Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА ОТ 10.11.2005 ПО ДЕЛУ N А72-3836/05-4/277

Разделы:
Упрощенная система налогообложения (УСН)

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
кассационной инстанции по проверке законности и
обоснованности решений (определений, постановлений)
арбитражных судов, вступивших в законную силу


от 10 ноября 2005 года Дело N А72-3836/05-4/277


Общество с ограниченной ответственностью "Евромебель" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы России по Заволжскому району города Ульяновска (далее - Инспекция) об отмене решения N 109 от 27.04.2005.
До принятия решение по делу Инспекция заявило встречный иск о взыскании с Общества налоговых санкций в сумме 41908,2 руб.
Решением суда первой инстанции от 07.07.2005 первоначальные требования удовлетворены, в удовлетворении встречного иска отказано.
В апелляционном порядке решение не обжаловалось.
В кассационной жалобе Инспекция просит отменить решение суда, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права. По мнению подателя жалобы, Обществом при переходе на упрощенную систему налогообложения был выбран объект налогообложения "доходы", следовательно, применение в 2004 г. объекта налогообложения "доходы, уменьшенные на величину расходов" неправомерно.
В отзыве на жалобу Общество указывает на несостоятельность доводов Инспекции и просит решение суда оставить без изменения.
В судебном заседании представитель Инспекции поддержал доводы кассационной жалобы.
Проверив материалы дела, доводы кассационной жалобы, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа оснований для удовлетворения кассационной жалобы не находит.
Как следует из материалов дела, Общество согласно свидетельству серии 73 N 000806433 от 18 декабря 2002 г. состоит на налоговом учете в Инспекции ФНС РФ по Заволжскому району города Ульяновска.
18.12.2002 Общество представило в налоговый орган заявление о переходе с 01.01.2003 на упрощенную систему налогообложения, где в качестве объекта налогообложения было указано "доходы".
Уведомлением налогового органа N 265 от 26.12.2002 Обществу было разрешено применять упрощенную систему налогообложения с объектом налогообложения "доходы".
Получив уведомление и обнаружив ошибку - в объекте налогообложения вместо "доходы минус расходы" значилось "доходы", Общество письмом от 30.12.2002 уведомило Инспекцию о выборе объекта налогообложения "доходы минус расходы".
29.03.2005 Общество представило в Инспекцию налоговую декларацию по единому налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения за 2004 г., в которой налог исчислен по объекту налогообложения "доходы, уменьшенные на величину расходов". Согласно налоговой декларации доход для целей налогообложения составил 3493354 руб., сумма расходов - 3468808 руб., единый налог 3532 руб., минимальный налог по ставке 1 процент - 34924 руб.
В ходе проверки Инспекцией было установлено, что в нарушение п. 1 ст. 346.13, п. 2 ст. 346.14 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) Обществом изменен объект налогообложения, поскольку Инспекцией уведомление с объектом налогообложения "доходы минус расходы" Обществу не выдавалось.
По результатам проверки Инспекцией принято решение N 109 от 27.04.2005 о привлечении Общества к налоговой ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 122 Кодекса в виде штрафа в размере 41908,2 руб. Этим же решением Обществу был доначислен единый налог, уплачиваемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения, объект обложения "доходы" в сумме 209541 руб. и пени за несвоевременную уплату налога в размере 2342,66 руб.
Не согласившись с вынесенным решением, Общество обратилось в арбитражный суд.
Удовлетворяя заявление Общества, арбитражный суд исходил из того, что Общество, уведомив в декабре 2002 г. Инспекцию об изменении объекта налогообложения, до начала налогового периода применяло единый принцип определения налоговой базы, исчисляя налог в соответствии с требованиями ст. ст. 346.14, 346.15, 346.16 Кодекса.
Данные выводы судебная коллегия считает обоснованными, основанными на действующем законодательстве и подтвержденными материалами дела.
В соответствии с п. 1 ст. 346.11 Кодекса упрощенная система налогообложения организациями и индивидуальными предпринимателями применяется наряду с общей системой налогообложения (далее - общий режим налогообложения), предусмотренной законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Переход к упрощенной системе налогообложения или возврат к общему режиму налогообложения осуществляется организациями и индивидуальными предпринимателями добровольно в порядке, предусмотренном настоящей главой.
Согласно п. 1 ст. 346.13 Кодекса организации и индивидуальные предприниматели, изъявившие желание перейти на упрощенную систему налогообложения, подают в период с 1 октября по 30 ноября года, предшествующего году, начиная с которого налогоплательщики переходят на упрощенную систему налогообложения, в налоговый орган по месту своего нахождения (месту жительства) заявление.
Статьей 346.14 Кодекса определено, что объектом налогообложения по упрощенной системе налогообложения признаются: доходы; доходы, уменьшенные на величину расходов. Выбор объекта налогообложения осуществляется самим налогоплательщиком.
В статье 346.20 Кодекса предусмотрено, что в случае, если объектом налогообложения являются доходы, налоговая ставка устанавливается в размере 6 процентов. В случае если объектом налогообложения являются доходы, уменьшенные на величину расходов, налоговая ставка устанавливается в размере 15 процентов.
Пунктом 2 ст. 346.14 Кодекса установлено, что объект налогообложения не может меняться налогоплательщиком в течение всего срока применения упрощенной системы налогообложения.
Федеральным законом от 31.12.2002 N 191-ФЗ п. 1 ст. 346.16 Кодекса, предусматривающий виды расходов, на которые могут быть уменьшены доходы, дополнен подпунктами 22 и 23, в силу которых в расходы включаются суммы налогов и сборов, а также расходы по оплате стоимости товаров, приобретенных для дальнейшей реализации, уменьшенные на сумму налога на добавленную стоимость по приобретаемым товарам.
Пункт 1 ст. 346.13 Кодекса дополнен абзацем вторым. В соответствии с данным абзацем выбор объекта налогообложения осуществляется налогоплательщиком до начала налогового периода, в котором впервые применена упрощенная система налогообложения.
Как следует из содержания ст. ст. 346.13 и 346.14 Кодекса, выбор объекта налогообложения принадлежит налогоплательщику.
Общество 18.12.2002 выбрало в качестве объекта налогообложения доходы. Однако до начала налогового периода - 30.12.2002, Общество уведомило налоговый орган о выборе объекта налогообложения "доходы, уменьшенные на величину расходов".
Заявив о своем выборе в качестве объекта налогообложения доходов, уменьшенных на величину расходов в декабре 2002 г., Общество следовало данному принципу исчисления и уплаты налога с начала 2003 г. На протяжении всей деятельности Общества налоговым органом неоднократно проводились камеральные проверки, и замечаний о применяемой системе налогообложения не имелось. По результатам выездной налоговой проверки (акт проверки от 322дсп от 08.12.2004) установлено, что объектом налогообложения приняты доходы, уменьшенные на сумму расходов.
При таких обстоятельствах вывод суда о том, что Общество правомерно применяло упрощенную систему налогообложения с объектом налогообложения: "доходы, уменьшенные на величину расходов", является обоснованным.
Доначисление Обществу суммы единого налога в связи с определением налогооблагаемой базы исходя из доходов нарушает право налогоплательщика на самостоятельный выбор объекта налогообложения.
Учитывая изложенное, кассационная жалоба Инспекции удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 286, п. 1 ст. 287 и ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение от 07.07.2005 Арбитражного суда Ульяновской области по делу N А72-3836/05-4/277 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)