Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ АПЕЛЛЯЦИОННОЙ ИНСТАНЦИИ АРБИТРАЖНОГО СУДА СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 31.10.2005 ПО ДЕЛУ N А60-15724/2005-С10

Разделы:
Налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ)

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



АРБИТРАЖНЫЙ СУД СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
апелляционной инстанции


от 31 октября 2005 г. Дело N А60-15724/2005-С10
Арбитражный суд Свердловской области в составе председательствующего А.Д. Тимофеевой, судей О.Л. Гавриленко, М.А. Севастьяновой при ведении протокола судебного заседания помощником судьи И.В. Рыбыдайло, при участии: от заявителя - Рудича В.В., адвоката (дов. N 34 от 19.09.2005; удост. N 610); Кучерука Н.В., нач-ка юр. отдела (дов. N 34 от 05.01.2004); от заинтересованного лица - Назарова Е.В., нач-ка юр. отдела (дов. N 11/01 от 17.01.2005; удост.),
рассмотрел 31.10.2005 в судебном заседании апелляционную жалобу Межрайонной инспекции ФНС России N 10 по Свердловской области на решение от 17.08.2005 (судья Куричев Ю.А.) по делу N А60-15724/2005-С10 по заявлению ОАО "Первоуральское рудоуправление" к Межрайонной инспекции ФНС России N 10 по Свердловской области о признании недействительным решения.

Открытое акционерное общество "Первоуральское рудоуправление" обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением (с учетом уточнения заявленных требований) о признании недействительным решения Межрайонной инспекции ФНС России N 10 по Свердловской области N 02-51 от 13 мая 2005 г. в части доначисления налога на добычу полезных ископаемых в сумме 6060025 руб., пени в сумме 2671632 руб. и штрафа в сумме 1201205 руб. руб. за неуплату налога в результате занижения налоговой базы на основании п. 1 ст. 122 Налогового кодекса Российской Федерации.
Решением от 17.08.2005 заявленные требования ОАО "Первоуральское рудоуправление" удовлетворены.
Решение Межрайонной инспекции ФНС России N 10 по Свердловской области от 13.05.2005 N 02-51 признано недействительным в части доначисления налога на добычу полезных ископаемых в сумме 6006025 руб., пени в сумме 2671632 руб. 00 коп., штрафа по п. 1 ст. 122 Налогового кодекса Российской Федерации в размере 1201205 руб. как не соответствующее Налоговому кодексу Российской Федерации.
Межрайонную инспекцию ФНС России N 10 по Свердловской области обязали устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем отмены решения, признанного недействительным.
Законность и обоснованность принятого судебного акта проверены в порядке статей 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по апелляционной жалобе Межрайонной инспекции ФНС России N 10 по Свердловской области, которая с решением не согласна, просит его отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать.
Оспаривая решение, налоговый орган считает, что ОАО "Первоуральское рудоуправление" не подтверждено право на применение налоговой ставки 0 процентов, поскольку нормативы потерь полезных ископаемых Министерством природных ресурсов не определены, как того требует Постановление Правительства, и щебень является полезным ископаемым.
Общество считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным.

Рассмотрев материалы дела, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд установил:
в ходе выездной налоговой проверки Инспекцией сделан вывод о неправомерном применении ОАО "Первоуральское рудоуправление" с 01.01.2002 по август 2003 г. нулевой ставки, предусмотренной пп. 5 п. 1 ст. 342 Налогового кодекса Российской Федерации, к добытому полезному ископаемому - щебню. По итогам проверки составлен акт от 18.02.2005 N 02-51 и вынесено решение от 13.05.2005 N 02-51 об уплате обществом доначисленного налога на добычу полезных ископаемых в сумме 6006025 руб., пени за несвоевременную уплату налога в сумме 2671632,21 руб. и привлечении ОАО "Первоуральское рудоуправление" к налоговой ответственности в виде штрафа в размере 1201205 руб. на основании п. 1 ст. 122 Налогового кодекса Российской Федерации за неполную уплату налога.
Суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, при этом суд исходит из следующего.
В соответствии со ст. 336 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налога на добычу полезных ископаемых являются полезные ископаемые, добытые из недр на территории Российской Федерации, полезные ископаемые, извлеченные из отходов (потерь) добывающего производства, если такое извлечение подлежит отдельному лицензированию, полезные ископаемые, добытые из недр за пределами территории Российской Федерации, если эта добыча осуществляется на территориях, находящихся под юрисдикцией Российской Федерации.
Из пункта 1 ст. 337 Налогового кодекса Российской Федерации следует, что в целях главы 26 Налогового кодекса Российской Федерации указанные в пункте 1 ст. 336 настоящего Кодекса полезные ископаемые именуются добытым полезным ископаемым. При этом полезным ископаемым признается продукция горнодобывающей промышленности и разработки карьеров (если иное не предусмотрено пунктом 3 настоящей статьи), содержащаяся в фактически добытом (извлеченном) из недр (отходов, потерь) минеральном сырье (породе, жидкости и иной смеси), первая по своему качеству соответствующая государственному стандарту, а в случае отсутствия указанных стандартов для отдельного добытого полезного ископаемого - стандарту организации (предприятия).
В соответствии со ст. 338 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется налогоплательщиком самостоятельно в отношении каждого добытого полезного ископаемого (в том числе полезных компонентов, извлекаемых из недр попутно при добыче основного полезного ископаемого).
В силу ст. 340 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется как стоимость добытых полезных ископаемых.
Согласно пп. 1 п. 1 ст. 342 Налогового кодекса Российской Федерации, налогообложение производится по налоговой ставке 0 процентов при добыче полезных ископаемых в части нормативных потерь полезных ископаемых. При этом в целях главы 26 Кодекса нормативными потерями полезных ископаемых признаются фактические потери полезных ископаемых при добыче, технологически связанные с принятой схемой и технологией разработки месторождения, в пределах нормативов потерь, утверждаемых в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
В силу пп. 5 п. 1 ст. 342 Налогового кодекса Российской Федерации ставка 0 процентов применяется также при добыче полезных ископаемых, остающихся во вскрышных, вмещающих (разубоживающих) породах, в отвалах или в отходах перерабатывающих производств в пределах нормативов содержания полезных ископаемых в указанных породах и отходах, утверждаемых в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
ОАО "Первоуральское рудоуправление" имеет лицензию серии СВЕ N 00560ТЭ от 13.03.1997 сроком действия до 25.08.2013 на право пользования недрами, а именно права только на добычу титано-магнетитовых руд Первоуральского железорудного месторождения (участки 2, 3, 4 Магнитки) открытым способом, и является плательщиком налога на добычу полезных ископаемых. Указанная лицензия выдана до введения в действие главы 26 Налогового кодекса Российской Федерации. Разработка месторождения ведется на основании рабочего проекта 1990 года, в соответствии с которым утверждены нормативы содержания полезного ископаемого, то есть также до введения в действие главы 26 Налогового кодекса Российской Федерации.
По мнению налогового органа, применение ОАО "Первоуральское рудоуправление" ставки 0 процентов при добыче полезных ископаемых в части нормативных потерь является неправомерным в связи с отсутствием в настоящее время утвержденных в установленном порядке нормативов потерь полезных ископаемых. При этом налоговый орган ссылается на Правила утверждения нормативов потерь полезных ископаемых при добыче, технологически связанных с принятой схемой и технологией разработки месторождения, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2001 N 921, в соответствии с п. 2 которых нормативы потерь твердых полезных ископаемых рассчитываются и утверждаются Министерством природных ресурсов Российской Федерации по согласованию с Федеральным горным и промышленным надзором России в составе проектной документации.
Совместным письмом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 16.08.2002 N ПС-19-46/4467 и Гостехнадзора Российской Федерации от 13.08.2002 N АС-04-35/472 разъяснен порядок применения Постановления Правительства N 921 от 29.12.2001.
В соответствии с данными разъяснениями нормативы потерь, технологически связанные с принятой схемой и технологией разработки при добыче твердых полезных ископаемых на 2002 г., утвержденные в установленном порядке до вступления в силу Постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.2001 N 921 (01.01.2002), повторному утверждению не подлежат.
Кроме того, в письме Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 09.09.2002 N ШС-6-21/1388 указано, что нормативы потерь, технологически связанные с принятой схемой и технологией разработки, при добыче твердых полезных ископаемых, утвержденные в установленном до вступления в силу Постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.2001 N 921 порядке, применяются с 01.01.2002.
Согласно п. 2 Постановления Правительства Российской Федерации N 899 от 26.12.2001, нормативы содержания твердых полезных ископаемых, остающихся во вскрышных, вмещающих (разубоживающих) породах, в отвалах или в отходах горнодобывающего и перерабатывающего производства, определяются как производные величины от показателей извлечения полезных ископаемых при добыче или переработке минерального сырья, согласованных и утвержденных в составе проектной документации (технического проекта) горнодобывающего или перерабатывающего производства.
Все нормативы, в том числе нормативы потерь при эксплуатации Первоуральского железорудного месторождения, были утверждены в рабочем проекте реконструкции карьера еще до введения в действие главы 26 Налогового кодекса Российской Федерации. Повторному утверждению данные нормативы, как было отмечено выше, не подлежат. При таких обстоятельствах применение обществом ставки 0% обосновано.
Вместе с тем, получение железорудного концентрата путем добычи породы, содержащей руду, и ее дальнейшего обогащения согласно лицензии и рабочему проекту является первым по своему качеству и единственным продуктом. Добыча щебня в данном технологическом процессе не является обязательной, так как готовый продукт, щебень, в результате данного технологического процесса не получается. В связи с этим щебень не является первым по своему качеству соответствующим стандарту.
Исходя из содержания вышеперечисленных норм права для добычи щебня как первого продукта необходима специальная лицензия, которой ОАО "Первоуральское рудоуправление" не имеет. Если полезные ископаемые извлечены из отходов (потерь) добывающего производства, то они являются самостоятельным объектом налогообложения в том случае, если на их извлечение выдана также отдельная лицензия в соответствии с Законом о недрах. Доказательств наличия у общества указанных лицензий налоговым органом суду не представлено. Более того, щебеночного карьера у общества не имеется, в котором щебень являлся бы первым продуктом добычи.
Ссылка налогового органа на п. 1 приложения N 9 к лицензии СВЕ N 00560, в котором имеется разрешение на добычу вскрышных пород, судом во внимание не принимается, поскольку на момент налоговой проверки данное приложение отменено.
Не принимается во внимание судом ссылка Инспекции на протокол N 6 территориальной комиссии по запасам полезных ископаемых при Уральском комитете по геологии и пользовании недр от 30.05.1996, поскольку рабочий проект разрабатывался для добычи руды, а не щебня, который не является первым продуктом.
Ссылка налогового органа на Постановление Госгортехнадзора Российской Федерации от 10.12.1998 N 76 несостоятельна, поскольку противоречит п. 1 ст. 4 Налогового кодекса Российской Федерации, в соответствии с которым федеральные органы исполнительной власти не могут изменять или дополнять законодательство о налогах и сборах.
Что касается довода налогового органа о доначислении налога на добычу полезных ископаемых в сумме 34433 руб. за неправомерное использование обществом льготы, предусмотренной пп. 1 п. 1 ст. 342 Налогового кодекса Российской Федерации (в части превышения нормативных потерь полезных ископаемых), судом отклоняется, поскольку Инспекцией не доказано, что щебень является при добыче первым по своему качеству и на него выдана лицензия.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции правомерно сделал вывод о том, что Инспекция при определении предмета и объекта налогообложения не руководствовалась Методическими рекомендациями по применению главы 26 Налогового кодекса Российской Федерации, утвержденными Приказом МНС Российской Федерации от 02.04.2002 N БГ-3-21/170. Обоснованность доначисления налога налоговым органом в соответствии со ст. 200 АПК Российской Федерации не доказана. При этом суд исходил из того, что согласно п. 7 ст. 3 Налогового кодекса Российской Федерации все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов).
При таких обстоятельствах доначисление налога на добычу полезных ископаемых в сумме 6006025 руб., начисление пени в сумме 2671632 руб. 00 коп. и привлечение ОАО "Первоуральское рудоуправление" к налоговой ответственности в виде штрафа в размере 1201205 руб. на основании ст. 122 Налогового кодекса Российской Федерации является неправомерным.
Учитывая вышеизложенное, решение суда первой инстанции соответствует конкретным материалам дела, действующему законодательству и отмене не подлежит.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:

решение от 17.08.2005 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции.
Председательствующий
ТИМОФЕЕВА А.Д.

Судьи
ГАВРИЛЕНКО О.Л.
СЕВАСТЬЯНОВА М.А.















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)