Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ОДИННАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 17.08.2012 ПО ДЕЛУ N А65-13960/2012

Разделы:
Акцизы

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 17 августа 2012 г. по делу N А65-13960/2012


Резолютивная часть постановления объявлена 15 августа 2012 года
В полном объеме постановление изготовлено 17 августа 2012 года
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Семушкина В.С., судей Юдкина А.А., Филипповой Е.Г.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Журавлевой Е.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 15.08.2012 в помещении суда апелляционную жалобу открытого акционерного общества "ТАТБЕНТО" на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 19.06.2012 по делу N А65-13960/2012 (судья Воробьев Р.М.), принятое по заявлению открытого акционерного общества "ТАТБЕНТО" (ОГРН 1101682000683, ИНН 1639042581), с. Биклянь Тукаевский район Республики Татарстан, к региональному отделению Федеральной службы по финансовым рынкам в Волго-Камском регионе (ОГРН 1031624000320, ИНН 1655029010), г. Казань, об оспаривании постановления о назначении административного наказания,
без участия в судебном заседании представителей лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,

установил:

Открытое акционерное общество "ТАТБЕНТО" (далее - ОАО "ТАТБЕНТО", общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением об оспаривании постановления Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам России в Волго-Камском регионе (далее - административный орган) от 27.04.2012 N 11-12-227/пн о назначении административного наказания.
Решением от 19.06.2012 по делу N А65-13960/2012 Арбитражный суд Республики Татарстан отказал обществу в удовлетворении заявления.
В апелляционной жалобе ОАО "ТАТБЕНТО" просило отменить указанное судебное решение и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленного требования. По мнению общества, обжалуемое судебное решение является незаконным и необоснованным.
На основании статей 156 и 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие представителей сторон, которые были надлежащим образом извещены о времени и месте проведения судебного заседания.
Рассмотрев материалы дела в порядке апелляционного производства, проверив доводы, приведенные в апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Из материалов дела следует, что 26.06.2011 ОАО "ТАТБЕНТО" провело годовое общее собрание акционеров (протокол от 29.06.2011 N 1/2011), повестка дня которого содержала вопрос о реорганизации общества в форме присоединения. Число голосов, которыми обладали лица, включенные в список лиц, имеющих право на участие в общем собрании акционеров, составляло 615000. Число голосов, которыми обладали лица, принявшие участие в общем собрании акционеров и имевшие право голосовать по данному вопросу на общем собрании акционеров, составляло 350563. За указанное решение было подано 282172 голоса, против - 68291.
В соответствии с пунктом 1 статьи 75 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ (далее - Закон об акционерных обществах) в случае реорганизации общества, акционеры - владельцы голосующих акций вправе требовать выкупа обществом всех или части принадлежащих им акций, если они голосовали против принятия решения о его реорганизации либо не принимали участия в голосовании по этому вопросу.
Согласно пункту 2 статьи 75 Закона об акционерных обществах список акционеров, имеющих право требовать выкупа обществом принадлежащих им акций, составляется на основании данных реестра акционеров общества на день составления списка лиц, имеющих право на участие в общем собрании акционеров, повестка дня которого включает вопрос о реорганизации акционерного общества.
Представленный ОАО "ТАТБЕНТО" список лиц, голосовавших "против" или не принимавших участие в голосовании по вопросу о реорганизации, имеющих право требовать выкупа акций общества, включает 670 акционеров.
Хорева А.Л., Тишкин Р.В. и Бушкин А.В. входят в список акционеров, имеющих право требовать выкупа у ОАО "ТАТБЕНТО" принадлежащих им акций, составленный в связи с проведением общего собрания акционеров 26.06.2011, на котором рассматривался вопрос о реорганизации акционерного общества.
Согласно пункту 3 статьи 76 Закона об акционерных обществах требование акционера о выкупе принадлежащих ему акций направляется в письменной форме в общество с указанием места жительства (места нахождения) акционера и количества акций, выкупа которых он требует. Подпись акционера - физического лица, равно как и его представителя, на требовании акционера о выкупе принадлежащих ему акций и на отзыве указанного требования должна быть удостоверена нотариально или держателем реестра акционеров общества. Требование акционеров о выкупе обществом принадлежащих им акций должны быть предъявлены обществу не позднее 45 дней с даты принятия соответствующего решения общим собранием акционеров. С момента получения обществом требования акционера о выкупе принадлежащих ему акций до момента внесения в реестр акционеров общества записи о переходе права собственности на выкупаемые акции к обществу или до момента отзыва акционером требования о выкупе этих акций акционер не вправе совершать связанные с отчуждением или обременением этих акций сделки с третьими лицами, о чем держателем указанного реестра вносится соответствующая запись в реестр акционеров общества.
Материалами дела подтверждается, что в ОАО "ТАТБЕНТО" от Хоревой А.Л. 29.07.2011 (на 33-й день с даты проведения общего собрания акционеров) и от Бушкина А.В. 18.07.2011 (на 22-й день с даты проведения общего собрания акционеров) поступили требования о выкупе акций данного общества в количестве 1000 и 400 штук соответственно по цене 140 рублей, либо в том количестве акций, которое может быть выкуплено в соответствии с правилами, указанными в пункте 5 статьи 76 Закона об акционерных обществах.
Пунктом 4 статьи 76 Закона об акционерных обществах предусмотрено, что по истечении 45-дневного срока общество обязано выкупить акции у акционеров, предъявивших требования об их выкупе, в течение 30 дней. Совет директоров общества не позднее чем через 50 дней со дня принятия соответствующего решения общим собранием акционеров общества утверждает отчет об итогах предъявления акционерами требований о выкупе принадлежащих им акций.
Отчет об итогах предъявления акционерами требований о выкупе принадлежащих им акций, в который включены, в том числе, Хорева А.Л. и Бушкин А.В., утвержден Советом директоров ОАО "ТАТБЕНТО" 15.08.2011 (на 50-й день с даты проведения общего собрания акционеров).
Таким образом, общество обязано было выкупить акции у заявивших требования о выкупе акционеров до 09.09.2011.
Однако в нарушение вышеприведенных положений статьи 76 Закона об акционерных обществах ОАО "ТАТБЕНТО" не исполнило обязанность по выкупу у акционеров принадлежащих им акций.
В соответствии с пунктом 3 статьи 75 Закона об акционерных обществах выкуп акций обществом осуществляется по цене, определенной советом директоров общества, но не ниже рыночной стоимости, которая должна быть определена независимым оценщиком без учета ее изменения в результате действий общества, повлекших возникновение права требования оценки и выкупа акций.
Согласно имеющимся в материалах дела пояснениям ОАО "ТАТБЕНТО" выкуп акций и перечисление денежных средств всем акционерам, предъявившим требования о выкупе принадлежащих им акций, приостановлены в связи с решением, принятым на внеочередном общем собрании акционеров от 14.10.2011, о приостановке реорганизации в форме присоединения ОАО "Камский ДСК" к ОАО "ТАТБЕНТО".
Между тем обязанность выкупить акции у акционеров, голосовавших против решения о реорганизации или не голосовавших на общем собрании акционеров, и необходимость соблюдения всех предусмотренных законодательством процедур возникает у общества вследствие принятия соответствующего решения на общем собрании акционеров, а не после прохождения всей процедуры реорганизации общества.
Законодательством также не предусмотрено прекращение осуществления процедуры выкупа в связи с принятием решения о приостановлении реорганизации.
Более того, Закон об акционерных обществах не предусматривает возможности акционерам принимать решение о приостановлении реорганизации акционерного общества после принятия решения о реорганизации на общем собрании акционеров и проведения соответствующих процедур.
Согласно пункту 3 статьи 48 Закона об акционерных обществах общее собрание акционеров не вправе рассматривать и принимать решения по вопросам, не отнесенным к его компетенции.
Таким образом, ОАО "ТАТБЕНТО" в нарушение статей 75 и 76 Закона об акционерных обществах не осуществило выкуп у акционеров принадлежащих им акций и тем самым нарушило предусмотренное законодательством право акционеров на выкуп принадлежащих им акций.
В соответствии с пунктом 5 статьи 76 Закона об акционерных обществах общая сумма средств, направляемых обществом на выкуп акций, не может превышать 10 процентов стоимости чистых активов общества на дату принятия решения, которое повлекло возникновение у акционеров права требовать выкупа обществом принадлежащих им акций. В случае, если общее количество акций, в отношении которых заявлены требования о выкупе, превышает количество акций, которое может быть выкуплено обществом с учетом установленного выше ограничения, акции выкупаются у акционеров пропорционально заявленным требованиям.
Из материалов дела следует, что стоимость чистых активов ОАО "ТАТБЕНТО" по состоянию на 31.03.2011 составляла 69094000 руб.
В соответствии с поручением административного органа от 27.09.2011 N 11-11-306/пч, статьями 42, 44 Федерального закона от 22.04.1996 N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" (далее - Закон о рынке ценных бумаг), статьей 11 Федерального закона от 05.03.1999 N 46-ФЗ "О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг", пунктом 7.4 Административного регламента по исполнению Федеральной службой по финансовым рынкам государственной функции контроля и надзора, утвержденного Приказом ФСФР России от 13.11.2007 N 07-107/пз-н, административным органом была проведена камеральная проверка сведений, изложенных в обращении Хоревой А.Л., Тишкина Р.В. и Бушкина А.В. о нарушениях ОАО "ТАТБЕНТО" требований законодательства об акционерных обществах.
Для устранения выявленных нарушений требований законодательства об акционерных обществах и в соответствии с пунктом 7 статьи 44 Закона о рынке ценных бумаг, административный орган 06.02.2012 направил в адрес ОАО "ТАТБЕНТО" обязательное для исполнения предписание N 11-12-СВ-03/82-т с требованием в срок до 05.03.2012 устранить выявленные нарушения законодательства, а именно: обеспечить в порядке, предусмотренном пунктом 5 статьи 46 Закона об акционерных обществах, выкуп акций у акционеров, направивших обществу требования о выкупе акций, и включенных в отчет об итогах предъявления акционерами требований о выкупе принадлежащих им акций, а также в срок до 06.03.2012 представить в административный орган отчет об исполнении предписания и принятых мерах по устранению указанного нарушения с заверенными копиями подтверждающих документов.
Предписание общество получило 15.02.2012 и в установленный срок не исполнило.
Как следует из материалов дела, административный орган составил в отношении ОАО "ТАТБЕНТО" протокол об административном правонарушении от 17.04.2012 N 11-12-192/пр-ап, которым установлено, что обществом не исполнено предписание административного органа от 06.02.2012 N 11-12-СВ-03/82-Т и в действиях общества усматриваются признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 9 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Согласно части 9 статьи 19.5 КоАП РФ невыполнение в установленный срок законного предписания федерального органа исполнительной власти в области финансовых рынков или его территориального органа влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от пятисот тысяч до семисот тысяч рублей.
На основании указанного протокола административный орган принял постановление от 27.04.2012 N 11-12-227/пн о привлечении общества к административной ответственности по части 9 статьи 19.5 КоАП РФ в виде штрафа в размере 550000 руб.
Суд первой инстанции сделал правильный вывод о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 9 статьи 19.5 КоАП РФ.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Из материалов дела следует, что у общества имелась возможность исполнить указанное предписание в установленный срок, но им не были приняты для этого все зависящие от него меры.
Таким образом, законные основания для привлечения общества к административной ответственности имелись, установленный порядок привлечения к ответственности соблюден, протокол об административном правонарушении составлен с соблюдением требований, предусмотренных статьей 28.2 КоАП РФ, срок давности привлечения к административной ответственности не истек, наказание назначено в пределах санкции части 9 статьи 19.5 КоАП РФ и с учетом отягчающего административную ответственность обстоятельства - привлечения общества к ответственности за совершение однородного правонарушения постановлением административного органа от 12.03.2012 N 11-12-161/пн.
Несоблюдение административным органом предусмотренного частью 1 статьи 29.5 КоАП РФ 15-дневного срока рассмотрения дела об административном правонарушении не может послужить основанием для признания постановления незаконным, поскольку административный орган рассмотрел дело всесторонне, полно, объективно и с соблюдением прав лица, привлекаемого к административной ответственности.
Оснований для применения статьи 2.9 КоАП РФ, которой предусмотрена возможность освобождения от административной ответственности при малозначительности административного правонарушения, в рассматриваемом случае не имеется.
Затруднительное финансовое и имущественное положение общества не является обстоятельством, смягчающим ответственность за совершение указанного административного правонарушения или освобождающим от этой ответственности.
Суд апелляционной инстанции также учитывает, что вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 01.06.2012 по делу N А65-9627/2012 ОАО "ТАТБЕНТО" отказано в удовлетворении заявления об оспаривании постановления административного органа от 07.03.2012 N 11-12-156/пн, которым общество привлечено к административной ответственности по статье 15.20 КоАП РФ за то, что в нарушение статей 75 и 76 Закона об акционерных обществах не выкупило у акционеров предъявленные ими к выкупу акции.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 17.05.2012 по делу N А65-9623/2012 ОАО "ТАТБЕНТО" отказано в удовлетворении заявления об оспаривании постановления административного органа от 12.03.2012 N 11-12-161/пн о привлечении к административной ответственности. Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.07.2012 указанное судебное решение оставлено без изменения. Таким образом, ссылка общества в апелляционной жалобе по настоящему делу на оспаривание в судебном порядке постановления административного органа от 12.03.2012 N 11-12-161/пн не может быть принята во внимание.
Утверждение ОАО "ТАТБЕНТО" о том, что оно трижды привлечено к административной ответственности за одно и тоже административное правонарушение, является несостоятельным. Из материалов дела видно, что общество привлекалось к административной ответственности постановлениями от 07.03.2012 N 11-12-156/пн, от 12.03.2012 N 11-12-161/пн и от 27.04.2012 N 11-12-227/пн за невыполнение трех разных законных предписаний административного органа.
Таким образом, оспариваемое по настоящему делу постановление административного органа является законным и обоснованным.
Следовательно, обжалуемое судебное решение отмене не подлежит. Суд первой инстанции исследовал все обстоятельства, имеющие значение для дела, и правильно оценил их. Нарушений норм процессуального права судом первой инстанции не допущено.
Доводы, приведенные обществом в апелляционной жалобе, основаны на ошибочном толковании закона, и поэтому не могут быть приняты во внимание.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции

постановил:

Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 19 июня 2012 года по делу N А65-13960/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа.

Председательствующий
В.С.СЕМУШКИН

Судьи
А.А.ЮДКИН
Е.Г.ФИЛИППОВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)