Судебные решения, арбитраж
Водный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе
председательствующего Анненковой Г.В.,
судей Гусева О.Г., Дубровского В.И.
рассмотрел в судебном заседании жалобу открытого акционерного общества "Амзинский лесокомбинат" (далее - общество) на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 29.08.2007 по делу N А07-7873/07 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.12.2007 по тому же делу.
В судебном заседании приняли участие представители:
- общества - Кузьмичева О.Р. (доверенность от 11.02.2008 N 348);
- Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 29 по Республике Башкортостан (далее - инспекция) - Шуткова О.А. (доверенность от 14.01.2008 N 08-02).
Общество обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением о признании недействительным решения инспекции от 27.04.2007 N 18 в части начисления налога на прибыль в сумме 169165 руб., налога на имущество в сумме 501703 руб., пеней по налогу на прибыль в сумме 6044 руб. 03 коп., по налогу на имущество - в сумме 116490 руб. 88 коп., по налогу на доходы физических лиц - в сумме 228739 руб., взыскания санкций по п. 1 ст. 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) по налогу на прибыль в сумме 33553 руб. 33 коп., по налогу на имущество в сумме 99886 руб.; а также снижении размера налоговой санкции по ст. 123 Кодекса по налогу на доходы физических лиц (с учетом уточнения требований в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Решением суда от 29.08.2007 (судья Гилязутдинова Р.Х.) заявленные требования удовлетворены частично; оспариваемое решение инспекции признано недействительным в части доначисления налога на прибыль в сумме 120409 руб. 76 коп., соответствующих пеней, штрафа, пеней по налогу на доходы физических лиц в сумме 228799 руб. В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.12.2007 (судьи Кузнецов Ю.А., Дмитриева Н.Н., Тимохин О.Б.) решение суда оставлено без изменения.
В жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, общество с указанными судебными актами не согласно в части отказа в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на соответствие критериям, установленным п. 1 ст. 252 Кодекса, расходов по уплате транспортного, земельного, и водного налогов, понесенных государственным унитарным предприятием "Амзинский лесокомбинат"; правомерность исключения из налоговой базы имущества, не участвующего в производственной деятельности общества; неприменение судами положений ст. 112, 114 Кодекса по налогу на доходы физических лиц.
В отзыве инспекция просит кассационную жалобу общества оставить без удовлетворения.
Представители сторон в судебном заседании поддержали доводы, изложенные в кассационной жалобе и в отзыве.
Как следует из материалов дела, инспекцией по результатам выездной налоговой проверки составлен акт от 23.03.2007 N 56 и принято решение от 24.04.2007 N 18 о привлечении общества к налоговой ответственности, доначислении налогов и пеней, в том числе оспариваемых по данному делу.
Основанием для начисления налога на прибыль в сумме 169165 руб., соответствующих пеней и штрафа явился вывод инспекции о занижении обществом налоговой базы (2004 - 2005 г.) вследствие неправомерного включения в состав расходов затрат, понесенных государственным унитарным предприятием "Амзинский лесокомбинат" по уплате транспортного налога в сумме 99795 руб., водного налога в сумме 55997 руб. и земельного налога в сумме 13373 руб.
В соответствии со ст. 247, 252 Кодекса объектом налогообложения по налогу на прибыль организаций признается прибыль, полученная налогоплательщиком, под которой для российских организаций признается полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов.
К прочим расходам, связанным с производством и реализацией, согласно подп. 1 п. 1 ст. 264 Кодекса относятся расходы налогоплательщика на уплату сумм налогов и сборов, начисленных в установленном законодательством Российской Федерации о налогах и сборах порядке, за исключением перечисленных в ст. 270 Кодекса.
Вместе с тем в силу п. 1 ст. 45 Кодекса налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
Статья 8 Кодекса определяет налог как обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.
Следовательно, для целей налогообложения прибыли в состав расходов могут быть включены суммы налогов, уплаченные самим налогоплательщиком.
Судами установлено и материалами дела подтверждено, что общество зарегистрировано в качестве юридического лица 24.03.2003, является плательщиком налогов и сборов, уставный капитал сформирован путем передачи имущества государственным унитарным предприятием "Амзинский лесокомбинат". Спорные суммы налогов возмещены обществом данному предприятию на основании договора от 01.04.2003 N 398 и дополнительного соглашения к договору от 01.04.2003 N 4.
Таким образом, судами сделан правильный вывод о том, что правовых оснований для отнесения сумм налогов, исчисленных и уплаченных другим юридическим лицом, в расходы и уменьшения налоговой базы по налогу на прибыль у общества не имелось.
Учитывая, что налоговые обязательства исходя из положений п. 3 ст. 2 Гражданского кодекса Российской Федерации не могут являться предметом гражданского договора, ссылки общества на договорные отношения с указанным предприятием, наличие акта сверки взаимных расчетов подлежат отклонению.
Основанием для начисления налога на имущество в сумме 501703 руб., соответствующих пеней и штрафа явилось невключение обществом в объект налогообложения (2004 - 2005 г.) имущества, полученного по акту приема-передачи от 31.03.2003 от государственного унитарного предприятия "Амзинский лесокомбинат" в качестве вклада в уставный капитал и отраженного по счету учета вложений по внеоборотные активы.
В силу п. 1 ст. 374 Кодекса объектом налогообложения для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество (включая имущество, переданное во временное владение, пользование, распоряжение или доверительное управление, внесенное в совместную деятельность), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета.
Порядок ведения бухгалтерского учета объектов основных средств определен Положением по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" ПБУ 6/01, утвержденным Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 30.03.2001 N 26н, Методическими указаниями по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденными Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 13.10.2003 N 91н. Из п. 9 ПБУ N 6/01, п. 22, 28 Методических указаний следует, что имущество, относящееся к основным средствам, в случае поступления от учредителей в счет вкладов в уставный (складочный) капитал принимается к бухгалтерскому учету и отражается по счету учета основных средств и, следовательно, является объектом налогообложения налогом на имущество.
Судами установлено и материалами дела подтверждено, что спорное имущество находится на балансе общества, предназначено для производственной деятельности и обладает признаками, характерными для основных средств, перечисленными в п. 4 ПБУ 6/01.
При таких обстоятельствах суды пришли к обоснованному выводу о правомерном доначислении налога на имущество, пеней и штрафа в указанных суммах.
Ссылки общества на то, что спорное имущество включало объекты, не используемые в производственной деятельности, отсутствие государственной регистрации права собственности и пр. обоснованно отклонены судами первой и апелляционной инстанций, поскольку данные обстоятельства не являются основанием для исключения основных средств из объекта налогообложения.
В части требования о снижении размера штрафа по ст. 123 Кодекса в порядке, предусмотренном п. 1, 4 ст. 112, п. 3 ст. 114 Кодекса, доводы общества были предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций, которые не нашли оснований для удовлетворения заявления общества в данной части.
Всем доказательствам по делу дана надлежащая оценка с учетом требований ст. 65, 71, ч. 4, 5 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Выводы судов и установленные фактические обстоятельства переоценке судом кассационной инстанции в силу ст. 286, ч. 2 ст. 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не подлежат.
В части удовлетворения заявленных требований судебные акты не обжалуются.
С учетом изложенного суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь ст. 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 29.08.2007 по делу N А07-7873/07 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.12.2007 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу открытого акционерного общества "Амзинский лесокомбинат" - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС УРАЛЬСКОГО ОКРУГА ОТ 29.02.2008 N Ф09-870/08-С3 ПО ДЕЛУ N А07-7873/07
Разделы:Водный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 29 февраля 2008 г. N Ф09-870/08-С3
Дело N А07-7873/07
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе
председательствующего Анненковой Г.В.,
судей Гусева О.Г., Дубровского В.И.
рассмотрел в судебном заседании жалобу открытого акционерного общества "Амзинский лесокомбинат" (далее - общество) на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 29.08.2007 по делу N А07-7873/07 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.12.2007 по тому же делу.
В судебном заседании приняли участие представители:
- общества - Кузьмичева О.Р. (доверенность от 11.02.2008 N 348);
- Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 29 по Республике Башкортостан (далее - инспекция) - Шуткова О.А. (доверенность от 14.01.2008 N 08-02).
Общество обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением о признании недействительным решения инспекции от 27.04.2007 N 18 в части начисления налога на прибыль в сумме 169165 руб., налога на имущество в сумме 501703 руб., пеней по налогу на прибыль в сумме 6044 руб. 03 коп., по налогу на имущество - в сумме 116490 руб. 88 коп., по налогу на доходы физических лиц - в сумме 228739 руб., взыскания санкций по п. 1 ст. 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) по налогу на прибыль в сумме 33553 руб. 33 коп., по налогу на имущество в сумме 99886 руб.; а также снижении размера налоговой санкции по ст. 123 Кодекса по налогу на доходы физических лиц (с учетом уточнения требований в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Решением суда от 29.08.2007 (судья Гилязутдинова Р.Х.) заявленные требования удовлетворены частично; оспариваемое решение инспекции признано недействительным в части доначисления налога на прибыль в сумме 120409 руб. 76 коп., соответствующих пеней, штрафа, пеней по налогу на доходы физических лиц в сумме 228799 руб. В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.12.2007 (судьи Кузнецов Ю.А., Дмитриева Н.Н., Тимохин О.Б.) решение суда оставлено без изменения.
В жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, общество с указанными судебными актами не согласно в части отказа в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на соответствие критериям, установленным п. 1 ст. 252 Кодекса, расходов по уплате транспортного, земельного, и водного налогов, понесенных государственным унитарным предприятием "Амзинский лесокомбинат"; правомерность исключения из налоговой базы имущества, не участвующего в производственной деятельности общества; неприменение судами положений ст. 112, 114 Кодекса по налогу на доходы физических лиц.
В отзыве инспекция просит кассационную жалобу общества оставить без удовлетворения.
Представители сторон в судебном заседании поддержали доводы, изложенные в кассационной жалобе и в отзыве.
Как следует из материалов дела, инспекцией по результатам выездной налоговой проверки составлен акт от 23.03.2007 N 56 и принято решение от 24.04.2007 N 18 о привлечении общества к налоговой ответственности, доначислении налогов и пеней, в том числе оспариваемых по данному делу.
Основанием для начисления налога на прибыль в сумме 169165 руб., соответствующих пеней и штрафа явился вывод инспекции о занижении обществом налоговой базы (2004 - 2005 г.) вследствие неправомерного включения в состав расходов затрат, понесенных государственным унитарным предприятием "Амзинский лесокомбинат" по уплате транспортного налога в сумме 99795 руб., водного налога в сумме 55997 руб. и земельного налога в сумме 13373 руб.
В соответствии со ст. 247, 252 Кодекса объектом налогообложения по налогу на прибыль организаций признается прибыль, полученная налогоплательщиком, под которой для российских организаций признается полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов.
К прочим расходам, связанным с производством и реализацией, согласно подп. 1 п. 1 ст. 264 Кодекса относятся расходы налогоплательщика на уплату сумм налогов и сборов, начисленных в установленном законодательством Российской Федерации о налогах и сборах порядке, за исключением перечисленных в ст. 270 Кодекса.
Вместе с тем в силу п. 1 ст. 45 Кодекса налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
Статья 8 Кодекса определяет налог как обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.
Следовательно, для целей налогообложения прибыли в состав расходов могут быть включены суммы налогов, уплаченные самим налогоплательщиком.
Судами установлено и материалами дела подтверждено, что общество зарегистрировано в качестве юридического лица 24.03.2003, является плательщиком налогов и сборов, уставный капитал сформирован путем передачи имущества государственным унитарным предприятием "Амзинский лесокомбинат". Спорные суммы налогов возмещены обществом данному предприятию на основании договора от 01.04.2003 N 398 и дополнительного соглашения к договору от 01.04.2003 N 4.
Таким образом, судами сделан правильный вывод о том, что правовых оснований для отнесения сумм налогов, исчисленных и уплаченных другим юридическим лицом, в расходы и уменьшения налоговой базы по налогу на прибыль у общества не имелось.
Учитывая, что налоговые обязательства исходя из положений п. 3 ст. 2 Гражданского кодекса Российской Федерации не могут являться предметом гражданского договора, ссылки общества на договорные отношения с указанным предприятием, наличие акта сверки взаимных расчетов подлежат отклонению.
Основанием для начисления налога на имущество в сумме 501703 руб., соответствующих пеней и штрафа явилось невключение обществом в объект налогообложения (2004 - 2005 г.) имущества, полученного по акту приема-передачи от 31.03.2003 от государственного унитарного предприятия "Амзинский лесокомбинат" в качестве вклада в уставный капитал и отраженного по счету учета вложений по внеоборотные активы.
В силу п. 1 ст. 374 Кодекса объектом налогообложения для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество (включая имущество, переданное во временное владение, пользование, распоряжение или доверительное управление, внесенное в совместную деятельность), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета.
Порядок ведения бухгалтерского учета объектов основных средств определен Положением по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" ПБУ 6/01, утвержденным Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 30.03.2001 N 26н, Методическими указаниями по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденными Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 13.10.2003 N 91н. Из п. 9 ПБУ N 6/01, п. 22, 28 Методических указаний следует, что имущество, относящееся к основным средствам, в случае поступления от учредителей в счет вкладов в уставный (складочный) капитал принимается к бухгалтерскому учету и отражается по счету учета основных средств и, следовательно, является объектом налогообложения налогом на имущество.
Судами установлено и материалами дела подтверждено, что спорное имущество находится на балансе общества, предназначено для производственной деятельности и обладает признаками, характерными для основных средств, перечисленными в п. 4 ПБУ 6/01.
При таких обстоятельствах суды пришли к обоснованному выводу о правомерном доначислении налога на имущество, пеней и штрафа в указанных суммах.
Ссылки общества на то, что спорное имущество включало объекты, не используемые в производственной деятельности, отсутствие государственной регистрации права собственности и пр. обоснованно отклонены судами первой и апелляционной инстанций, поскольку данные обстоятельства не являются основанием для исключения основных средств из объекта налогообложения.
В части требования о снижении размера штрафа по ст. 123 Кодекса в порядке, предусмотренном п. 1, 4 ст. 112, п. 3 ст. 114 Кодекса, доводы общества были предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций, которые не нашли оснований для удовлетворения заявления общества в данной части.
Всем доказательствам по делу дана надлежащая оценка с учетом требований ст. 65, 71, ч. 4, 5 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Выводы судов и установленные фактические обстоятельства переоценке судом кассационной инстанции в силу ст. 286, ч. 2 ст. 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не подлежат.
В части удовлетворения заявленных требований судебные акты не обжалуются.
С учетом изложенного суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь ст. 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 29.08.2007 по делу N А07-7873/07 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.12.2007 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу открытого акционерного общества "Амзинский лесокомбинат" - без удовлетворения.
Председательствующий
АННЕНКОВА Г.В.
Судьи
ГУСЕВ О.Г.
ДУБРОВСКИЙ В.И.
АННЕНКОВА Г.В.
Судьи
ГУСЕВ О.Г.
ДУБРОВСКИЙ В.И.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)