Судебные решения, арбитраж
Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
от 31 мая 2005 г. Дело N А41-К2-1403/05
Арбитражный суд Московской области в составе председательствующего судьи С., протокол судебного заседания вела судья С., рассмотрев в судебном заседании дело по иску (заявлению) ООО "ХРСУ Мособлремстрой" к ИМНС РФ по г. Одинцово, о признании недействительным решения, при участии в заседании явка отражена в протоколе,
ООО "ХРСУ Мособлремстрой" обратилось в Арбитражный суд МО с иском к ИМНС РФ по г. Одинцово о признании недействительным решения N 303 от 18.10.04.
Истец поддержал свои требования.
Ответчик иск не признал, по мотивам, изложенным в письменном отзыве.
Исследовав материалы дела, заслушав представителей сторон, суд установил следующее:
ООО "ХРСУ Мособлремстрой", на основании Постановления Главы Администрации Одинцовского района МО N 170 от 28.01.1993, свидетельства о государственной регистрации права 50 АЖ N 025644 от 09.03.04 в постоянное (бессрочное) пользование предоставлен земельный участок, расположенный по адресу: Московская область, г. Одинцово, Западная промзона, ХРСУ, для производственных целей общей площадью 9600 кв. м.
При расчете налоговой базы по земельному налогу заявитель исходил из следующего: средняя ставка (из таблицы N 1 = 1,8 руб. за метр квадратный) умноженная на повышающие коэффициенты (за 1995 г. - 50, 1997 г. - 1,5, 1998 г. - 2, 1999 г. - 2, 2000 г. - 1,2, 2002 г. - 2, 2003 г. - 1,8, 2004 г. - 1,1) (суммарный коэффициент равен 2851,2) получена средняя ставка налога для земель поселений центрального экономического района с численностью населения от 100 до 250 тысяч человек (средняя ставка равна 1,8 умноженная 2851,2 / 1000 + 5,132 за 1 квадратный метр) умноженная на коэффициент статуса города из таблицы N 3 для г. Одинцово равна 2,2 ставка налога равна средняя ставка x коэффициент статуса города (таблица N 3) равна 5,132 руб./метр квадратный x 2,2 + 11,29 x 9600 кв. м + 108387,84 рублей за год.
Истец представил в Инспекцию налоговую декларацию по земельному налогу за 2002 - 2004 гг., в соответствии с которой, сумма налога, подлежащая уплате в бюджет была рассчитана из ставок: 2002 г. - 5,7 руб./кв. м, 2003 г. - 10,26 руб./кв. м, 2004 г. - 11,29 руб./кв. м.
По результатам камеральной проверки ИМНС принято решение N 303 от 18.10.04 о доначислении земельного налога в размере 130551,20 руб., и пени в размере 5166,2 руб., штраф в размере 26110,24 руб.
В оспариваемом решении ИМНС указывает на неправильное применение ООО ставок земельного налога, так как ИМНС исходила из ставок налога, установленных Решениями Совета депутатов муниципального образования "Одинцовский район" МО от 15.12.03 N 1/25, которым установлена ставка земельного налога за земли поселений в г. Одинцово на 2004 г. в размере 38,489 руб. за один кв. м, от 18.03.02 N 9/12, которым установлена ставка земельного налога за земли поселений в г. Одинцово на 2002 г. в размере 19,44 руб. за один кв. м и решением от 28.03.03 N 7/19, установившее налоговую ставку на 2003 г. в размере 34,99 руб./кв. м.
В соответствии со статьей 1 Закона РФ от 11 октября 1991 г. N 1738-1 "О плате за землю" заявитель, являясь землепользователем земельных участков, относится к плательщикам земельного налога.
В соответствии со статьей 16 Закона РФ от 11 октября 1991 г. N 1738-1 "О плате за землю" заявитель ежегодно самостоятельно рассчитывал и уплачивал земельный налог и подавал декларации по земельному налогу в налоговый орган.
Порядок расчета ставки земельного налога предусмотрен статьей 8 Закона РФ от 11 октября 1991 г. N 1738-1 "О плате за землю".
В соответствии со статьей 8 Закона РФ от 11 октября 1991 г. N 1738-1 "О плате за землю" средняя ставка земельного налога увеличивается на коэффициент 2,2 - коэффициент увеличения средней ставки земельного налога за счет статуса города, развития социально-культурного потенциала для городов численностью 100 - 250 тыс. человек на основании таблицы 3 Приложения 2 Закона РФ от 11 октября 1991 г. N 1738-1 "О плате за землю".
Статья 2 Закона Московской области N 18/95-ОЗ определяет, что средние ставки земельного налога за земли всех категорий на территории Московской области применяются с повышающими коэффициентами, установленными в соответствии с Приложением 2 (таблица 2 - коэффициенты увеличения средней ставки земельного налога в курортных (рекреационных) зонах - к Закону РФ "О плате за землю". За земли городов - 2,5; за земли других категорий - согласно коэффициентам увеличения средних ставок земельного налога в зависимости от рекреационной ценности территории Московской области).
Земельный участок находящийся в постоянном пользовании ООО "ХРСУ Мособлремстрой", на основании Постановления Главы Администрации Одинцовского района МО N 170 от 28.01.1993, свидетельства о государственной регистрации права 50 АЖ N 025644 от 09.03.04 в постоянное (бессрочное) пользование предоставлен земельный участок, расположенный по адресу: Московская область, г. Одинцово, Западная промзона, ХРСУ, для производственных целей общей площадью 9600 кв. м является промышленной зоной.
Применение повышающих коэффициентов увеличения средней ставки земельного налога в курортных (рекреационных) зонах к землям промышленности..., противоречит нормам налогового и земельного законодательства по следующим основаниям.
Законом РФ "О плате за землю" вся территория Московской области отнесена к землям рекреационного назначения, на которые установлен коэффициент средней ставки земельного налога в курортных зонах.
В соответствии с п. п. 1, 2 ст. 7 Земельного кодекса РФ земли в РФ по целевому назначению подразделяются на категории, в том числе земли промышленности, и земли рекреационного назначения, и используются в соответствии с установленным для них целевым назначением.
Согласно ст. 98 Земельного кодекса РФ к землям рекреационного назначения, относятся земли, предназначенные и используемые для организации отдыха, туризма, физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности граждан. В состав земель рекреационного назначения входят земельные участки, на которых находятся дома отдыха, пансионаты, кемпинги, объекты физической культуры и спорта, туристические базы, стационарные и палаточные туристско-оздоровительные лагеря, дома рыболова и охотника, детские туристические станции, туристские парки, лесопарки, учебно-туристические тропы, трассы, детские и спортивные лагеря, другие аналогичные объекты.
Таким образом, земли промышленности не относятся к землям, имеющим рекреационную ценность, поэтому к ним не может применяться коэффициент увеличения средней ставки земельного налога в курортных зонах.
На основании изложенного, заявитель считает, что применение коэффициента рекреационной ценности, увеличивающего среднюю ставку земельного налога, противоречит действующему налоговому и земельному законодательству.
Кроме того, доказательств, свидетельствующих об отнесении земель общества к курортным районам инспекция не представила.
Статья 9 Закона Московской области предписывает, что средние ставки земельного налога за городские земли, установленные в соответствии с Законом РФ "О плате за землю" и ст. 2 Закона Московской области, увеличиваются кратно коэффициентам, учитывающим статус конкретных городов, уровень развития социально-культурного потенциала и местоположение.
Кроме того, согласно п. 2 ст. 53 НК РФ налоговые ставки по региональным и местным налогам устанавливаются соответственно законами субъектов РФ нормативными правовыми актами представленных органов местного самоуправления в пределах, установленных настоящим Кодексом.
Законом РФ "О плате за землю" устанавливается средняя ставка земельного налога; органом местного самоуправления предоставлено право дифференцировать средние ставки, установлен исчерпывающий перечень полномочий органов субъектов РФ.
Таким образом, определяя средние ставки, Федеральный закон установил пределы, в рамках которых субъекты РФ и органы местного самоуправления должны устанавливать конкретные ставки. Данная позиция отражена в Постановлении от 21.03.97 N 5-П "По делу о проверке конституционности положений абзаца 2 пункта 2 ст. 18 и 20 Закона РФ от 27.12.91 "Об основах налоговой системы в РФ".
Учитывая изложенное, представительные органы власти субъектов РФ и органы местного самоуправления не вправе повышать ставки налогов по сравнению с установленным федеральным законодательством о налогах и сборах.
Ставки земельного налога, установленные Решением Совета депутатов не являются дифференцированным и значительно превышают средние ставки налога, предусмотренные Законом "О плате за землю".
Таким образом, принимая во внимание изложенное, и, руководствуясь ст. ст. 167 - 171, 176, 180 Арбитражного процессуального кодекса РФ, АС МО
признать недействительным решение ИМНС РФ по г. Одинцово за N 303 от 18.10.04.
Выдать истцу справку на возврат государственной пошлины.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
РЕШЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 31.05.2005 ПО ДЕЛУ N А41-К2-1403/05
Разделы:Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
АРБИТРАЖНЫЙ СУД МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 31 мая 2005 г. Дело N А41-К2-1403/05
Арбитражный суд Московской области в составе председательствующего судьи С., протокол судебного заседания вела судья С., рассмотрев в судебном заседании дело по иску (заявлению) ООО "ХРСУ Мособлремстрой" к ИМНС РФ по г. Одинцово, о признании недействительным решения, при участии в заседании явка отражена в протоколе,
УСТАНОВИЛ:
ООО "ХРСУ Мособлремстрой" обратилось в Арбитражный суд МО с иском к ИМНС РФ по г. Одинцово о признании недействительным решения N 303 от 18.10.04.
Истец поддержал свои требования.
Ответчик иск не признал, по мотивам, изложенным в письменном отзыве.
Исследовав материалы дела, заслушав представителей сторон, суд установил следующее:
ООО "ХРСУ Мособлремстрой", на основании Постановления Главы Администрации Одинцовского района МО N 170 от 28.01.1993, свидетельства о государственной регистрации права 50 АЖ N 025644 от 09.03.04 в постоянное (бессрочное) пользование предоставлен земельный участок, расположенный по адресу: Московская область, г. Одинцово, Западная промзона, ХРСУ, для производственных целей общей площадью 9600 кв. м.
При расчете налоговой базы по земельному налогу заявитель исходил из следующего: средняя ставка (из таблицы N 1 = 1,8 руб. за метр квадратный) умноженная на повышающие коэффициенты (за 1995 г. - 50, 1997 г. - 1,5, 1998 г. - 2, 1999 г. - 2, 2000 г. - 1,2, 2002 г. - 2, 2003 г. - 1,8, 2004 г. - 1,1) (суммарный коэффициент равен 2851,2) получена средняя ставка налога для земель поселений центрального экономического района с численностью населения от 100 до 250 тысяч человек (средняя ставка равна 1,8 умноженная 2851,2 / 1000 + 5,132 за 1 квадратный метр) умноженная на коэффициент статуса города из таблицы N 3 для г. Одинцово равна 2,2 ставка налога равна средняя ставка x коэффициент статуса города (таблица N 3) равна 5,132 руб./метр квадратный x 2,2 + 11,29 x 9600 кв. м + 108387,84 рублей за год.
Истец представил в Инспекцию налоговую декларацию по земельному налогу за 2002 - 2004 гг., в соответствии с которой, сумма налога, подлежащая уплате в бюджет была рассчитана из ставок: 2002 г. - 5,7 руб./кв. м, 2003 г. - 10,26 руб./кв. м, 2004 г. - 11,29 руб./кв. м.
По результатам камеральной проверки ИМНС принято решение N 303 от 18.10.04 о доначислении земельного налога в размере 130551,20 руб., и пени в размере 5166,2 руб., штраф в размере 26110,24 руб.
В оспариваемом решении ИМНС указывает на неправильное применение ООО ставок земельного налога, так как ИМНС исходила из ставок налога, установленных Решениями Совета депутатов муниципального образования "Одинцовский район" МО от 15.12.03 N 1/25, которым установлена ставка земельного налога за земли поселений в г. Одинцово на 2004 г. в размере 38,489 руб. за один кв. м, от 18.03.02 N 9/12, которым установлена ставка земельного налога за земли поселений в г. Одинцово на 2002 г. в размере 19,44 руб. за один кв. м и решением от 28.03.03 N 7/19, установившее налоговую ставку на 2003 г. в размере 34,99 руб./кв. м.
В соответствии со статьей 1 Закона РФ от 11 октября 1991 г. N 1738-1 "О плате за землю" заявитель, являясь землепользователем земельных участков, относится к плательщикам земельного налога.
В соответствии со статьей 16 Закона РФ от 11 октября 1991 г. N 1738-1 "О плате за землю" заявитель ежегодно самостоятельно рассчитывал и уплачивал земельный налог и подавал декларации по земельному налогу в налоговый орган.
Порядок расчета ставки земельного налога предусмотрен статьей 8 Закона РФ от 11 октября 1991 г. N 1738-1 "О плате за землю".
В соответствии со статьей 8 Закона РФ от 11 октября 1991 г. N 1738-1 "О плате за землю" средняя ставка земельного налога увеличивается на коэффициент 2,2 - коэффициент увеличения средней ставки земельного налога за счет статуса города, развития социально-культурного потенциала для городов численностью 100 - 250 тыс. человек на основании таблицы 3 Приложения 2 Закона РФ от 11 октября 1991 г. N 1738-1 "О плате за землю".
Статья 2 Закона Московской области N 18/95-ОЗ определяет, что средние ставки земельного налога за земли всех категорий на территории Московской области применяются с повышающими коэффициентами, установленными в соответствии с Приложением 2 (таблица 2 - коэффициенты увеличения средней ставки земельного налога в курортных (рекреационных) зонах - к Закону РФ "О плате за землю". За земли городов - 2,5; за земли других категорий - согласно коэффициентам увеличения средних ставок земельного налога в зависимости от рекреационной ценности территории Московской области).
Земельный участок находящийся в постоянном пользовании ООО "ХРСУ Мособлремстрой", на основании Постановления Главы Администрации Одинцовского района МО N 170 от 28.01.1993, свидетельства о государственной регистрации права 50 АЖ N 025644 от 09.03.04 в постоянное (бессрочное) пользование предоставлен земельный участок, расположенный по адресу: Московская область, г. Одинцово, Западная промзона, ХРСУ, для производственных целей общей площадью 9600 кв. м является промышленной зоной.
Применение повышающих коэффициентов увеличения средней ставки земельного налога в курортных (рекреационных) зонах к землям промышленности..., противоречит нормам налогового и земельного законодательства по следующим основаниям.
Законом РФ "О плате за землю" вся территория Московской области отнесена к землям рекреационного назначения, на которые установлен коэффициент средней ставки земельного налога в курортных зонах.
В соответствии с п. п. 1, 2 ст. 7 Земельного кодекса РФ земли в РФ по целевому назначению подразделяются на категории, в том числе земли промышленности, и земли рекреационного назначения, и используются в соответствии с установленным для них целевым назначением.
Согласно ст. 98 Земельного кодекса РФ к землям рекреационного назначения, относятся земли, предназначенные и используемые для организации отдыха, туризма, физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности граждан. В состав земель рекреационного назначения входят земельные участки, на которых находятся дома отдыха, пансионаты, кемпинги, объекты физической культуры и спорта, туристические базы, стационарные и палаточные туристско-оздоровительные лагеря, дома рыболова и охотника, детские туристические станции, туристские парки, лесопарки, учебно-туристические тропы, трассы, детские и спортивные лагеря, другие аналогичные объекты.
Таким образом, земли промышленности не относятся к землям, имеющим рекреационную ценность, поэтому к ним не может применяться коэффициент увеличения средней ставки земельного налога в курортных зонах.
На основании изложенного, заявитель считает, что применение коэффициента рекреационной ценности, увеличивающего среднюю ставку земельного налога, противоречит действующему налоговому и земельному законодательству.
Кроме того, доказательств, свидетельствующих об отнесении земель общества к курортным районам инспекция не представила.
Статья 9 Закона Московской области предписывает, что средние ставки земельного налога за городские земли, установленные в соответствии с Законом РФ "О плате за землю" и ст. 2 Закона Московской области, увеличиваются кратно коэффициентам, учитывающим статус конкретных городов, уровень развития социально-культурного потенциала и местоположение.
Кроме того, согласно п. 2 ст. 53 НК РФ налоговые ставки по региональным и местным налогам устанавливаются соответственно законами субъектов РФ нормативными правовыми актами представленных органов местного самоуправления в пределах, установленных настоящим Кодексом.
Законом РФ "О плате за землю" устанавливается средняя ставка земельного налога; органом местного самоуправления предоставлено право дифференцировать средние ставки, установлен исчерпывающий перечень полномочий органов субъектов РФ.
Таким образом, определяя средние ставки, Федеральный закон установил пределы, в рамках которых субъекты РФ и органы местного самоуправления должны устанавливать конкретные ставки. Данная позиция отражена в Постановлении от 21.03.97 N 5-П "По делу о проверке конституционности положений абзаца 2 пункта 2 ст. 18 и 20 Закона РФ от 27.12.91 "Об основах налоговой системы в РФ".
Учитывая изложенное, представительные органы власти субъектов РФ и органы местного самоуправления не вправе повышать ставки налогов по сравнению с установленным федеральным законодательством о налогах и сборах.
Ставки земельного налога, установленные Решением Совета депутатов не являются дифференцированным и значительно превышают средние ставки налога, предусмотренные Законом "О плате за землю".
Таким образом, принимая во внимание изложенное, и, руководствуясь ст. ст. 167 - 171, 176, 180 Арбитражного процессуального кодекса РФ, АС МО
РЕШИЛ:
признать недействительным решение ИМНС РФ по г. Одинцово за N 303 от 18.10.04.
Выдать истцу справку на возврат государственной пошлины.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)