Судебные решения, арбитраж
Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
от 24 августа 2004 года Дело N А56-3267/04
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Хохлова Д.В., судей Бухарцева С.Н., Блиновой Л.В., при участии от общества с ограниченной ответственностью "ПОГАТ" Кулевой Л.А. (доверенность от 01.07.04), Осмоловской Г.А. (доверенность от 01.07.04), от Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Волховскому району Ленинградской области Муриновой О.М. (доверенность от 08.01.04 N 09-02/02), Новоженовой Г.М. (доверенность от 16.08.04 N 09-02/14968), рассмотрев 23.08.04 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ПОГАТ" на постановление апелляционной инстанции Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 24.05.04 по делу N А56-3267/04 (судьи Кадулин А.В., Бойко А.Е., Слобожанина В.Б.),
УСТАНОВИЛ:
Инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Волховскому району Ленинградской области (далее - налоговая инспекция) обратилась в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о взыскании с общества с ограниченной ответственностью "ПОГАТ" (далее - общества) 7194 руб. 30 коп. налоговой санкции на основании пункта 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации.
Решением суда от 19.02.04 налоговой инспекции отказано в удовлетворении заявления.
Постановлением апелляционной инстанции от 24.05.04 решение суда отменено, заявление налогового органа удовлетворено.
В кассационной жалобе общество просит отменить постановление апелляционной инстанции и оставить в силе решение суда. По мнению подателя жалобы, земельный налог за 2003 год правомерно исчислен им по ставке 4,15 руб. за 1 кв.м.
В судебном заседании представители общества поддержали доводы кассационной жалобы, а представители налоговой инспекции возражали против ее удовлетворения.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела, общество представило в налоговую инспекцию декларацию по земельному налогу за 2003 год, согласно которой подлежащий уплате налог исчислен по ставке 4,15 руб. за 1 кв.м. Указанная ставка определена исходя из средней ставки 1,6 (Приложение 2 к Закону Российской Федерации "О плате за землю"; далее - Закон о плате за землю), увеличенной на ежегодно вводимые нормативными правовыми актами Российской Федерации поправочные коэффициенты.
По итогам камеральной проверки представленной ответчиком налоговой декларации налоговый орган принял решение от 14.08.03 N 07-11/3402 о привлечении общества к налоговой ответственности в виде 7194 руб. 30 коп. штрафа за неполную уплату земельного налога. По мнению налоговой инспекции, в 2003 году земельный налог уплачивался по ставке 15,16 руб. за 1 кв.м.
На основании принятого решения налоговый орган направил ответчику требование от 14.08.03 N 07-11/3403 об уплате налоговой санкции. Общество не исполнило данное требование в добровольном порядке, что послужило основанием для обращения налогового органа в суд.
В соответствии с пунктами 1, 2 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" земельный налог устанавливается законодательными актами Российской Федерации и взимается на всей ее территории. При этом конкретные ставки этих налогов определяются законодательными актами республик в составе Российской Федерации или решениями органов государственной власти краев, областей, автономной области, автономных округов, районов, городов и иных административно-территориальных образований, если иное не предусмотрено законодательным актом Российской Федерации.
В силу статьи 8 Закона Российской Федерации "О плате за землю" (далее - Закон о плате за землю) земельный налог за городские (поселковые) земли устанавливается на основе средних ставок. Средние ставки дифференцируются по местоположению и зонам различной градостроительной ценности территории органами местного самоуправления городов. Границы зон определяются в соответствии с экономической оценкой территории и генеральными планами городов.
Как указано в приложении N 1 к решению Волховского городского Совета народных депутатов от 07.05.92 N 64, земельный налог в районе ПВ2 города Волхова, земельный участок в котором занимает общество, уплачивается по ставке 2,34 руб. за 1 кв.м.
Согласно статье 3 Закона о плате за землю размер земельного налога не зависит от результатов хозяйственной деятельности собственников земли, землевладельцев, землепользователей и устанавливается в виде стабильных платежей за единицу земельной площади в расчете на год. Ставки земельного налога пересматриваются в связи с изменением не зависящих от пользователя земли условий хозяйствования.
Ежегодно средние ставки земельного налога индексируются с учетом уровня инфляции. Повышающие коэффициенты "2" и "1,5" введены соответственно постановлениями Правительства Российской Федерации от 07.06.95 N 562 и от 03.04.96 N 378. Коэффициенты "2", "2", "1,2" введены федеральными законами о федеральном бюджете на соответствующий год от 26.02.97 N 29-ФЗ, от 22.02.99 N 36-ФЗ и от 31.12.99 N 227-ФЗ соответственно. Статьей 1 Федерального закона от 14.12.01 N 163-ФЗ "Об индексации ставок земельного налога" предусмотрено, что ставки земельного налога, действовавшие в 2001 году, применяются в 2002 году для всех категорий земель с коэффициентом "2". В силу статьи 7 Федерального закона от 24.07.02 N 110-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации" действовавшие в 2002 году ставки земельного налога применяются в 2003 году с коэффициентом "1,8".
Из приведенных нормативных положений следует, что ставка земельного налога, на основании которой производится исчисление налога за конкретный налоговый период, представляет собой ставку, установленную местными представительными органами власти, увеличенную на поправочные коэффициенты предыдущих налоговых периодов и коэффициент, определенный соответствующим федеральным законом на текущий год, за который производится уплата налога в бюджет.
Как видно из искового заявления налоговой инспекции, налоговая ставка рассчитана исходя из ставки, установленной нормативным правовым актом города Волхова, и ежегодно вводимых повышающих коэффициентов, в числе которых указан коэффициент "2,5", предусмотренный постановлением Правительства Ленинградской области от 19.06.96 N 268 "О ставках земельного налога в Ленинградской области в 1996 году". Однако в названном нормативном правовом акте ставки земельного налога скорректированы во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 03.04.96 N 378. Фактически ставки земельного налога в Ленинградской области увеличены в 2,5 раза, то есть с учетом коэффициентов "1,5" и "2", введенных постановлениями Правительства Российской Федерации от 07.06.95 N 562 и от 03.04.96 N 378. Вместе с тем указанные постановления Правительства Российской Федерации являются нормативными правовыми актами прямого действия и не требуют подтверждения в соответствующих законодательных актах представительных органов власти субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.
При таких обстоятельствах применение налоговым органом постановления Правительства Ленинградской области от 19.06.96 N 268 при расчете налоговой ставки в 2003 году привело к повторному учету повышающих коэффициентов "1,5" и "2", поскольку эти коэффициенты также приведены в расчете налоговой инспекции.
Как следует из материалов дела, в решении от 01.03.04 N 07-11/893, принятом по итогам камеральной проверки представленной обществом уточненной декларации по земельному налогу за 2003 год, налоговая инспекция приводит расчет налога по ставке 4,15 руб. за 1 кв.м. Таким образом, налоговый орган фактически признал ошибочность своих выводов, изложенных в решении от 14.08.03 N 07-11/3402, поскольку согласно первоначальной декларации подлежащий уплате налог исчислен ответчиком исходя именно из этой ставки.
Учитывая изложенное, кассационная инстанция считает, что у налоговой инспекции отсутствовали основания для привлечения общества к налоговой ответственности, в связи с чем обжалуемое постановление апелляционной инстанции подлежит отмене, а решение суда - оставлению в силе.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 2 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление апелляционной инстанции Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 24.05.04 по делу N А56-3267/04 отменить.
Оставить в силе решение суда от 19.02.04 по этому делу.
Председательствующий
ХОХЛОВ Д.В.
Судьи
БУХАРЦЕВ С.Н.
БЛИНОВА Л.В.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА ОТ 24.08.2004 N А56-3267/04
Разделы:Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 24 августа 2004 года Дело N А56-3267/04
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Хохлова Д.В., судей Бухарцева С.Н., Блиновой Л.В., при участии от общества с ограниченной ответственностью "ПОГАТ" Кулевой Л.А. (доверенность от 01.07.04), Осмоловской Г.А. (доверенность от 01.07.04), от Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Волховскому району Ленинградской области Муриновой О.М. (доверенность от 08.01.04 N 09-02/02), Новоженовой Г.М. (доверенность от 16.08.04 N 09-02/14968), рассмотрев 23.08.04 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ПОГАТ" на постановление апелляционной инстанции Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 24.05.04 по делу N А56-3267/04 (судьи Кадулин А.В., Бойко А.Е., Слобожанина В.Б.),
УСТАНОВИЛ:
Инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Волховскому району Ленинградской области (далее - налоговая инспекция) обратилась в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о взыскании с общества с ограниченной ответственностью "ПОГАТ" (далее - общества) 7194 руб. 30 коп. налоговой санкции на основании пункта 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации.
Решением суда от 19.02.04 налоговой инспекции отказано в удовлетворении заявления.
Постановлением апелляционной инстанции от 24.05.04 решение суда отменено, заявление налогового органа удовлетворено.
В кассационной жалобе общество просит отменить постановление апелляционной инстанции и оставить в силе решение суда. По мнению подателя жалобы, земельный налог за 2003 год правомерно исчислен им по ставке 4,15 руб. за 1 кв.м.
В судебном заседании представители общества поддержали доводы кассационной жалобы, а представители налоговой инспекции возражали против ее удовлетворения.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела, общество представило в налоговую инспекцию декларацию по земельному налогу за 2003 год, согласно которой подлежащий уплате налог исчислен по ставке 4,15 руб. за 1 кв.м. Указанная ставка определена исходя из средней ставки 1,6 (Приложение 2 к Закону Российской Федерации "О плате за землю"; далее - Закон о плате за землю), увеличенной на ежегодно вводимые нормативными правовыми актами Российской Федерации поправочные коэффициенты.
По итогам камеральной проверки представленной ответчиком налоговой декларации налоговый орган принял решение от 14.08.03 N 07-11/3402 о привлечении общества к налоговой ответственности в виде 7194 руб. 30 коп. штрафа за неполную уплату земельного налога. По мнению налоговой инспекции, в 2003 году земельный налог уплачивался по ставке 15,16 руб. за 1 кв.м.
На основании принятого решения налоговый орган направил ответчику требование от 14.08.03 N 07-11/3403 об уплате налоговой санкции. Общество не исполнило данное требование в добровольном порядке, что послужило основанием для обращения налогового органа в суд.
В соответствии с пунктами 1, 2 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" земельный налог устанавливается законодательными актами Российской Федерации и взимается на всей ее территории. При этом конкретные ставки этих налогов определяются законодательными актами республик в составе Российской Федерации или решениями органов государственной власти краев, областей, автономной области, автономных округов, районов, городов и иных административно-территориальных образований, если иное не предусмотрено законодательным актом Российской Федерации.
В силу статьи 8 Закона Российской Федерации "О плате за землю" (далее - Закон о плате за землю) земельный налог за городские (поселковые) земли устанавливается на основе средних ставок. Средние ставки дифференцируются по местоположению и зонам различной градостроительной ценности территории органами местного самоуправления городов. Границы зон определяются в соответствии с экономической оценкой территории и генеральными планами городов.
Как указано в приложении N 1 к решению Волховского городского Совета народных депутатов от 07.05.92 N 64, земельный налог в районе ПВ2 города Волхова, земельный участок в котором занимает общество, уплачивается по ставке 2,34 руб. за 1 кв.м.
Согласно статье 3 Закона о плате за землю размер земельного налога не зависит от результатов хозяйственной деятельности собственников земли, землевладельцев, землепользователей и устанавливается в виде стабильных платежей за единицу земельной площади в расчете на год. Ставки земельного налога пересматриваются в связи с изменением не зависящих от пользователя земли условий хозяйствования.
Ежегодно средние ставки земельного налога индексируются с учетом уровня инфляции. Повышающие коэффициенты "2" и "1,5" введены соответственно постановлениями Правительства Российской Федерации от 07.06.95 N 562 и от 03.04.96 N 378. Коэффициенты "2", "2", "1,2" введены федеральными законами о федеральном бюджете на соответствующий год от 26.02.97 N 29-ФЗ, от 22.02.99 N 36-ФЗ и от 31.12.99 N 227-ФЗ соответственно. Статьей 1 Федерального закона от 14.12.01 N 163-ФЗ "Об индексации ставок земельного налога" предусмотрено, что ставки земельного налога, действовавшие в 2001 году, применяются в 2002 году для всех категорий земель с коэффициентом "2". В силу статьи 7 Федерального закона от 24.07.02 N 110-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации" действовавшие в 2002 году ставки земельного налога применяются в 2003 году с коэффициентом "1,8".
Из приведенных нормативных положений следует, что ставка земельного налога, на основании которой производится исчисление налога за конкретный налоговый период, представляет собой ставку, установленную местными представительными органами власти, увеличенную на поправочные коэффициенты предыдущих налоговых периодов и коэффициент, определенный соответствующим федеральным законом на текущий год, за который производится уплата налога в бюджет.
Как видно из искового заявления налоговой инспекции, налоговая ставка рассчитана исходя из ставки, установленной нормативным правовым актом города Волхова, и ежегодно вводимых повышающих коэффициентов, в числе которых указан коэффициент "2,5", предусмотренный постановлением Правительства Ленинградской области от 19.06.96 N 268 "О ставках земельного налога в Ленинградской области в 1996 году". Однако в названном нормативном правовом акте ставки земельного налога скорректированы во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 03.04.96 N 378. Фактически ставки земельного налога в Ленинградской области увеличены в 2,5 раза, то есть с учетом коэффициентов "1,5" и "2", введенных постановлениями Правительства Российской Федерации от 07.06.95 N 562 и от 03.04.96 N 378. Вместе с тем указанные постановления Правительства Российской Федерации являются нормативными правовыми актами прямого действия и не требуют подтверждения в соответствующих законодательных актах представительных органов власти субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.
При таких обстоятельствах применение налоговым органом постановления Правительства Ленинградской области от 19.06.96 N 268 при расчете налоговой ставки в 2003 году привело к повторному учету повышающих коэффициентов "1,5" и "2", поскольку эти коэффициенты также приведены в расчете налоговой инспекции.
Как следует из материалов дела, в решении от 01.03.04 N 07-11/893, принятом по итогам камеральной проверки представленной обществом уточненной декларации по земельному налогу за 2003 год, налоговая инспекция приводит расчет налога по ставке 4,15 руб. за 1 кв.м. Таким образом, налоговый орган фактически признал ошибочность своих выводов, изложенных в решении от 14.08.03 N 07-11/3402, поскольку согласно первоначальной декларации подлежащий уплате налог исчислен ответчиком исходя именно из этой ставки.
Учитывая изложенное, кассационная инстанция считает, что у налоговой инспекции отсутствовали основания для привлечения общества к налоговой ответственности, в связи с чем обжалуемое постановление апелляционной инстанции подлежит отмене, а решение суда - оставлению в силе.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 2 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление апелляционной инстанции Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 24.05.04 по делу N А56-3267/04 отменить.
Оставить в силе решение суда от 19.02.04 по этому делу.
Председательствующий
ХОХЛОВ Д.В.
Судьи
БУХАРЦЕВ С.Н.
БЛИНОВА Л.В.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)