Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА ОТ 31.10.2008 ПО ДЕЛУ N А42-1477/2008

Разделы:
Водный налог

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 31 октября 2008 г. по делу N А42-1477/2008


Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Боглачевой Е.В., судей Блиновой Л.В., Пастуховой М.В., при участии от открытого акционерного общества "Апатит" Бобровой Д.Н. (доверенность от 01.11.2007), от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Мурманской области Непочатова А.Н. (доверенность от 30.06.2008 N 01-14-38-03/5618), рассмотрев 30.10.2008 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Мурманской области на решение Арбитражного суда Мурманской области от 12.05.2008 (судья Драчева Н.И.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.07.2008 (судьи Протас Н.И., Будылева М.В., Згурская М.Л.) по делу N А42-1477/2008,
установил:

открытое акционерное общество "Апатит" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением о признании недействительным требования Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Мурманской области (далее - Инспекция) от 20.12.2007 N 277.
Решением суда первой инстанции от 12.05.2008, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 24.07.2008, заявление Общества удовлетворено.
В кассационной жалобе Инспекция, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права и несоответствие их выводов обстоятельствам дела и имеющимся в нем доказательствам, просит отменить принятые по делу судебные акты и отказать Обществу в удовлетворении заявления.
В судебном заседании представитель Инспекции поддержал доводы жалобы, а представитель Общества отклонил их.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела, Инспекция выставила налогоплательщику требование от 24.12.2007 N 277 об уплате в добровольном порядке 253 093 руб. 61 коп. пеней, начисленных за несвоевременную уплату 33 012 211 руб. 11 коп. налога на добавленную стоимость (далее - НДС) за август 2007 года. Сумма пеней рассчитана за период с 23.09.2007 по 15.10.2007.
Общество оспорило требование налогового органа от 24.12.2007 N 277 в судебном порядке.
Суды удовлетворили заявление налогоплательщика со ссылкой на отсутствие у Инспекции правовых оснований для начисления пеней, в связи с наличием у Общества по состоянию на 20.09.2007 (по сроку уплаты НДС за август 2007 года) суммы переплаты налогов, значительно превышающей сумму налога, начисленную к уплате в бюджет.
Кассационная коллегия считает выводы судов правильными с учетом следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога в срок, установленный законодательством. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налогоплательщику требования об уплате налога в порядке, предусмотренном статьями 69 и 70 НК РФ.
В силу положений статьи 69 НК РФ требованием об уплате налога признается направленное налогоплательщику письменное извещение о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога и соответствующие пени.
На основании материалов дела судами установлено, что 20.09.2007 Общество представило в налоговый орган декларацию НДС за август 2007 года, в которой исчислило к уплате в бюджет 33 012 211 руб. 11 коп. налога.
В связи с неперечислением в бюджет суммы НДС в предусмотренный законодательством срок (до 20.09.2007) Инспекция направила налогоплательщику требование от 26.09.2007 N 190 об уплате 33 012 211 руб. 11 коп. недоимки по НДС и 22 448 руб. 30 коп. пеней в срок до 15.10.2007.
Решениями Инспекции от 16.10.2007 N 388, 389 и 390 сумма недоимки по НДС за август 2007 года зачтена в счет имевшейся у Общества переплаты по налогу на прибыль (29 674 730 руб.) и водному налогу (3 337 481 руб. 11 коп.), зачисляемым в федеральный бюджет, а налогоплательщику 24.12.2007 направлено требование N 277 об уплате 253 093 руб. 61 коп. пеней, начисленных за период с 23.09.2007 по 15.10.2007 в связи с несвоевременной уплатой НДС за август 2007 года.
На основании исследования представленных сторонами доказательств суды установили, что по состоянию на 01.09.2007, 01.10.2007 и 16.10.2007 у Общества имелась переплата по другим налогам, зачисляемым в федеральный бюджет, в размере, превышающем сумму НДС, исчисленную к уплате в бюджет за август 2007 года. При этом переплата по налогу на прибыль в сумме 29 674 730 руб. образовалась у Общества 20.09.2007, а по водному налогу в сумме 3 337 481 руб. 11 коп. - 17.07.2007.
Согласно статье 75 НК РФ пенями признается денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
Как следует из пункта 1 статьи 72 и пункта 1 статьи 75 НК РФ, пени являются способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 17.12.1996 N 20-П и в определении от 04.07.2002 N 202-О, пеня является дополнительным платежом, направленным на компенсацию потерь государственной казны в результате недополучения налоговых сумм, вызванных поступлением причитающихся сумм налогов в более поздние по сравнению с установленными законодательством сроки.
Учитывая положения статей 45, 72 и 75 НК РФ, пеня может быть взыскана только при наличии в бюджете потерь в связи с неуплатой налога в установленный срок.
Наличие у налогоплательщика переплаты налога, которая перекрывает сумму налога, подлежащего уплате в тот же бюджет, не приводит к возникновению задолженности перед бюджетом.
При таких обстоятельствах суды первой и апелляционной инстанций сделали правильный вывод о том, что начисление Обществу пеней за несвоевременную уплату НДС за август 2007 года при фактическом отсутствии недоимки в связи с наличием переплаты по налогу на прибыль и водному налогу, зачисляемым в тот же бюджет, противоречит статье 69 НК РФ.
Поскольку суды полно и всесторонне исследовали имеющиеся в материалах дела доказательства, правильно применили нормы материального и процессуального права, кассационная коллегия не находит оснований для отмены судебных актов.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:

решение Арбитражного суда Мурманской области от 12.05.2008 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.07.2008 по делу N А42-1477/2008 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Мурманской области - без удовлетворения.
Председательствующий
Е.В.БОГЛАЧЕВА

Судьи
Л.В.БЛИНОВА
М.В.ПАСТУХОВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)