Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА ОТ 08.11.2012 ПО ДЕЛУ N А65-7922/2012

Разделы:
Налог на имущество организаций

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 8 ноября 2012 г. по делу N А65-7922/2012


Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Гатауллиной Л.Р.,
судей Егоровой М.В., Хабибуллина Л.Ф.,
при участии представителей:
заявителя - Минеева Д.Г., доверенность от 04.05.2012 N 642/01-01,
ответчика - Гилаевой А.Р., доверенность от 30.12.2012,
в отсутствие:
третьего лица - извещено надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 11 по Республике Татарстан
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 05.06.2012 (судья Нафиев И.Ф.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.08.2012 (председательствующий судья Кузнецов В.В., судьи Рогалева Е.М., Холодная С.Т.)
по делу N А65-7922/2012
по заявлению муниципального бюджетного учреждения "Дирекция единого заказчика г. Нижнекамска", г. Нижнекамск (ОГРН 1021602510038) к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 11 по Республике Татарстан о признании недействительным решения, третье лицо - Управление Федеральной налоговой службы по Республике Татарстан.

установил:

муниципальное бюджетное учреждение "Дирекция единого заказчика г. Нижнекамска", (далее - МБУ "ДЕЗ", заявитель, учреждение) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением, с учетом уточнения предмета заявленного требования, принятого судом первой инстанции к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 11 по Республике Татарстан (далее - налоговый орган, инспекция) о признании недействительным решение от 23.09.2011 N 1948 инспекции, внесенных решением Управление Федеральной налоговой службы по Республике Татарстан (далее - УФНС по РТ, Управление) от 28.11.2011 N 750.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 05.06.2012, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.08.2012, заявленное требование удовлетворено.
Налоговый орган, не согласившись с принятыми судебными актами, обратился в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит указанные судебные акты отменить, в удовлетворении заявленного требования отказать.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, заслушав объяснения представителей сторон, проверив в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность обжалуемых судебных актов, находит их подлежащими отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Как следует из материалов дела, налоговым органом была проведена камеральная налоговая проверка представленной заявителем уточненной налоговой декларации по налогу на имущество за 2008 год, по результатам которой составлен акт камеральной проверки от 06.07.2011 N 1716.
По результатам рассмотрения материалов камеральной проверки, возражений заявителя по акту, налоговым органом было принято решение от 23.09.2011 N 1948 о привлечении заявителя к налоговой ответственности. Указанным решением заявитель привлечен к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) за неуплату налога на имущество в виде штрафа в сумме 259 863,60 руб., а также начислены к уплате налог на имущество в сумме 2 598 636 руб. и пени в сумме 691 622,58 руб. за несвоевременную уплату этого налога.
Решение было обжаловано заявителем в Управление, которым принято решение от 28.11.2011 N 750. Данным решением вышестоящий налоговый орган изменил решение налогового органа, уменьшив в резолютивной части начисление налога на имущество на 82 148 руб. и соответствующие суммы пени и штрафа.
Как следует из оспариваемого решения, инспекция пришла к выводу о том, что заявленная налогоплательщиком льгота в отношении имеющихся объектов (благоустройство жилых домов и улиц, линии электропередачи и передаточные устройства) не подпадает под льготу, установленную законом Республики Татарстан от 28.11.2003 N 49-ЗРТ "О налоге на имущество организаций", и не содержатся в Перечне имущества, относящегося к льготируемому имуществу, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 N 504.
Кроме того, налоговый орган указал на то, что учреждение не представило карточки учета основных средств, в которых указывается код ОКОФ, определяющий к какому классу (подклассу) основных средств относится льготируемое имущество.
В соответствии со статьей 56 НК РФ льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере.
Льготы по региональным налогам устанавливаются и отменяются настоящим Кодексом и (или) законами субъектов Российской Федерации о налогах.
Налог на имущество организаций относится к региональным налогам (пункт 1 статьи 14 НК РФ) и регулируется НК РФ и законами субъектов Российской Федерации (пункт 1 статьи 372 НК РФ).
Согласно пункту 2 статьи 372 НК РФ при установлении налога законами субъектов Российской Федерации могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиками.
Льготы по налогу на имущество организаций установлены статьей 381 НК РФ, а также действующим на территории Республики Татарстан Законом Республики Татарстан от 28.11.2003 N 49-ЗРТ "О налоге на имущество организаций".
Согласно пункту 11 статьи 381 НК РФ освобождаются от налогообложения организации - в отношении железнодорожных путей общего пользования, федеральных автомобильных дорог общего пользования, магистральных трубопроводов, линий энергопередачи, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов. Перечень имущества, относящегося к указанным объектам, утверждается Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 N 504 утвержден перечень имущества, относящегося к железнодорожным путям общего пользования, федеральным автомобильным дорогам общего пользования, магистральным трубопроводам, линиям энергопередачи, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов, в отношении которых организации освобождаются от обложения налогом на имущество организаций. Данный перечень имущества содержит наименование имущества, примечание с описанием этого имущества, а также коды ОКОФ.
Общероссийский классификатор основных фондов ОК 013-94 (ОКОФ), утвержденный Постановлением Госстандарта РФ от 26.12.1994 N 359 (с изменениями 1/98), содержит классификацию объектов основных средств по разделам, подразделам, классам, подклассам и видам.
Налоговым органом в материалы дела представлена таблица "Объекты, не подпадающие под льготу", в которой отражены наименования объектов основных средств, их остаточные стоимости, а также отражены доначисленные суммы налога на имущество по ним, - всего 2 598 635,65 руб.
Заявителем представлены в материалы дела инвентарные карточки учета основных средств по этим объектам, которые содержат наименования объектов по видам и группам, их коды ОКОФ, даты ввода в эксплуатацию этих объектов (01.06.2002), их инвентарные номера, номера амортизационных групп, сроки полезного использования (от 50 до 33 лет), первоначальная стоимость и стоимость с учетом амортизации.
Объекты, указанные в этих инвентарных карточках - передаточные устройства, линии энергопередачи, канализации и водостоки отнесены заявителем к льготируемому имуществу, поскольку они, по его мнению, соответствуют вышеуказанному Постановлению Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 N 504, как по кодам ОКОФ, так и по назначению их использования, и являются неотъемлемой технологической частью объектов, освобождаемых от налога на имущество.
Судебными инстанциями отклонены доводы налогового органа о том, что в некоторых карточках указаны наименования основных средств непонятного назначения, поскольку инвентарные карточки всех объектов содержат необходимые сведения, в том числе по кодам ОКОФ объектов, освобождаемых от налога на имущество.
Согласно подпункту 16 пункта 1 статьи 3 Закона Республики Татарстан от 28.11.2003 N 49-ЗРТ "О налоге на имущество организаций" освобождается от налогообложения имущество бюджетных учреждений, финансируемых из бюджета Республики Татарстан и (или) местных бюджетов.
Между тем, как установлено в рамках проверки налоговым органом, заявитель не включен в перечень учреждений, которые финансируются из бюджета Республики Татарстан и местного бюджета в 2008 году.
Данному обстоятельству судебными инстанциями оценка не дана.
МБУ "ДЕЗ" заявил льготу в отношении объектов недвижимости: передаточные устройства, линии энергопередачи, многолетние насаждения, объекты природопользования и благоустройство (жилых домов, улиц и т.д.).
Законом Республики Татарстан от 28.11.2003 N 49-ЗРТ "О налоге на имущество организаций" в перечень имущества, подпадающего под льготу, данные объекты не включены.
В соответствии с нормами жилищного законодательства жилищный фонд - совокупность жилых помещений, благоустройство не относится к объектам жилищного фонда.
Между тем суды четко не определили, согласно какой нормы закона льготировалось имущество заявителем и не определен объект, подлежащий налогообложению.
Из судебных актов не усматривается, что судами данный вопрос исследовался.
Кроме того, из представленных первичных документов невозможно определить, что представляют из себя объекты недвижимости и к какой категории основных средств их можно отнести, что также не исследовано судебными инстанциями.
При таких обстоятельствах обжалуемые судебные акты не могут быть признаны законными и обоснованными, в связи с чем подлежат отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении суду необходимо дать надлежащую оценку всем доказательствам по делу и всем доводам сторон в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и вынести законный и обоснованный судебный акт.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 287, статьями 286, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 05.06.2012 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.08.2012 по делу N А65-7922/2012 отменить.
Дело N А65-7922/2012 направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Республики Татарстан.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий судья
Л.Р.ГАТАУЛЛИНА

Судьи
М.В.ЕГОРОВА
Л.Ф.ХАБИБУЛЛИН















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)