Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕСЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 22.08.2006, 29.08.2006 ПО ДЕЛУ N А41-К2-5987/06

Разделы:
Земельный налог

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ДЕСЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
по проверке законности и обоснованности решений
арбитражных судов, не вступивших в законную силу


22 августа 2006 г. Дело N А41-К2-5987/06

Резолютивная часть постановления объявлена 22 августа 2006 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 29 августа 2006 г.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи М., судей И., К.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Д., при участии в заседании: от истца (заявителя) - К.Л. - адвокат, доверенность от 06.02.2006, от ответчика (должника) - Г. - представитель, доверенность от 30.09.2005 N 01-06-02/11703, рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы Российской Федерации по г. Ногинску на решение Арбитражного суда Московской области от 31 мая 2006 г. по делу N А41-К2-5987/06, принятого судьей Р., по иску (заявлению) открытого акционерного общества "Атлант-Металлопласт" к Инспекции Федеральной налоговой службы Российской Федерации по г. Ногинску о признании недействительным решения.
УСТАНОВИЛ:

открытое акционерное общество "Атлант-Металлопласт" обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы Российской Федерации по г. Ногинску о признании недействительным решения от 24.11.2005 N 330 об отказе в привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения.
Решением суда от 31 мая 2006 г. по делу А41-К2-5987/06 заявленные требования удовлетворены.
Законность и обоснованность решения проверяются по апелляционной жалобе Инспекции ФНС РФ по г. Ногинску, в которой налоговая служба просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт, полагая, что установление и применение повышающих коэффициентов 4 и 2,5 является обоснованным и правомерным.
Заслушав объяснения представителей сторон, исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, апелляционный суд считает, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Материалами дела установлено: ОАО "Атлант-Металлопласт" является пользователем земельного участка площадью 73791 кв. м, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 21.11.2001 серии 50АГ N 434622 (л.д. 43) и свидетельством N 107 на право собственности на землю, бессрочного (постоянного) пользования землей от 13.08.1993 (л.д. 44), с учетом постановления главы Обуховской территориальной администрации Ногинского района от 30.12.1998 N 90 (л.д. 42) и соответственно плательщиком земельного налога.
Площадь земельного участка сторонами не оспаривается.
01.07.2004 обществом представлена налоговая декларация по земельному налогу за 2004 г. (л.д. 28 - 31), согласно которой сумма земельного налога составила 2913363 руб. при использовании ставки земельного налога 28,51 руб./кв. м.
Полагая, что при исчислении налога обществом применена неверная ставка налога, а также в связи с допущенными арифметическим ошибками в указании площади земельного участка, ОАО "Атлант-Металлопласт" 10.10.2005 представило в Инспекцию ФНС РФ по г. Ногинску уточненную налоговую декларацию по земельному налогу за 2004 г. (л.д. 32 - 36), согласно которой сумма земельного налога, при использовании налоговой ставки 2,85 руб./кв. м, составила 210304 руб.
24.11.2005 заместителем руководителя Инспекции ФНС РФ по г. Ногинску по результатам рассмотрения материалов камеральной налоговой проверки ОАО "Атлант-Металлопласт", проведенной на основе уточненной налоговой декларации по земельному налогу за 2004 г. принято решение N 330 об отказе в привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения (л.д. 15).
Данным решением обществу доначислен земельный налог за 2004 г. в сумме 2243862 руб., в связи с тем, что обществом применена ставка земельного налога 2,85 руб./кв. м, в то время как согласно пункту 4 решения Совета депутатов ставка земельного налога за земельные участки в п. Обухово Ногинского района составляет 28,51 руб./кв. м.
Полагая, что решение Инспекции ФНС РФ по г. Ногинску от 24.11.2005 N 330 не соответствует налоговому законодательству общество оспорило его в судебном порядке.
В соответствии с подпунктом "И" пункта 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации установление общих принципов налогообложения РФ находится в совместном ведении РФ и субъектов РФ.
В силу пунктов 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъекта РФ. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в РФ, действует федеральный закон.
Согласно пункту 2 статьи 53 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые ставки по региональным и местным налогам устанавливаются соответственно законами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления в пределах, установленных настоящим Кодексом.
Законом РФ "О плате за землю" устанавливается средняя ставка земельного налога; органам местного самоуправления предоставлено право дифференцировать средние ставки; установлен исчерпывающий перечень полномочий органов субъектов Российской Федерации.
Таким образом, определяя средние ставки, федеральный закон установил пределы, в рамках которых субъекты РФ и органы местного самоуправления должны устанавливать конкретные ставки.
Инспекция полагает, что при исчислении земельного налога общество должно было применить повышающий коэффициент 4, установленный статьей 2 Закона Московской области от 16.06.1995 N 18/95-03 "О плате за землю в Московской области", согласно которой средние ставки земельного налога на земли всех категорий (кроме земель сельскохозяйственного назначения сельскохозяйственных организаций, крестьянских (фермерских) хозяйств) на территории Московской области применяются с повышающими коэффициентами, установленными в соответствии с Приложением 2 (таблица 2) к Закону Российской Федерации "О плате за землю": за земли городов - 2,5; за земли других категорий - согласно коэффициентам увеличения средних ставок земельного налога в зависимости от рекреационной ценности территории Московской области (Приложение N 1).
Из буквального толкования статьи 2 Закона Московской области следует, что средние ставки земельного налога на земли всех категорий (кроме земель сельскохозяйственного назначения) на территории Московской области применяются с повышающими коэффициентами, установленными в соответствии с Приложением 2 (таблица 2) к Закону Российской Федерации "О плате за землю".
Статья 2 Закона Московской области устанавливает повышающий коэффициент не для всех земель, а лишь для тех категорий, в отношении которых таблицей 2 Приложения 2 к Закону Российской Федерации "О плате за землю" предусмотрено применение таких повышающих коэффициентов.
Статьей 8 Закона Российской Федерации "О плате за землю" N 1738-1 от 11.10.1991 установлено, что налог на городские (поселковые) земли устанавливается на основе средних ставок согласно Приложению 2 (таблицы 1, 2, 3) к Закону (за исключением земель сельскохозяйственного использования, занятых личным подсобным хозяйством и жилищным фондом, дачными и садовыми участками, индивидуальными и кооперативными гаражами, для которых установлен иной порядок исчисления налога).
Средние ставки дифференцируются по местоположению и зонам различной градостроительной ценности территории органами местного самоуправления городов. Границы зон определяются в соответствии с экономической оценкой территории и генеральными планами городов.
Законом Российской Федерации "О плате за землю" установлена средняя ставка земельного налога. Органам местного самоуправления предоставлено право дифференциации средней ставки.
При этом, определяя средние ставки, Закон Российской Федерации установил пределы, в рамках которых субъектам Российской Федерации должны устанавливаться конкретные налоговые ставки. В Приложении N 2 таблицы 2 Закона Российской Федерации "О плате за землю" повышающий коэффициент установлен лишь для земель Московской области, являющихся зонами отдыха Москвы, а не для всей Московской области, при этом коэффициенты являются различными в зависимости от рекреационной ценности градостроительных зон.
Поскольку налоговым органом не представлено доказательств отнесения земель общества к курортным районам, зонам отдыха, рекреационным землям, суд первой инстанций пришел к обоснованному выводу о том, что применение повышающего коэффициента 4 при исчислении сумм земельного налога неправомерно.
Вывод Инспекции о том, что все земли Московской области относятся к зонам отдыха, противоречит земельному и налоговому законодательству.
Согласно статьи 98 Земельного кодекса РФ к землям рекреационного назначения относятся земли, предназначенные и используемые для организации отдыха, туризма, физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности граждан. В состав земель рекреационного назначения входят земельные участки, на которых находятся дома отдыха, пансионаты, кемпинги, объекты физической культуры и спорта, туристические базы, стационарные и платочные туристско-оздоровительные лагеря, дома рыболова и охотника, детские туристические станции, туристские парки, лесопарки, учебно-туристические тропы, трассы, детские и спортивные лагеря, другие аналогичные объекты.
К землям рекреационного назначения относятся также земли пригородных зеленых зон.
В соответствии со статьей 86 Земельного кодекса РФ в составе пригородных зон могут выделяться зеленые зоны, которые выполняют санитарные, санитарно-гигиенические и рекреационные функции и в границах которых запрещается хозяйственная и иная деятельность, оказывающая негативное (вредное) воздействие на окружающую среду.
В соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 7, главы 17 Земельного кодекса РФ земли рекреационного назначения входят в отдельную категорию как земли особо охраняемых территорий и объектов.
К землям поселений, относящимся к отдельной категории земель и не имеющим рекреационной ценности, не может применяться повышающий коэффициент увеличения средних ставок земельного налога в зависимости от рекреационной ценности территории Московской области.
Земли п. Обухово Ногинского района не включены в Приложение N 1 к Закону Московской области "Коэффициенты увеличения средних ставок земельного налога в зависимости от рекреационной ценности территории Московской области".
Таким образом, налоговый орган не доказал принадлежности земельного участка, занимаемого ОАО "Атлант-Металлопласт", к курортным землям, зоне отдыха и рекреационным землям, в связи с чем применение при расчете земельного налога повышающих коэффициентов 4 неправомерно.
Апелляционный суд, считает, несостоятельной ссылку Инспекции ФНС РФ по г. Ногинску в апелляционной жалобе на Определение Верховного Суда Российской Федерации от 16 февраля 2005 года N 4-Г04-57.
Данным Определением подтверждена законность статьи 2 Закона Московской области "О плате за землю в Московской области", установившей правомерность применения повышающего коэффициента для категорий земель, на которые распространяется действие таблицы 2 Приложения 2 к Закону Российской Федерации "О плате за землю" (курортные зоны и зоны отдыха). В Определении не указано, что занимаемый ОАО "Атлант-Металлопласт" участок относится к таким землям, в связи с чем апелляционный суд считает, что применение повышающего коэффициента, установленного статьей 2 Закона Московской области к землям ОАО "Атлант-Металлопласт" не обосновано.
Судом первой инстанции дана надлежащая оценка не применению обществом при исчислении ставки земельного налога повышающего коэффициента 2,5, установленного статьей 9 Закона Московской области.
В соответствии со статьей 9 Закона Московской области от 16.06.1995 N 18/95-ОЗ "О плате за землю в Московской области" определено, что средние ставки земельного налога на городские, поселковые земли увеличиваются кратно коэффициентам, учитывающим статус конкретных городов и поселков, уровень развития социально-культурного потенциала и местоположение (Приложение N 7).
Приложением N 7 к Закону Московской области для п. Обухово установлен коэффициент увеличения 2,5.
В соответствии с таблицей 3 Приложения 2 к Закону РФ "О плате за землю" коэффициент увеличения средней ставки налога за счет статуса города и развития социально-культурного потенциала применяется в отношении земель городов с численностью от 100000 человек.
Как подтверждено справкой отдела государственной статистики в Ногинском районе от 18.08.2006 N 132 численность населения р.п. Обухово Ногинского района на 01.01.2005 составляет 10658 человек (л.д. 124 т. 1).




Кроме того, решением Московского областного суда от 04.11.2004, оставленным в силе Определением Судебной коллегии по гражданским судам Верховного Суда Российской Федерации от 16.02.2005 по делу N 4Г04-57 статья 9 Закона Московской области "О плате за землю в Московской области" признана недействующей и не подлежащей применению.
Следовательно, применение повышающего коэффициента 2,5 при исчислении земельного налога обществом противоречит Закону РФ "О плате за землю" и является незаконным.
Учитывая данные обстоятельства, апелляционный суд считает, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь статьями 176, 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:





решение Арбитражного суда Московской области от 31 мая 2006 г. по делу А41-К2-6987/06 оставить без изменения, апелляционную жалобу Инспекции ФНС России по г. Ногинску Московской области без удовлетворения.
















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)