Судебные решения, арбитраж
Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
от 16 февраля 2004 года Дело N А56-26612/03
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Пастуховой М.В., судей Асмыковича А.В., Ломакина С.А., при участии от общества с ограниченной ответственностью "Гуров и К" главного бухгалтера Купецкой М.И. (доверенность от 24.09.2003), от Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Выборгскому району Санкт-Петербурга главного специалиста юридического отдела Кленкова К.Д. (доверенность от 10.11.2003 N 17/20454), рассмотрев 10.02.2004 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Выборгскому району Санкт-Петербурга на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 02.10.2003 по делу N А56-26612/03 (судья Галкина Т.В.),
Общество с ограниченной ответственностью "Гуров и К" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным решения Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Выборгскому району Санкт-Петербурга (далее - Инспекция) от 16.07.2003 N 09/12606 об отказе в проведении зачета 440446 руб. 78 коп. излишне уплаченного земельного налога за 2000, 2001 и 2002 годы и об обязании налогового органа устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Общества.
Общество в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уточнило заявленные требования и просило признать незаконными действия Инспекции по отказу в проведении зачета и обязать налоговый орган произвести зачет 422518 руб. 35 коп. излишне уплаченного земельного налога в счет предстоящих платежей.
Решением суда от 02.10.2003 заявление Общества удовлетворено в полном объеме.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе Инспекция, ссылаясь на нарушение судом норм материального права, просит отменить решение и отказать в удовлетворении требований заявителя. По мнению подателя жалобы, ставки земельного налога на 2000 - 2002 годы действуют со всеми повышающими коэффициентами, установленными федеральными законами о бюджете на соответствующий год.
В отзыве на кассационную жалобу Общество просит оставить обжалуемый судебный акт без изменения, считая его законным и обоснованным.
В судебном заседании представитель Инспекции поддержал доводы кассационной жалобы, а представитель Общества их отклонил.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела, Общество письмом от 30.06.2003 N 25 (листы дела 7 - 9) обратилось в Инспекцию с заявлением о проведении зачета 440446 руб. 78 коп. излишне уплаченного земельного налога за 2000 - 2002 годы. Заявителем 01.07.2003 представлены в налоговый орган уточненные декларации по земельному налогу, в соответствии с которыми сумма излишне уплаченного налога составила 440446 руб. 78 коп.
Инспекция письмом от 16.07.2003 N 09/12606 отказала Обществу в зачете излишне уплаченного налога, указав, что заявитель правомерно в спорный период применял ставки земельного налога со всеми повышающими коэффициентами, установленными федеральными законами о бюджете на соответствующий год.
Статья 21 Закона Российской Федерации от 27.12.91 N 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" относит земельный налог к местным налогам и сборам.
В соответствии со статьей 39 Федерального закона от 28.08.95 N 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" местные налоги устанавливаются представительными органами местного самоуправления самостоятельно. Вместе с тем согласно Федеральному закону от 17.03.97 N 55-ФЗ "О внесении дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге в целях сохранения единства городского хозяйства предметы ведения находящихся на их территориях муниципальных образований, в том числе установленные федеральным законом объекты муниципальной собственности, источники доходов местных бюджетов определяются законами субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга.
Согласно пункту 2 статьи 53 НК РФ налоговые ставки по региональным и местным налогам устанавливаются соответственно законами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления в пределах, установленных Кодексом.
В соответствии со статьей 8 Закона Российской Федерации от 11.10.91 N 1738-1 "О плате за землю" налог на городские (поселковые) земли определяется на основе средних ставок. Средние ставки дифференцируются по местоположению и зонам различной градостроительной ценности территорий.
Законом Санкт-Петербурга от 26.06.98 "О ставках земельного налога в Санкт-Петербурге" утверждены границы социально-экономических районов Санкт-Петербурга и ставки земельного налога по административным районам и зонам градостроительной ценности территорий. В 2000 - 2002 годах эти ставки в Санкт-Петербурге не менялись.
Статьей 15 Федерального закона от 22.02.99 N 36-ФЗ "О федеральном бюджете на 1999 год" установлено, что ставки земельного налога, действовавшие в 1998 году, применяются в 1999 году с коэффициентом "2".
Согласно статье 18 Федерального закона от 31.12.99 N 227-ФЗ "О федеральном бюджете на 2000 год" ставки земельного налога и арендной платы, действовавшие в 1999 году, применяются в 2000 году для всех категорий земель с коэффициентом "1,2".
Нормы Федерального закона от 27.12.2000 N 150-ФЗ "О федеральном бюджете на 2001 год" не предусматривали в 2001 году повышающих коэффициентов к ставкам земельного налога.
Согласно пункту 1 статьи 17 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая ставка и порядок исчисления налога являются различными элементами налогообложения. При применении коэффициента изменяется порядок исчисления земельного налога, а не размер ставки.
Таким образом, ставка земельного налога для Общества в 2000 - 2002 годах оставалась неизменной, и именно к этой ставке должны применяться коэффициенты, установленные федеральными законами о бюджете на соответствующий год.
Доводы Инспекции о необходимости последовательного применения к ставкам земельного налога повышающих коэффициентов, установленных федеральными законами о федеральном бюджете на соответствующий год, отклоняются судом кассационной инстанции.
Нормы закона о бюджете на конкретный год являются срочными, следовательно, их действие прекращается по истечении последней даты регулируемого соответствующими нормами периода времени. Обязанность налогоплательщика последовательно присоединять каждый из ежегодно вводимых нормами законов о федеральном бюджете коэффициент к ставкам земельного налога не предусмотрена актами законодательства о налогах и сборах.
Действие норм, устанавливающих коэффициенты, не продлевалось вновь принимаемыми законами о федеральном бюджете.
В связи с этим вывод Инспекции о том, что применение к ставкам земельного налога повышающих коэффициентов не ограничивается финансовым годом, является ошибочным.
При таких обстоятельствах следует признать, что суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что Общество, применив последовательную индексацию ставок земельного налога, произвело излишнюю уплату налога. Таким образом, сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика в соответствии с пунктом 1 статьи 78 НК РФ.
Из материалов дела также следует, что в 2002 году Общество уплачивало земельный налог с учетом коэффициента "2,688", установленного статьей 27 Закона Санкт-Петербурга от 21.11.2001 N 818-109 "О бюджете Санкт-Петербурга на 2002 год". Действия заявителя по уплате земельного налога в 2002 году суд кассационной инстанции считает правомерными.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 02.10.2003 по делу N А56-26612/03 оставить без изменения, а кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Выборгскому району Санкт-Петербурга - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА ОТ 16.02.2004 N А56-26612/03
Разделы:Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 16 февраля 2004 года Дело N А56-26612/03
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Пастуховой М.В., судей Асмыковича А.В., Ломакина С.А., при участии от общества с ограниченной ответственностью "Гуров и К" главного бухгалтера Купецкой М.И. (доверенность от 24.09.2003), от Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Выборгскому району Санкт-Петербурга главного специалиста юридического отдела Кленкова К.Д. (доверенность от 10.11.2003 N 17/20454), рассмотрев 10.02.2004 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Выборгскому району Санкт-Петербурга на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 02.10.2003 по делу N А56-26612/03 (судья Галкина Т.В.),
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Гуров и К" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным решения Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Выборгскому району Санкт-Петербурга (далее - Инспекция) от 16.07.2003 N 09/12606 об отказе в проведении зачета 440446 руб. 78 коп. излишне уплаченного земельного налога за 2000, 2001 и 2002 годы и об обязании налогового органа устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Общества.
Общество в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уточнило заявленные требования и просило признать незаконными действия Инспекции по отказу в проведении зачета и обязать налоговый орган произвести зачет 422518 руб. 35 коп. излишне уплаченного земельного налога в счет предстоящих платежей.
Решением суда от 02.10.2003 заявление Общества удовлетворено в полном объеме.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе Инспекция, ссылаясь на нарушение судом норм материального права, просит отменить решение и отказать в удовлетворении требований заявителя. По мнению подателя жалобы, ставки земельного налога на 2000 - 2002 годы действуют со всеми повышающими коэффициентами, установленными федеральными законами о бюджете на соответствующий год.
В отзыве на кассационную жалобу Общество просит оставить обжалуемый судебный акт без изменения, считая его законным и обоснованным.
В судебном заседании представитель Инспекции поддержал доводы кассационной жалобы, а представитель Общества их отклонил.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела, Общество письмом от 30.06.2003 N 25 (листы дела 7 - 9) обратилось в Инспекцию с заявлением о проведении зачета 440446 руб. 78 коп. излишне уплаченного земельного налога за 2000 - 2002 годы. Заявителем 01.07.2003 представлены в налоговый орган уточненные декларации по земельному налогу, в соответствии с которыми сумма излишне уплаченного налога составила 440446 руб. 78 коп.
Инспекция письмом от 16.07.2003 N 09/12606 отказала Обществу в зачете излишне уплаченного налога, указав, что заявитель правомерно в спорный период применял ставки земельного налога со всеми повышающими коэффициентами, установленными федеральными законами о бюджете на соответствующий год.
Статья 21 Закона Российской Федерации от 27.12.91 N 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" относит земельный налог к местным налогам и сборам.
В соответствии со статьей 39 Федерального закона от 28.08.95 N 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" местные налоги устанавливаются представительными органами местного самоуправления самостоятельно. Вместе с тем согласно Федеральному закону от 17.03.97 N 55-ФЗ "О внесении дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге в целях сохранения единства городского хозяйства предметы ведения находящихся на их территориях муниципальных образований, в том числе установленные федеральным законом объекты муниципальной собственности, источники доходов местных бюджетов определяются законами субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга.
Согласно пункту 2 статьи 53 НК РФ налоговые ставки по региональным и местным налогам устанавливаются соответственно законами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления в пределах, установленных Кодексом.
В соответствии со статьей 8 Закона Российской Федерации от 11.10.91 N 1738-1 "О плате за землю" налог на городские (поселковые) земли определяется на основе средних ставок. Средние ставки дифференцируются по местоположению и зонам различной градостроительной ценности территорий.
Законом Санкт-Петербурга от 26.06.98 "О ставках земельного налога в Санкт-Петербурге" утверждены границы социально-экономических районов Санкт-Петербурга и ставки земельного налога по административным районам и зонам градостроительной ценности территорий. В 2000 - 2002 годах эти ставки в Санкт-Петербурге не менялись.
Статьей 15 Федерального закона от 22.02.99 N 36-ФЗ "О федеральном бюджете на 1999 год" установлено, что ставки земельного налога, действовавшие в 1998 году, применяются в 1999 году с коэффициентом "2".
Согласно статье 18 Федерального закона от 31.12.99 N 227-ФЗ "О федеральном бюджете на 2000 год" ставки земельного налога и арендной платы, действовавшие в 1999 году, применяются в 2000 году для всех категорий земель с коэффициентом "1,2".
Нормы Федерального закона от 27.12.2000 N 150-ФЗ "О федеральном бюджете на 2001 год" не предусматривали в 2001 году повышающих коэффициентов к ставкам земельного налога.
Согласно пункту 1 статьи 17 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая ставка и порядок исчисления налога являются различными элементами налогообложения. При применении коэффициента изменяется порядок исчисления земельного налога, а не размер ставки.
Таким образом, ставка земельного налога для Общества в 2000 - 2002 годах оставалась неизменной, и именно к этой ставке должны применяться коэффициенты, установленные федеральными законами о бюджете на соответствующий год.
Доводы Инспекции о необходимости последовательного применения к ставкам земельного налога повышающих коэффициентов, установленных федеральными законами о федеральном бюджете на соответствующий год, отклоняются судом кассационной инстанции.
Нормы закона о бюджете на конкретный год являются срочными, следовательно, их действие прекращается по истечении последней даты регулируемого соответствующими нормами периода времени. Обязанность налогоплательщика последовательно присоединять каждый из ежегодно вводимых нормами законов о федеральном бюджете коэффициент к ставкам земельного налога не предусмотрена актами законодательства о налогах и сборах.
Действие норм, устанавливающих коэффициенты, не продлевалось вновь принимаемыми законами о федеральном бюджете.
В связи с этим вывод Инспекции о том, что применение к ставкам земельного налога повышающих коэффициентов не ограничивается финансовым годом, является ошибочным.
При таких обстоятельствах следует признать, что суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что Общество, применив последовательную индексацию ставок земельного налога, произвело излишнюю уплату налога. Таким образом, сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика в соответствии с пунктом 1 статьи 78 НК РФ.
Из материалов дела также следует, что в 2002 году Общество уплачивало земельный налог с учетом коэффициента "2,688", установленного статьей 27 Закона Санкт-Петербурга от 21.11.2001 N 818-109 "О бюджете Санкт-Петербурга на 2002 год". Действия заявителя по уплате земельного налога в 2002 году суд кассационной инстанции считает правомерными.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 02.10.2003 по делу N А56-26612/03 оставить без изменения, а кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Выборгскому району Санкт-Петербурга - без удовлетворения.
Председательствующий
ПАСТУХОВА М.В.
Судьи
АСМЫКОВИЧ А.В.
ЛОМАКИН С.А.
ПАСТУХОВА М.В.
Судьи
АСМЫКОВИЧ А.В.
ЛОМАКИН С.А.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)