Судебные решения, арбитраж
Акцизы
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
от 7 июня 2006 года Дело N Ф04-3150/2006(23216-А75-31)
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа, рассмотрев в судебном заседании кассационные жалобы Инспекции Федеральной налоговой службы России по Сургутскому району Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и Управления Федеральной налоговой службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре на постановление апелляционной инстанции от 26.02.2006 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа по делу N А75-10685/2005 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Сибсервис" к Инспекции Федеральной налоговой службы России по Сургутскому району Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и к Управлению Федеральной налоговой службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре,
Общество с ограниченной ответственностью "Сибсервис" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании недействительными решения Инспекции Федеральной налоговой службы России по Сургутскому району Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (далее - Инспекция) от 22.09.2005 N 4063 и решения Управления Федеральной налоговой службы России по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (далее - Управление) от 16.11.2005 об аннулировании свидетельства о регистрации лица, осуществляющего оптовую реализацию нефтепродуктов.
Решением арбитражного суда от 27.12.2005 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением апелляционной инстанции от 26.02.2006 решение суда отменено, признаны недействительными и отменены решение Инспекции от 22.09.2005 N 4063 и решение Управления от 16.11.2005 об аннулировании свидетельства о регистрации лица, осуществляющего оптовую реализацию нефтепродуктов, выданного ООО "Сибсервис" 03.07.2005.
В кассационной жалобе Инспекция не согласна с постановлением апелляционной инстанции, считает его незаконным, необоснованным, просит его отменить и оставить в силе решение суда первой инстанции. По мнению Инспекции, имея свидетельство о регистрации лица, совершающего операции с нефтепродуктами, Общество обязано было исчислить акциз при получении нефтепродуктов; считает, что налогоплательщик не доказал, что поручил продавцу уплатить за него соответствующую сумму налога в бюджет с соблюдением требований налогового законодательства.
В отзыве на кассационную жалобу Инспекции Общество, опровергая доводы налогового органа, просит постановление апелляционной инстанции оставить без изменения.
В кассационной жалобе Управление просит отменить постановление апелляционной инстанции в связи с неправильным применением норм материального права, оставить в силе решение суда первой инстанции. По мнению заявителя жалобы, Общество за весь период действия свидетельства, как плательщик акциза, обязано было исчислить и уплатить акциз по нефтепродуктам, полученным им в соответствующем периоде; в связи с тем, что Обществом не были выполнены положения главы 22 Налогового кодекса Российской Федерации в части исчисления и уплаты акциза на нефтепродукты, а именно занижена налогооблагаемая база, указанная в декларации за июнь 2005 года, Решением Управления было приостановлено с 10.10.2005 по 09.11.2005 действие свидетельства о регистрации лица, осуществляющего оптовую реализацию продуктов в соответствии с абзацем 2 пункта 5 статьи 179.1 Налогового кодекса Российской Федерации. Так как Обществом в указанный срок не были устранены нарушения, повлекшие за собой приостановление действия свидетельства, то Управлением было вынесено решение от 16.11.2005 об аннулировании свидетельства о регистрации лица, осуществляющего оптовую реализацию нефтепродуктов на основании абзаца 5 пункта 5 статьи 179.1 Налогового кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании представители налоговых органов и Общества поддержали свои доводы, изложенные в кассационных жалобах и отзыве.
Суд кассационной инстанции, в соответствии со статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации изучив материалы дела, проанализировав доводы кассационных жалоб и отзыва, проверив правильность применения арбитражным судом норм материального и процессуального права, считает, что постановление суда апелляционной инстанции подлежит отмене по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что решением Инспекции от 22.09.2005 N 4063, принятым по результатам камеральной проверки налоговой декларации по акцизам на нефтепродукты за июнь 2005 года, Общество привлечено к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации в виде наложения штрафа в размере 74330 руб. за неуплату акциза в сумме 371650 руб.
Основанием для доначисления акциза послужило то обстоятельство, что Общество как организация, имеющая свидетельство о регистрации лица, осуществляющего оптово-розничную реализацию нефтепродуктов в силу подпункта 3 пункта 1 статьи 182 Налогового кодекса Российской Федерации обязано было исчислить и уплатить в бюджет акциз. Однако указанную обязанность не исполнило.
На основании данных вышеназванного решения Управлением было принято решение от 10.10.2005 о приостановлении в соответствии с абзацем 2 пункта 5 статьи 179.1 Налогового кодекса Российской Федерации свидетельства о регистрации лица, осуществляющего оптовую реализацию нефтепродуктов, от 03.06.2005 серии 86 N 000942692, выданного ООО "Сибсервис".
Из выписки из протокола заседания комиссии по рассмотрению вопроса о выдаче свидетельств о регистрации лица, совершающего операции с нефтепродуктами, от 10.10.2005 N 59 следует, что действие свидетельства приостановлено до устранения нарушений, установленных решением Инспекции от 22.09.2005 N 4063.
В связи с неустранением заявителем установленных Инспекцией нарушений Управление на основании пункта 5 статьи 179.1 Налогового кодекса Российской Федерации решением от 16.11.2005 аннулировало свидетельство о регистрации лица, осуществляющего оптовую реализацию нефтепродуктов, выданное ООО "Сибсервис" 03.06.2005 серии 86 N 000942692.
Общество, не согласившись с решением Инспекции от 22.09.2005 N 4063 и решением Управления от 16.11.2005, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, отказывая заявителю в удовлетворении заявленных требований, исходил из того, что Общество, имея свидетельство на оптово-розничную реализацию нефтепродуктов, получало нефтепродукты путем приобретения их в собственность, следовательно, обязано было исчислить акциз при получении нефтепродуктов в собственность.
Апелляционная инстанция отменила решение суда и приняла новое решение о признании оспариваемых решений недействительными.
При этом суд апелляционной инстанции указал следующее.
Общество при реализации нефтепродуктов в стоимость нефтепродуктов акциз не включало. Реализация нефтепродуктов осуществлялась по цене приобретения нефтепродуктов у поставщиков (в которую уже входил акциз) с включением НДС и ценовой надбавки.
Таким образом, доначисление налоговым органом Обществу акциза в условиях, когда акциз уже уплачен им в стоимости товара и Общество лишено в силу требований статьи 200 Налогового кодекса Российской Федерации права на налоговый вычет, привело к двойному налогообложению акцизом одного и того же товара, что противоречит принципу однократности налогообложения и нарушает права и законные интересы Общества.
Поскольку акциз является косвенным налогом, фактическим плательщиком которого является конечный потребитель, то в данном случае невключение акциза в цену реализуемого товара (следовательно, и неполучение продавцом от покупателя суммы акциза) исключает уплату его за счет собственных средств налогоплательщика.
Между тем суд апелляционной инстанции по настоящему делу не учел следующего.
В силу положений подпункта 1 пункта 1 и пункта 2 статьи 179, пункта 1 статьи 179.1 Налогового кодекса Российской Федерации Общество как организация, имеющая свидетельство о регистрации лица, совершающего операции с нефтепродуктами (оптовая реализация нефтепродуктов), является плательщиком акциза.
Согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 182 Налогового кодекса Российской Федерации объектом обложения акцизами признаются операции по получению (приобретению) нефтепродуктов в собственность лицами, имеющими свидетельство о регистрации лица, совершающего оптовую реализацию нефтепродуктов.
В соответствии с пунктом 3 статьи 187 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база по объекту налогообложения, указанному в подпункте 3 пункта 1 статьи 182 Налогового кодекса Российской Федерации, определяется как объем полученных (оприходованных) нефтепродуктов в натуральном выражении.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Общество в проверяемом периоде имело свидетельство от 17.06.2004 серии 86 N 000942674, сроком действия с 17.06.2004 по 16.06.2005, от 03.06.2005 серии 86 N 000942692 сроком действия с 17.06.2005 о регистрации лица, осуществляющего оптовую реализацию нефтепродуктов.
Таким образом, ООО "Сибсервис" являлось плательщиком акцизов.
Общество заключило договор от 02.12.2004 N 183 с ООО "Транстэкинвест", согласно которому ООО "Сибсервис" покупает товар - бензин Регуляр-92 производства Сургутского ЗСК (условия поставки и оплаты бензина оговорены в спецификации к данному договору).
Проанализировав нормы материального права во взаимосвязи с имеющимися в деле доказательствами, арбитражный суд первой инстанции обоснованно сделал вывод о том, что Общество, имея свидетельство на оптовую реализацию нефтепродуктов, получало нефтепродукты путем приобретения их в собственность, следовательно, обязано было исчислить акциз при получении нефтепродуктов в собственность.
В связи с вышеизложенным кассационная инстанция считает, что постановление от 26.02.2006 подлежит отмене в связи с неправильным применением судом апелляционной инстанции норм материального права, а решение суда первой инстанции - оставлению в силе.
В силу положений статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы за рассмотрение кассационных жалоб подлежат отнесению на ООО "Сибсервис".
В соответствии с частью 2 статьи 319 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации исполнительный лист на основании судебного акта, принятого арбитражным судом кассационной инстанции, выдается соответствующим арбитражным судом, рассматривавшим дело по первой инстанции.
Руководствуясь статьей 110, пунктом 5 части 1 статьи 287, частью 1 статьи 288, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа
Постановление апелляционной инстанции от 26.02.2006 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа по делу N А75-10685/2005 отменить, оставить в силе решение от 27.12.2005 этого же арбитражного суда.
Взыскать с ООО "Сибсервис" в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 1000 руб.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ЗАПАДНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА ОТ 07.06.2006 N Ф04-3150/2006(23216-А75-31), Ф04-3150/2006(23050-А75-31) ПО ДЕЛУ N А75-10685/2005
Разделы:Акцизы
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО - СИБИРСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 7 июня 2006 года Дело N Ф04-3150/2006(23216-А75-31)
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа, рассмотрев в судебном заседании кассационные жалобы Инспекции Федеральной налоговой службы России по Сургутскому району Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и Управления Федеральной налоговой службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре на постановление апелляционной инстанции от 26.02.2006 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа по делу N А75-10685/2005 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Сибсервис" к Инспекции Федеральной налоговой службы России по Сургутскому району Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и к Управлению Федеральной налоговой службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Сибсервис" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании недействительными решения Инспекции Федеральной налоговой службы России по Сургутскому району Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (далее - Инспекция) от 22.09.2005 N 4063 и решения Управления Федеральной налоговой службы России по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (далее - Управление) от 16.11.2005 об аннулировании свидетельства о регистрации лица, осуществляющего оптовую реализацию нефтепродуктов.
Решением арбитражного суда от 27.12.2005 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением апелляционной инстанции от 26.02.2006 решение суда отменено, признаны недействительными и отменены решение Инспекции от 22.09.2005 N 4063 и решение Управления от 16.11.2005 об аннулировании свидетельства о регистрации лица, осуществляющего оптовую реализацию нефтепродуктов, выданного ООО "Сибсервис" 03.07.2005.
В кассационной жалобе Инспекция не согласна с постановлением апелляционной инстанции, считает его незаконным, необоснованным, просит его отменить и оставить в силе решение суда первой инстанции. По мнению Инспекции, имея свидетельство о регистрации лица, совершающего операции с нефтепродуктами, Общество обязано было исчислить акциз при получении нефтепродуктов; считает, что налогоплательщик не доказал, что поручил продавцу уплатить за него соответствующую сумму налога в бюджет с соблюдением требований налогового законодательства.
В отзыве на кассационную жалобу Инспекции Общество, опровергая доводы налогового органа, просит постановление апелляционной инстанции оставить без изменения.
В кассационной жалобе Управление просит отменить постановление апелляционной инстанции в связи с неправильным применением норм материального права, оставить в силе решение суда первой инстанции. По мнению заявителя жалобы, Общество за весь период действия свидетельства, как плательщик акциза, обязано было исчислить и уплатить акциз по нефтепродуктам, полученным им в соответствующем периоде; в связи с тем, что Обществом не были выполнены положения главы 22 Налогового кодекса Российской Федерации в части исчисления и уплаты акциза на нефтепродукты, а именно занижена налогооблагаемая база, указанная в декларации за июнь 2005 года, Решением Управления было приостановлено с 10.10.2005 по 09.11.2005 действие свидетельства о регистрации лица, осуществляющего оптовую реализацию продуктов в соответствии с абзацем 2 пункта 5 статьи 179.1 Налогового кодекса Российской Федерации. Так как Обществом в указанный срок не были устранены нарушения, повлекшие за собой приостановление действия свидетельства, то Управлением было вынесено решение от 16.11.2005 об аннулировании свидетельства о регистрации лица, осуществляющего оптовую реализацию нефтепродуктов на основании абзаца 5 пункта 5 статьи 179.1 Налогового кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании представители налоговых органов и Общества поддержали свои доводы, изложенные в кассационных жалобах и отзыве.
Суд кассационной инстанции, в соответствии со статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации изучив материалы дела, проанализировав доводы кассационных жалоб и отзыва, проверив правильность применения арбитражным судом норм материального и процессуального права, считает, что постановление суда апелляционной инстанции подлежит отмене по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что решением Инспекции от 22.09.2005 N 4063, принятым по результатам камеральной проверки налоговой декларации по акцизам на нефтепродукты за июнь 2005 года, Общество привлечено к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации в виде наложения штрафа в размере 74330 руб. за неуплату акциза в сумме 371650 руб.
Основанием для доначисления акциза послужило то обстоятельство, что Общество как организация, имеющая свидетельство о регистрации лица, осуществляющего оптово-розничную реализацию нефтепродуктов в силу подпункта 3 пункта 1 статьи 182 Налогового кодекса Российской Федерации обязано было исчислить и уплатить в бюджет акциз. Однако указанную обязанность не исполнило.
На основании данных вышеназванного решения Управлением было принято решение от 10.10.2005 о приостановлении в соответствии с абзацем 2 пункта 5 статьи 179.1 Налогового кодекса Российской Федерации свидетельства о регистрации лица, осуществляющего оптовую реализацию нефтепродуктов, от 03.06.2005 серии 86 N 000942692, выданного ООО "Сибсервис".
Из выписки из протокола заседания комиссии по рассмотрению вопроса о выдаче свидетельств о регистрации лица, совершающего операции с нефтепродуктами, от 10.10.2005 N 59 следует, что действие свидетельства приостановлено до устранения нарушений, установленных решением Инспекции от 22.09.2005 N 4063.
В связи с неустранением заявителем установленных Инспекцией нарушений Управление на основании пункта 5 статьи 179.1 Налогового кодекса Российской Федерации решением от 16.11.2005 аннулировало свидетельство о регистрации лица, осуществляющего оптовую реализацию нефтепродуктов, выданное ООО "Сибсервис" 03.06.2005 серии 86 N 000942692.
Общество, не согласившись с решением Инспекции от 22.09.2005 N 4063 и решением Управления от 16.11.2005, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, отказывая заявителю в удовлетворении заявленных требований, исходил из того, что Общество, имея свидетельство на оптово-розничную реализацию нефтепродуктов, получало нефтепродукты путем приобретения их в собственность, следовательно, обязано было исчислить акциз при получении нефтепродуктов в собственность.
Апелляционная инстанция отменила решение суда и приняла новое решение о признании оспариваемых решений недействительными.
При этом суд апелляционной инстанции указал следующее.
Общество при реализации нефтепродуктов в стоимость нефтепродуктов акциз не включало. Реализация нефтепродуктов осуществлялась по цене приобретения нефтепродуктов у поставщиков (в которую уже входил акциз) с включением НДС и ценовой надбавки.
Таким образом, доначисление налоговым органом Обществу акциза в условиях, когда акциз уже уплачен им в стоимости товара и Общество лишено в силу требований статьи 200 Налогового кодекса Российской Федерации права на налоговый вычет, привело к двойному налогообложению акцизом одного и того же товара, что противоречит принципу однократности налогообложения и нарушает права и законные интересы Общества.
Поскольку акциз является косвенным налогом, фактическим плательщиком которого является конечный потребитель, то в данном случае невключение акциза в цену реализуемого товара (следовательно, и неполучение продавцом от покупателя суммы акциза) исключает уплату его за счет собственных средств налогоплательщика.
Между тем суд апелляционной инстанции по настоящему делу не учел следующего.
В силу положений подпункта 1 пункта 1 и пункта 2 статьи 179, пункта 1 статьи 179.1 Налогового кодекса Российской Федерации Общество как организация, имеющая свидетельство о регистрации лица, совершающего операции с нефтепродуктами (оптовая реализация нефтепродуктов), является плательщиком акциза.
Согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 182 Налогового кодекса Российской Федерации объектом обложения акцизами признаются операции по получению (приобретению) нефтепродуктов в собственность лицами, имеющими свидетельство о регистрации лица, совершающего оптовую реализацию нефтепродуктов.
В соответствии с пунктом 3 статьи 187 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база по объекту налогообложения, указанному в подпункте 3 пункта 1 статьи 182 Налогового кодекса Российской Федерации, определяется как объем полученных (оприходованных) нефтепродуктов в натуральном выражении.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Общество в проверяемом периоде имело свидетельство от 17.06.2004 серии 86 N 000942674, сроком действия с 17.06.2004 по 16.06.2005, от 03.06.2005 серии 86 N 000942692 сроком действия с 17.06.2005 о регистрации лица, осуществляющего оптовую реализацию нефтепродуктов.
Таким образом, ООО "Сибсервис" являлось плательщиком акцизов.
Общество заключило договор от 02.12.2004 N 183 с ООО "Транстэкинвест", согласно которому ООО "Сибсервис" покупает товар - бензин Регуляр-92 производства Сургутского ЗСК (условия поставки и оплаты бензина оговорены в спецификации к данному договору).
Проанализировав нормы материального права во взаимосвязи с имеющимися в деле доказательствами, арбитражный суд первой инстанции обоснованно сделал вывод о том, что Общество, имея свидетельство на оптовую реализацию нефтепродуктов, получало нефтепродукты путем приобретения их в собственность, следовательно, обязано было исчислить акциз при получении нефтепродуктов в собственность.
В связи с вышеизложенным кассационная инстанция считает, что постановление от 26.02.2006 подлежит отмене в связи с неправильным применением судом апелляционной инстанции норм материального права, а решение суда первой инстанции - оставлению в силе.
В силу положений статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы за рассмотрение кассационных жалоб подлежат отнесению на ООО "Сибсервис".
В соответствии с частью 2 статьи 319 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации исполнительный лист на основании судебного акта, принятого арбитражным судом кассационной инстанции, выдается соответствующим арбитражным судом, рассматривавшим дело по первой инстанции.
Руководствуясь статьей 110, пунктом 5 части 1 статьи 287, частью 1 статьи 288, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Постановление апелляционной инстанции от 26.02.2006 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа по делу N А75-10685/2005 отменить, оставить в силе решение от 27.12.2005 этого же арбитражного суда.
Взыскать с ООО "Сибсервис" в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 1000 руб.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)