Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС МОСКОВСКОГО ОКРУГА ОТ 20.03.2006, 13.03.2006 N КА-А40/1564-06 ПО ДЕЛУ N А40-50494/05-2-318

Разделы:
Акцизы

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД МОСКОВСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
кассационной инстанции по проверке законности и
обоснованности решений (определений, постановлений)
арбитражных судов, вступивших в законную силу


20 марта 2006 г. - изготовлено Дело N КА-А40/1564-06

Федеральный арбитражный суд Московского округа в составе: председательствующего-судьи Латыповой Р.Р., судей Агапова М.Р., Туболец И.В., при участии в заседании от истца: Ш. по довер. от 23.09.2005, З. по довер. от 23.08.2005; от ответчика: К. по довер. от 21.04.2005 N СА-19-14-146, рассмотрев в судебном заседании 13 марта 2006 года кассационную жалобу ФГУП "Росспиртпром" на решение от 31 октября 2005 г. Арбитражного суда г. Москвы, принятое Махлаевой Т.И., по иску (заявлению) ФГУП "Росспиртпром" о признании незаконными действий ФНС России, выразившихся в запрете передачи федеральных акцизных марок между филиалами, расположенными на территории разных субъектов Российской Федерации,

УСТАНОВИЛ:

ФГУП "Росспиртпром" обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением о признании незаконными действий ФНС России, выразившихся в запрете передачи федеральных акцизных марок, полученных производителем алкогольной продукции - ФГУП "Росспиртпром" - в одном субъекте РФ, для оклейки алкогольной продукции, произведенной филиалами ФГУП "Росспиртпром" расположенными на территории разных субъектов Российской Федерации.
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 31 октября 2005 г. в удовлетворении требований отказано.
ФГУП "Росспиртпром", не согласившись с выводами суда, настаивает на отмене судебного акта по основаниям неправильного применения арбитражным судом норм материального права, просит признать незаконными, а именно пункта 2 статьи 12 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции". По мнению заявителя кассационной жалобы, законодательство не содержит запрета на передачу акцизных марок.
Федеральная налоговая служба России, возражая против удовлетворения жалобы, заявила о законности и обоснованности судебного акта и отсутствии доказательств нарушения законных прав и интересов ФГУП. Действия ФНС соответствуют законодательству и не противоречат ст. 12 ФЗ РФ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" N 171-ФЗ.
Федеральный арбитражный суд Московского округа, изучив материалы дела, заслушав и обсудив доводы представителей сторон, проверив в порядке ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения норм материального права и соблюдения норм процессуального права, не находит оснований к отмене судебного акта.
Согласно пункту 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Суд на основании всестороннего исследования фактических обстоятельств по делу, объективной оценки доказательств, правильного применения норм материального права пришел к обоснованному выводу об отсутствии оснований, предусмотренных законом, для признания незаконными действий налогового органа в связи с отсутствием доказательств нарушения прав заявителя и их соответствием закону, а именно статьям 1, 2, 12 ФЗ N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции".
Из установленных судом фактических обстоятельств по делу усматривается, что ФГУП письмом за N ПМ-03-675 от 26.01.05 обратилось в ФНС с просьбой разъяснить возможность и порядок передачи федеральных специальных марок между филиалами заявителя, которые расположены на территории разных субъектов РФ.
ФНС письмом от 17.05.2005 N 07-4-19/1820 дало разъяснение о порядке использования акцизных марок, указав при этом, что для оклейки алкогольной продукции могут быть использованы только марки, полученные по месту производства такой продукции.
Полагая, что оспариваемыми действиями налоговый орган фактически запретил передавать федеральные специальные марки, полученные производителем алкогольной продукции - ФГУП "Росспиртпром", что является нарушением прав заявителя в сфере предпринимательской деятельности, нарушаются также права и имущественные интересы Российской Федерации как собственника имущества, закрепленного за заявителем на праве оперативного управления на основании п. 5 устава ФГУП "Росспиртпром".
Отказывая в удовлетворении требований, суд обоснованно указал, что права заявителя не нарушаются. Действий по запрету передачи акцизных марок налоговым органом не предпринималось, доказательства отсутствуют. Что же касается письма налоговой службы, то оно носит разъяснительный характер о порядке изготовления, получении и использовании федеральных специальных марок.
Вывод суда о соответствии закону оспариваемых действий основан на правильном применении норм материального права.
В соответствии с пунктом 2 статьи 12 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" алкогольная продукция, производимая на территории Российской Федерации, за исключением алкогольной продукции, поставляемой на экспорт, маркируется федеральными специальными марками.
Согласно пункту 3 статьи 12 Закона федеральная специальная марка, акцизная марка и региональная специальная марка являются документами государственной отчетности, удостоверяющими законность (легальность) производства и (или) оборота на территории Российской Федерации алкогольной продукции, указанной в пункте 2 настоящей статьи, и осуществление контроля за уплатой налогов.
В целях предотвращения нелегального производства и реализации на территории Российской Федерации алкогольной продукции и обеспечения полноты сбора налогов Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.08.1996 N 938 введена обязательная маркировка алкогольной продукции, производимой и реализуемой на территории Российской Федерации, специальными марками; установлено, что ответственными за маркировку алкогольной продукции специальными марками являются организации - производители этой продукции.
В соответствии с п. 1 Постановления Правительства РФ от 03.08.1996 N 938 в целях предотвращения нелегального производства и реализации на территории Российской Федерации алкогольной продукции и обеспечения полноты сбора налогов Правительство Российской Федерации ввело с 01.01.1997 обязательную маркировку алкогольной продукции (спирт питьевой, водка, ликероводочные изделия, коньяки (бренди), кальвадос, вино виноградное, вино плодово-ягодное и иная пищевая продукция с содержанием этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, более 6 процентов объема единицы алкогольной продукции, за исключением пива), производимой и реализуемой на территории Российской Федерации, специальной маркой, подтверждающей легальность ее производства.
Пунктом 3 Постановления Правительства РФ от 15.08.1997 N 1018 "О введении отчетности об использовании специальных марок организациями - производителями алкогольной продукции" установлено, что при определении количества продаваемых организациям - производителям алкогольной продукции специальных марок учитываются только уплаченные акцизы на алкогольную продукцию.
Если организация - производитель алкогольной продукции не имеет просроченной задолженности по акцизам на алкогольную продукцию, специальные марки реализуют такой организации ежемесячно в количестве, не превышающем 2-месячную потребность, с учетом имеющихся у организации неиспользованных специальных марок. Если организация - производитель алкогольной продукции имеет просроченную задолженность по уплате акцизов, специальные марки реализуют такой организации ежемесячно в количестве, рассчитанном исходя из фактически уплаченных акцизов на алкогольную продукцию за предыдущий месяц, с учетом имеющихся у организации неиспользованных специальных марок.
Правительство РФ в Постановлении от 11.04.2003 N 212 в соответствии со ст. 12 ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" ввело с 01.06.2003 федеральные специальные марки нового образца для маркировки алкогольной продукции, производимой на территории Российской Федерации.
Согласно статье 1 Закона государственное регулирование в области промышленного производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции направлено на защиту экономических интересов Российской Федерации, обеспечение нужд потребителей в указанной продукции, а также на повышение ее качества и проведение контроля за соблюдением законодательства, норм и правил в регулируемой области.
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.08.1997 N 1018 "О введении отчетности об использовании специальных марок организациями - производителями алкогольной продукции", Правилами формирования заказа на изготовление специальных марок для маркировки алкогольной продукции, производимой на территории Российской Федерации; утвержденными 17.09.1999, выдача специальных марок производится территориальными органами Федеральной налоговой службы. Законодательство о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции не содержит нормы, дозволяющей организациям, осуществляющим производство и оборот алкогольной продукции, распределять федеральные специальные марки.
Алкогольная продукция является товаром, ограниченным в обороте, в целях исключения производства и оборота "нелегальной алкогольной продукции", в том числе наносящей непоправимый вред здоровью населения. Таким образом, процесс производства и оборота алкогольной продукции носит разрешительный характер. Законодательством о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции не установлена правовая норма распределения федеральных специальных марок между филиалами одного юридического лица, расположенными на территории разных субъектов Российской Федерации.
Кроме того, названным Постановлением, Правилами выдача федеральных специальных марок производится территориальными органами Федеральной налоговой службы, Положением о Федеральной налоговой службе, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 N 506, также не установлены полномочия Федеральной налоговой службы по выдаче федеральных специальных марок производителям алкогольной продукции.
В соответствии с пунктом 1 Положения Федеральная налоговая служба является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства, в том числе, за производством и оборотом этилового спирта, спиртосодержащей, алкогольной и табачной продукции. Ответственным за своевременную выдачу федеральных специальных марок филиалами ФГУП "Росспиртпром" являются налоговые органы, в которых указанные филиалы состоят на налоговом учете.
Доводы, содержащиеся в кассационной жалобе, сводятся к другой оценке установленных судом обстоятельств и иной трактовке норм КоАП РФ, не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Нормы процессуального права, несоблюдение которых является основанием для отмены решения в соответствии с частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не нарушены.
Руководствуясь ст. ст. 176, 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда г. Москвы 31 октября 2005 года по делу N А40-50494/05-2-318 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)