Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ШЕСТНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 18.08.2009 ПО ДЕЛУ N А63-13187/2008

Разделы:
Акцизы

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ШЕСТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 18 августа 2009 г. по делу N А63-13187/2008


Резолютивная часть постановления объявлена 18 августа 2009 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 18 августа 2009 года.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Мельникова И.М.,
судей: Баканова А.П., Луговой Ю.Б.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Валиевой К.А-А.,
рассмотрев апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 7 по Ставропольскому краю и апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Машук" на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 11.06.2009 по делу N А63-13187/2008 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Машук" о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой служба России N 7 по Ставропольскому краю от 17.07.2008 N 1027 о привлечении к налоговой ответственности (Ермилова Ю.В.),
при участии в заседании:
- от общества с ограниченной ответственностью "Машук": извещены, не явились;
- от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 7 по Ставропольскому краю: Цховребова Н.Н. доверенность от 01.11.2008;
- установил:

Общество с ограниченной ответственностью "Машук" (далее - общество) обратилась в Арбитражный суд Ставропольского края с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 7 по Ставропольскому краю (далее - налоговый орган, налоговая инспекция) о признании недействительным решения налогового органа от 17.07.2008 N 1027 о привлечении к налоговой ответственности.
Решением суда от 11.06.2009 заявленные требования удовлетворены в части. Суд признал недействительным проверенное на соответствие Налоговому кодексу Российской Федерации решение N 1027 Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 7 по Ставропольскому краю от 17.07.2008 о привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения в части привлечения к налоговой ответственности в соответствии с пунктом 1 статьи 126 Налогового кодекса Российской Федерации в виде штрафа в сумме 700,0 рублей, в части начисления штрафных санкций по части 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации в сумме 171938,70 рублей.
В остальной части требования о признании недействительным решения N 1027 Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 7 по Ставропольскому краю от 17.07.2008 о привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, а именно, в части доначисления акцизов в сумме 1719387,0 рублей, пени в сумме 54730,65 рублей, штрафа, исчисленного в соответствии с пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации в сумме 171938,70 рублей, отказано.
Суд обязал Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы N 7 по Ставропольскому краю устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества с ограниченной ответственностью "Машук".
Не согласившись с принятым решением, налоговая инспекция обратилась в Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение от 11.06.2009 в части отказа в привлечении к ответственности предусмотренной пунктом 1 статьи 126 Налогового кодекса Российской Федерации, и уменьшения штрафных санкций по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации и принять новый судебный акт об отказе обществу в удовлетворении заявленных требований полностью.
Налоговый орган полагает, что вывод суда первой инстанции об отсутствии вины в действиях налогоплательщика, по непредставлению документов, а также признание неправомерным привлечение общества к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 126 Налогового кодекса Российской Федерации является незаконным. Также податель жалобы считает, что суд первой инстанции необоснованно принял в качестве смягчающих ответственность обстоятельств доказательства представленные обществом, так как общество не доказало свое тяжелое материальное положение.
Не согласившись с принятым решением, общество обратилось в Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение от 11.06.2009 в части и принять новый судебный акт.
В жалобе общество просит отменить решение суда от 11.06.2009. Вывод суда о том, что к спорным правоотношениям надлежит применять законодательство, действующее с 01.01.2007, необоснован, поскольку одно из необходимых условий для получения налогового вычета, а именно наличие платежных документов, было исполнено обществом в соответствии с требованиями закона, действовавшего в период приобретения виноматериала.
В судебном заседании объявлен перерыв с 13.08.2009 на 16 часов 50 минут 18 августа 2009 года.
Представитель налоговой инспекции просит решение отменить в части по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе, жалобу общества оставить без удовлетворения.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, однако своих представителей в судебное заседание не направило, в связи с чем дело рассматривается без их участия.
Правильность решения от 11.06.2009 проверяется в апелляционном порядке в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Исследовав материалы дела, изучив апелляционную жалобу, Шестнадцатый Арбитражный апелляционный суд считает, что апелляционная жалоба налогового органа подлежит удовлетворению, в удовлетворении апелляционной жалобы общества надлежит отказать по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, ООО "Машук" осуществляет производство и реализацию подакцизных товаров.
26.02.2008 года обществом в Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы N 7 по Ставропольскому краю представлена налоговая декларация по акцизам за январь 2008 года (т. 2 л.д. 125 - 134).
Инспекцией проведена камеральная налоговая проверка налоговой декларации по акцизам ООО "Машук" за январь 2008 года, составлен акт камеральной налоговой проверки N 1412 от 02.06.2008 года.
По результатам рассмотрения материалов налоговой проверки 17.07.2008 налоговым органом вынесено решение N 1027 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Всего по результатам проверки установлена неуплата налогов (акцизы на алкогольную продукцию) в сумме 1719387,0 рублей, начислено пени в размере 54730,65 рублей, общество привлечено к ответственности предусмотренной статьей 122 Налогового кодекса Российской Федерации с суммой штрафа в размере 343877,0 рублей и статьей 126 Налогового кодекса Российской Федерации с суммой штрафа в размере 700,0 рублей.
Судом первой инстанции установлено, что при проведении камеральной налоговой проверки в адрес налогоплательщика направлено требование о предоставлении документов N 184 от 28.02.2008.
Истребованные документы и пояснения о невозможности представления документов в ответ на требование N 184 от 28.02.2008 налогоплательщиком не представлены, в связи с этим 02.04.2008 налоговым органом в адрес общества направлено требование N 370 о представлении пояснений (внесении исправлений в налоговую отчетность).
Указанное требование получено обществом 14.04.2008, что подтверждено почтовым уведомлением N 30899. Пояснения по требованию обществом также не были представлены.
В связи с этим общество привлечено к ответственности по статье 126 Налогового кодекса Российской Федерации в виде штрафа в размере 700,0 рублей.
В уточнении к исковому заявлению общество заявило, что документы не могли быть представлены, так как были похищены (т. 2 л.д. 122 - 123).
Ситуация с хищением документов была предметом рассмотрения апелляционного суда в рамках дела N А63-10082/2008-С4-37 между теми же лицами. Постановлением апелляционного суда, вступившим в законную силу установлено, что доказательств отсутствия у общества документов, подтверждающих правомерность применения вычета, по сделкам за 2006 год, обществом не представлено. В рамках настоящего дела новых доказательств хищения документов, запрашиваемых налоговым органом, обществом в суд не представлено.
Вывод суда первой инстанции о том, что число не представленных обществом документов с достоверностью не было определено налоговым органом, не может быть подтвержден апелляционной инстанцией, как не соответствующий имеющимся в деле доказательствам. Требование от 28.02.2008 N 184 содержало определенный перечень запрашиваемых документов, за непредставление 14 перечисленных в требовании документов общество было привлечено к ответственности в виде штрафа в размере 50 рублей за каждый не представленный документ.
Исходя из изложенного, апелляционный суд считает, что налоговый орган обоснованно привлек общество к ответственности по пункту 1 статьи 126 Налогового кодекса Российской Федерации.
Апелляционный суд считает обоснованным доначисление обществу налогов в сумме 1719387 рублей, пени в сумме 54730 рублей 65 копеек и подтверждает решение суда первой инстанции в данной части по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, 01.06.2006 общество и ООО "Севоспотребсоюз "Рескоопзаготпромторг"" заключили договор купли-продажи спиртосодержащей продукции.
Приобретенный виноматериал общество оплачивало в период с 04.07.2006 по 31.12.2006 посредством передачи продавцу векселей Сбербанка России. В актах приема-передачи векселей сумма акциза выделена отдельной строкой, указанные номера и даты счетов-фактур, по которым производилась оплата.
В результате проверки судом первой инстанции достоверности фактов приобретения и погашения векселей Сбербанка, от Сбербанка России получены сведения не подтверждающие покупку векселей обществом у банка и оплату обществом виноматериалов.
Кроме того, необходимо отметить, что общество, как на основание к предоставлению вычета по акцизам в данном споре, ссылается на договор купли-продажи от 01.06.2006 с ООО "Севоспотребсоюз "Рескоопзаготпромторг"", однако в рамках дела N А63-10082/2008-С4-37 между теми же лицами, было установлено, что представленные обществом в обоснование права на вычет акциза документы, содержат недостоверную информацию и не свидетельствуют о наличии реальных взаимоотношений заявителя и поставщика виноматериала.
Так, в рамках поручения налоговой инспекции допрошен руководитель ООО "Севоспотребсоюз "Рескоопзаготпромторг"", который пояснил, что финансово-хозяйственная деятельность с обществом не осуществлялась, продукция в июне 2006 года не отгружалась. Приобретенный виноматериал общество оплачивало в период с 04.07.2006 по 31.12.2006 посредством передачи продавцу векселей Сбербанка России, те есть, в качестве доказательства оплаты сумм акциза предъявлены не платежные документы с отметкой банка, а акты приема-передачи векселей, которые не могут рассматриваться как эквивалентные расчетным или заменяющие их.
Доводы апелляционной жалобы общества о необходимости применения к спорным отношениям статьи 201 Налогового кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 29.12.2000 N 166-ФЗ, действовавшего до 01.01.2007, поскольку для производства подакцизной продукции использован виноматериал, приобретенный и оплаченный в 2006 году отклоняется апелляционным судом.
Согласно пункту 5 статьи 194 Налогового кодекса Российской Федерации сумма акциза по подакцизным товарам исчисляется по итогам каждого налогового периода применительно ко всем операциям по реализации подакцизных товаров, дата реализации (передачи) которых относится к соответствующему налоговому периоду, а также с учетом всех изменений, увеличивающих или уменьшающих налоговую базу в соответствующем налоговом периоде.
В силу пункта 4 статьи 200 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 29.12.2000 N 166-ФЗ) вычетам подлежат суммы акциза, уплаченные на территории Российской Федерации по спирту этиловому, произведенному из пищевого сырья, использованному для производства виноматериалов, в дальнейшем использованных для производства алкогольной продукции.
В соответствии с пунктом 2 статьи 201 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 29.12.2000 N 166-ФЗ) вычеты сумм акциза, указанные в пункте 4 статьи 200 Кодекса, производятся при представлении налогоплательщиками платежных документов с отметкой банка, подтверждающих факт оплаты продавцом, производящим виноматериалы, спирта этилового, произведенного из пищевого сырья по ценам, включающим акциз.
Данная норма в редакции Федерального закона от 26.07.2006 N 134-ФЗ предусматривает, что вычеты сумм акциза, указанные в пункте 4 статьи 200 Налогового кодекса Российской Федерации, производятся исходя из объемной доли спирта этилового, использованного для производства виноматериалов, на момент приобретения виноматериалов при представлении налогоплательщиком, производящим алкогольную продукцию, в налоговые органы следующих документов (их копий):
1) договора купли-продажи виноматериалов, заключенного производителем виноматериалов и производителем алкогольной продукции;
2) платежных документов с отметкой банка, подтверждающих оплату приобретенных виноматериалов;
3) товарно-транспортных накладных поставки виноматериалов, счетов-фактур;
4) купажных актов;
5) акта списания виноматериалов в производство.
Исчерпывающий перечень расчетных документов при осуществлении безналичных расчетов определен Положением о безналичных расчетах (в редакции указаний Банка России от 03.03.2003 N 1256-У и от 11.06.2004 N 1442-У). Согласно пункту 2.3 Положения такими документами являются платежные поручения, аккредитивы, чеки, платежные требования и инкассовые поручения.
Поскольку право на получение вычета акциза возникло в 2008 году и заявлено в декларации за январь 2008 года, то основания для применения к сложившимся правоотношениям Налогового кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 29.12.2000 N 166-ФЗ отсутствуют. Налоговое законодательство не ставит зависимость права на получение налогового вычета по акцизу от даты приобретения виноматериала.
Судом первой инстанции с учетом имеющихся смягчающих обстоятельств уменьшена в два раза, до 171938 рублей 70 копеек, сумма штрафных санкций по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации. Данный вывод обоснован судом первой инстанции тем, что общество находится в тяжелом финансовом положении. Апелляционный суд полагает, что применение норм предусматривающих уменьшение штрафных санкций при наличии смягчающих ответственность обстоятельств возможно лишь к добросовестным налогоплательщикам, допустившим налоговое правонарушение вследствие стечения тяжелых обстоятельств, доказательств наличия таких обстоятельств судом не установлено. Заявляя о предоставлении вычета по акцизам, общество представило документы, содержащие недостоверную информацию.
Кроме того, судом не учтено, что в течение 12 месяцев предшествующих привлечению общества к налоговой ответственности, общество неоднократно привлекалось к ответственности за аналогичные правонарушения, Так решением налогового органа от 22.11.2007 N 148 и решением от 04.06.2008 N 953, вступившими в законную силу, общество привлечено к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации за неуплату акцизов, что в соответствии с пунктом 2 статьи 112 Налогового кодекса Российской Федерации является отягчающим обстоятельством.
С учетом изложенного, апелляционный суд считает уменьшение суммы штрафа, в связи с наличием смягчающих ответственность обстоятельств, примененное судом первой инстанции, необоснованным, не соответствующим Налоговому кодексу Российской Федерации.
При указанных обстоятельствах решение суда первой инстанции в данной части подлежит отмене.
Вывод суда первой инстанции о соблюдении налоговым органом процедуры привлечения общества к налоговой ответственности предусмотренной статьей 101 Налогового кодекса Российской Федерации подтверждается материалами дела.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы подлежат распределению между сторонами пропорционально удовлетворенным требованиям. При подаче апелляционной жалобы общество не оплачивало государственную пошлину, поэтому с него в доход федерального бюджета надлежит взыскать 1000 рублей. Апелляционная жалоба налоговой инспекции удовлетворена судом апелляционной инстанции, поэтому с общества в доход федерального бюджета следует взыскать 1000 рублей государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
постановил:

апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой служба России N 7 по Ставропольскому краю удовлетворить.
Решение Арбитражного суда Ставропольского края от 11.06.2009 по делу N А63-13187/2008 в части признания недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой служба России N 7 по Ставропольскому краю от 17.07.2008 N 1027, в части обязания Межрайонной инспекции Федеральной налоговой служба России N 7 по Ставропольскому краю устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества с ограниченной ответственностью "Машук" и в части возврата обществу с ограниченной ответственностью "Машук" 2000 рублей государственной пошлины, отменить.
В удовлетворении заявленных требований общества с ограниченной ответственностью "Машук" в данной части отказать.
В остальной части решение Арбитражного суда Ставропольского края от 11.06.2009 по делу N А63-13187/2008 оставить без изменения, а апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Машук" без удовлетворения.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Машук" в федеральный бюджет государственную пошлину за рассмотрение апелляционных жалоб в размере 2000 рублей.
Выдать исполнительный лист.
Постановление апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок со дня принятия.
Председательствующий
И.М.МЕЛЬНИКОВ

Судьи:
А.П.БАКАНОВ
Ю.Б.ЛУГОВАЯ















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)