Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕВЯТНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 30.04.2007 ПО ДЕЛУ N А14-15072-2006522/6

Разделы:
Упрощенная система налогообложения (УСН)

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ДЕВЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 30 апреля 2007 г. по делу N А14-15072-2006522/6


Резолютивная часть постановления объявлена 24 апреля 2007 года.
Полный текст постановления изготовлен 30 апреля 2007 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя без образования юридического лица Д. на решение Арбитражного суда Воронежской области от 20.12.2006 г.,
установил:

Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N по Воронежской области (далее - налоговый орган, инспекция) обратилась в Арбитражный суд Воронежской области с заявлением о взыскании с индивидуального предпринимателя без образования юридического лица Д. (далее - предприниматель, налогоплательщик) 72455 рублей налоговых санкций на основании решения от 16.05.2006 г. N 31 "О привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения индивидуального предпринимателя, осуществляющего свою деятельность без образования юридического лица Д. ИНН N".
Индивидуальный предприниматель без образования юридического лица Д. заявила встречное требование о признании недействительным решения от 16.05.2006 г. N 31 "О привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения индивидуального предпринимателя, осуществляющего свою деятельность без образования юридического лица Д. ИНН N", а также ходатайство о восстановлении пропущенного срока на обжалование названного решения.
Решением Арбитражного суда Воронежской области от 20.12.2006 г. требование налогового органа о взыскании налоговых санкций удовлетворено частично, в удовлетворении встречного требования отказано по основанию пропуска срока для его обжалования.
Не согласившись с решением суда, предприниматель Д. обратилась с апелляционной жалобой на него, ссылаясь на неполное выяснение судом первой инстанции фактических обстоятельств дела и неправильное применение норм материального права.
По мнению предпринимателя Д., у нее отсутствует обязанность уплачивать единый налог в исчисленной налоговым органом сумме за 2004 г., так как фактически в указанном периоде предпринимательская деятельность ею не велась, все операции по приобретению сырья - молока, его переработке и реализации осуществлялись акционерным обществом О., им же осуществлялся учет этой деятельности, ведение бухгалтерского и налогового учета и отчетности.
Налоговый орган в представленном отзыве против удовлетворения апелляционной жалобы возражает, считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
В настоящее судебное заседание представители налогового органа не явились, суду заявлено письменное ходатайство о рассмотрении спора в отсутствие представителя налогового органа. В материалах дела имеются сведения о надлежащем извещении налогового органа о месте и времени судебного заседания. В соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционная жалоба рассматривалась в отсутствие представителя налогового органа.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о необходимости решение суда первой инстанции отменить.
Как видно из материалов дела, предприниматель Д. зарегистрирована в качестве субъекта предпринимательской деятельности 21.07.2004 г., поставлена на налоговый учет в качестве налогоплательщика в Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N по Воронежской области и с момента государственной регистрации применяет упрощенную систему налогообложения, объектом налогообложения по которой является доход, уменьшенный на величину расходов.
В течение 2004 г. предпринимателем Д. представлены в налоговую инспекцию по месту налогового учета налоговые декларации по единому налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, за 9 месяцев 2004 г. и за 2004 г., в соответствии с которыми за 9 месяцев 2004 г. (декларация от 20.10.2004 г.) ею начислен к уплате в бюджет единый налог в сумме 8263 рублей по ставке 15 процентов от полученного за этот период дохода в размере 55088 рублей, за 2004 г. (декларация от 25.04.2005 г.) - единый минимальный налог в сумме 95214 рублей с налоговой базы в размере 68929 рублей.
31.03.2006 г. предпринимателем Д. представлена налоговому органу уточненная налоговая декларация по единому налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения за 2004 г., в которой она указала об отсутствии у нее объекта налогообложения по единому налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, и обязанности по уплате налога.
В ходе выездной налоговой проверки, произведенной в отношении предпринимателя Д. за период с 21.07.2004 г. по 31.12.2004 г. на основании решения о проведении выездной налоговой проверки N 38 от 29.03.2006 г., налоговый орган пришел к выводу о неправильном исчислении и неполной уплате предпринимателем Д. единого налога, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения вследствие занижения налогооблагаемой базы по налогу.
Проверка начата 29.03.2006 г., окончена 28.04.2006 г. По результатам проверки налоговым органом составлен акт выездной налоговой проверки N 33 от 28.04.2007 г., из которого следует, что за 9 месяцев 2004 г. предпринимателем не исчислен к уплате в бюджет единый налог в сумме 269119 рублей, за 2004 г. - в сумме 362274 рублей, и принято решение N 31 от 16.05.2006 г. "О привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения индивидуального предпринимателя, осуществляющего свою деятельность без образования юридического лица Д. ИНН N", согласно которому с предпринимателя Д. подлежит взысканию единый налог, уплачиваемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения, в сумме 362274 рублей, пени за несвоевременную уплату налога в сумме 123023 рублей и штрафные санкции за неуплату налога в сумме 72455 рублей.
На уплату доначисленных сумм налога, пеней и санкций предпринимателю были направлены требования N 21850 от 16.05.2006 г. и N 350 от 16.05.2006 г., не исполненные ею добровольно, в связи с чем налоговый орган предпринял меры принудительного бесспорного взыскания налога и пеней в суммах 362274 рублей и 123023 рублей (решения от 14.06.2006 г. N 1012 "О взыскании налога, сбора, а также пени за счет денежных средств налогоплательщика (плательщика сборов) - организации или налогового агента - организации, индивидуального предпринимателя на счетах в банках" и от 14.08.2006 г. N 106 "О взыскании налога (сбора), а также пени за счет имущества налогоплательщика-организации (налогового агента - организации), индивидуального предпринимателя"), а также 20.10.2006 г. обратился в Арбитражный суд Воронежской области с требованием о принудительном взыскании с предпринимателя налоговой санкции в сумме 72455 рублей.
Предприниматель, в свою очередь, заявила встречное требование о признании решения налогового органа от 16.05.2006 г. N 31 "О привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения индивидуального предпринимателя, осуществляющего свою деятельность без образования юридического лица Д. ИНН N" недействительным.
Удовлетворяя требования налогового органа о взыскании налоговой санкции (с учетом наличия смягчающих вину налогоплательщика обстоятельств) и отказывая налогоплательщику в удовлетворении встречного требования о признании решения налогового органа недействительным, суд первой инстанции основывался на доказанности факта неисполнения налогоплательщиком обязанности по исчислению и уплате в бюджет единого налога, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения и факта пропуска налогоплательщиком установленного срока для обжалования решения налогового органа.
Позиция суда первой инстанции представляется суду апелляционной инстанции неверной.
В соответствии со статьей 346.14. Налогового кодекса объектом налогообложения по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, признаются либо доходы, либо доходы, уменьшенные на величину расходов. Выбор объекта налогообложения осуществляется самим налогоплательщиком (пункт 2 статьи 346.14. Налогового кодекса).
В случае, если объектом налогообложения являются доходы организации или индивидуального предпринимателя, уменьшенные на величину расходов, налоговой базой признается денежное выражение доходов, уменьшенных на величину расходов (пункт 2 статьи 346.18 Налогового кодекса).
Доходы, учитываемые в целях налогообложения налогом, уплачиваемым в связи с применением упрощенной системы налогообложения, определяются в соответствии со статьей 346.15 Налогового кодекса, расходы - в соответствии со статьей 346.16 Кодекса (в редакциях, действовавших в проверяемый период).
Статьей 346.17 Налогового кодекса (в редакции, действовавшей в 2004 г.) датой получения доходов признавался день поступления денежных средств на счета в банках и (или) в кассу, получения иного имущества (работ, услуг) и (или) имущественных прав (кассовый метод). Расходами налогоплательщика признавались затраты после их фактической оплаты.
Согласно статье 346.21 (в действовавшей редакции) налог, подлежащий уплате в бюджет, исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы, определяемой за отчетный или налоговый период, под которыми статьей 346.19 Кодекса понимаются соответственно первый квартал, полугодие, девять месяцев календарного года и календарный год.
При этом налогоплательщики, выбравшие в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, по итогам каждого отчетного периода исчисляют сумму квартального авансового платежа по налогу, исходя из ставки налога и фактически полученных доходов, уменьшенных на величину расходов, рассчитанных нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания соответственно первого квартала, полугодия, девяти месяцев с учетом ранее уплаченных сумм квартальных авансовых платежей по налогу.
Из изложенного следует, что под фактически полученными доходами налогоплательщика в целях исчисления единого налога, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, понимаются доходы, поступившие в виде денежных средств на счета налогоплательщика в банках и (или) в кассу, либо в виде иного имущества (работ, услуг) и (или) имущественных прав, уменьшенные на фактически произведенные налогоплательщиком расходы путем списания денежных средств со счетов в банке, либо передачи денежных средств или иного принадлежащего налогоплательщику имущества (товаров, работ, услуг) контрагентам.
Учет доходов и расходов для целей исчисления налоговой базы по единому налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, осуществляется налогоплательщиками в книге учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, форма и порядок заполнения которой утверждаются Министерством финансов Российской Федерации (статья 346.24 Кодекса).
Как следует из имеющейся в деле копии книги учета доходов и расходов предпринимателя Д. за 2004 г., за 9 месяцев 2004 г. ее доходы, учитываемые в целях налогообложения, составили 6078872 рубля 94 коп., расходы - 6023870 рублей; за 2004 г. доходы составили 9521441 рубль, расходы - 9452512 рублей.
Указанные данные отражены предпринимателем Д. в сданных налоговому органу по установленным срокам представления налоговой отчетности налоговых декларациях за 9 месяцев 2004 г. и за 2004 г. в целом, соответственно налог к уплате в бюджет исчислен с разницы между доходами и расходами и составил за 9 месяцев 2004 г. 8263 рубля с налоговой базы 55088 рублей (6078958 рублей - 6023870 рублей), за 2004 г. - 10339 рублей с налоговой базы 68929 рублей (9521441 рубль - 9452512 рублей).
Учитывая, что исчисленный исходя из приведенных данных налог за 2004 г. оказался менее минимального налога, исчисляемого, согласно пункту 6 статьи 346.18 Налогового кодекса, в размере 1 процента налоговой базы, которой являются доходы, определяемые в соответствии со статьей 346.15 Кодекса, налогоплательщик в первоначально сданной налоговому органу налоговой декларации за 2004 г. исчислила к уплате в бюджет минимальный налог в сумме 95214 рублей (1% от 9521441 рубля).
В уточненной декларации за 2004 г. налоговая база по налогу и подлежащий уплате в бюджет налог указаны в размере 0 рублей.
Налоговый орган при проведении выездной налоговой проверки согласился с данными налогоплательщика относительно размера дохода, указанного в первоначально сданных налоговому органу налоговых декларациях, и пришел к выводу о недоказанности размера расходов, указанных налогоплательщиком в тех же декларациях.
По данным налогового органа, доходы налогоплательщика за 9 месяцев 2004 г. составили 6078958 рублей, за 2004 г. в целом - 9521441 рубль; расходы за 9 месяцев 2004 г. - 4229209 рублей, за 2004 г. - 7037349 рублей; соответственно налоговая база по налогу за 9 месяцев 2004 г. составила 1794661 рубль, налог, подлежащий уплате в бюджет - 269199 рублей, за 2004 г. налоговая база определена в размере 2415163 рублей, налог - в размере 362274 рублей.
Как указано в акте выездной налоговой проверки, проверка проведена налоговым органом "выборочным методом представленных первичных бухгалтерских документов, доходов и расходов за 2004 г., налоговых деклараций по единому налогу, уплачиваемому в связи с применением УСНО, платежных документов и других бухгалтерских документов, подтверждающих сумму доходов и расходов (приложение N 6 к акту проверки)".
В соответствии со статьей 100 Налогового кодекса Российской Федерации в акте налоговой проверки должны быть указаны документально подтвержденные факты налоговых правонарушений, выявленные в ходе проверки, или отсутствие таковых, а также выводы и предложения проверяющих по устранению выявленных нарушений и ссылки на статьи Кодекса, предусматривающие ответственность за данный вид налоговых правонарушений.
Статьей 101 Налогового кодекса установлено, что в решении о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения излагаются обстоятельства совершенного налогоплательщиком налогового правонарушения, как они установлены проведенной проверкой, документы и иные сведения, которые подтверждают указанные обстоятельства, доводы, приводимые налогоплательщиком в свою защиту, и результаты проверки этих доводов.
Несоблюдение должностными лицами налоговых органов требований статьи 101 Кодекса может являться основанием для отмены решения налогового органа вышестоящим налоговым органом или судом.
В акте выездной налоговой проверки N 33 от 28.04.2006 г., кроме общей ссылки на то, что предметом проверки являлись первичные бухгалтерские документы, отсутствуют данные о конкретных документах налогоплательщика, на основании которых сделан вывод о неправильном исчислении налогоплательщиком налога. Отсутствуют такие сведения и в решении N 31 от 16.05.2006 г.
В то же время, учитывая, что налоговая база по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения в случае, если объектом налогообложения являются доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов, определяется исходя из фактически полученных налогоплательщиком доходов и произведенных расходов, в акте проверки и в решение о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности должны быть указанные конкретные документы, на основании которых налоговый орган сделал вывод о получении налогоплательщиком доходов в виде поступивших на его счета в банках и (или) в кассу денежных средств, либо в виде иного имущества (работ, услуг) и (или) имущественных прав, а также об осуществлении расходов в виде списанных со счетов в банке и (или) переданных из кассы денежных средств, либо иного принадлежащего налогоплательщику имущества (товаров, работ, услуг).
Предприниматель в представленных возражениях на акт выездной налоговой проверки ссылалась на то, что фактически предпринимательская деятельность ею не осуществлялась, а все данные о поступивших доходах и произведенных расходах, связанных с приобретением, переработкой и реализацией молоко, имеют отношение к деятельности акционерного общества О., бухгалтерией которого и велась книга учета доходов и расходов предпринимателя Д., а также производилось оформление иных документов, в том числе налоговых деклараций.
По указанной причине предприниматель представила в налоговый орган уточненную декларацию за 2004 г., в которой сведения о ведении деятельности, получении доходов и расходов и наличии обязанности по уплате налога отсутствуют.
Данные о том, что бухгалтерский учет деятельности, связанной с приобретением и реализацией молока, велся для предпринимателя Д. работниками бухгалтерии акционерного общества О. и документы бухгалтерского учета хранились в бухгалтерии названного акционерного общества, были установлены также Острогожским МРО ОРЧ N 2 УНП ГУВД Воронежской области при осуществлении проверочных мероприятий на предмет возбуждения в отношении Д. уголовного дела (постановление об отказе в возбуждении уголовного дела от 08.07.2006 г.).
При таких обстоятельствах налоговым органом должны были быть предприняты действия по проведению встречных проверок и выявлению документов, подтверждающих факт получения предпринимателем доходов и осуществления расходов, либо, при невозможности их выявления и использования в связи с отсутствием у налогоплательщика надлежащего учета, налоговый орган должен был воспользоваться правом, предоставленным ему подпунктом 7 пункта 1 статьи 31 Налогового кодекса и определить сумму единого налога, подлежащую внесению налогоплательщиком в бюджет, расчетным путем на основании имеющейся у него информации о налогоплательщике и данных о других аналогичных налогоплательщиках.
Поскольку ни то, ни другое налоговым органом сделано не было, оснований ни для возложения на налогоплательщика обязанности по уплате в бюджет налога, исчисленного с нарушением установленного порядка, ни для начисления пеней за его несвоевременную уплату и применения ответственности за неуплату налога у налогового органа не имелось.
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что у суда первой инстанции отсутствовали основания для удовлетворения требований налогового органа о взыскании с налогоплательщика налоговых санкций за неуплату единого налога, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения.
Что касается требования налогоплательщика о признании решения налогового органа недействительным, то судом области правильно установлено, что такое требование заявлено предпринимателем с пропуском срока для обращения в арбитражный суд, установленного частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и причина пропуска срока, указанная предпринимателем - неполучение ею решения N 31 от 16.05.2006 г. материалами дела не подтверждена, так как в решении имеется отметка о вручении его предпринимателю.
В то же время, исходя из конкретных обстоятельств рассматриваемого дела, а также учитывая то, что Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации не содержит перечня уважительных причин, при наличии которых суд может восстановить срок, установленный частью 4 статьи 198 Кодекса, суд апелляционной инстанции считает указанный срок подлежащим восстановлению, а решение налогового органа подлежащим признанию недействительным как принятого с нарушением налогового законодательства.
Апелляционная жалоба налогоплательщика признается судом апелляционной инстанции обоснованной и подлежащей удовлетворению, решение суда первой инстанции - подлежащим отмене как принятое с нарушением норм материального права.
Руководствуясь статьями 16, 17, 258, 266 - 268, пунктом 2 статьи 269, статьями 271, 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:

апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя без образования юридического лица Д. удовлетворить, решение Арбитражного суда Воронежской области от 20.12.2006 г. по делу N А14-15072-2006/522/6 отменить.
Отказать Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N по Воронежской области в удовлетворении требований о взыскании налоговых санкций с индивидуального предпринимателя без образования юридического лица Д.
Встречное требование индивидуального предпринимателя без образования юридического лица Д. удовлетворить.
Признать недействительным решение Межрайонной инспекция Федеральной налоговой службы N по Воронежской области от 16.05.2006 г. N 31 "О привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения индивидуального предпринимателя, осуществляющего свою деятельность без образования юридического лица Д. ИНН N".
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу.
















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)