Судебные решения, арбитраж
Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
от 23 мая 2005 года Дело N А13-13184/04-21
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Ветошкиной О.В., судей Бухарцева С.Н., Кочеровой Л.И., рассмотрев 23.05.05 в открытом судебном заседании кассационные жалобы Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России по крупнейшим налогоплательщикам по Вологодской области и открытого акционерного общества "Вологодский оптико-механический завод" на решение от 16.12.04 (судья Ковшикова О.С.) и постановление апелляционной инстанции от 16.02.05 (судьи Чельцова Н.С., Хвостов Е.А., Богатырева В.А.) Арбитражного суда Вологодской области по делу N А13-13184/04-21,
Открытое акционерное общество "Вологодский оптико-механический завод" (далее - ОАО "Вологодский оптико-механический завод", общество) обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по крупнейшим налогоплательщикам по Вологодской области (после реорганизации - Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России по крупнейшим налогоплательщикам по Вологодской области, далее - инспекция) от 29.09.04 N 78 и требований от 29.09.04 N 70, 82 об уплате земельного налога и налоговых санкций.
Решением арбитражного суда от 16.12.04, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 16.02.05, решение инспекции от 29.09.04 N 78 и требования от 29.09.04 об уплате налога и налоговых санкций признаны недействительными в части доначисления заявителю 3511454,65 руб. земельного налога, 55734,67 руб. пеней и привлечения к налоговой ответственности в виде 653989 руб. штрафа. В остальной части заявление общества оставлено без удовлетворения.
В кассационной жалобе инспекция просит отменить судебные акты и полностью отказать в удовлетворении заявления ОАО "Вологодский оптико-механический завод", а общество просит принять новое решение об удовлетворении его требований в полном объеме. По мнению инспекции, суд неправильно применил положения Закона Российской Федерации "О плате за землю" (далее - Закон о плате за землю) и статью 56 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ). ОАО "Вологодский оптико-механический завод" полагает, что суд сделал неправильный вывод о том, что используемый обществом земельный участок для эксплуатации административных помещений, оздоровительно-восстановительного центра, детско-юношеской спортивной школы подлежит налогообложению по ставкам, установленным для 9-й экономической зоны. По его мнению, независимо от назначения строений, размещенных на принадлежащих ему земельных участках, общество должно уплачивать земельный налог по ставке, установленной для зоны П3, поскольку ОАО "Вологодский оптико-механический завод" указано в перечне юридических лиц, названных в пункте 3 примечаний 1 Решения Вологодской городской Думы "Об утверждении базовых ставок земельного налога и ставок арендной платы за землю" (далее - решение городской Думы N 323), и осуществляет производственную деятельность.
Представители налоговой инспекции и ОАО "Вологодский оптико-механический завод", извещенных в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, в связи с чем дело рассмотрено в их отсутствие.
Как видно из материалов дела, в ходе камеральной проверки представленной ОАО "Вологодский оптико-механический завод" налоговой декларации по земельному налогу за 2004 год инспекция установила, что общество неправильно исчислило земельный налог за участки, расположенные по улице Мальцева, 54, улице Ленинградской, 71, улице Мудрова, 35 и улице Мира, 8. Инспекция считает, что перечисленные участки находятся в 9, 13 и 5-й экономических зонах, в то время как налогоплательщик отнес эти участки к зоне П3, что, по мнению инспекции, привело к занижению уплаченной суммы земельного налога. Кроме того, инспекция посчитала, что общество при расчете земельного налога необоснованно не применило коэффициент "1,1", установленный Федеральным законом "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу некоторых законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации".
По результатам камеральной проверки налоговый орган принял решение от 29.09.04 N 78, которым ОАО "Вологодский оптико-механический завод" привлечено к предусмотренной пунктом 1 статьи 122 НК РФ ответственности за неполную уплату земельного налога в виде штрафа в размере 653989 руб. Кроме того, заявителю доначислено 3517734 руб. земельного налога за 2004 год и 55734,67 руб. пеней. На основании указанного решения в адрес завода направлены требования от 29.09.04 N 82 об уплате налога и N 70 об уплате налоговых санкций.
Общество с принятым инспекцией решением не согласилось и обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его недействительным.
Удовлетворяя требования заявителя, суды первой и апелляционной инстанций приняли правомерные судебные акты.
Согласно статье 71 Конституции Российской Федерации в ведении Российской Федерации находятся федеральные налоги и сборы, в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находится установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации (статья 72 Конституции), а органы местного самоуправления самостоятельно устанавливают местные налоги (статья 132 Конституции). Положениям Конституции соответствуют правила, изложенные в статье 53 НК РФ, в соответствии с которой налоговые ставки по региональным и местным налогам устанавливаются соответственно законами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления в пределах, установленных названным Кодексом.
В соответствии со статьей 21 Закона Российской Федерации от 27.12.91 N 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" земельный налог отнесен к местным налогам и сборам. В пункте 2 названной статьи указано, что земельный налог устанавливается законодательными актами Российской Федерации и взимается на всей ее территории. Конкретные ставки этого налога определяются законодательными актами республик в составе Российской Федерации или решениями органов государственной власти краев, областей, автономной области, автономных округов, районов, городов и иных административно-территориальных образований. Статьей 8 Закона о плате за землю предусмотрено, что земельный налог за городские (поселковые) земли устанавливается на основе средних ставок. Согласно статье 3 Закона о плате за землю размер земельного налога не зависит от результатов хозяйственной деятельности собственников земли, землевладельцев, землепользователей и устанавливается в виде стабильных платежей за единицу земельной площади в расчете на год. Ставки земельного налога пересматриваются в связи с изменением не зависящих от пользователя земли условий хозяйствования. Средние ставки дифференцируются по местоположению и зонам различной градостроительной ценности территории. Границы зон определяются в соответствии с экономической оценкой территории и генеральными планами городов.
Решением Вологодской городской Думы от 19.06.03 N 632 "О внесении изменений в решение Вологодской городской Думы от 21.06.01 N 323 "Об утверждении базовых ставок земельного налога и ставок арендной платы на землю" (далее - Решение Думы N 632) в экономическую зону П-3 выделены промышленные предприятия, осуществляющие производственную деятельность и расположенные на территории экономических зон города (за исключением зон и предприятий, указанных в пунктах 1, 2 Примечания). К ним отнесено, в частности, и ОАО "Вологодский оптико-механический завод" (в редакции до внесения изменений решением Вологодской городской Думы от 24.06.04 N 93).
Указанным решением для экономической зоны П-3 установлена базовая ставка земельного налога в размере 8 руб./кв.м. Не оспаривая факт осуществления обществом промышленной деятельности, инспекция полагает, что общество не должно было применять ставку, установленную органом местного самоуправления для зоны П3, поскольку решение городской Думы в этой части не подлежит применению, как устанавливающее индивидуальные льготы.
В решении инспекции указано, что обществу при исчислении земельного налога следовало применять ставки земельного налога с применением коэффициента "1,1" установленного на 2004 год Федеральным законом от 07.07.03 N 117-ФЗ и подлежащего применению к ставкам 2003 года. Между тем, решением Вологодской городской Думы от 19.06.03 N 632 установлены новые базовые ставки земельного налога по экономическим зонам города, подлежащие применению с 01.01.04. То есть ставки 2003 года в 2004 году не подлежали применению.
То обстоятельство, что решением Вологодской городской Думы от 24.06.04 N 93 примечания к приложению 1 решения Вологодской городской Думы N 323 отменены в части индивидуально определенного в них перечня юридических лиц, не изменяет порядок применения в 2004 году ставок земельного налога на основании положений статьи 5 НК РФ, поскольку названное решение изменено в течение налогового периода.
Судом также правомерно отклонен довод налоговой инспекции о необходимости применения коэффициента "1,1", установленного Федеральным законом "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу некоторых законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации" (далее - Закон).
Согласно статье 7 Закона действующие в 2003 году размеры ставок земельного налога применяются в 2004 году с коэффициентом "1,1". Введением коэффициента индексирования корректируются ставки земельного налога с учетом изменения минимального размера оплаты труда, поэтому коэффициенты подлежат применению к ставкам земельного налога, которые установлены представительными органами местного самоуправления. Вологодская городская Дума в пределах ее компетенции приняла решение от 19.06.03 N 632 "О внесении изменений в Решение Вологодской городской Думы от 21.06.01 N 323 "Об утверждении базовых ставок земельного налога и ставок арендной платы за землю (с изменениями и дополнениями)", которым с 01.01.04 введена новая ставка земельного налога. Таким образом, в городе Вологде в 2004 году действовали ставки, установленные решением городской Думы на 2004 год. В связи с изложенным арбитражный суд сделал правомерный вывод, что в случае, когда земельный налог исчисляется по ставкам 2004 года, налоговая инспекция необоснованно применила коэффициент "1,1", установленный для ставок, действовавших в 2003 году.
Кассационная жалоба ОАО "Вологодский оптико-механический завод" также не подлежит удовлетворению.
Решением городской Думы N 323 в зону "П3" выделены промышленные предприятия, осуществляющие производственную деятельность и расположенные в иных экономических зонах города. В пункте 3 Примечания 1 к Приложению 1 Решения городской Думы N 323 в зону П3 был выделен и ряд коммерческих организаций, в число которых включено также ОАО "Вологодский оптико-механический завод". Из содержания пункта 3 следует, что выделение в зону П3 земель, используемых промышленными предприятиями и коммерческими организациями, связано с их целевым использованием - под производственную деятельность. Земельные участки, на которых размещены принадлежащие заявителю административные помещения, оздоровительно-восстановительный центр, детско-юношеская спортивная школа, по смыслу приведенной нормы, не могут быть отнесены к зоне П3, поскольку перечисленные строения не используются в производственном процессе. Следовательно, эти земельные участки подлежат налогообложению по ставкам, установленным для 9-й экономической зоны.
На основании изложенного и руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
решение от 16.12.04 и постановление апелляционной инстанции от 16.02.05 Арбитражного суда Вологодской области по делу N А13-13184/04-21 оставить без изменения, а кассационные жалобы Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России по крупнейшим налогоплательщикам по Вологодской области и открытого акционерного общества "Вологодский оптико-механический завод" - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА ОТ 23.05.2005 N А13-13184/04-21
Разделы:Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 23 мая 2005 года Дело N А13-13184/04-21
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Ветошкиной О.В., судей Бухарцева С.Н., Кочеровой Л.И., рассмотрев 23.05.05 в открытом судебном заседании кассационные жалобы Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России по крупнейшим налогоплательщикам по Вологодской области и открытого акционерного общества "Вологодский оптико-механический завод" на решение от 16.12.04 (судья Ковшикова О.С.) и постановление апелляционной инстанции от 16.02.05 (судьи Чельцова Н.С., Хвостов Е.А., Богатырева В.А.) Арбитражного суда Вологодской области по делу N А13-13184/04-21,
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Вологодский оптико-механический завод" (далее - ОАО "Вологодский оптико-механический завод", общество) обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по крупнейшим налогоплательщикам по Вологодской области (после реорганизации - Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России по крупнейшим налогоплательщикам по Вологодской области, далее - инспекция) от 29.09.04 N 78 и требований от 29.09.04 N 70, 82 об уплате земельного налога и налоговых санкций.
Решением арбитражного суда от 16.12.04, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 16.02.05, решение инспекции от 29.09.04 N 78 и требования от 29.09.04 об уплате налога и налоговых санкций признаны недействительными в части доначисления заявителю 3511454,65 руб. земельного налога, 55734,67 руб. пеней и привлечения к налоговой ответственности в виде 653989 руб. штрафа. В остальной части заявление общества оставлено без удовлетворения.
В кассационной жалобе инспекция просит отменить судебные акты и полностью отказать в удовлетворении заявления ОАО "Вологодский оптико-механический завод", а общество просит принять новое решение об удовлетворении его требований в полном объеме. По мнению инспекции, суд неправильно применил положения Закона Российской Федерации "О плате за землю" (далее - Закон о плате за землю) и статью 56 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ). ОАО "Вологодский оптико-механический завод" полагает, что суд сделал неправильный вывод о том, что используемый обществом земельный участок для эксплуатации административных помещений, оздоровительно-восстановительного центра, детско-юношеской спортивной школы подлежит налогообложению по ставкам, установленным для 9-й экономической зоны. По его мнению, независимо от назначения строений, размещенных на принадлежащих ему земельных участках, общество должно уплачивать земельный налог по ставке, установленной для зоны П3, поскольку ОАО "Вологодский оптико-механический завод" указано в перечне юридических лиц, названных в пункте 3 примечаний 1 Решения Вологодской городской Думы "Об утверждении базовых ставок земельного налога и ставок арендной платы за землю" (далее - решение городской Думы N 323), и осуществляет производственную деятельность.
Представители налоговой инспекции и ОАО "Вологодский оптико-механический завод", извещенных в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, в связи с чем дело рассмотрено в их отсутствие.
Как видно из материалов дела, в ходе камеральной проверки представленной ОАО "Вологодский оптико-механический завод" налоговой декларации по земельному налогу за 2004 год инспекция установила, что общество неправильно исчислило земельный налог за участки, расположенные по улице Мальцева, 54, улице Ленинградской, 71, улице Мудрова, 35 и улице Мира, 8. Инспекция считает, что перечисленные участки находятся в 9, 13 и 5-й экономических зонах, в то время как налогоплательщик отнес эти участки к зоне П3, что, по мнению инспекции, привело к занижению уплаченной суммы земельного налога. Кроме того, инспекция посчитала, что общество при расчете земельного налога необоснованно не применило коэффициент "1,1", установленный Федеральным законом "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу некоторых законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации".
По результатам камеральной проверки налоговый орган принял решение от 29.09.04 N 78, которым ОАО "Вологодский оптико-механический завод" привлечено к предусмотренной пунктом 1 статьи 122 НК РФ ответственности за неполную уплату земельного налога в виде штрафа в размере 653989 руб. Кроме того, заявителю доначислено 3517734 руб. земельного налога за 2004 год и 55734,67 руб. пеней. На основании указанного решения в адрес завода направлены требования от 29.09.04 N 82 об уплате налога и N 70 об уплате налоговых санкций.
Общество с принятым инспекцией решением не согласилось и обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его недействительным.
Удовлетворяя требования заявителя, суды первой и апелляционной инстанций приняли правомерные судебные акты.
Согласно статье 71 Конституции Российской Федерации в ведении Российской Федерации находятся федеральные налоги и сборы, в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находится установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации (статья 72 Конституции), а органы местного самоуправления самостоятельно устанавливают местные налоги (статья 132 Конституции). Положениям Конституции соответствуют правила, изложенные в статье 53 НК РФ, в соответствии с которой налоговые ставки по региональным и местным налогам устанавливаются соответственно законами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления в пределах, установленных названным Кодексом.
В соответствии со статьей 21 Закона Российской Федерации от 27.12.91 N 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" земельный налог отнесен к местным налогам и сборам. В пункте 2 названной статьи указано, что земельный налог устанавливается законодательными актами Российской Федерации и взимается на всей ее территории. Конкретные ставки этого налога определяются законодательными актами республик в составе Российской Федерации или решениями органов государственной власти краев, областей, автономной области, автономных округов, районов, городов и иных административно-территориальных образований. Статьей 8 Закона о плате за землю предусмотрено, что земельный налог за городские (поселковые) земли устанавливается на основе средних ставок. Согласно статье 3 Закона о плате за землю размер земельного налога не зависит от результатов хозяйственной деятельности собственников земли, землевладельцев, землепользователей и устанавливается в виде стабильных платежей за единицу земельной площади в расчете на год. Ставки земельного налога пересматриваются в связи с изменением не зависящих от пользователя земли условий хозяйствования. Средние ставки дифференцируются по местоположению и зонам различной градостроительной ценности территории. Границы зон определяются в соответствии с экономической оценкой территории и генеральными планами городов.
Решением Вологодской городской Думы от 19.06.03 N 632 "О внесении изменений в решение Вологодской городской Думы от 21.06.01 N 323 "Об утверждении базовых ставок земельного налога и ставок арендной платы на землю" (далее - Решение Думы N 632) в экономическую зону П-3 выделены промышленные предприятия, осуществляющие производственную деятельность и расположенные на территории экономических зон города (за исключением зон и предприятий, указанных в пунктах 1, 2 Примечания). К ним отнесено, в частности, и ОАО "Вологодский оптико-механический завод" (в редакции до внесения изменений решением Вологодской городской Думы от 24.06.04 N 93).
Указанным решением для экономической зоны П-3 установлена базовая ставка земельного налога в размере 8 руб./кв.м. Не оспаривая факт осуществления обществом промышленной деятельности, инспекция полагает, что общество не должно было применять ставку, установленную органом местного самоуправления для зоны П3, поскольку решение городской Думы в этой части не подлежит применению, как устанавливающее индивидуальные льготы.
В решении инспекции указано, что обществу при исчислении земельного налога следовало применять ставки земельного налога с применением коэффициента "1,1" установленного на 2004 год Федеральным законом от 07.07.03 N 117-ФЗ и подлежащего применению к ставкам 2003 года. Между тем, решением Вологодской городской Думы от 19.06.03 N 632 установлены новые базовые ставки земельного налога по экономическим зонам города, подлежащие применению с 01.01.04. То есть ставки 2003 года в 2004 году не подлежали применению.
То обстоятельство, что решением Вологодской городской Думы от 24.06.04 N 93 примечания к приложению 1 решения Вологодской городской Думы N 323 отменены в части индивидуально определенного в них перечня юридических лиц, не изменяет порядок применения в 2004 году ставок земельного налога на основании положений статьи 5 НК РФ, поскольку названное решение изменено в течение налогового периода.
Судом также правомерно отклонен довод налоговой инспекции о необходимости применения коэффициента "1,1", установленного Федеральным законом "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу некоторых законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации" (далее - Закон).
Согласно статье 7 Закона действующие в 2003 году размеры ставок земельного налога применяются в 2004 году с коэффициентом "1,1". Введением коэффициента индексирования корректируются ставки земельного налога с учетом изменения минимального размера оплаты труда, поэтому коэффициенты подлежат применению к ставкам земельного налога, которые установлены представительными органами местного самоуправления. Вологодская городская Дума в пределах ее компетенции приняла решение от 19.06.03 N 632 "О внесении изменений в Решение Вологодской городской Думы от 21.06.01 N 323 "Об утверждении базовых ставок земельного налога и ставок арендной платы за землю (с изменениями и дополнениями)", которым с 01.01.04 введена новая ставка земельного налога. Таким образом, в городе Вологде в 2004 году действовали ставки, установленные решением городской Думы на 2004 год. В связи с изложенным арбитражный суд сделал правомерный вывод, что в случае, когда земельный налог исчисляется по ставкам 2004 года, налоговая инспекция необоснованно применила коэффициент "1,1", установленный для ставок, действовавших в 2003 году.
Кассационная жалоба ОАО "Вологодский оптико-механический завод" также не подлежит удовлетворению.
Решением городской Думы N 323 в зону "П3" выделены промышленные предприятия, осуществляющие производственную деятельность и расположенные в иных экономических зонах города. В пункте 3 Примечания 1 к Приложению 1 Решения городской Думы N 323 в зону П3 был выделен и ряд коммерческих организаций, в число которых включено также ОАО "Вологодский оптико-механический завод". Из содержания пункта 3 следует, что выделение в зону П3 земель, используемых промышленными предприятиями и коммерческими организациями, связано с их целевым использованием - под производственную деятельность. Земельные участки, на которых размещены принадлежащие заявителю административные помещения, оздоровительно-восстановительный центр, детско-юношеская спортивная школа, по смыслу приведенной нормы, не могут быть отнесены к зоне П3, поскольку перечисленные строения не используются в производственном процессе. Следовательно, эти земельные участки подлежат налогообложению по ставкам, установленным для 9-й экономической зоны.
На основании изложенного и руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 16.12.04 и постановление апелляционной инстанции от 16.02.05 Арбитражного суда Вологодской области по делу N А13-13184/04-21 оставить без изменения, а кассационные жалобы Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России по крупнейшим налогоплательщикам по Вологодской области и открытого акционерного общества "Вологодский оптико-механический завод" - без удовлетворения.
Председательствующий
ВЕТОШКИНА О.В.
Судьи
КОЧЕРОВА Л.И.
БУХАРЦЕВ С.Н.
ВЕТОШКИНА О.В.
Судьи
КОЧЕРОВА Л.И.
БУХАРЦЕВ С.Н.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)