Судебные решения, арбитраж

РЕШЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА ПРИМОРСКОГО КРАЯ ОТ 12.08.2004, 29.07.2004 ПО ДЕЛУ N А51-752/04 30-29

Разделы:
Налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ)

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПРИМОРСКОГО КРАЯ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ


12 августа 2004 г. Дело N А51-752/04 30-29

Арбитражный суд Приморского края установил:
Общество с ограниченной ответственностью "П." (сокращенно - общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным акта выездной налоговой проверки N 141А от 20.11.03, решения N 01-20/1633 от 25.12.03 и требования об уплате налоговых санкций от 25.12.03 N 06-06, вынесенных Инспекцией МНС РФ по г. Партизанску Приморского края (сокращенно - инспекция).
Определением арбитражного суда от 07.04.04 по ходатайству общества к участию в деле в качестве 3-их лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне инспекции привлечены Комитет по природным ресурсам и экологии Администрации Приморского края и Главное управление природных ресурсов и охраны окружающей среды Министерства природных ресурсов России по Приморскому краю.
Инспекция заявленные требования не признала, ссылаясь на то, что в соответствии с пп. 4 п. 1 ст. 342 Налогового кодекса РФ, Постановлением Правительства РФ от 26.12.01 N 899 отнесение запасов твердых полезных ископаемых к некондиционным запасам осуществляется Министерством природных ресурсов РФ по результатам технико-экономического обоснования эксплуатационных кондиций. Поскольку в отношении разрабатываемых запасов угля ООО "П." не представило в Министерство природных ресурсов РФ технико-экономическое обоснование эксплуатационных кондиций и последнее в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 26.12.01 N 899 не приняло решение об отнесении данных запасов к некондиционным, то у общества отсутствовало право на применение налоговой ставки 0 процентов при исчислении налога на добычу полезных ископаемых.
Комитет природных ресурсов и экологии Администрации Приморского края в судебное заседание не явился, в отзыве на заявление общества поддержал позицию инспекции.
Главное управление природных ресурсов и охраны окружающей среды Министерства природных ресурсов России по Приморскому краю в судебное заседание не явилось, в предыдущих судебных заседаниях и письменных пояснениях от 11.05.04 за N 06-07-11/2534 признано правомерным применение обществом в проверяемом периоде при исчислении налога на добычу полезных ископаемых налоговой ставки 0 процентов в соответствии с п. 4 ст. 342 Налогового кодекса РФ, поскольку добываемые обществом запасы угля ранее были в установленном на тот период порядке отнесены к некондиционным, учтены государственным балансом в качестве балансовых и повторного утверждения в качестве таковых решением Министерства природных ресурсов России не требуют.
Материалами дела установлено, что на основании решения руководителя ИМНС РФ по г. Партизанску Приморского края 27.10.03 была проведена выездная налоговая проверка ООО "П." по вопросам правильности исчисления и уплаты в бюджет налога на добычу полезных ископаемых за период с 01.01.02 по 01.10.03.
В ходе выездной налоговой проверки инспекция установила, что в проверяемом периоде общество в нарушение п. 2 ст. 342 НК РФ неправомерно при исчислении налога на добычу полезных ископаемых применяло ставку 0 процентов. По результатам выездной налоговой проверки был составлен акт N 141 от 20.11.03 и принято решение N 01-20/1633 от 25.12.03 о доначислении обществу налога на добычу полезных ископаемых за 2002 год - 9 месяцев 2003 года в сумме 1728691 руб., 323461 руб. пени и о привлечении общества к налоговой ответственности по п. 1 ст. 122 НК РФ в виде штрафа в общей сумме 345738 руб.
На основании принятого решения обществу было выставлено требование от 25.12.03 N 06-06 об уплате доначисленного налога, пени и штрафа в срок до 03.01.04.
Посчитав незаконным доначисление указанных сумм налога, пени и штрафа по п. 1 ст. 122 НК РФ, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным акта выездной налоговой проверки, решения, принятого по результатам данной проверки, и требования инспекции.
Оспаривая законность принятых инспекцией актов, ООО "П." ссылается на то, что некондиционные запасы угля, добываемого на поле шахты "Северная", прошли государственную экспертизу в Территориальной комиссии по запасам полезных ископаемых Комитета по геологии и использованию недр Приморского края еще в 2002 году. Согласно акта N 1-2001 от 04.01.01, утвержденного Госгортехнадзором РФ и согласованного с Территориальным органом Министерства природы РФ по Приморскому краю, добываемый уголь переведен в забалансовый. Приказом Комитета природных ресурсов по Приморскому краю от 28.12.01 N 2476/333 обществу была установлена налоговая ставка на добываемый уголь 0 процентов, которая до настоящего времени не отменена. Изучив материалы дела, оценив доводы ООО "П.", возражения инспекции и пояснения 3-их лиц по существу спора, суд считает, что заявление общества подлежит частичному удовлетворению по следующим обстоятельствам.
Как установлено в ходе судебного разбирательства, 19.05.00 ООО "П." выдана лицензия ВЛВ 00937 ТЭ на право пользования недрами для добычи каменного угля на поле шахты "Северная" Партизанского к/у бассейна на основании совместного приказа Комитета природных ресурсов по Приморскому краю Министерства природных ресурсов России (в настоящее время - Главное управление природных ресурсов и охраны окружающей среды Министерства природных ресурсов России по Приморскому краю) и Комитета по природным ресурсам Администрации Приморского края от 02.03.00 N 27/38. Срок действия лицензии до 30.08.2013.
ООО "П." были переданы запасы каменного угля по полю шахта "Северная", в том числе забалансовые (некондиционные) запасы в количестве 2321 тыс. тонн по состоянию на 01.01.00.
В 2000 году общество представило в Комитет природных ресурсов по Приморскому краю технико-экономическое обоснование изменения лицензионных условий пользования недрами в части освобождения его от отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы и отчислений за право добычи угля.
Учитывая, что общество получило (переоформило) лицензию на добычу угля на базе ликвидируемой особо убыточной шахты "Углекаменская", ранее входившей в структуру ОАО "Приморскуголь", в целях стимулирования добычи угля в сложных горногеологических условиях, Территориальная комиссия по запасам, рассмотрев представленные материалы и в соответствии с полномочиями, предоставленными Положением о территориальных комиссиях по запасам полезных ископаемых Комитета РФ по геологии и использованию недр, утвержденного приказом Комитета РФ по геологии и использованию недр от 03.03.94 N 41, приняла решение перевести в группу забалансовых (некондиционных) по технико-экономическим показателям (из-за нерентабельности обработки) балансовые запасы, переданные обществу в блоках, предусмотренных для первоочередной отработки, в общем 5761 тыс. тонн (протокол от 16.11.00 N 328).
Учитывая социальную значимость предприятия, Территориальная комиссия по запасам также рекомендовала Комитету природных ресурсов по Приморскому краю и Комитету по природным ресурсам Администрации Приморского края освободить ООО "П." от платежей за пользование недрами в соответствии со ст. 40 Закона РФ "О недрах".
Согласно п. 14 Инструкций о порядке списания запасов полезных ископаемых с учета предприятий по добыче полезных ископаемых, утвержденной Постановлением Госгортехнадзора России от 17.09.97 N 28 и Министерства природных ресурсов России от 18.07.97 N 121-1, основанием для списания запасов, утративших промышленное значение, являются в том числе нецелесообразные к отработке по технико-экономическим причинам вследствие выявившегося резкого усложнения горно-геологических, гидрогеологических, экологических, инженерно-геологических и других природных условий запасы при наличии технико-экономического обоснования целесообразности списания утративших промышленное значение запасов полезных ископаемых.
В соответствии с п. 19 указанной Инструкции списание запасов полезных ископаемых по причинам, указанным в пункте 14 Инструкции, производится по актам на списание запасов полезных ископаемых, утвержденным органами Госгортехнадзора России. При этом органы Министерства природных ресурсов России согласовывают акты на списание запасов полезных ископаемых, утративших промышленное значение.
Соответствующий акт был составлен обществом 04.01.01, согласован с Комитетом природных ресурсов по Приморскому краю и утвержден Приморским управлением Госгортехнадзором России 30.01.01.
Соответствующие изменения были внесены в государственный баланс полезных ископаемых. По состоянию на 01.01.04 государственным балансом по полю шахты "Северная" учтены забалансовые (некондиционные) запасы углей в количестве 8009,0 тыс. тонн.
Таким образом, в 2000 году на поле шахты "Северная" добываемые ООО "П." в количестве 8009,0 тыс. тонн были признаны некондиционными в порядке, действовавшем в тот период.
В связи с принятием Федерального закона от 08.08.01 N 126-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса РФ и некоторые другие акты законодательства РФ, а также о признании утратившими силу отдельных актов законодательства РФ", дополнившего Налоговый кодекс РФ главой 26, для предприятий, добывающих полезные ископаемые, был введен с 01.01.02 налог на добычу полезных ископаемых вместо ранее взимаемых в соответствии с Законом РФ "О недрах" платежей за пользование недрами и отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы.
Пунктом 1 статьи 342 Налогового кодекса РФ законодатель установил основания применения налоговой ставки 0 процентов по налогу на добычу полезных ископаемых. Согласно пп. 4 п. 1 ст. 342 Налогового кодекса РФ налогообложение производится по налоговой ставке 0 процентов при добыче полезных ископаемых при разработке некондиционных (остаточных запасов пониженного качества) или ранее списанных полезных ископаемых (за исключением случаев ухудшения качества запасов полезных ископаемых в результате выборочной отработки месторождения).
В том же пункте законодатель указал, что отнесение запасов полезных ископаемых к некондиционным осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 26.12.01 N 899, вступившим в силу одновременно с главой 26 Налогового кодекса РФ, были утверждены Правила отнесения запасов полезных ископаемых к некондиционным запасам и утверждения нормативов содержания полезных ископаемых, остающихся во вскрышных (разубоживающих) породах, в отвалах или отходах горнодобывающего и перерабатывающего производства.
Согласно пункта 1 указанных Правил отнесение запасов твердых полезных ископаемых к кондиционным или некондиционным запасам, а также определение нормативов содержания полезных ископаемых, остающихся во вскрышных, вмещающих (разубоживающих) породах, в отвалах или в отходах горнодобывающего и перерабатывающего производства, осуществляется Министерством природных ресурсов Российской Федерации по результатам технико-экономического обоснования эксплуатационных кондиций для подсчета разведанных запасов.
На момент исчисления обществом налога на добычу полезных ископаемых за проверенный период (2002 год - 9 мес. 2003 года) документов, касающихся порядка, сроков и условий подготовки недропользователями документов, связанных с отнесением полезных ископаемых к некондиционным, а также порядка рассмотрения их соответствующими государственными органами в свете внесенных изменений в Налоговый кодекс РФ, не существовало.
Исчисляя налог на добычу полезных ископаемых в отношении добычи некондиционных углей за 2002 г. - 9 мес. 2003 г. по налоговой ставке 0 процентов, ООО "П." исходило из того, что устанавливаемый пп. 4 п. 1 ст. 342 Налогового кодекса РФ порядок отнесения запасов полезных ископаемых к кондиционным или некондиционным распространяется на отношения, возникшие после 01.01.02, в связи с чем обязанности представлять технико-экономическое обоснование отнесения запасов добываемых углей к некондиционным, признанных таковыми еще в 2000 году, не имеется.
Исследовав положения пп. 4 п. 1 ст. 342 Налогового кодекса РФ и содержание Постановления Правительства РФ от 26.12.01 N 899, суд находит позицию ООО "П." обоснованной.
В пользу общества свидетельствуют утвержденные распоряжением Министерства природных ресурсов России от 10.09.03 N 403-р Временные методические рекомендации по подготовке и рассмотрению материалов, связанных с отнесением запасов твердых полезных ископаемых к некондиционным запасам, принятые в целях реализации Постановления Правительства РФ от 26.12.01 N 899 и предназначенные для оказания практической помощи структурным подразделениям центрального аппарата Министерства природных ресурсов России или организации при подготовке и рассмотрении материалов, связанных с отнесением запасов полезных ископаемых к некондиционным.
Согласно Временным методическим рекомендациям Министерство природных ресурсов России рекомендовало некондиционные (забалансовые) запасы твердых полезных ископаемых определять на эксплуатируемых и подготовленных к эксплуатации месторождениях при подготовке технического проекта отработки в границах горного отвода организаций-пользователей недр или при внесении в него дополнений и изменений в установленном порядке.
ООО "П." с 01.01.02 технический проект обработки углей на поле шахты "Северная" Партизанского к/у бассейна не представляло на утверждение и не вносило в него изменений.
Совместным приказом Комитета природных ресурсов по Приморскому краю Министерства природных ресурсов России и Комитета по природным ресурсам Администрации Приморского края от 28.12.01 N 2476/333 "О внесении дополнений и изменений в условия пользования недрами, предусмотренные лицензиями" налоговая ставка по налогу на добычу полезных ископаемых при добыче забалансовых запасов была определена для общества в размере 0 процентов.
Суд также считает, что в данном случае применим п. 7 ст. 3 Налогового кодекса РФ, согласно которому все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщиков.
Учитывая изложенное, суд считает неправомерным доначисление ООО "П." налога на добычу полезных ископаемых за 2002 г. - 9 мес. 2003 г. в сумме 1728691 руб., 323461 руб. пени и штрафа по п. 1 ст. 122 НК РФ в сумме 345738 руб. и признает недействительным решение инспекции от 25.12.03 N 01-20/1633 и требование N 06-06 от 25.12.03.
В части требования о признании недействительным акта выездной налоговой проверки N 141А от 20.11.03 производство по делу подлежит прекращению на основании п. 1 ч. 1 ст. 150 АПК РФ, поскольку данный акт не отвечает признакам ненормативного правового акта и сам по себе не влечет для налогоплательщика никаких юридических последствий.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 110, п. 1 ч. 1 ст. 150, ст. ст. 151, 167 - 170, 200, 201 АПК РФ, суд
РЕШИЛ:

Признать недействительным решение инспекции МНС РФ по г. Партизанску Приморского края за N 01-20/1633 от 25.12.03 как не соответствующее пп. 4 п. 1 ст. 342 Налогового кодекса РФ.
Признать недействительным требование Инспекции МНС РФ по г. Партизанску Приморского края N 06-06 от 25.12.03, выставленное по результатам камеральной налоговой проверки, как не соответствующее пп. 4 п. 1 ст. 342 Налогового кодекса РФ.
В остальной части производство по делу прекратить.
Возвратить ООО "П." из федерального бюджета госпошлину в сумме 2000 руб. 00 коп., оплаченную по платежному поручению N 1 от 08.01.04.
Выдать справку на возврат госпошлины после вступления в законную силу.
Решение быть обжаловано в установленном законом порядке.
















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)