Судебные решения, арбитраж
Акцизы
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа, рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Прокурора Тюменской области от 19.05.98 N 7-243-98, на решение от 19.02.98, постановление апелляционной инстанции от 20.04.98 по делу N А70-46/3-98-135/07 Арбитражного суда Тюменской области, по иску Прокурора Тюменской области к открытому акционерному обществу "Тюменьтелеком", Комитету по управлению государственным имуществом Тюменской области о признании недействительным ненормативного акта,
прокурор Тюменской области в защиту государственных и общественных интересов обратился в Арбитражный суд Тюменской области с иском к открытому акционерному обществу "Тюменьтелеком" (АО "Тюменьтелеком") г. Тюмень, Комитету по управлению государственным имуществом Тюменской области о признании недействительной сделку приватизации государственного предприятия связи и информатики (ГПСИ) "Россвязьинформ" в части распределения 89746 привилегированных акций типа "А" АО "Тюменьтелеком", о признании недействительным распоряжение Комитета по управлению государственным имуществом Тюменской области от 16.09.94 N 197/05, о понуждении АО "Тюменьтелеком" представить в Комитет по управлению государственным имуществом Тюменской области новый список лиц, имеющих право на привилегированные акции АО "Тюменьтелеком" с учетом работников Управления федеральной почтовой связи, имеющих право на акции.
Согласно протокола судебного заседания от 19.02.98 (л.д. 127) прокурором в порядке части 1 статьи 37 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации до принятия решения заявлен отказ от исковых требований: о признании недействительной сделку приватизации ГПСИ "Россвязьинформ" в части распределения 89746 привилегированных акций типа "А" АО "Тюменьтелеком"; о понуждении АО "Тюменьтелеком" представить в Комитет по управлению государственным имуществом Тюменской области новый список лиц, имеющих право на привилегированные акции АО "Тюменьтелеком" с учетом работников Управления федеральной почтовой связи, имеющих право на акции.
Прокурор просит признать недействительным распоряжение Комитета по управлению государственным имуществом Тюменской области от 16.09.94 N 197/05.
В обоснование заявленного искового требования прокурор ссылается на то, что на основании приказов Министерства связи Российской Федерации от 24.11.92 N 433 и от 24.12.92 N 458, приказа ГПСИ "Россвязьинформ" от 30.03.93 N 33ок/1 осуществлена реорганизация районных узлов связи с созданием на их базе узлов электросвязи и почтовой связи с наделением правами структурных единиц в составе ГПСИ "Россвязьинформ". В результате реорганизации приказом Комитета по управлению государственным имуществом от 05.07.93 N 394/10 утвержден разделительный баланс и 15.07.93 администрацией Центрального района города Тюмени осуществлена государственная регистрация государственного учреждения почтовой связи Управления федеральной почтовой связи Тюменской области, выделенного из состава ГПСИ "Россвязьинформ". 19.05.94 приказом Комитета по управлению государственным имуществом Тюменской области N 129/05 утвержден план приватизации ГПСИ "Россвязьинформ" и принято решение о преобразовании предприятия в акционерное общество открытого типа "Тюменьтелеком". В соответствии с утвержденным планом приватизации распределение акций осуществлялось по первому варианту, предусматривающим единовременную безвозмездную передачу всем членам трудового коллектива приватизируемого предприятия именных привилегированных (неголосующих) акций типа "А", составляющих 25 процентов уставного капитала.
Выделение из состава ГПСИ "Россвязьинформ" почты как государственного учреждения и последующее акционирование электросвязи ГПСИ "Россвязьинформ" являются этапами приватизации одного предприятия ГПСИ "Россвязьинформ", следовательно, привилегированные акции типа "А" подлежали распределению всем работникам ГПСИ "Россвязьинформ", состоявшим с ним в трудовых отношениях до разделения в процессе приватизации почты и электросвязи.
В нарушение пункта 5.3.1 Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 24.12.93 N 2284 трудовым коллективом приватизируемого предприятия ГПСИ "Россвязьинформ" утверждено Положение о порядке распределения привилегированных акций типа "А" между структурными единицами АО "Тюменьтелеком", ограничивающее право работников Управления федеральной почтовой связи и пенсионеров ГПСИ "Россвязьинформ" на приобретение привилегированных акций типа "А" АО "Тюменьтелеком".
На основании представленного списка о распределении привилегированных акций, в который не включены работники, имеющие право на приобретение акций, и пункта 4.2 Положения о продаже акций в процессе приватизации, утвержденного распоряжением Госкомимущества России от 04.11.92 N 701-р Комитетом по управлению государственным имуществом Тюменской области дано распоряжение от 16.09.94 N 197/05 АО "Тюменьтелеком" о внесении записи в реестр акционеров владельцев привилегированных акций типа "А".
Поскольку в нарушение правовых актов о приватизации работники Управления федеральной почтовой связи и пенсионеры ГПСИ "Россвязьинформ" не включены в список лиц, имеющих право на приобретение привилегированных акций типа "А" АО "Тюменьтелеком", распоряжение от 16.09.94 N 197/05 о внесении записи в реестр акционеров, как противоречащее закону, подлежит признанию недействительным.
Решением от 19.02.98 Арбитражный суд Тюменской области в удовлетворении искового требования о признании недействительным распоряжения Комитета по управлению государственным имуществом Тюменской области от 16.09.94 N 197/05 отказал на основании того, что распоряжением Комитета по управлению государственным имуществом Тюменской области от 16.09.94 N 197/05 не утверждались списки владельцев привилегированных акций и решения собраний трудовых коллективов, утвердивших такие списки, не оспорены и не признаны недействительными в установленном порядке. Доводы прокурора о том, что в списки АО "Тюменьтелеком" должны быть включены все работники ГПСИ "Россвязьинформ", в том числе и те, которые состоят в трудовых отношениях с государственным предприятием почтовой связи, выделившимся в самостоятельное предприятие, не могут быть приняты во внимание, поскольку приватизация предприятия осуществлена на основании имущества структурного подразделения электрической связи ГПСИ "Россвязьинформ".
В связи с отказом прокурора от требований о признании недействительной сделки приватизации и о понуждении АО "Тюменьтелеком" представить списки новых владельцев привилегированных акций, арбитражным судом производство по делу в этой части прекращено.
Постановлением апелляционной инстанции от 20.04.98 этого же арбитражного суда решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе прокурор просит решение от 19.02.98 в части отказа в удовлетворении искового требования о признании недействительным распоряжения 16.09.94 N 197/05 и постановление апелляционной инстанции отменить, удовлетворив исковое требование.
В обоснование жалобы прокурор ссылается на то, что распоряжение ответчика акционерному обществу о внесении записей в реестр акционеров является актом, порождающим правовые последствия для лиц, имеющих право на привилегированные акции. Поэтому распоряжение о внесении записей в реестр нарушает права бывших работников ГПСИ "Россвязьинформ", не включенных в списки.
В судебном заседании прокурор поддержал кассационную жалобу.
Представители ответчиков просят в удовлетворении жалобы отказать и оставить без изменения судебные акты.
Арбитражный суд кассационной инстанции считает, что судебные акты в части отказа в удовлетворении искового требования о признании недействительным распоряжения от 16.09.94 N 197/05 подлежат отмене с прекращением производства по делу по следующим основаниям.
Пунктом 9.1 Положения о порядке регистрации выпуска акций акционерных обществ открытого типа, утвержденного в процессе приватизации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.08.92 N 547, пунктом 4.2 Положения о продаже акций в процессе приватизации, утвержденного распоряжением Госкомимущества России от 04.11.92 N 701-р установлен порядок передачи привилегированных акций физическим лицам, имеющим право на приобретение акций в соответствии с пунктом 5.3.1 Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 24.12.93 N 2284.
В соответствии с установленным порядком, основанием для размещения привилегированных акций является решение общего собрания трудового коллектива (конференции), утвержденный список решением общего собрания трудового коллектива (конференции), распоряжение комитета о внесении записи в реестр акционеров. Следовательно, принимаемые решения затрагивают гражданские права и охраняемые законом интересы граждан, состоящих в трудовых отношениях с приватизируемым предприятием, и граждан, имеющих право на безвозмездное приобретение приватизированных акций типа "А".
Согласно копии жалобы гражданки Савченковой Л.С. на имя Генерального Прокурора Российской Федерации (л.д. 124) при распределении приватизированных акций АО "Тюменьтелеком" она не включена в список лиц, имеющих право на приобретение акций.
Таким образом, заявленное прокурором исковое требование о признании недействительным распоряжения от 16.09.94 N 197/05, принятого в соответствии с указанным порядком, затрагивает права физических лиц, включенных в утвержденный список лиц, имеющих право на приобретение привилегированных акций и лиц, не включенных в список.
В соответствии со статьей 22 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации споры, возникающие из гражданских, административных и иных правоотношений, в которой хотя бы одной из сторон является гражданин, не имеющий статуса предпринимателя, арбитражным судам неподведомственны и подлежат рассмотрению в судах общей юрисдикции. Поэтому данный спор подлежит рассмотрению в суде общей юрисдикции с участием Савченковой Л.С.
Поскольку в нарушение норм процессуального права арбитражным судом рассмотрен спор, неподведомственный арбитражному суду, на основании пункта 5 статьи 175, части 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные акты в части отказа в удовлетворении искового требования о признании недействительным распоряжения от 16.09.94 N 197/05 подлежат отмене с прекращением производства по делу в этой части.
Судебные акты в части прекращения производства по делу в части заявленных требований о признании сделки приватизации недействительной и о понуждении АО "Тюменьтелеком" представить список лиц, имеющих право на привилегированные акции, оставить без изменения, поскольку отказ прокурора от указанных требований не противоречит закону.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 5 статьи 175, частью 2 статьи 176, статьей 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
решение от 19.02.98, постановление апелляционной инстанции от 20.04.98 по делу N А70-46/3-98-135/07 Арбитражного суда Тюменской области в части отказа в удовлетворении искового требования о признании недействительным распоряжения Комитета по управлению государственным имуществом Тюменской области от 16.09.94 N 197/05 отменить. Производство по делу в этой части требования прекратить.
В остальной части решение от 19.02.98, постановление апелляционной инстанции от 20.04.98 оставить без изменения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и обжалованию не подлежит.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ЗАПАДНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА ОТ 24.06.1998 N Ф04/872-213/А70-98 ПО ДЕЛУ N А70-46/3-98-135/07
Разделы:Акцизы
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО - СИБИРСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 24 июня 1998 г. N Ф04/872-213/А70-98
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа, рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Прокурора Тюменской области от 19.05.98 N 7-243-98, на решение от 19.02.98, постановление апелляционной инстанции от 20.04.98 по делу N А70-46/3-98-135/07 Арбитражного суда Тюменской области, по иску Прокурора Тюменской области к открытому акционерному обществу "Тюменьтелеком", Комитету по управлению государственным имуществом Тюменской области о признании недействительным ненормативного акта,
установил:
прокурор Тюменской области в защиту государственных и общественных интересов обратился в Арбитражный суд Тюменской области с иском к открытому акционерному обществу "Тюменьтелеком" (АО "Тюменьтелеком") г. Тюмень, Комитету по управлению государственным имуществом Тюменской области о признании недействительной сделку приватизации государственного предприятия связи и информатики (ГПСИ) "Россвязьинформ" в части распределения 89746 привилегированных акций типа "А" АО "Тюменьтелеком", о признании недействительным распоряжение Комитета по управлению государственным имуществом Тюменской области от 16.09.94 N 197/05, о понуждении АО "Тюменьтелеком" представить в Комитет по управлению государственным имуществом Тюменской области новый список лиц, имеющих право на привилегированные акции АО "Тюменьтелеком" с учетом работников Управления федеральной почтовой связи, имеющих право на акции.
Согласно протокола судебного заседания от 19.02.98 (л.д. 127) прокурором в порядке части 1 статьи 37 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации до принятия решения заявлен отказ от исковых требований: о признании недействительной сделку приватизации ГПСИ "Россвязьинформ" в части распределения 89746 привилегированных акций типа "А" АО "Тюменьтелеком"; о понуждении АО "Тюменьтелеком" представить в Комитет по управлению государственным имуществом Тюменской области новый список лиц, имеющих право на привилегированные акции АО "Тюменьтелеком" с учетом работников Управления федеральной почтовой связи, имеющих право на акции.
Прокурор просит признать недействительным распоряжение Комитета по управлению государственным имуществом Тюменской области от 16.09.94 N 197/05.
В обоснование заявленного искового требования прокурор ссылается на то, что на основании приказов Министерства связи Российской Федерации от 24.11.92 N 433 и от 24.12.92 N 458, приказа ГПСИ "Россвязьинформ" от 30.03.93 N 33ок/1 осуществлена реорганизация районных узлов связи с созданием на их базе узлов электросвязи и почтовой связи с наделением правами структурных единиц в составе ГПСИ "Россвязьинформ". В результате реорганизации приказом Комитета по управлению государственным имуществом от 05.07.93 N 394/10 утвержден разделительный баланс и 15.07.93 администрацией Центрального района города Тюмени осуществлена государственная регистрация государственного учреждения почтовой связи Управления федеральной почтовой связи Тюменской области, выделенного из состава ГПСИ "Россвязьинформ". 19.05.94 приказом Комитета по управлению государственным имуществом Тюменской области N 129/05 утвержден план приватизации ГПСИ "Россвязьинформ" и принято решение о преобразовании предприятия в акционерное общество открытого типа "Тюменьтелеком". В соответствии с утвержденным планом приватизации распределение акций осуществлялось по первому варианту, предусматривающим единовременную безвозмездную передачу всем членам трудового коллектива приватизируемого предприятия именных привилегированных (неголосующих) акций типа "А", составляющих 25 процентов уставного капитала.
Выделение из состава ГПСИ "Россвязьинформ" почты как государственного учреждения и последующее акционирование электросвязи ГПСИ "Россвязьинформ" являются этапами приватизации одного предприятия ГПСИ "Россвязьинформ", следовательно, привилегированные акции типа "А" подлежали распределению всем работникам ГПСИ "Россвязьинформ", состоявшим с ним в трудовых отношениях до разделения в процессе приватизации почты и электросвязи.
В нарушение пункта 5.3.1 Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 24.12.93 N 2284 трудовым коллективом приватизируемого предприятия ГПСИ "Россвязьинформ" утверждено Положение о порядке распределения привилегированных акций типа "А" между структурными единицами АО "Тюменьтелеком", ограничивающее право работников Управления федеральной почтовой связи и пенсионеров ГПСИ "Россвязьинформ" на приобретение привилегированных акций типа "А" АО "Тюменьтелеком".
На основании представленного списка о распределении привилегированных акций, в который не включены работники, имеющие право на приобретение акций, и пункта 4.2 Положения о продаже акций в процессе приватизации, утвержденного распоряжением Госкомимущества России от 04.11.92 N 701-р Комитетом по управлению государственным имуществом Тюменской области дано распоряжение от 16.09.94 N 197/05 АО "Тюменьтелеком" о внесении записи в реестр акционеров владельцев привилегированных акций типа "А".
Поскольку в нарушение правовых актов о приватизации работники Управления федеральной почтовой связи и пенсионеры ГПСИ "Россвязьинформ" не включены в список лиц, имеющих право на приобретение привилегированных акций типа "А" АО "Тюменьтелеком", распоряжение от 16.09.94 N 197/05 о внесении записи в реестр акционеров, как противоречащее закону, подлежит признанию недействительным.
Решением от 19.02.98 Арбитражный суд Тюменской области в удовлетворении искового требования о признании недействительным распоряжения Комитета по управлению государственным имуществом Тюменской области от 16.09.94 N 197/05 отказал на основании того, что распоряжением Комитета по управлению государственным имуществом Тюменской области от 16.09.94 N 197/05 не утверждались списки владельцев привилегированных акций и решения собраний трудовых коллективов, утвердивших такие списки, не оспорены и не признаны недействительными в установленном порядке. Доводы прокурора о том, что в списки АО "Тюменьтелеком" должны быть включены все работники ГПСИ "Россвязьинформ", в том числе и те, которые состоят в трудовых отношениях с государственным предприятием почтовой связи, выделившимся в самостоятельное предприятие, не могут быть приняты во внимание, поскольку приватизация предприятия осуществлена на основании имущества структурного подразделения электрической связи ГПСИ "Россвязьинформ".
В связи с отказом прокурора от требований о признании недействительной сделки приватизации и о понуждении АО "Тюменьтелеком" представить списки новых владельцев привилегированных акций, арбитражным судом производство по делу в этой части прекращено.
Постановлением апелляционной инстанции от 20.04.98 этого же арбитражного суда решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе прокурор просит решение от 19.02.98 в части отказа в удовлетворении искового требования о признании недействительным распоряжения 16.09.94 N 197/05 и постановление апелляционной инстанции отменить, удовлетворив исковое требование.
В обоснование жалобы прокурор ссылается на то, что распоряжение ответчика акционерному обществу о внесении записей в реестр акционеров является актом, порождающим правовые последствия для лиц, имеющих право на привилегированные акции. Поэтому распоряжение о внесении записей в реестр нарушает права бывших работников ГПСИ "Россвязьинформ", не включенных в списки.
В судебном заседании прокурор поддержал кассационную жалобу.
Представители ответчиков просят в удовлетворении жалобы отказать и оставить без изменения судебные акты.
Арбитражный суд кассационной инстанции считает, что судебные акты в части отказа в удовлетворении искового требования о признании недействительным распоряжения от 16.09.94 N 197/05 подлежат отмене с прекращением производства по делу по следующим основаниям.
Пунктом 9.1 Положения о порядке регистрации выпуска акций акционерных обществ открытого типа, утвержденного в процессе приватизации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.08.92 N 547, пунктом 4.2 Положения о продаже акций в процессе приватизации, утвержденного распоряжением Госкомимущества России от 04.11.92 N 701-р установлен порядок передачи привилегированных акций физическим лицам, имеющим право на приобретение акций в соответствии с пунктом 5.3.1 Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 24.12.93 N 2284.
В соответствии с установленным порядком, основанием для размещения привилегированных акций является решение общего собрания трудового коллектива (конференции), утвержденный список решением общего собрания трудового коллектива (конференции), распоряжение комитета о внесении записи в реестр акционеров. Следовательно, принимаемые решения затрагивают гражданские права и охраняемые законом интересы граждан, состоящих в трудовых отношениях с приватизируемым предприятием, и граждан, имеющих право на безвозмездное приобретение приватизированных акций типа "А".
Согласно копии жалобы гражданки Савченковой Л.С. на имя Генерального Прокурора Российской Федерации (л.д. 124) при распределении приватизированных акций АО "Тюменьтелеком" она не включена в список лиц, имеющих право на приобретение акций.
Таким образом, заявленное прокурором исковое требование о признании недействительным распоряжения от 16.09.94 N 197/05, принятого в соответствии с указанным порядком, затрагивает права физических лиц, включенных в утвержденный список лиц, имеющих право на приобретение привилегированных акций и лиц, не включенных в список.
В соответствии со статьей 22 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации споры, возникающие из гражданских, административных и иных правоотношений, в которой хотя бы одной из сторон является гражданин, не имеющий статуса предпринимателя, арбитражным судам неподведомственны и подлежат рассмотрению в судах общей юрисдикции. Поэтому данный спор подлежит рассмотрению в суде общей юрисдикции с участием Савченковой Л.С.
Поскольку в нарушение норм процессуального права арбитражным судом рассмотрен спор, неподведомственный арбитражному суду, на основании пункта 5 статьи 175, части 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные акты в части отказа в удовлетворении искового требования о признании недействительным распоряжения от 16.09.94 N 197/05 подлежат отмене с прекращением производства по делу в этой части.
Судебные акты в части прекращения производства по делу в части заявленных требований о признании сделки приватизации недействительной и о понуждении АО "Тюменьтелеком" представить список лиц, имеющих право на привилегированные акции, оставить без изменения, поскольку отказ прокурора от указанных требований не противоречит закону.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 5 статьи 175, частью 2 статьи 176, статьей 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
постановил:
решение от 19.02.98, постановление апелляционной инстанции от 20.04.98 по делу N А70-46/3-98-135/07 Арбитражного суда Тюменской области в части отказа в удовлетворении искового требования о признании недействительным распоряжения Комитета по управлению государственным имуществом Тюменской области от 16.09.94 N 197/05 отменить. Производство по делу в этой части требования прекратить.
В остальной части решение от 19.02.98, постановление апелляционной инстанции от 20.04.98 оставить без изменения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и обжалованию не подлежит.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)