Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА ОТ 26.05.2008 ПО ДЕЛУ N А09-7802/07-12-29

Разделы:
Налог на игорный бизнес

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 26 мая 2008 г. по делу N А09-7802/07-12-29


Резолютивная часть объявлена 22 мая 2008 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 26 мая 2008 года.
Федеральный арбитражный суд Центрального округа, рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Исаева В.В. на решение от 29.01.2008 Арбитражного суда Брянской области по делу N А09-7802/07-12-29,
установил:

индивидуальный предприниматель Исаев В.В. (далее - предприниматель, налогоплательщик) обратился в арбитражный суд с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 8 по Брянской области (далее - Инспекция, налоговый орган) и Управлению Федеральной налоговой службы России по Брянской области о признании недействительным решения N 1973 от 15.08.2007.
Решением Арбитражного суда Брянской области от 29.01.2008 заявленные требования предпринимателя удовлетворены частично. Признан недействительным п. 2 решения налогового органа N 1973 от 15.08.2007 о доначисления налога на игорный бизнес в размере 144 000 руб.
В остальной части иска отказано.
Производство по заявлению предпринимателя к Управлению Федеральной налоговой службы России по Брянской области о признании недействительным решения МИФНС РФ N 8 по Брянской области от 15.08.2007 года N 1973 прекращено в связи с отказом истца от иска.
В апелляционной инстанции законность и обоснованность принятого решения не проверялась.
Предприниматель обратился с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение суда, ссылаясь на нарушение судом норм материального права.
Изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы и отзыва, кассационная инстанция полагает, что обжалуемый судебный акт подлежит отмене.
Как следует из материалов дела, 20.07.2006 предпринимателем представлена в Инспекцию налоговая декларация по налогу на игорный бизнес за июнь 2006 года, согласно которой сумма налога, подлежащая уплате, исчислена в сумме 180 000 руб., исходя из ставки налога в размере 7500 руб. за один игровой автомат. Налог в указанной сумме предпринимателем был уплачен.
28.03.2007 года предпринимателем представлена в Инспекцию уточненная налоговая декларация по налогу на игорный бизнес за июнь 2006 года, в соответствии с которой сумма налога к уплате составила 36 000 руб., исходя из ставки налога 1500 руб. за один игровой автомат.
По итогам камеральной проверки уточненной налоговой декларации налоговым органом принято решение N 1973 от 15.08.2007 об отказе в привлечении к налоговой ответственности, которым предпринимателю было предложено уплатить недоимку по налогу на игорный бизнес в размере 144 000 руб.
Не согласившись с решением налогового органа, предприниматель обжаловал его в Управление ФНС России по Брянской области.
Решением Управления ФНС России по Брянской области от 10.12.2007 года решение налогового органа от 15.08.2007 N 1973 изменено и изложено в следующей редакции:
- - отказать в привлечении Исаева В.В. к налоговой ответственности на основании п. 1 ст. 109 НК РФ;
- - признать необоснованным произведенное уменьшение налога на игорный бизнес в сумме 144 000 руб.;
- Полагая, что решение Инспекции от 15.08.2007 нарушает его права и законные интересы и не соответствует законодательству о налогах и сборах предприниматель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Рассматривая спор по существу, суд исходил из того, что в отношении объектов игорного бизнеса, приобретенных и зарегистрированных налогоплательщиком после 01.01.2005 года, действуют ставки налога, установленные региональным законодательством на момент регистрации таких объектов, поэтому пришел к выводу об отсутствии нарушения прав предпринимателя, предоставленных ст. 9 Федерального закона N 88-ФЗ от 14.06.1995 года, в связи с чем, отказал в признании недействительным п. 1 оспариваемого решения.
Частично удовлетворяя заявленные предпринимателем требования, суд указал на неправомерность решения налогового в части предложения уплатить недоимку по налогу на игорный бизнес в размере 144 000 руб., поскольку п. 2 решения Инспекции нарушает законные права и интересы налогоплательщика, возлагая на налогоплательщика дополнительные обязанности по уплате налога, который им фактически уплачен.
Кроме того, прекратил производство по заявлению предпринимателя о признании недействительным решения МИФНС России N 8 по Брянской области от 15.08.2007 N 1973 в связи с отказом от иска.
Как установлено судом, Исаев В.В. зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя 28.08.2002, о чем администрацией г. Брянска выдано свидетельство N 59314, прошел перерегистрацию в МИМНС РФ N 10 по Брянской области, что подтверждается свидетельством от 27.02.2004 32 N 000678636.
На основании лицензии N 003444 от 18.12.2003, выданной Государственным комитетом Российской Федерации по физической культуре и спорту, предприниматель осуществляет деятельность по организации и содержанию тотализаторов и игорных заведений и является в порядке ст. 365 НК РФ плательщиком налога на игорный бизнес.
В соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 9 Федерального закона N 88-ФЗ от 14.06.1995 года "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации" в случае, если в результате изменения налогового законодательства будут созданы менее благоприятные условия для субъекта малого предпринимательства по сравнению с ранее действовавшими условиями, то в течение первых четырех лет своей деятельности указанные субъекты подлежат налогообложению в том же порядке, который действовал на момент их государственной регистрации.
Из правовой позиции, сформулированной Конституционным Судом Российской Федерации в Определениях от 01.07.1999 N 111-О, от 05.06.2003 N 277-О, от 04.12.2003 N 445-О, Постановлении от 19.06.2003 N 11-П, следует, что ст. 9 Федерального закона от 14.06.1995 N 88-ФЗ направлена на урегулирование налоговых отношений и гарантирует субъектам малого предпринимательства в течение первых четырех лет деятельности стабильность режима налогообложения в целом, включая неизменность перечня взимаемых налогов и сборов и элементов налогового обязательства по каждому из них.
Согласно ст. 17 Налогового кодекса Российской Федерации ставка налога является одним из элементов налогообложения, ее изменение в сторону повышения в течение первых четырех лет деятельности предпринимателя ухудшает его положение, создает менее благоприятные условия для предпринимательской деятельности.
Исходя из вышеизложенного предприниматель вправе воспользоваться гарантиями, установленными ст. 9 Федерального закона от 14.06.1995 N 88-ФЗ, и уплачивать в течение первых четырех лет налог на игорный бизнес с применением ставки, действовавшей на момент его государственной регистрации.
Данная правовая позиция изложена в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 17177/07 от 15.04.2008 года.
Кроме того, согласно положениям ст. 101.2 НК РФ вступившее в силу решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения может быть обжаловано в вышестоящий налоговый орган, при условии, что оно не обжаловалось в апелляционном порядке (пункт 3).
Порядок, сроки рассмотрения жалобы вышестоящим налоговым органом и принятие решения по ней определяются в порядке, предусмотренном статьями 139 - 141 НК РФ.
В соответствии с п. 2 ст. 140 НК РФ по итогам рассмотрения жалобы на акт налогового органа вышестоящий налоговый орган (вышестоящее должностное лицо) вправе:
1) оставить жалобу без удовлетворения;
2) отменить акт налогового органа;
3) отменить решение и прекратить производство по делу о налоговом правонарушении;
4) изменить решение или вынести новое решение.
В ходе рассмотрения жалобы вышестоящим налоговым органом дается оценка законности решению Инспекции, т.е. проверяется не только правильность применения норм права, но и обоснованность выводов.
Как следует из материалов дела, обжалуемое решение Инспекции изменено вышестоящим налоговым органом - Управлением ФНС по Брянской области.
При таких обстоятельствах суду надлежало дать оценку решению Инспекции с учетом внесенных изменений Управлением, т.к. дополнительного основания для признания недействительным ненормативного акта в судебном порядке не требуется в случае наличия таких выводов в ненормативном акте вышестоящего налогового органа.
В связи с этим, в рамках настоящего спора предметом обжалования предпринимателя следует рассматривать решение Инспекции N 1973 от 15.08.2007 с учетом изменений, внесенных решением Управления ФНС России по Брянской области от 10.12.2007. Данные изменения судом при рассмотрении спора учтены не были.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции неправильно истолковал нормы законодательства о государственной поддержке малого предпринимательства, а также выводы суда основаны на неполном исследовании всех обстоятельств дела, имеющих существенное значение для его правильного разрешения, в связи с чем, решение суда подлежит отмене, а дело направлению на новое рассмотрение.
При новом рассмотрении дела суду необходимо установить фактические обстоятельства, относящиеся к предмету спора, дать оценку доводам сторон, и, правильно применив нормы действующего законодательства, вынести законное и обоснованное решение.
На основании изложенного и руководствуясь п. 3 ч. 1 ст. 287, ст. 288, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
постановил:

решение от 29.01.2008 Арбитражного суда Брянской области по делу N А09-7802/07-12-29 отменить, дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)