Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА ОТ 08.10.2004 N А56-41687/03

Разделы:
Земельный налог

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ


от 8 октября 2004 года Дело N А56-41687/03
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Хохлова Д.В., судей Бухарцева С.Н., Корпусовой О.А., при участии от Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Красносельскому району Санкт-Петербурга Федосеевой Е.Б. (доверенность от 05.01.04 N 13156), рассмотрев 04.10.04 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Красносельскому району Санкт-Петербурга на решение от 09.12.03 (судья Блинова Л.В.) и постановление апелляционной инстанции от 29.03.04 (судьи Алексеев С.Н., Исаева И.А., Сергиенко А.Н.) Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области по делу N А56-41687/03,
УСТАНОВИЛ:

Закрытое акционерное общество "Универсам Лиговский" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным письма Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Красносельскому району Санкт-Петербурга (далее - налоговая инспекция) от 04.11.03 N 08/16939 об отказе возвратить излишне уплаченный в 2000 - 2002 годах земельный налог, незаконным отказа налоговой инспекции в возврате 48291 руб. излишне уплаченного земельного налога, а также об обязании налогового органа возвратить обществу указанную сумму излишне уплаченного земельного налога.
Решением суда от 09.12.03 оспариваемое письмо налогового органа признано недействительным, а отказ обществу в возврате излишне уплаченного земельного налога - незаконным. При этом суд обязал налоговую инспекцию возвратить заявителю 45463 руб. излишне уплаченного в 2000 - 2002 годах земельного налога.
Постановлением апелляционной инстанции от 29.03.04 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе налоговая инспекция просит отменить судебные акты, ссылаясь на обязанность налогоплательщика последовательно применять повышающие коэффициенты к ставкам земельного налога, ежегодно вводимые соответствующими федеральными законами.
В судебном заседании представитель налоговой инспекции поддержал доводы кассационной жалобы.
Дело рассмотрено без участия представителей общества, надлежащим образом уведомленного о времени и месте судебного заседания.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Из материалов дела видно, что общество уплатило земельный налог за 2000 - 2002 годы, последовательно применяя каждый из ежегодно вводимых федеральными законами о федеральном бюджете на соответствующий год поправочных коэффициентов к налоговой ставке, предусмотренной нормативным актом города Санкт-Петербурга.
Считая, что установленные в Санкт-Петербурге ставки земельного налога в спорный период не изменялись, общество обратилось в налоговый орган с заявлением о возврате излишне уплаченного в 2000 - 2002 годах земельного налога. Согласно уточненным налоговым декларациям земельный налог исчислен по ставке, установленной Законом Санкт-Петербурга от 26.06.98 N 129-21 "О ставках земельного налога в Санкт-Петербурге" (далее - Закон о ставках земельного налога), с применением повышающего коэффициента "2,688" в 2002 году.
В письме от 04.11.03 N 08/16939 налоговая инспекция сообщила заявителю об отсутствии оснований для возврата излишне уплаченного земельного налога.
Удовлетворяя заявленные обществом требования, суды первой и апелляционной инстанций сделали ошибочный вывод об отсутствии у заявителя обязанности последовательно присоединять каждый из ежегодно вводимых федеральными законами коэффициентов к ставкам земельного налога, установленным Законом о ставках земельного налога.
В соответствии с пунктами 1, 2 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" земельный налог устанавливается законодательными актами Российской Федерации и взимается на всей ее территории. При этом конкретные ставки этих налогов определяются законодательными актами республик в составе Российской Федерации или решениями органов государственной власти краев, областей, автономной области, автономных округов, районов, городов и иных административно-территориальных образований, если иное не предусмотрено законодательным актом Российской Федерации.
В силу статьи 8 Закона Российской Федерации "О плате за землю" (далее - Закон о плате за землю) земельный налог за городские (поселковые) земли устанавливается на основе средних ставок. Средние ставки дифференцируются по местоположению и зонам различной градостроительной ценности территории органами местного самоуправления городов. Границы зон определяются в соответствии с экономической оценкой территории и генеральными планами городов.
Согласно статье 3 Закона о плате за землю размер земельного налога не зависит от результатов хозяйственной деятельности собственников земли, землевладельцев, землепользователей и устанавливается в виде стабильных платежей за единицу земельной площади в расчете на год. Ставки земельного налога пересматриваются в связи с изменением не зависящих от пользователя земли условий хозяйствования.
Ежегодно средние ставки земельного налога индексируются с учетом уровня инфляции. Статьей 15 Федерального закона от 22.02.99 N 36-ФЗ "О федеральном бюджете на 1999 год" предусмотрено, что ставки земельного налога, действовавшие в 1998 году, применяются в 1999 году с коэффициентом "2". В соответствии со статьей 18 Федерального закона от 31.12.99 N 227-ФЗ "О федеральном бюджете на 2000 год" ставки земельного налога, действовавшие в 1999 году, применяются для всех категорий земель с коэффициентом "1,2". Согласно статье 12 Федерального закона от 27.12.2000 N 150-ФЗ "О федеральном бюджете на 2001 год" ставки земельного налога, действовавшие в 2000 году, применяются в 2001 году для всех категорий земель. В статье 1 Федерального закона от 14.12.01 N 163-ФЗ "Об индексации ставок земельного налога" указано, что ставки земельного налога, действовавшие в 2001 году, применяются в 2002 году для всех категорий земель с коэффициентом "2". Указанные федеральные законы являются нормативными актами прямого действия и не требуют подтверждения в соответствующих законодательных актах представительных органов власти субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.
Из приведенных нормативных положений следует, что ставка земельного налога, на основании которой производится исчисление налога за конкретный налоговый период, представляет собой ставку, установленную местными представительными органами власти (в городе Санкт-Петербурге - Законом о ставках земельного налога), увеличенную на поправочные коэффициенты предыдущих налоговых периодов и коэффициент, определенный соответствующим федеральным законом на текущий год, за который производится уплата налога в бюджет.
Таким образом, ставкой земельного налога в городе Санкт-Петербурге в 2000 - 2001 годах являлась ставка, предусмотренная Законом о ставках земельного налога, увеличенная в 2,4 (2 х 1,2) раза, а в 2002 году - в 4,8 (2 х 1,2 х 2) раза.
Вместе с тем, учитывая правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации, изложенную в определениях от 12.05.03 N 186-О и от 06.02.04 N 48-О, кассационная инстанция считает, что применение повышающих коэффициентов с начала 2000 и 2002 года противоречит пункту 1 статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации и пункту 2 статьи 5, статье 12 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Федеральный закон от 31.12.99 N 227-ФЗ "О федеральном бюджете на 2000 год" опубликован 03.01.2000, следовательно, коэффициент "1,2" подлежал применению с 01.03.2000. Федеральный закон от 14.12.01 N 163-ФЗ "Об индексации ставок земельного налога" официально опубликован 17.12.01, следовательно, введенный этим Законом поправочный коэффициент "2" подлежал применению с 01.02.02.
Расчет налога с применением повышающих коэффициентов "1,2" и "2" соответственно с 01.03.2000 и 01.02.2002 в материалах дела отсутствует, в связи с чем дело подлежит направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении суду следует предложить сторонам произвести сверку расчетов по земельному налогу, уплаченному обществом в 2000 - 2002 годах, с учетом изложенных в настоящем судебном акте указаний и принять по делу законное и обоснованное решение.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 286, пунктом 3 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:

решение от 09.12.03 и постановление апелляционной инстанции от 29.03.04 Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области по делу N А56-41687/03 отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в первую инстанцию того же суда.
Председательствующий
ХОХЛОВ Д.В.

Судьи
БУХАРЦЕВ С.Н.
КОРПУСОВА О.А.















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)