Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА ОТ 19.02.2004 N А42-3728/03-17

Разделы:
Налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ)

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ


от 19 февраля 2004 года Дело N А42-3728/03-17
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Шевченко А.В., судей Дмитриева В.В., Зубаревой Н.А., при участии от федерального государственного унитарного предприятия "Государственный трест "Арктикуголь" Шамаева В.З. (доверенность от 01.10.2003 N 16), Мамича В.А. (доверенность от 21.01.2004), Шарефетдинова С.Х. (доверенность от 21.01.2004), рассмотрев 17.02.2004 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Мурманску Мурманской области на решение Арбитражного суда Мурманской области от 29.09.2003 по делу N А42-3728/03-17 (судья Сигаева Т.К.),
УСТАНОВИЛ:

Федеральное государственное унитарное предприятие "Государственный трест "Арктикуголь" (далее - ФГУП "Государственный трест "Арктикуголь", Предприятие) обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением о признании недействительным решения Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Мурманску Мурманской области (далее - налоговая инспекция) от 08.05.2003 N 468 о доначислении 897318 руб. 48 коп. налога на добычу полезных ископаемых, начислении 62130 руб. 53 коп. пеней за его несвоевременную уплату, а также о привлечении Предприятия к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), в виде взыскания 358927 руб. 40 коп. штрафа.
Решением суда первой инстанции от 29.09.2003 требования Предприятия удовлетворены полностью.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе налоговая инспекция просит отменить решение от 29.09.2003, ссылаясь на неправильное применение судом первой инстанции норм материального права. По мнению подателя жалобы, суд не принял во внимание, что в силу статьи 113 Гражданского кодекса Российской Федерации собственником имущества государственного унитарного предприятия признается государство и, следовательно, при добыче полезных ископаемых на принадлежащем ФГУП "Государственный трест "Арктикуголь" участке, расположенном на архипелаге Шпицберген (Норвегия), Предприятие выступает от имени государства и должно уплачивать налог на добычу полезных ископаемых.
Налоговая инспекция о времени и месте слушания дела надлежащим образом извещена, однако представители в суд не явились, в связи с чем дело рассмотрено в их отсутствие.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, налоговая инспекция в ходе камеральной проверки представленных ФГУП "Государственный трест "Арктикуголь" деклараций по налогу на добычу полезных ископаемых за четвертый квартал 2003 года и январь 2004 года сделала вывод о неполной уплате Предприятием сумм налога.
Так, налоговый орган установил, что налогоплательщик не исчислил и не уплатил налог на добычу полезных ископаемых, добытых обособленными подразделениями ФГУП "Государственный трест "Арктикуголь" на архипелаге Шпицберген (Норвегия). Налоговая инспекция считает, что в силу пункта 10 Методических рекомендаций по применению главы 26 Налогового кодекса Российской Федерации, утвержденных приказом Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 02.04.2002 N БГ-3-21/170, архипелаг Шпицберген относится к территориям, арендуемым Российской Федерацией у иностранных государств либо используемым ею на основании международного договора, а следовательно, добытые на нем полезные ископаемые являются объектом обложения названным налогом.
На основании материалов проверки налоговый орган принял решение от 08.05.2003 N 468 о доначислении Предприятию 897318 руб. 48 коп. налога на добычу полезных ископаемых (сумма налога определена налоговой инспекцией расчетным путем), начислении 62130 руб. 53 коп. пеней за его неполную уплату, а также о привлечении ФГУП "Государственный трест "Арктикуголь" к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 НК РФ, в виде взыскания 358927 руб. 48 коп. штрафа.
Предприятие посчитало данное решение незаконным и оспорило его в арбитражный суд.
ФГУП "Государственный трест "Арктикуголь" считает, что добыча полезных ископаемых на участках, расположенных на архипелаге Шпицберген, не является объектом обложения налогом на добычу полезных ископаемых, поскольку данная территория находится под юрисдикцией Норвегии. В силу действующих норм международного права на эти территории распространяется действие норвежского законодательства, в связи с чем Предприятие уплачивает налоги норвежской стороне. Кроме того, заявитель указал на то, что участок, на котором осуществляется добыча полезных ископаемых, приобретен им в 1932 году у Нидерландской Шпицбергенской Компании на основании купчей.
Суд первой инстанции, рассмотрев материалы дела, согласился с доводами налогоплательщика и признал недействительным оспариваемый ненормативный акт налогового органа.
Кассационная инстанция считает судебный акт правильным и не подлежащим отмене.
Согласно статье 334 НК РФ плательщиками налога на добычу полезных ископаемых являются организации и индивидуальные предприниматели, признаваемые пользователями недр в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Пользование недрами в Российской Федерации осуществляется на основании Закона Российской Федерации от 21.02.92 N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон "О недрах"). Указанным Законом регулируются отношения, возникающие в связи с геологическим изучением, использованием и охраной недр территории Российской Федерации, ее континентального шельфа, а также в связи с использованием отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств, торфа, сапропелей и иных специфических минеральных ресурсов, включая подземные воды, рассолы и рапу соляных озер и заливов морей.
В силу статьи 9 Закона "О недрах" пользователями недр могут быть субъекты предпринимательской деятельности, в том числе участники простого товарищества, иностранные граждане, юридические лица, если федеральными законами не установлены ограничения предоставления права пользования недрами.
Статьей 11 Закона "О недрах" установлено, что предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк с Государственным гербом Российской Федерации, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами.
В соответствии с последним абзацем статьи 9 Закона "О недрах" права и обязанности пользователя недр возникают с момента государственной регистрации лицензии на пользование участками недр, а при предоставлении права пользования недрами на условиях соглашения о разделе продукции - с момента вступления такого соглашения в силу.
Из системного толкования приведенных норм следует, что пользователями недр территории Российской Федерации и ее континентального шельфа признаются субъекты предпринимательской деятельности, имеющие соответствующие лицензии на пользование участками недр.
Из материалов дела видно, что ФГУП "Государственный трест "Арктикуголь" не получало лицензию на пользование участками недр на архипелаге Шпицберген, поскольку данная территория принадлежит Норвегии.
Налоговая инспекция в кассационной жалобе ссылается на то, что в соответствии с пунктом 2 статьи 335 НК РФ плательщиками налога на добычу полезных ископаемых признаются также лица, осуществляющие добычу полезных ископаемых за пределами территории Российской Федерации, если эта добыча осуществляется на территориях, находящихся под юрисдикцией Российской Федерации (либо арендуемых у иностранных государств или используемых на основании международного договора).
Однако согласно статье 1 Договора о Шпицбергене от 09.02.1920, к которому с 1935 года присоединился СССР, полный и абсолютный суверенитет над архипелагом Шпицберген признан за Норвегией. Доказательства, свидетельствующие о том, что участки недр на архипелаге арендуются Российской Федерацией либо используются ею на основании международных договоров, в материалах дела отсутствуют.
Кассационная инстанция отклоняет ссылку налоговой инспекции на то, что в соответствии с пунктом 10 Методических рекомендаций по применению главы 26 Налогового кодекса Российской Федерации, утвержденных приказом Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 02.04.2002 N БГ-3-21/170, Шпицберген отнесен к территориям, арендуемым Российской Федерацией.
Во-первых, согласно пункту 2 статьи 4 НК РФ приказы, инструкции и методические указания по вопросам, связанным с налогообложением и сборами, изданные Министерством Российской Федерации по налогам и сборам, Министерством финансов Российской Федерации, Государственным таможенным комитетом Российской Федерации, органами государственных внебюджетных фондов, не относятся к актам законодательства о налогах и сборах.
Во-вторых, налоговая инспекция не представила иных доказательств, подтверждающих, что участки, на которых ФГУП "Государственный трест "Арктикуголь" осуществляет добычу полезных ископаемых, арендованы Российской Федерацией. Кроме того, из материалов дела видно, что спорные участки принадлежат Предприятию на основании купчей от 1932 года.
Следовательно, как правильно указал суд первой инстанции, ФГУП "Государственный трест "Арктикуголь" не является плательщиком спорного налога в отношении полезных ископаемых, добытых на архипелаге Шпицберген, поскольку в соответствии с законодательством Российской Федерации Предприятие не признается пользователем недр этого участка.
Кроме того, из материалов дела видно, что Предприятие в соответствии со статьей 8 Договора о Шпицбергене уплачивает соответствующие налоги на территории Норвегии.
Кассационная инстанция отклоняет доводы налоговой инспекции о том, что в силу норм действующего законодательства собственником имущества Предприятия, в том числе и участка недр на архипелаге Шпицберген, является Российская Федерация, в связи с чем ФГУП "Государственный трест "Арктикуголь" должно уплачивать налог на добычу полезных ископаемых.
Действительно, согласно пункту 1 статьи 113 Гражданского кодекса Российской Федерации унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество. В силу пункта 2 названной статьи имущество государственного или муниципального унитарного предприятия находится соответственно в государственной или муниципальной собственности и принадлежит такому предприятию на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.
Следовательно, собственником участков на архипелаге Шпицберген, приобретенных Предприятием на основании купчей в 1932 году, является государство - Российская Федерация.
Однако это не означает, что с момента приобретения Предприятием участков на них стал распространяться суверенитет Российской Федерации. Право собственности на спорные участки предполагает лишь возможность Российской Федерации владеть, пользоваться и распоряжаться ими на условиях, установленных норвежским законодательством.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 286, 287 (пункт 1 части 1) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Мурманской области от 29.09.2003 по делу N А42-3728/03-17 оставить без изменения, а кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Мурманску Мурманской области - без удовлетворения.

Председательствующий
ШЕВЧЕНКО А.В.

Судьи
ДМИТРИЕВ В.В.
ЗУБАРЕВА Н.А.















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)