального закона от 31.12.99 N 227-ФЗ "О федеральном бюджете на 2000 год", а также ст. 5, 12 Бюджетного кодекса РФ. Налоговый орган полагает, что с учетом специфики федеральных законов о бюджете на соответствующий год, действия которых ограничиваются временными рамками календарного года, установление новых ставок налога не имеет обратной силы и тем самым не нарушает права налогоплательщика.

Законность судебного акта проверена судом кассационной инстанции в порядке ст. ст. 274, 284, 286 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, ОАО "Челябинский электромеханический завод" направило в налоговый орган уточненные расчеты (декларации) по земельному налогу за 1999 - 2001 гг. с заявлением от 28.06.02 о зачете суммы излишне уплаченного земельного налога в данных периодах в счет предстоящих налоговых платежей. По мнению истца, переплата образовалась в результате того, что при исчислении земельного налога в 1999, 2000 и 2001 годах им были применены не подлежащие применению дифференцированные ставки, установленные решениями Челябинской городской Думы, принятые после наступления соответствующего года, что не соответствует п. 1 ст. 5 НК РФ.
Письмом от 17.10.02 N 07/26141 Инспекция отказала в пересчете сумм земельного налога за 1999 - 2001 гг. по уточненным декларациям.
Считая, что данным отказом нарушено право налогоплательщика на своевременный зачет сумм излишне уплаченного налога, Общество обратилось в суд с настоящим иском.
Удовлетворяя исковые требования, суд исходил из правомерности заявленных требований, поскольку установление повышающих коэффициентов к ставкам земельного налога в течение текущего налогового периода противоречит п. 1 ст. 5 НК РФ.
Данный вывод является ошибочным, что подтверждается следующим.
Согласно п. п. 3, 4 ст. 2 АПК РФ одной из задач правосудия является укрепление законности и предупреждение правонарушений в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, при которой арбитражным судом обеспечивается справедливое судебное разбирательство.
Согласно ст. 17 ФЗ "О плате за землю" учет налогоплательщиков и начисление налога производятся по состоянию на 1 июня, уплата - не позднее 15 сентября и 15 ноября, а представление расчета по налогу - не позднее 1 июля текущего года.
В связи с вышеуказанным, вывод суда о нарушении прав налогоплательщика в связи с опубликованием федеральными бюджетными законами о бюджетах на 1999, 2000 и 2001 гг. (N 36-ФЗ от 22.02.99, N 227-ФЗ от 31.12.99 и N 150-ФЗ от 27.12.00) с повышающим коэффициентом не до начала налогового (отчетного) периода по земельному налогу, не соответствует требованиям ст. 17 ФЗ "О плате за землю".
Вместе с тем, из текста п. 1 ст. 17 НК РФ следует, что законодатель разделяет понятия "налоговая ставка" и "порядок исчисления налога", отнеся их к самостоятельным элементам налогообложения.
Относительно земельного налога такое разделение проведено законодателем в приложениях N 1 и N 2 к Закону РФ "О плате за землю".
В силу указанных положений законодательства следует, что с введением коэффициента исчисления земельного налога Федеральными законами о бюджете РФ сама ставка налога не изменяется, так как ее установление относится к компетенции органов местного самоуправления (пп. "б" ч. 1 ст. 21 Закона РФ "Об основах налоговой системы в Российской Федерации", п. 2 ст. 53 НК РФ), что также подтверждено Законом РФ "О плате за землю" и не противоречит ст. 72 Конституции РФ.
Кроме того, истребуемая сумма с учетом порядка формирования налоговой базы по налогу на прибыль истцом отнесена на себестоимость, включена в цену и могла быть уже компенсирована за счет контрагентов.
Доказательств наличия реального нарушения прав налогоплательщика в материалы дела не представлено.
Ссылка истца на необходимость применения постановления от 08.10.97 N 13-П и определения от 10.04.02 N 107-О Конституционного Суда РФ судом кассационной инстанции не принимается в силу п. 6 ст. 311 АПК РФ.
Таким образом, оспариваемое решение налогового органа является законным, в удовлетворении иска следует отказать.
При данных обстоятельствах решение суда от 04.11.02 следует отменить.
Руководствуясь ст. ст. 286, 287, 288, 289 АПК РФ, суд
ПОСТАНОВИЛ:

Решение от 04.11.02 Арбитражного суда Челябинской области по делу N А76-13190/02 отменить.
В иске отказать.
Взыскать с ОАО "Челябинский электромеханический завод" в доход федерального бюджета госпошлину по иску в сумме 1000 руб. и по кассационной жалобе - 500 руб.
Постановление изготовлено в полном объеме 3 февраля 2003 г.
















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)