Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС УРАЛЬСКОГО ОКРУГА ОТ 09.12.2009 N Ф09-9741/09-С3 ПО ДЕЛУ N А47-9946/2008

Разделы:
Налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ)

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 9 декабря 2009 г. N Ф09-9741/09-С3


Дело N А47-9946/2008

Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Глазыриной Т.Ю.,
судей Дубровского В.И., Гусева О.Г.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Оренбургской области (далее - инспекция, налоговый орган) на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 19.05.2009 по делу N А47-9946/2008 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.09.2009 по тому же делу.
В судебном заседании приняли участие представители:
- общества с ограниченной ответственностью "Бугурусланнефть" (далее - общество, налогоплательщик) - Суругин Д.Н. (доверенность от 23.12.2008 N 44);
- инспекции - Белоусова Г.М. (доверенность от 21.08.2009 N 04-27/28), Кудерова О.А. (доверенность от 11.01.2009 N 04-27/9).

Общество обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением о признании недействительным решения инспекции от 10.10.2008 N 10-38/7074 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Решением суда от 19.05.2009 (судья Жарова Л.А.) требования общества удовлетворены. Признано недействительным решение инспекции от 10.10.2008 N 10-38/7074 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.09.2009 (судьи Малышев М.Б., Иванова Н.А., Чередникова М.В.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе инспекция просит судебные акты отменить, ссылаясь на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам и на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела. Налоговый орган считает, что общество необоснованно не включило в количество добытого полезного ископаемого, подлежащего обложению налогом на добычу полезных ископаемых, количество нефти, использованной на собственные производственно-технологические нужды, поскольку согласно представленных документов, сводных актов о расходе нефти на собственные производственно-технологические нужды за июль 2008 года, сведений и накладных об отгрузке нефти с нефтеналива Заглядинской УПН (установки по подготовке нефти) установлена отгрузка нефти в количестве 183,631 т. Инспекция согласна с тем, что 50 т. нефти включены предприятием в налогооблагаемую базу, однако, оставшиеся 133,631 т. нефти не могут не учитываться при определении налоговой базы, поскольку обществом не представлено доказательств повторной закачки нефти в недра. Инспекция считает неправильным вывод судов о том, что нефть в количестве 133,63 т. не соответствует ГОСТ Р 51858-2002, поскольку налогоплательщик использует терминологию возвратной и невозвратной нефти со ссылкой на п. 6.3 Учетной политики общества, тогда как Налоговым кодексом Российской Федерации, Инструкцией по нормированию технологических потерь нефти на нефтегазодобывающих предприятиях нефтяных компаний Российской Федерации РД 153-39-018-97, утвержденной Минтопэнерго России от 16.06.1997, Инструкцией по учету нефти для нефтегазодобывающих предприятий открытого акционерного общества "ТНК-BP", согласованная с Управлением по надзору в нефтяной и газовой промышленности Госгортехнадзора России письмом от 11.03.2004 N 10-03/268 не используется такой термин как возвратная и невозвратная нефть. По мнению налогового органа, в процессе перфорации скважин использовалась подготовленная нефть, соответствующая требованиям ГОСТа и подлежащая обложению налогом на добычу полезных ископаемых. При этом, инспекция считает неправильным утверждение общества о том, что нефть в количестве 133,412 т. не соответствует ГОСТу, и не может облагаться налогом на добычу полезных ископаемых, так как она прошла не все стадии технологических операций. Если общество не признает оспариваемую нефть, подлежащей обложению налогом на добычу полезных ископаемых согласно ст. 337 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), то в таком случае данное добытое полезное ископаемое должно подлежать обложению налогом на добычу полезных ископаемых согласно п. 8 ст. 339 Кодекса. Поскольку факт реализации нефти сторонней организации (подрядчику) налогоплательщиком не опровергается, документально подтвержден, инспекция указывает на то, что в связи с этим налог на добычу полезных ископаемых налогоплательщику необходимо исчислять за добытую нефть в количестве 133,412 т.
В отзыве на кассационную жалобу общество просит оставить судебные акты без изменения, ссылаясь на их законность и обоснованность.

Как следует из материалов дела, инспекцией по результатам камеральной налоговой проверки налоговой декларации по налогу на добычу полезных ископаемых за июнь 2008 года, представленной обществом, составлен акт от 08.09.2008 N 1896, рассмотрены возражения налогоплательщика и вынесено решение от 10.10.2008 N 10-38/7074 о привлечении к налоговой ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 122 Кодекса, в виде взыскания штрафа в сумме 120 059 руб. за неуплату налога на добычу полезных ископаемых, доначислении налога на добычу полезных ископаемых в сумме 600 295 руб. и начислении пени в сумме 16 508 руб.
Основанием для вынесения решения от 10.10.2008 N 10-38/7074 послужили выводы инспекции о несоблюдении обществом п. 1 ст. 337, п. 7 ст. 339 Кодекса и занижении количества добытого полезного ископаемого в результате занижения количества нефти, использованной на собственные производственно-технологические нужды.
Считая решение инспекции от 10.10.2008 N 10-38/7074 недействительным, общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования общества, суды исходили из того, что спорное количество нефти, использованное обществом на производственные технологические нужды с учетом специфики технологии проведения ремонтных работ на скважинах, остается в скважинах и поступает вновь в систему сбора и промысловой подготовки нефти, в связи с чем обоснованно не включено обществом в налоговую базу для исчисления налога. Кроме того, суды указали на то, что акт камеральной налоговой проверки и решение налогового органа, в нарушение условий подп. 12 п. 3 ст. 100, п. 8 ст. 101 Кодекса, не позволяют определить, в чем же именно, заключается вмененное обществу налоговое правонарушение.
В соответствии с п. 1 ст. 337 Кодекса для целей налогообложения добытым полезным ископаемым признается продукция горно-добывающей промышленности и разработки карьеров (если иное не предусмотрено п. 3 данной статьи), содержащаяся в фактически добытом (извлеченном) из недр (отходов, потерь) минеральном сырье (породе, жидкости и иной смеси), первая по своему качеству соответствующая государственному стандарту Российской Федерации, стандарту отрасли, региональному стандарту, международному стандарту, а в случае отсутствия указанных стандартов для отдельного добытого полезного ископаемого - стандарту (техническим условиям) организации (предприятия). Не может быть признана полезным ископаемым продукция, полученная при дальнейшей переработке (обогащении, технологическом переделе) полезного ископаемого, являющаяся продукцией обрабатывающей промышленности.
Согласно подп. 3 п. 2 ст. 337 Кодекса к видам добытого полезного ископаемого относится нефть обезвоженная, обессоленная и стабилизированная.
В соответствии со ст. 338 Кодекса налоговая база при добыче нефти обезвоженной, обессоленной и стабилизированной, попутного газа и газа горючего природного из всех видов месторождений углеводородного сырья определяется как количество добытых полезных ископаемых в натуральном выражении.
Количество добытого полезного ископаемого определяется налогоплательщиком самостоятельно.
Согласно п. 2 ст. 339 Кодекса количество добытого полезного ископаемого определяется прямым методом (посредством применения измерительных средств и устройств) или косвенным методом (расчетно, по данным о содержании добытого полезного ископаемого в извлекаемом из недр (отходов, потерь) минеральном сырье) методом, если иное не предусмотрено настоящей статьей. В случае, если определение количества добытых полезных ископаемых прямым методом невозможно, применяется косвенный метод. Применяемый налогоплательщиком метод определения количества добытого полезного ископаемого подлежит утверждению в учетной политике налогоплательщика для целей налогообложения и применяется налогоплательщиком в течение всей деятельности по добыче полезного ископаемого. Метод определения количества добытого полезного ископаемого, утвержденный налогоплательщиком, подлежит изменению только в случае внесения изменений в технический проект разработки месторождения полезных ископаемых в связи с изменением применяемой технологии добычи полезных ископаемых.
В силу п. 7 ст. 339 Кодекса при определении количества добытого в налоговом периоде полезного ископаемого учитывается, если иное не предусмотрено п. 8 данной статьи, полезное ископаемое, в отношении которого в налоговом периоде завершен комплекс технологических операций (процессов) по добыче (извлечению) полезного ископаемого из недр (отходов, потерь). При этом при разработке месторождения полезного ископаемого в соответствии с лицензией (разрешением) на добычу полезного ископаемого учитывается весь комплекс технологических операций (процессов), предусмотренных техническим проектом разработки месторождения полезного ископаемого.
Согласно п. 8 ст. 339 Кодекса при реализации и (или) использовании минерального сырья до завершения комплекса технологических операций (процессов), предусмотренных техническим проектом разработки месторождения полезных ископаемых, количество добытого в налоговом периоде полезного ископаемого определяется как количество полезного ископаемого, содержащегося в указанном минеральном сырье, реализованном и (или) использованном на собственные нужды в данном налоговом периоде.
Из оспариваемого решения инспекции следует, что основанием для доначисления налога, пени и привлечения к ответственности послужили выводы налогового органа о нарушении обществом положений п. 7 ст. 339 Кодекса, в связи с чем доводы инспекции о несоблюдении обществом требований, предусмотренных п. 8 ст. 339 Кодекса не могут быть приняты во внимание.
Судами установлено и материалами дела подтверждено, что общество разрабатывает и эксплуатирует следующие месторождения: Барсуковское (лицензия ОРБ 01994 НЭ), Агаровское (лицензия ОРБ 01993 НЭ), Графское (лицензия ОРБ 01997 НЭ), Ботвинское (лицензия ОРБ 01996 НЭ), Березовское (лицензия ОРБ 01995 НЭ), Каменское (лицензия ОРБ 02002 НЭ), Ибряевское (лицензия ОРБ 02001 НЭ), Западно-Степановское (лицензия ОРБ 02000 НЭ), Завьяловское (лицензия ОРБ 01999 НЭ), Журавлевско-Степановское (лицензия ОРБ 01998 НЭ), Карповское (лицензия ОРБ 02003 НЭ), Красноярское (лицензия ОРБ 02004 НЭ), Кристальное (лицензия ОРБ 02005 НЭ), Кушниковское (лицензия ОРБ 02006 НЭ), Ново-Кудринское (лицензия ОРБ 02007 НЭ), Ново-Михайловское (лицензия ОРБ 02008 НЭ), Осиновское (лицензия ОРБ 02009 НЭ), Саврушинское (лицензия ОРБ 02010 НЭ), Сакадинское (лицензия ОРБ 02011 НЭ), Северо-Красноярское (лицензия ОРБ 02013 НЭ), Султангулово-Заглядинское (лицензия ОРБ 02012 НЭ), Тарханское (лицензия ОРБ 02014 НЭ), Школьное (лицензия ОРБ 02016 НЭ), Умирское (лицензия ОРБ 02015 НЭ), Южно-Султангуловского (лицензия ОРБ 02017 НЭ).
Учетная политика общества на 2008 год утверждена приказом от 29.12.2007 N 1174/п.
Согласно подп. 6.3 п. 6 учетной политики общества количество добытого полезного ископаемого определяется по нефти прямым методом посредством применения измерительных средств и устройств, с учетом фактических потерь, но не выше нормативов, утвержденных Правительством Российской Федерации. Объем добытой нефти включает в себе нефть, сданную в систему магистральных трубопроводов (далее - УМН), отпущенную сторонним предприятиям, использованную на топливо, невозвратную нефть, использованную на производственно-технологические нужды, технологические потери в пределах утвержденных норм, а также разницу в остатках нефти, находящейся резервуарах, технологических аппаратах установок подготовки нефти очистки сточных вод, в трубопроводах и нефтесборных сетях на начало и конец отчетного периода.
Открытым акционерным обществом "Сибирский научно-исследовательский институт нефтяной промышленности" разработано Обоснование нормативов технологических потерь нефти по месторождениям налогоплательщика на 2009 год (заключительный отчет по договору от 11.01.2008 N 4 "Разработка нормативов технологических потерь нефти и попутного нефтяного газа на 2009 год. Определение фактических технологических потерь нефти и попутного газа на 2008 год"), исходя из условий которого, сбор продукции скважин месторождений налогоплательщика производится по герметизированной системе; общество производит сдачу предварительно подготовленной на установке подготовки нефти (далее - УПН) "Заглядино" и УПН "Красноярка" нефти, обезвоженной, обессоленной и стабилизированной открытому акционерному обществу АК "Транснефть" на коммерческом узле учета нефти (далее - КУУН) "Похвистнево".
Технологическим регламентом Заглядинской установки подготовки нефти общества ТР 39-7525-04, установлено, что товарной продукцией Заглядинской УПН является нефть 1 группы качества по ГОСТ Р 51858-2002 "НЕФТЬ. Общие технические условия".
Согласно п. 3.5 Технологического регламента Заглядинской установки подготовки нефти ООО "Бугурусланнефть" ТР 39-7525-04, отсепарированная обессоленная нефть поступает в товарный парк, в состав которого входят пять резервуаров и насосы откачки товарной нефти потребителю; товарная нефть в резервуарах проверяется на соответствие требованиям ГОСТ Р 51858-2002 по качеству. При соответствии качества товарная нефть по согласованию с диспетчером откачивается насосами через оперативный узел учета потребителю - Бугурусланскому РНУ (районное нефтепроводное управление) НПС (нефтеперекачивающая станция) "Похвистнево".
Налоговый орган не опроверг доводы налогоплательщика о том, что, исходя из п. 3.4 Технологического регламента Заглядинской установки подготовки нефти ООО "Бугурусланнефть" ТР 39-7525-04, и, исходя из технологической схемы Заглядинской УПН забор нефти на узел налива для собственных производственно-технологических нужд, производится из теплообменника Т-1, до попадания в сепаратор С-2, из которого отсепарированная обессоленная нефть подается в товарные резервуары.
Из имеющихся в материалах дела накладных на отпуск нефти на производственно-технологические нужды и топливо следует, что пунктом налива Заглядинской УПН обществу с ограниченной ответственностью "Управление капитального ремонта скважин" (далее - общество "УКРС"), на основании заключенного между обществом и обществом "УКРС" договора на проведение работ по текущему ремонту скважин на условиях раздельного сервиса от 21.01.2008 N 13 отправлено 183,631 т. нефти, из которых 133,412 т. использовано в целях обратной промывки на скважине N 462 Журавлевско-Степановского месторождения цеха по добыче нефти и газа (далее - ЦДНГ) N 1, промывки и опрессовки паркера на скважине N 265 Султангулово-Заглядинского месторождения ЦДНГ N 3, промывки на скважине N 403 Завьяловского месторождения ЦДНГ N 1, опрессовки противовыбросного оборудования на скважине N 870 Кушниковского месторождения ЦДНГ N 3 на скважине N 44 Султангулово-Заглядинского месторождения ЦДНГ N 3. Данный факт подтверждается сведениями об отпуске нефти с нефтеналива Заглядинской УПН ЦППН за июнь 2008 года (то есть, нефти, которая не может быть признана товарной), и данными сводного акта в пункте приема-сдачи нефти "Похвистнево", налогоплательщиком - заявителем, ОАО АК "Транснефть" (товарной нефти), актами об использовании нефти на проведение технологической операции. Из содержания которых следует, что нефть доставлена с Заглядинского УПН на соответствующие скважины и использована обществом по назначению.
Исходя из условий РД 153-39.0-101-0, при совершении вышеперечисленных операций, нефть, закачиваемая в скважины извлекается после освоения скважины, вывода ее на режим работы, то есть, по сути, является "возвратной" нефтью.
В учетной политике общества не предусмотрено обложение налогом возвратной нефти, использованной на собственные производственно-технологические нужды, в целях исключения возможности ее многократного обложения налогом.
При возвратном использовании полезного ископаемого нефть не теряется, а закачивается обратно в скважину, и, таким образом, не может считаться "добытой" для целей исчисления налога, как этого требуют нормы подп. 1 п. 1 ст. 336, п. 1 ст. 337 Кодекса. В последующем данная нефть в отличие от невозвратной, потерей нефти при совершении технологических операций на собственные нужды, связанные с проникновением нефти в пласт, откачивается из скважины в систему сбора и подготовки нефти и учитывается при определении количества добытой нефти, что ведет к соблюдению вытекающего из п. 3 ст. 3 Кодекса принципа однократности обложения налогом одного и того же объекта налогообложения.
Учитывая изложенное, суды проанализировав положения РД 39-30-627-81 (п. 1.2), п. 11.11, 14.4 Инструкции по учету нефти для нефтегазодобывающих предприятий ОАО "ТНК-BP" от 15.10.2004 (стандарт организации), п. 93 Инструкции по заполнению Формы федерального государственного статистического наблюдения за эксплуатацией нефтяных скважин (Форма N 1-ТЭК (нефть)), утвержденной постановлением Госкомстата России от 29.05.1996 N 44, пришли к правильному выводу о том, что, в данном случае, доначисление инспекцией налога на добычу полезных ископаемых на "возвратную" нефть, приведет к двойному налогообложению.
Помимо изложенного, суды пришли к выводу о том, что, инспекцией не соблюдены нормы подп. 12 п. 3 ст. 100, п. 8 ст. 101 Кодекса, так как оспариваемое решение фактически содержит лишь описание этапов подготовки нефти на Заглядинской УПН, и не содержит ссылок на обстоятельства, свидетельствующие о нарушении обществом порядка определения количества добытой нефти.
На основании изложенного суды пришли к обоснованному выводу о том, что налоговым органом не доказано занижение обществом количества добытой нефти.
Судами дана надлежащая правовая оценка фактическим обстоятельствам дела.
Нормы материального права применены судами правильно, выводы судов соответствуют установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу ч. 4 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене судебного акта, не выявлено.
С учетом изложенного и исходя из конкретных фактических обстоятельств дела, установленных судами, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:

решение Арбитражного суда Оренбургской области от 19.05.2009 по делу N А47-9946/2008 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.09.2009 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Оренбургской области - без удовлетворения.
Председательствующий
ГЛАЗЫРИНА Т.Ю.

Судьи
ДУБРОВСКИЙ В.И.
ГУСЕВ О.Г.















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)