Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ЗАПАДНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА ОТ 14.03.2011 ПО ДЕЛУ N А70-5069/2010

Разделы:
Земельный налог

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 14 марта 2011 г. по делу N А70-5069/2010


Резолютивная часть постановления объявлена 10 марта 2011 года
Постановление изготовлено в полном объеме 14 марта 2011 года
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего О.Г. Роженас
судей А.А. Кокшаров, Е.В. Поликарпов
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 9 по Тюменской области на постановление от 11.11.2010 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Кливер Е.П., Иванова Н.Е., Рыжиков О.Ю.) по делу N А70-5069/2010 по заявлению сельскохозяйственного производственного кооператива "Емуртлинский" (ИНН 7226000051, ОГРН 1027201592483) к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 9 по Тюменской области (ИНН 7215009430, ОГРН 1047200442849) о признании недействительным решения.
В заседании приняли участие представители сторон:
от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 9 по Тюменской области - Е.Д. Ермачкова по доверенности от 12.07.2010 N 15.
Суд

установил:

сельскохозяйственный производственный кооператив "Емуртлинский" (далее - Кооператив) обратился в Арбитражный суд Тюменской области с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 9 по Тюменской области (далее - Инспекция) о признании недействительным решения от 26.03.2010 N 33.
Решением от 18.08.2010 Арбитражного суда Тюменской области (судья Буравцова М.А.) требования Кооператива оставлены без удовлетворения.
Постановлением от 11.11.2010 Восьмого арбитражного апелляционного суда отменено решение арбитражного суда первой инстанции, по делу принят новый судебный акт. Требования Кооператива удовлетворены. Признано недействительным решение Инспекции от 26.03.2010 N 33.
В кассационной жалобе МИФНС России N 9 по Тюменской области просит отменить постановление апелляционного суда и оставить в силе решение арбитражного суда первой инстанции. Инспекция считает, что земельные участки сельскохозяйственного назначения не переведены в категорию земель лесного фонда, водного фонда и являются объектом обложения земельным налогом.
В отзыве на кассационную жалобу Кооператив просит постановление апелляционной инстанции оставить без изменения, считая его законным и обоснованным.
В судебном заседании представитель Инспекции поддержал доводы кассационной жалобы.
Суд кассационной инстанции, в соответствии с требованиями статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации проверив доводы кассационной жалобы, правильность применения арбитражным судом апелляционной инстанции норм материального и процессуального права, считает, что оснований для отмены постановления апелляционной инстанции не имеется.
Из материалов дела следует, что по результатам камеральной налоговой проверки налогового расчета СПК "Емуртлинский" по авансовым платежам по земельному налогу за 3 квартал 2009 года Инспекцией составлен акт от 17.02.2010 N 101 и вынесено решение от 26.03.2010 N 33, согласно которому Инспекцией установлена неуплата земельного налога в размере 248 665 руб., а также начислены пени в сумме 10 512, 31 руб. Решение Инспекции мотивированно занижением Кооперативом налоговой базы по земельному налогу за 3 квартал 2009 года.
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Тюменской области от 28.04.2010 решение Инспекции от 26.03.2010 N 33 изменено, изложено в следующей редакции: Кооперативу отказано в привлечении к налоговой ответственности; доначислен авансовый платеж по земельному налогу, взимаемому по ставке, установленной подпунктом 1 пункта 1 статьи 394 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), в размере 248 665 руб.; уменьшена на исчисленную в завышенном размере сумма авансового платежа по земельному налогу, взимаемому по ставке налога, установленной подпунктом 2 пункта 1 статьи 394 НК РФ, в размере 156 088 руб.; начислены пени по земельному налогу по состоянию на 26.03.2010 в размере 10 521, 21 руб.
Арбитражным судом апелляционной инстанции признано недействительным решение Инспекции исходя из отсутствия у Кооператива обязанности по уплате земельного налога за земельные участки, входящие в состав лесного фонда и в состав водного фонда.
Согласно пункту 1 статьи 388 НК РФ налогоплательщиками налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом. Согласно подпунктам 4, 5 пункта 2 статьи 389 НК РФ не признаются объектом налогообложения: земельные участки из состава земель лесного фонда; земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, занятые находящимися в государственной собственности водными объектами в составе водного фонда.
Согласно пункту 1 статьи 102 Земельного кодекса Российской Федерации к землям водного фонда относятся земли: покрытые поверхностными водами, сосредоточенными в водных объектах; занятые гидротехническими и иными сооружениями, расположенными на водных объектах.
Арбитражными судами установлено, что Кооперативу на основании постановления главы администрации Упоровского района от 20.01.1994 N 12 предоставлено 25 951 га земли в бессрочное (постоянное) пользование в границах, указанных на чертеже, для сельскохозяйственного производства (о чем свидетельствует государственный акт N ТЮ2-19-000120). Согласно экспликации земель Кооперативу на праве постоянного (бессрочного) пользования предоставлено 25 951 га, из них 16 640 га сельскохозяйственных угодий, 15 175 га пашни, 217 га сенокосов, 1248 га пастбищ, 8 029 лесов, кустарников, 113 га под водой, 1 169 га других земель.
11.02.2002 между ФГУ "Упоровский сельский лесхоз" (Лесхоз) и Кооперативом (сельхозформирование) был заключен договор передачи участков лесного фонда в безвозмездное пользование ранее находившихся во владении сельхозформирований в безвозмездное пользование сроком на 10 лет.
Согласно данному договору лесхоз передает, а Кооператив принимает в безвозмездное пользование участки лесного фонда, лесные кварталы с индексом "ЕМ" N 1 - 26, общей площадью 7 781 га, находящиеся на территории землепользования Кооператива.
В 2008 году право пользования было переоформлено и заключен договор аренды лесного участка от 25.11.2008 N 54/др между департаментом лесного комплекса Тюменской области (арендодатель) и СПК "Емуртлинский".
Актом приема-передачи лесного участка в аренду Департамент лесного комплекса Тюменской области передал, а Кооператив принял лесной участок в составе земель лесного фонда Российской Федерации, находящийся в федеральной собственности, расположенный в Тюменской области, Упоровском районе, номера кварталов 138-162.
При проведении лесоустройства Упоровского сельского участка Упоровского лесничества в 2006 году было произведено уточнение площади лесного фонда лесничества и установлено, что на участке, ранее предоставлявшимся СПК "Емуртлинский" по договору передачи участков лесного фонда в безвозмездное пользование от 11.02.2002, площадь лесного фонда равна 7758 га.
В материалах дела также имеется свидетельство о государственной регистрации права Российской Федерации на земли лесного фонда общей площадью 108 659 га, куда также входят кварталы Упоровского сельского лесничества, арендуемые заявителем - номера кварталов 138-162.
Арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к правомерному выводу, что земельный участок площадью 7 758 га, входящий в состав земель лесного фонда, в силу подпункта 4 пункта 2 статьи 389, пункта 2 статьи 388 НК РФ не признается объектом налогообложения земельным налогом.
Арбитражными судами установлено, что в отношении земельного участка площадью 113 га, установлен особый охранительный режим использования, существенно ограничивающий правомочия заявителя, согласно "Проектных предложений по установлению водоохранных зон и береговых полос в бассейнах рек Емургла, Балахлей", о чем свидетельствует Список земельных участок с особым режимом использования, предоставляемых заявителю, являющийся приложением N 2 к государственному акту N ТЮ2-19000120.
СПК "Емуртлинский" земли водного объекта и прибрежные полосы не используются ни для сельскохозяйственного производства, ни для иных нужд.
Арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к правомерному выводу, что у Кооператива отсутствует обязанность по уплате земельного налога в отношении земельного участка площадью 113 га, ограниченного в обороте, занятого находящимися в государственной собственности водными объектами в составе водного фонда, согласно подпункту 5 пункта 2 статьи 389 НК РФ.
Арбитражным судом апелляционной инстанции правомерно установлено, что обложению земельным налогом подлежит земельный участок заявителя площадью 18 080 га (25 951 га - 7 758 га - 113 га).
Инспекцией при доначислении авансового платежа за 3 квартал 2009 года не учтено, что Кооперативом сумма авансового платежа по прочим землям была исчислена по ставке налога 1,5 %, тогда как необходимо его было исчислить по ставке, установленной подпунктом 2 пункта 1 статьи 394 НК РФ (по ставке 0,3%).
Распоряжением правительства Тюменской области от 01.08.2005 N 446-рп "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель категории сельскохозяйственного назначения (кроме сельскохозяйственных угодий) Тюменской области" (в редакции распоряжения правительства Тюменской области от 30.11.2006 N 1280-рп) для земельного участка Кооператива утверждена следующая кадастровая стоимость - 618 208 734 руб., удельный показатель - 3, 5607 руб./кв.м. Таким образом, сумма налога, подлежащего уплате заявителем в бюджет за 3-ий квартал 2009 года, с учетом ставки налога 0,3%, составляет 482 830, 92 руб.
СПК "Емуртлинский" в налоговом расчете за 3-ий квартал 2009 года указал к уплате авансовый платеж по земельному налогу в размере 600 475 руб., то есть больше, чем подлежит внесению в бюджет.
Выводы арбитражного апелляционного суда о том, что доначисления Инспекцией земельного налога по оспариваемому решению Инспекции являются незаконными и необоснованными, сделаны в соответствии с установленными по делу обстоятельствами.
Доводы кассационной жалобы явились предметом рассмотрения суда апелляционной инстанции и им дана оценка. В целом доводы кассационной жалобы направлены на переоценку установленных по делу обстоятельств.
Арбитражным судом апелляционной инстанции исследованы представленные в материалы дела доказательства в полном объеме, правильно применены нормы материального и процессуального права. Оснований для отмены постановления апелляционной инстанции не имеется. Кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа,

постановил:

постановление от 11.11.2010 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А70-5069/2010 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
О.Г.РОЖЕНАС
Судьи
А.А.КОКШАРОВ
Е.В.ПОЛИКАРПОВ














© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)