Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕВЯТНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 23.01.2009 ПО ДЕЛУ N А35-4834/08-С8

Разделы:
Единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН)

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ДЕВЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 23 января 2009 г. по делу N А35-4834/08-С8


Резолютивная часть постановления объявлена 21 января 2009 года
Постановление в полном объеме изготовлено 23 января 2009 года
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Михайловой Т.Л.
судей Скрынникова В.А.
Миронцевой Н.Д.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Фефеловой М.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по Курской области на решение Арбитражного суда Курской области от 20.11.2008 г. (судья Горевой Д.А.), принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "АВАНГАРД-АГРО-Курск" к межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по Курской области о признании недействительными ненормативных актов
при участии в судебном заседании:
от налогоплательщика: Смирнова Е.В., представителя по доверенности N 09-4 от 12.01.2009 г.,
от налогового органа: Луневой Ю.С., ведущего специалиста-эксперта по доверенности N 8 от 28.10.2008 г., Шевцова П.А., ведущего специалиста-эксперта по доверенности б/н от 20.01.2009 г.

установил:

Общество с ограниченной ответственностью "АВАНГАРД-АГРО-Курск" (далее - налогоплательщик, общество "АВАНГАРД-АГРО-Курск") обратилось в Арбитражный суд Курской области с заявлением к межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по Курской области (далее - инспекция, налоговый орган) о признании недействительными:
решения N 11-18/23 от 27.08.2008 г. "О привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения" в части:
- - применения налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 2 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации, в виде взыскания штрафов за непредставление налоговых деклараций: по налогу на добавленную стоимость за октябрь - декабрь 2006 г. - в сумме 5 326 858,57 руб.; по налогу на прибыль - в сумме 505 433 руб., по единому социальному налогу за 2006 г. - в сумме 894 386 руб.;
- - применения налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации, в виде взыскания штрафов за неуплату: налога на добавленную стоимость за октябрь - декабрь 2006 г. - в сумме 344 362 руб., налога на прибыль за 2006 г. - в сумме 50 543,40 руб., единого социального налога за 2006 г. - в сумме 89 438 руб.;
- - применения налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 126 Налогового кодекса Российской Федерации за непредставление в установленный срок расчета авансовых платежей по налогу на имущество за 1 квартал, полугодие и 9 месяцев 2006 г., расчета авансовых платежей по единому социальному налогу за 1 квартал, полугодие и 9 месяцев 2006 г., в виде взыскания штрафа в общей сумме 150 руб.;
- - начисления пени за несвоевременную уплату налога на прибыль - в сумме 149 123 руб., налога на добавленную стоимость - в сумме 580 910,56 руб., единого социального налога - в сумме 212 142 руб.;
- - предложения уплатить налог на добавленную стоимость за октябрь - декабрь 2006 г. - в сумме 3 443 612,30 руб., налог на прибыль за 2006 г. - в сумме 505 433 руб., единый социальный налог за 2006 г. - в сумме 894 386 руб.;
- - предложения уплатить штрафы, указанные в пункте 1 решения инспекции и пени, указанные в пункте 2 решения инспекции;
- - предложения внести исправления в документы бухгалтерского и налогового учета;
- требования N 516 об уплате налога, сбора, пени, штрафа по состоянию на 01.07.2008 г. в части:
- - пени в сумме 108 735,84 руб., штрафа в сумме 405 416,14 руб., недоимки в сумме 368 544 руб. по налогу на прибыль, зачисляемому в бюджеты субъектов;
- - пени в сумме 40 387,95 руб., штрафа в сумме 150 560,26 руб., недоимки в сумме 136 889 руб. по налогу на прибыль, зачисляемому в федеральный бюджет;
- - штрафа в сумме 75 руб. по налогу на имущество;
- - штрафа в сумме 564 467,02 руб., пени в сумме 122 503,98 руб., недоимки в сумме 513 154 руб. по единому социальному налогу, зачисляемому в федеральный бюджет; штрафа в сумме 182 807,92 руб., пени в сумме 39 299,09 руб., недоимки в сумме 166 169 руб. по единому социальному налогу, зачисляемому в Фонд социального страхования; штрафа в сумме 113 244,42 руб., пени в сумме 23 744,40 руб., недоимки в сумме 102 912 руб. по единому социальному налогу, зачисляемому в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования; штрафа в сумме 123 379,64 руб., пени в сумме 26 595, 15 руб., недоимки в сумме 112 151 руб. по единому социальному налогу, зачисляемому в Территориальный фонд обязательного медицинского страхования;
- - штрафа в сумме 5 671 220,57 руб., пени в сумме 580 910,56 руб., недоимки в сумме 3 443 612,30 руб. по налогу на добавленную стоимость;
- постановления N 752 от 30.07.2008 г. о взыскании налогов, сборов, пеней, штрафов за счет имущества налогоплательщика (плательщика сборов) - организации, индивидуального предпринимателя или налогового агента-организации, индивидуального предпринимателя в части налогов в сумме 4 843 431,30 руб., пени в сумме 942 176,97 руб., штрафов в сумме 7 211 170,97 руб.
Решением Арбитражного суда Курской области от 20.11.2008 г. заявленные требования налогоплательщика удовлетворены полностью.
Не согласившись с данным решением, инспекция обратилась с апелляционной жалобой, в которой ставит вопрос об отмене состоявшегося решения.
В обоснование апелляционной жалобы инспекция ссылается на несоблюдение обществом "АВАНГАРД-АГРО-Курск" условий для перехода на уплату единого сельскохозяйственного налога, предусмотренных статьями 346.2, 346.3 Налогового кодекса Российской Федерации, вследствие чего оно не имело права на применение системы налогообложения в виде уплаты единого сельскохозяйственного налога, а должно было применять общую систему налогообложения.
В подтверждение своих доводов налоговый орган указывает на то, что выручка общества, согласно данным отчета о прибылях и убытках за 2005 г., составила 0 руб., следовательно, у общества отсутствует реализация произведенной им сельскохозяйственной продукции или продуктов ее первичной переработки в 2005 г.
Кроме того, по мнению налогового органа, налогоплательщик не подал соответствующее заявление о переходе на уплату единого сельскохозяйственного налога в порядке и сроки, предусмотренные Налоговым кодексом Российской Федерации; заявление, копия которого была представлена налогоплательщиком в ходе выездной налоговой проверки, не было получено налоговым органом, в нем не указано, с какого периода налогоплательщик собирается перейти на уплату единого сельскохозяйственного налога, и отсутствует дата составления заявления.
Представитель налогоплательщика считает обжалуемое решение законным и обоснованным, в связи с чем в представленном отзыве на апелляционную жалобу просит отказать в ее удовлетворении, а решение суда первой инстанции оставить без изменения.
Изучив материалы дела, выслушав пояснения представителей налогового органа и налогоплательщика, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе и отзыве на нее, суд апелляционной инстанции считает, что решение арбитражного суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения.
Как следует из материалов дела, межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 5 по Курской области совместно с работниками органов внутренних дел была проведена выездная налоговая проверка общества с ограниченной ответственностью "АВАНГАРД-АГРО-Курск" по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты (удержания, перечисления) налогов и сборов, в том числе налога на добавленную стоимость, налога на прибыль, единого социального налога, налога на имущество организаций за период с 24.11.2005 г. по 30.09.2007 г.
По результатам проведенной проверки инспекцией был составлен акт выездной налоговой проверки N 11-18/19 от 27.05.2008 г. и вынесено решение N 11-18/23 от 27.06.2008 г. "О привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения", которым обществу, в числе прочих, были доначислены к уплате в бюджет:
- - налог на добавленную стоимость за октябрь - декабрь 2006 г. в сумме 3 443 612, 30 руб., налог на прибыль за 2006 г. в сумме 505 433 руб., единый социальный налог за 2006 г. в сумме 894 386 руб.;
- - пени за несвоевременную уплату налога на прибыль в сумме 149 123 руб., налога на добавленную стоимость в сумме 580 910,56 руб., единого социального налога в сумме 212 142 руб.;
- - штрафные санкции, предусмотренные статьей 122 Налогового кодекса Российской Федерации, за неуплату налога на добавленную стоимость за октябрь - декабрь 2006 г. в сумме 344 362 руб., за неуплату налога на прибыль за 2006 г. в сумме 50 543,40 руб., за неуплату единого социального налога за 2006 г. в сумме 89 438 руб.;
- - штрафные санкции, предусмотренные пунктом 2 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации, за непредставление налоговому органу налоговых деклараций по налогу на добавленную стоимость за октябрь - декабрь 2006 г. в сумме 5 326 858,57 руб., по налогу на прибыль в сумме 505 433 руб., по единому социальному налогу за 2006 г. в сумме 894 386 руб.;
- - штрафные санкции, предусмотренные пунктом 1 статьи 126 Налогового кодекса Российской Федерации, за непредставление в установленный срок расчета авансовых платежей по налогу на имущество за 1 квартал, полугодие и 9 месяцев 2006 г., расчета авансовых платежей по единому социальному налогу за 1 квартал, полугодие и 9 месяцев 2006 г. в общей сумме 150 руб.
Основанием для доначисления перечисленных сумм налогов, пеней, санкций послужил вывод инспекции о неправомерном применении обществом "АВАНГАРД-АГРО-Курск" в 2006 г. системы налогообложения в виде единого сельскохозяйственного налога, вследствие чего, по мнению налогового органа, обществом не были исполнены обязанности по исчислению и уплате в бюджет за этот период налогов, установленных общей системой налогообложения, а также обязанности по представлению налоговому органу соответствующих налоговых деклараций и расчетов.
Требованием N 516 об уплате налога, сбора, пени, штрафа по состоянию на 18.07.2008 г. налогоплательщику предложено уплатить в срок до 28.07.2008 г. доначисленные по результатам выездной налоговой проверки суммы налогов в размере 4 843 431,30 руб., пеней в размере 942 176,97 руб., штрафов в размере 7 211 170,97 руб.
В связи с неисполнением обществом данного требования и неуплатой указанных в нем сумм налогов, пеней и штрафов, налоговым органом принято постановление N 752 от 30.07.2008 г. о взыскании налогов, сборов, пеней, штрафов за счет имущества налогоплательщика (плательщика сборов) организации, индивидуального предпринимателя или налогового агента - организации, индивидуального предпринимателя, в том числе налогов в сумме 4 843 431,30 руб., пеней в сумме 942 176,97 руб., штрафов в сумме 7 211 170,97 руб.
Не согласившись с указанными ненормативными актами инспекции, налогоплательщик обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
В соответствии со статьей 346.1 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей в 2005 г.) система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог) устанавливается настоящим Кодексом и применяется наряду с общим режимом налогообложения.
Переход на уплату единого сельскохозяйственного налога или возврат к общему режиму налогообложения осуществляется организацией и индивидуальными предпринимателями добровольно в порядке, предусмотренном главой 26.1 Налогового кодекса.
Переход на уплату единого сельскохозяйственного налога организациями предусматривает замену уплаты налога на прибыль организаций, налога на добавленную стоимость (за исключением налога на добавленную стоимость, подлежащего уплате в соответствии с настоящим Кодексом и Таможенным кодексом Российской Федерации при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации), налога на имущество организаций и единого социального налога уплатой единого сельскохозяйственного налога, исчисляемого по результатам хозяйственной деятельности организаций за налоговый период.
Организации, перешедшие на уплату единого сельскохозяйственного налога, уплачивают страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Иные налоги и сборы уплачиваются организациями, перешедшими на уплату единого сельскохозяйственного налога, в соответствии с общим режимом налогообложения.
В силу статьи 346.2 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей в 2005 г.) налогоплательщиками единого сельскохозяйственного налога признаются организации и индивидуальные предприниматели, перешедшие на уплату единого сельскохозяйственного налога в порядке, установленном главой 26.1 Налогового кодекса Российской Федерации.
В целях названной главы сельскохозяйственными товаропроизводителями признаются организации и индивидуальные предприниматели, производящие сельскохозяйственную продукцию и (или) выращивающие рыбу, осуществляющие ее первичную и последующую (промышленную) переработку и реализующие эту продукцию и (или) рыбу, при условии, что в общем доходе от реализации товаров (работ, услуг) таких организаций или индивидуальных предпринимателей доля дохода от реализации произведенной ими сельскохозяйственной продукции и (или) выращенной ими рыбы, включая продукцию ее первичной переработки, произведенную ими из сельскохозяйственного сырья собственного производства и (или) выращенной ими рыбы, составляет не менее 70 процентов.
Сельскохозяйственные товаропроизводители имеют право перейти на уплату единого сельскохозяйственного налога, если по итогам девяти месяцев того года, в котором организация или индивидуальный предприниматель подают заявление о переходе на уплату единого сельскохозяйственного налога, в общем доходе от реализации товаров (работ, услуг) таких организаций или индивидуальных предпринимателей доля дохода от реализации произведенной ими сельскохозяйственной продукции и (или) выращенной ими рыбы, включая продукцию первичной переработки, произведенную ими из сельскохозяйственного сырья собственного производства и (или) выращенной ими рыбы, составляет не менее 70 процентов.
Не вправе перейти на уплату единого сельскохозяйственного налога:
1) организации и индивидуальные предприниматели, занимающиеся производством подакцизных товаров;
2) организации и индивидуальные предприниматели, переведенные на систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности в соответствии с главой 26.3 настоящего Кодекса;
3) организации, имеющие филиалы и (или) представительства (пункт 6 статьи 346.2 Кодекса).
Согласно пункту 1 статьи 346.3 Налогового кодекса (в редакции, действовавшей в 2005 г.) сельскохозяйственные товаропроизводители, изъявившие желание перейти на уплату единого сельскохозяйственного налога, подают в период с 20 октября по 20 декабря года, предшествующего году, начиная с которого сельскохозяйственные товаропроизводители переходят на уплату единого сельскохозяйственного налога, в налоговый орган по своему местонахождению (месту жительства) заявление. При этом сельскохозяйственные товаропроизводители в заявлении о переходе на уплату единого сельскохозяйственного налога указывают данные о доле дохода от реализации произведенной ими сельскохозяйственной продукции и (или) выращенной ими рыбы, включая продукцию первичной переработки, произведенную ими из сельскохозяйственного сырья собственного производства и (или) выращенной ими рыбы, в общем доходе от реализации товаров (работ, услуг), полученном ими по итогам девяти месяцев того года, в котором организация или индивидуальный предприниматель подают заявление о переходе на уплату единого сельскохозяйственного налога.
Пунктом 2 статьи 346.3 установлено, что вновь созданные организации и физические лица, зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей, изъявившие желание перейти на уплату единого сельскохозяйственного налога, вправе подать заявление о переходе на уплату единого сельскохозяйственного налога одновременно с подачей заявления о постановке на учет в налоговый орган. В этом случае организации и индивидуальные предприниматели вправе перейти на уплату единого сельскохозяйственного налога в текущем календарном году с момента постановки на учет в налоговом органе.
Таким образом, налоговым законодательством устанавливаются определенные критерии и порядок перехода на систему налогообложения в виде единого сельскохозяйственного налога для вновь созданных организаций и для организаций, созданных ранее того налогового периода, в котором ими подано заявление о переходе на систему налогообложения в виде единого сельскохозяйственного налога.
В то же время, приведенные нормы налогового законодательства не предусматривают особого регулирования порядка перехода на уплату единого сельскохозяйственного налога для вновь созданных организаций, зарегистрированных в качестве юридического лица и поставленных на налоговый учет в период с 20 октября по 20 декабря текущего года, установленный для подачи заявления о переходе на данную систему налогообложения для действующих юридических лиц в следующем году, что предполагает распространение на них общеустановленного порядка, установленного статьей 346.3 Налогового кодекса.
При этом, поскольку названной статьей не установлена обязанность по представлению налоговому органу одновременно двух заявлений о переходе на систему налогообложения в виде единого сельскохозяйственного налога, следует сделать вывод, что для организаций, созданных и зарегистрированных в период с 20 октября по 20 декабря текущего года, основанием перехода на единый сельскохозяйственный налог в налоговом периоде, следующем за годом государственной регистрации юридического лица, является подача такого заявления в порядке, установленном пунктом 2 статьи 346.3 Налогового кодекса.
Как следует из материалов дела, общество с ограниченной ответственностью "АВАНГАРД-АГРО-Курск" зарегистрировано в качестве юридического лица и поставлено на налоговый учет в качестве налогоплательщика межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 5 по Курской области 24.11.2005 г., т.е., общество является вновь созданным в 2005 г.
В соответствии с уставом, предметом деятельности общества является производство, заготовка, обработка, хранение, реализация, транспортировка и использование семян сельскохозяйственных растений; организация и проведение сортового и семенного контроля; производство, закупка, хранение, переработка и реализация сельскохозяйственной продукции; другие виды деятельности.
19.12.2005 г., как это установлено судом области, обществом было направлено в межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы N 5 заявление о переходе на уплату единого сельскохозяйственного налога. Копия данного заявления, а также доказательства его направления в адрес налогового органа 19.12.2005 г. и получения последним данного почтового отправления 23.12.2005 г. подтверждается описью вложения в ценное письмо, почтовой квитанцией N 10218 от 19.12.2005 г., уведомлением о вручении почтового отправления с отметками органа связи, представленными налогоплательщиком налоговому органу, как это следует из акта выездной налоговой проверки и решения по нему, во время проведения проверки. Подлинные документы обозрены судом апелляционной инстанции в процессе рассмотрения апелляционной жалобы.
Следовательно, учитывая, что переход на систему налогообложения в виде единого сельскохозяйственного налога носит уведомительный характер, обществом правомерно применялась данная система налогообложения до конца 2006 г., как это установлено пунктом 3 статьи 346.3 Налогового кодекса, и у него отсутствовали обязанности по исчислению и уплате в бюджет налогов, предусмотренных общей системой налогообложения.
Доводы налогового органа о том, что в заявлении о переходе на систему налогообложения в виде единого сельскохозяйственного налога отсутствует дата его составления, в нем не указано, с какого периода налогоплательщик собирается перейти на уплату единого сельскохозяйственного налога, и данное заявление налоговым органом не было получено, а также о том, что, исходя из установленного контрольного срока прохождения почтовой корреспонденции (заказного письма с уведомлением) из г. Москвы в г. Курск, равняющегося 4-м дням, данное заявление не могло поступить в налоговый орган ранее 23 декабря 2005 г., т.е., с пропуском крайнего срока для подачи заявления - 20 декабря 2005 г., правомерно не приняты судом области во внимание.
В соответствии со статьей 6.1 Налогового кодекса (в редакции, действовавшей в 2005 г. и в 2006 г.) действие, для совершения которого установлен срок, может быть выполнено до двадцати четырех часов последнего дня срока. Если документы либо денежные суммы были сданы на почту или на телеграф до двадцати четырех часов последнего дня срока, то срок не считается пропущенным.
Материалы дела свидетельствуют о том, что почтовое отправление было сдано обществом "АВАНГАРД-АГРО-Курск" на почту 19.12.2005 г.
Поскольку, в силу пункта 1 статьи 346.3 Налогового кодекса, заявление о переходе на систему налогообложения в виде единого сельскохозяйственного налога может быть подано налогоплательщиком в налоговый орган по месту нахождения в период с 20 октября по 20 декабря, суд области пришел к правильному выводу о соблюдении налогоплательщиком срока представления налоговому органу заявления о переходе на уплату единого сельскохозяйственного налога.
Отсутствие в заявлении даты его составления и сведений о том, с какого периода налогоплательщик собирается перейти на уплату единого сельскохозяйственного налога, в данном случае является формальным нарушением, не влекущим такого последствия, как невозможность применения названной системы налогообложения.
Также не может быть принят довод апелляционной жалобы о несоответствии веса почтового отправления (на 1 листе весом 40 гр.), направленного обществом в адрес налогового органа 19.12.2005 г., приблизительному весу почтового отправления на 1 листе, который, согласно представленному ответу УФПС по Курской области, равен 20 гр. (15 гр. - вес конверта, 5 гр. - вес 1 листа), поскольку он носит предположительный характер и не свидетельствует о том, что указанное почтовое отправление не является заявлением налогоплательщика о переходе на уплату единого сельскохозяйственного налога.
Признавая несостоятельными доводы инспекции о несоблюдении обществом "АВАНГАРД-АГРО-Курск" условий для перехода на уплату единого сельскохозяйственного налога вследствие отсутствия у общества в 2005 г. выручки от реализации, в том числе от реализации сельскохозяйственной продукции, суд первой инстанции правомерно исходил из того, что налоговое законодательство предусматривает право перехода на уплату единого сельскохозяйственного налога вновь созданными предприятиями и организациями, которые в момент подачи такого заявления объективно не могут иметь выручки от реализации товаров (работ, услуг).
Учитывая то обстоятельство, что общество "АВАНГАРД-АГРО-Курск" зарегистрировано в качестве юридического лица и встало на учет в налоговом органе 24.11.2005 г., а заявление о переходе на уплату единого сельскохозяйственного налога подано обществом 19.12.2005 г., суд первой инстанции правильно решил, что названное общество являлось вновь созданным и на него в полной мере распространялись положения пункта 2 статьи 346.3 Налогового кодекса, ввиду чего обоснованно отклонил доводы инспекции об отсутствии в заявлении сведений о доле выручки от реализации сельскохозяйственной продукции, предусмотренных пунктом 1 статьи 346.3 Кодекса, и о несоответствии общества критериям, установленным статьей 346.2 Кодекса.
Также правомерно отклонен довод инспекции о том, что, в нарушение Приказа Министерства по налогам и сборам России от 28.01.2004 г. N БГ-3-22/58, которым утверждены формы документов, необходимые при применении системы налогообложения в виде единого сельскохозяйственного налога, общество "АВАНГАРД-АГРО-Курск" не получило от инспекции уведомление о возможности применения указанной системы, поскольку, исходя из системного толкования положений главы 26.1 Налогового кодекса, применение системы налогообложения в виде единого сельскохозяйственного налога носит уведомительный характер и не зависит для налогоплательщика от волеизъявления налогового органа.
Помимо этого, суд апелляционной инстанции считает необходимым отметить следующее.
Согласно пункту 4 статьи 346.3 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей в спорном периоде), если по итогам налогового периода доля дохода налогоплательщиков от реализации произведенной ими сельскохозяйственной продукции и (или) выращенной ими рыбы, включая продукцию первичной переработки, произведенную ими из сельскохозяйственного сырья собственного производства и (или) выращенной ими рыбы, в общем доходе от реализации товаров (работ, услуг) составила менее 70 процентов и (или), если в течение отчетного (налогового периода) допущено несоответствие требованиям, установленным пунктом 6 статьи 346.2 Кодекса, такой налогоплательщик считается утратившим право на применение единого сельскохозяйственного налога с начала налогового периода, в котором допущено нарушение указанного ограничения и (или) несоответствие указанным требованиям.
Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что сумма доходов общества от сельскохозяйственной деятельности за 2006 г. составила 35 226 029 руб. (82,34 процента от общей суммы доходов), сумма доходов от несельскохозяйственной деятельности составила 7 557 611 руб. (17,66 процента от общей суммы доходов).
Согласно отчету о прибылях и убытках за 2006 г., общая сумма доходов за 2006 г. составила 42 249 000 руб. Согласно декларации по единому сельскохозяйственному налогу за 2006 г. сумма доходов, учитываемых при определении налоговой базы по единому сельскохозяйственному налогу, составила 32 749 401 руб.
Налоговым органом не оспаривается, что доходы от сельскохозяйственной деятельности общества "АВАНГАРД-АГРО-Курск" составили в 2006 г. более 70 процентов, что свидетельствует о правомерности применения им системы налогообложения в виде единого сельскохозяйственного налога в 2006 г.
Из оспариваемого решения инспекции и материалов дела следует, что налоговый орган не установил в ходе выездной налоговой проверки обстоятельств, свидетельствующих о нарушении налогоплательщиком положений пункта 6 статьи 346.2 Налогового кодекса, влекущих, в силу пункта 4 статьи 346.3 Кодекса, утрату права на применение системы налогообложения в виде единого сельскохозяйственного налога.
Общество не относится к перечисленным в пункте 6 статьи 346.2 Налогового кодекса налогоплательщикам, не имеющим права перейти на уплату единого сельскохозяйственного налога.
Таким образом, оснований для уплаты налогов по общей системе налогообложения в спорном периоде у общества "АВАНГАРД-АГРО-Курск" не имелось.
Следовательно, суд первой инстанции обоснованно признал неправомерным доначисление налогоплательщику налога на добавленную стоимость в сумме 3 443 612,30 руб., налога на прибыль в сумме 505 433 руб., единого социального налога в сумме 894 386 руб. в связи с отсутствием у налогоплательщика обязанностей по уплате названных налогов.
В силу статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации в случае уплаты причитающихся сумм налогов (сборов) в более поздние по сравнению с установленным законодательством о налогах и сборах сроки налогоплательщик должен уплатить пени. Пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, и уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме.
Так как условием начисления пеней является несвоевременная уплата налога, с учетом выводов суда об отсутствии у налогового органа оснований для доначисления спорных сумм налогов, у него также не имелось оснований и для начисления пеней за несвоевременную уплату налогов.
Основанием для привлечения налогоплательщика к налоговой ответственности явился вывод налогового органа о совершении налогоплательщиком правонарушений, ответственность за которое предусмотрена статьями 119, 122, 126 главы 16 Налогового кодекса Российской Федерации.
Так как суд пришел к обоснованному выводу об отсутствии у налогоплательщика обязанностей по уплате налога на добавленную стоимость, налога на прибыль и единого социального налога, то в его действиях отсутствуют события налоговых правонарушений, ответственность за которые предусмотрена статьями 119 (непредставление налоговому органу налоговых деклараций, обязанность представления которых предусмотрена соответствующими статьями Налогового кодекса), 122 (неуплата или неполная уплата налогов), 126 (непредставление налоговому органу в установленный срок документов, предусмотренных налоговым законодательством) Налогового кодекса Российской Федерации.
Согласно статье 109 Налогового кодекса лицо не может быть привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения при отсутствии события налогового правонарушения
Следовательно, общество необоснованно привлечено оспариваемым решением инспекции к налоговой ответственности в виде взыскания штрафов за неуплату налога на добавленную стоимость, налога на прибыль, единого социального налога, непредставление налоговых деклараций по налогу на добавленную стоимость, налогу на прибыль, единому социальному налогу, непредставление расчетов по единому социальному налогу и налогу на имущество.
В соответствии со статьей 44 Налогового кодекса Российской Федерации обязанность по уплате налога или сбора возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных настоящим Кодексом или иным актом законодательства о налогах и сборах. Обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора.
Статьей 45 Налогового кодекса установлено, что обязанность по уплате налога или сбора должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.
В силу статьи 69 Налогового кодекса требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки, под которой статьей 11 Налогового кодекса понимается сумма налога или сумма сбора, не уплаченная в установленный законодательством о налогах и сборах срок.
Согласно статье 46 Налогового кодекса, в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок обязанность по уплате налога исполняется в принудительном порядке путем принятия решения об обращении взыскания на денежные средства на счетах налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя в банках.
Пунктом 7 статьи 46 Налогового кодекса установлено, что при недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах налогоплательщика или при отсутствии информации о счетах налогоплательщика налоговый орган вправе взыскать налог за счет иного имущества налогоплательщика.
Решение об обращении взыскания на иное имущество налогоплательщика принимается и исполняется в порядке, установленном статьей 47 Налогового кодекса. На основании решения о взыскании налога за счет иного имущества налогоплательщика судебному приставу-исполнителю в течение трех дней с момента вынесения соответствующего решения направляется постановление для исполнения в порядке, установленном Федеральным законом "Об исполнительном производстве".
Аналогичный порядок взыскания применяется в отношении пеней за несвоевременную уплату налогов и штрафов в случаях, предусмотренных Кодексом (пункты 9, 10 статьи 46, 8 статьи 47 Кодекса).
Учитывая, что у налогоплательщика отсутствуют обязанности по уплате налога на добавленную стоимость за октябрь - декабрь 2006 г., налога на прибыль за 2006 г., единого социального налога за 2006 г., а также обязанности по уплате пеней и санкций, судом области правомерно признаны недействительными ненормативные акты по применению к налогоплательщику принудительного порядка взыскания необоснованно начисленных сумм налога, пеней и санкций.
Принимая во внимание, что фактические обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора по существу, установлены судом на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, им дана надлежащая правовая оценка, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения оспариваемого судебного акта.
Суд первой инстанции правильно применил нормы материального права и не допустил нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения (часть 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции считает, что решение Арбитражного суда Курской области от 20.11.2008 г. по делу N А35-4834/08-С8 надлежит оставить без изменения, а апелляционную жалобу инспекции - без удовлетворения.
Учитывая результат рассмотрения апелляционной жалобы, государственная пошлина в сумме 1000 руб., уплаченная при обращении в суд апелляционной инстанции, возврату не подлежит.
Руководствуясь статьями 16, 17, 258, 266 - 268, пунктом 1 статьи 269, статьями 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

Апелляционную жалобу межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по Курской области оставить без удовлетворения, решение Арбитражного суда Курской области по делу N А35-4834/08-С8 от 20.11.2008 г. - без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу.

Председательствующий судья
Т.Л.МИХАЙЛОВА

Судьи
В.А.СКРЫННИКОВ
Н.Д.МИРОНЦЕВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)