Судебные решения, арбитраж
Упрощенная система налогообложения (УСН)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
от 23 мая 2005 г. Дело N А49-1744/2005-109а/13
Резолютивная часть решения объявлена 16 мая 2005 года.
В полном объеме решение изготовлено 23 мая 2005 года.
Арбитражный суд Пензенской области,
рассмотрев в судебном заседании дело ООО Агентства недвижимости "Пионер" (г. Пенза, ул. М. Горького, 37) к ИФНС России по Ленинскому району г. Пензы (г. Пенза, ул. К. Маркса, 3) о признании незаконным уведомления,
при участии:
- от заявителя - Жулимова И.А. - директора (паспорт);
- от ответчика - Коробейниковой М.Л. - начальника юридического отдела (доверенность от 12.01.2005 N ОП-03-03/36),
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью Агентство недвижимости "Пионер" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным уведомления от 12 января 2005 года N 47 ИФНС России по Ленинскому району г. Пензы (далее - налоговый орган) о невозможности применения заявителем упрощенной системы налогообложения, а также обязании Инспекции ФНС России по Ленинскому району г. Пензы перевести ООО Агентство недвижимости "Пионер" на упрощенную систему налогообложения с 3 декабря 2004 г. В обоснование заявленных требований заявитель сослался на нарушение прав общества оспариваемым уведомлением и неправильное толкование налоговым органом содержания пункта 2 статьи 346.13 Налогового кодекса (далее - НК РФ), согласно которому вновь созданные организации, изъявившие желание перейти на упрощенную систему налогообложения, вправе, а не обязаны, как считает ответчик, подать заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения одновременно с подачей заявления о постановке на учет в налоговых органах.
В судебном заседании представитель заявителя уточнил заявленные требования и просил суд признать недействительным уведомление 2005 года N 47 ИФНС России по Ленинскому району г. Пензы о невозможности применения упрощенной системы налогообложения с 17.12.2004 обществом с ограниченной ответственностью Агентством недвижимости "Пионер", а также обязать Инспекцию ФНС России по Ленинскому району г. Пензы применять к обществу с ограниченной ответственностью Агентству недвижимости "Пионер" с 3 декабря 2004 года упрощенную систему налогообложения в соответствии с положениями главы 26.2 Налогового кодекса РФ.
Представитель налогового органа в судебном заседании требования заявителя не признал по основаниям, изложенным в письменном отзыве на заявление, просил в удовлетворении требований отказать.
Изучив материалы дела, выслушав объяснения представителей заявителя и налогового органа, арбитражный суд установил, что ООО Агентство недвижимости "Пионер" зарегистрировано в качестве юридического лица 3 декабря 2004, о чем ему выдано свидетельство о государственной регистрации от 03.12.2004 серии 58 N 000825726 (л.д. 7), и в этот же день общество поставлено на налоговый учет (свидетельство серии N 58 N 000825517 (л.д. 8).
17 декабря 2004 г. общество обратилось в инспекцию с заявлением о применении им упрощенной системы налогообложения с даты государственной регистрации - 3 декабря 2004 г. Налоговый орган уведомлением от 12 января 2005 года N 47, врученным заявителю 18 марта 2005 г., сообщил обществу о невозможности применения упрощенной системы налогообложения в связи с тем, что соответствующее заявление было подано неодновременно с подачей заявления о постановке на налоговый учет, ссылаясь при этом на пункт 2 статьи 346.13 Налогового кодекса РФ.
Считая, что указанное уведомление налогового органа нарушает его права, общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Суд считает, что у налогового органа отсутствовали законные основания для отказа заявителю в применении упрощенной системы налогообложения исходя из следующего.
Федеральный закон от 24 июля 2002 года N 104-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую НК РФ и некоторые другие акты законодательства РФ, а также о признании утратившими силу отдельных актов законодательства о налогах и сборах" дополнил Налоговый кодекс Российской Федерации главой 26.2 "Упрощенная система налогообложения", которая введена в действие с 1 января 2003 года.
Положениями пункта 2 статьи 346.13 главы 26.3 НК РФ предусмотрено, что вновь созданные организации и вновь зарегистрированные индивидуальные предприниматели, изъявившие желание перейти на упрощенную систему налогообложения, вправе подать заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения одновременно с подачей заявления о постановке на учет в налоговых органах. В этом случае организации и индивидуальные предприниматели вправе применять упрощенную систему налогообложения в текущем календарном году с момента создания организации или с момента регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя.
Пунктом 3 статьи 83 НК РФ (являющейся специальной нормой, регламентирующей порядок и условия постановки организации на налоговый учет) предусмотрено, что заявление о постановке на налоговый учет подается организациями в налоговый орган в течение 10 дней после их государственной регистрации.
В соответствии с пунктом "в" части 4 статьи 3 Федерального закона от 23.12.2003 N 185-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования процедур государственной регистрации и постановки на учет юридических лиц и индивидуальных предпринимателей пункт 3 статьи 83 НК РФ изложен в следующей редакции: "Постановка на учет организации или индивидуального предпринимателя в налоговом органе по месту нахождения или по месту жительства осуществляется на основании сведений, содержащихся соответственно в едином государственном реестре юридических лиц, едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации".
Таким образом, обязанность подачи заявления о постановке налогоплательщика на налоговый учет отменена с 01.01.2004.
Министерство Российской Федерации по налогам и сборам письмом от 27.05.2004 N 09-0-10/2190 прямо разъяснило, что "в связи с принятием Федерального закона от 23.12.2003 N 185-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования процедур государственной регистрации и постановки на учет юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" с 01.01.2004 в соответствии с пунктом 3 статьи 83 Кодекса постановка на учет организации или индивидуального предпринимателя в налоговом органе по месту нахождения или по месту жительства осуществляется на основании сведений, содержащихся соответственно в едином государственном реестре юридических лиц, едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Таким образом, с 01.01.2004 организациями и индивидуальными предпринимателями заявление о постановке на учет в налоговом органе не подается. В целях реализации вновь созданными организациями и вновь зарегистрированными индивидуальными предпринимателями права на применение упрощенной системы налогообложения в текущем календарном году с момента создания организации или с момента регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя и учитывая, что Министерство Российской Федерации по налогам и сборам является регистрирующим и налоговым органом, до внесения соответствующих изменений в статью 346.13 Кодекса возможна подача заявления о переходе на упрощенную систему налогообложения одновременно с пакетом документов, подаваемым при государственной регистрации юридического лица и физического лица в качестве индивидуального предпринимателя".
Вместе с тем положениями главы 26.2 НК РФ не предусмотрен отказ налогового органа в переходе организации на упрощенную систему налогообложения по причине неодновременной подачи заявления о переходе на названную систему налогообложения и заявления о регистрации юридического лица. Кроме того, заявление о применении упрощенной системы налогообложения носит уведомительный, добровольный характер и глава 26.2 Налогового кодекса Российской Федерации не предусматривает право налогового органа на запрет или разрешение принятия налогоплательщиком указанной системы налогообложения.
Следовательно, Общество правомерно после получения свидетельства о государственной регистрации в качестве юридического лица, официально получив статус вновь созданного, реализовало свое право на выбор системы налогообложения путем направления 17 декабря 2004 г. в адрес налогового органа заявления о переходе на упрощенную систему налогообложения.
При изложенных обстоятельствах арбитражный суд пришел к выводу о том, что оспариваемое уведомление налогового органа об отказе заявителю в применении упрощенной системы налогообложения не соответствует законодательству о налогах и сборах и нарушает права налогоплательщика на применение названной системы. Следовательно, заявленные обществом требования подлежат удовлетворению на основании ст. 13 Гражданского кодекса РФ и ст. 137, 138 Налогового кодекса РФ.
Заявителем при подаче заявления в арбитражный суд уплачена государственная пошлина в размере 2000 руб., которая подлежит возврату последнему из федерального бюджета на основании ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса РФ и статьи 333.40 НК РФ.
Руководствуясь статьями 167 - 170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
признать недействительным уведомление Инспекции МНС РФ по Ленинскому району г. Пензы от 12 января 2005 года N 47 о невозможности применения упрощенной системы налогообложения с 17.12.2004 обществом с ограниченной ответственностью Агентством недвижимости "Пионер" как несоответствующее требованиям Налогового кодекса Российской Федерации.
Обязать Инспекцию ФНС России по Ленинскому району г. Пензы применять к обществу с ограниченной ответственностью Агентству недвижимости "Пионер" с 3 декабря 2004 г. упрощенную систему налогообложения в соответствии с положениями главы 26.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью Агентству недвижимости "Пионер" из федерального бюджета государственную пошлину в размере 2000 руб.
На решение может быть подана жалоба в течение месяца со дня его принятия в арбитражный суд апелляционной инстанции.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
РЕШЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 23.05.2005, 16.05.2005 ПО ДЕЛУ N А49-1744/2005-109А/13
Разделы:Упрощенная система налогообложения (УСН)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 23 мая 2005 г. Дело N А49-1744/2005-109а/13
Резолютивная часть решения объявлена 16 мая 2005 года.
В полном объеме решение изготовлено 23 мая 2005 года.
Арбитражный суд Пензенской области,
рассмотрев в судебном заседании дело ООО Агентства недвижимости "Пионер" (г. Пенза, ул. М. Горького, 37) к ИФНС России по Ленинскому району г. Пензы (г. Пенза, ул. К. Маркса, 3) о признании незаконным уведомления,
при участии:
- от заявителя - Жулимова И.А. - директора (паспорт);
- от ответчика - Коробейниковой М.Л. - начальника юридического отдела (доверенность от 12.01.2005 N ОП-03-03/36),
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью Агентство недвижимости "Пионер" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным уведомления от 12 января 2005 года N 47 ИФНС России по Ленинскому району г. Пензы (далее - налоговый орган) о невозможности применения заявителем упрощенной системы налогообложения, а также обязании Инспекции ФНС России по Ленинскому району г. Пензы перевести ООО Агентство недвижимости "Пионер" на упрощенную систему налогообложения с 3 декабря 2004 г. В обоснование заявленных требований заявитель сослался на нарушение прав общества оспариваемым уведомлением и неправильное толкование налоговым органом содержания пункта 2 статьи 346.13 Налогового кодекса (далее - НК РФ), согласно которому вновь созданные организации, изъявившие желание перейти на упрощенную систему налогообложения, вправе, а не обязаны, как считает ответчик, подать заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения одновременно с подачей заявления о постановке на учет в налоговых органах.
В судебном заседании представитель заявителя уточнил заявленные требования и просил суд признать недействительным уведомление 2005 года N 47 ИФНС России по Ленинскому району г. Пензы о невозможности применения упрощенной системы налогообложения с 17.12.2004 обществом с ограниченной ответственностью Агентством недвижимости "Пионер", а также обязать Инспекцию ФНС России по Ленинскому району г. Пензы применять к обществу с ограниченной ответственностью Агентству недвижимости "Пионер" с 3 декабря 2004 года упрощенную систему налогообложения в соответствии с положениями главы 26.2 Налогового кодекса РФ.
Представитель налогового органа в судебном заседании требования заявителя не признал по основаниям, изложенным в письменном отзыве на заявление, просил в удовлетворении требований отказать.
Изучив материалы дела, выслушав объяснения представителей заявителя и налогового органа, арбитражный суд установил, что ООО Агентство недвижимости "Пионер" зарегистрировано в качестве юридического лица 3 декабря 2004, о чем ему выдано свидетельство о государственной регистрации от 03.12.2004 серии 58 N 000825726 (л.д. 7), и в этот же день общество поставлено на налоговый учет (свидетельство серии N 58 N 000825517 (л.д. 8).
17 декабря 2004 г. общество обратилось в инспекцию с заявлением о применении им упрощенной системы налогообложения с даты государственной регистрации - 3 декабря 2004 г. Налоговый орган уведомлением от 12 января 2005 года N 47, врученным заявителю 18 марта 2005 г., сообщил обществу о невозможности применения упрощенной системы налогообложения в связи с тем, что соответствующее заявление было подано неодновременно с подачей заявления о постановке на налоговый учет, ссылаясь при этом на пункт 2 статьи 346.13 Налогового кодекса РФ.
Считая, что указанное уведомление налогового органа нарушает его права, общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Суд считает, что у налогового органа отсутствовали законные основания для отказа заявителю в применении упрощенной системы налогообложения исходя из следующего.
Федеральный закон от 24 июля 2002 года N 104-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую НК РФ и некоторые другие акты законодательства РФ, а также о признании утратившими силу отдельных актов законодательства о налогах и сборах" дополнил Налоговый кодекс Российской Федерации главой 26.2 "Упрощенная система налогообложения", которая введена в действие с 1 января 2003 года.
Положениями пункта 2 статьи 346.13 главы 26.3 НК РФ предусмотрено, что вновь созданные организации и вновь зарегистрированные индивидуальные предприниматели, изъявившие желание перейти на упрощенную систему налогообложения, вправе подать заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения одновременно с подачей заявления о постановке на учет в налоговых органах. В этом случае организации и индивидуальные предприниматели вправе применять упрощенную систему налогообложения в текущем календарном году с момента создания организации или с момента регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя.
Пунктом 3 статьи 83 НК РФ (являющейся специальной нормой, регламентирующей порядок и условия постановки организации на налоговый учет) предусмотрено, что заявление о постановке на налоговый учет подается организациями в налоговый орган в течение 10 дней после их государственной регистрации.
В соответствии с пунктом "в" части 4 статьи 3 Федерального закона от 23.12.2003 N 185-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования процедур государственной регистрации и постановки на учет юридических лиц и индивидуальных предпринимателей пункт 3 статьи 83 НК РФ изложен в следующей редакции: "Постановка на учет организации или индивидуального предпринимателя в налоговом органе по месту нахождения или по месту жительства осуществляется на основании сведений, содержащихся соответственно в едином государственном реестре юридических лиц, едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации".
Таким образом, обязанность подачи заявления о постановке налогоплательщика на налоговый учет отменена с 01.01.2004.
Министерство Российской Федерации по налогам и сборам письмом от 27.05.2004 N 09-0-10/2190 прямо разъяснило, что "в связи с принятием Федерального закона от 23.12.2003 N 185-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования процедур государственной регистрации и постановки на учет юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" с 01.01.2004 в соответствии с пунктом 3 статьи 83 Кодекса постановка на учет организации или индивидуального предпринимателя в налоговом органе по месту нахождения или по месту жительства осуществляется на основании сведений, содержащихся соответственно в едином государственном реестре юридических лиц, едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Таким образом, с 01.01.2004 организациями и индивидуальными предпринимателями заявление о постановке на учет в налоговом органе не подается. В целях реализации вновь созданными организациями и вновь зарегистрированными индивидуальными предпринимателями права на применение упрощенной системы налогообложения в текущем календарном году с момента создания организации или с момента регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя и учитывая, что Министерство Российской Федерации по налогам и сборам является регистрирующим и налоговым органом, до внесения соответствующих изменений в статью 346.13 Кодекса возможна подача заявления о переходе на упрощенную систему налогообложения одновременно с пакетом документов, подаваемым при государственной регистрации юридического лица и физического лица в качестве индивидуального предпринимателя".
Вместе с тем положениями главы 26.2 НК РФ не предусмотрен отказ налогового органа в переходе организации на упрощенную систему налогообложения по причине неодновременной подачи заявления о переходе на названную систему налогообложения и заявления о регистрации юридического лица. Кроме того, заявление о применении упрощенной системы налогообложения носит уведомительный, добровольный характер и глава 26.2 Налогового кодекса Российской Федерации не предусматривает право налогового органа на запрет или разрешение принятия налогоплательщиком указанной системы налогообложения.
Следовательно, Общество правомерно после получения свидетельства о государственной регистрации в качестве юридического лица, официально получив статус вновь созданного, реализовало свое право на выбор системы налогообложения путем направления 17 декабря 2004 г. в адрес налогового органа заявления о переходе на упрощенную систему налогообложения.
При изложенных обстоятельствах арбитражный суд пришел к выводу о том, что оспариваемое уведомление налогового органа об отказе заявителю в применении упрощенной системы налогообложения не соответствует законодательству о налогах и сборах и нарушает права налогоплательщика на применение названной системы. Следовательно, заявленные обществом требования подлежат удовлетворению на основании ст. 13 Гражданского кодекса РФ и ст. 137, 138 Налогового кодекса РФ.
Заявителем при подаче заявления в арбитражный суд уплачена государственная пошлина в размере 2000 руб., которая подлежит возврату последнему из федерального бюджета на основании ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса РФ и статьи 333.40 НК РФ.
Руководствуясь статьями 167 - 170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
признать недействительным уведомление Инспекции МНС РФ по Ленинскому району г. Пензы от 12 января 2005 года N 47 о невозможности применения упрощенной системы налогообложения с 17.12.2004 обществом с ограниченной ответственностью Агентством недвижимости "Пионер" как несоответствующее требованиям Налогового кодекса Российской Федерации.
Обязать Инспекцию ФНС России по Ленинскому району г. Пензы применять к обществу с ограниченной ответственностью Агентству недвижимости "Пионер" с 3 декабря 2004 г. упрощенную систему налогообложения в соответствии с положениями главы 26.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью Агентству недвижимости "Пионер" из федерального бюджета государственную пошлину в размере 2000 руб.
На решение может быть подана жалоба в течение месяца со дня его принятия в арбитражный суд апелляционной инстанции.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)