Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРЕЗИДИУМА ВОРОНЕЖСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 13.09.2004 N 44Г-351

Разделы:
Земельный налог

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ПРЕЗИДИУМ ВОРОНЕЖСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 13 сентября 2004 года по делу N 44г-351



А.П.И. является собственником земельного участка N 115 по <...> пл. 1500 кв.м. и участка N 28 по <...> в г. Воронежа, выделенных ему под индивидуальное жилищное строительство.
А.П.И. обратился в суд с иском о признании действий Инспекции МНС РФ по Советскому району г. Воронежа неправомерными, а налоговое уведомление N 1900 - незаконным, ссылаясь на то, что налоговое уведомление от 23.07.2001 на сумму 468,77 рубля он оплатил 10.09.2001. Доначисление земельного налога за 1998 - 2001 годы по полной ставке земельного налога считает неправомерным, поэтому просил обязать ответчика отозвать налоговое уведомление о доплате земельного налога за 2001 год, произвести исчисление земельного налога с учетом льгот, сохраненных за жителями села М. при включении села в городскую черту, т.е. по ставке для земель сельских населенных пунктов, взыскать в его пользу компенсацию морального вреда в размере 150000 рублей.
Решением Советского районного суда г. Воронежа от 17 сентября 2003 года в удовлетворении иска в части компенсации морального вреда отказано, в остальной части требования А.П.И. удовлетворены.
В кассационном порядке дело не рассматривалось.
В надзорной жалобе ИМНС РФ по Советскому району г. Воронежа просит решение, состоявшееся по данному делу, отменить и направить дело на новое рассмотрение.
Определением судьи Воронежского областного суда от 20 апреля 2004 года дело истребовано в областной суд и передано в президиум областного суда определением судьи А.Р.Г. от 17 августа 2004 года.
Президиум областного суда находит решение подлежащим отмене по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 387 Гражданского процессуального кодекса РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в порядке надзора являются существенные нарушения норм материального или процессуального права.
А.П.И. начислялся земельный налог за земельный участок, исходя из трех процентов от ставки земельного налога, установленного в городах и поселках городского типа, который и был им уплачен. Доначисленный в 2001 году, но не уплаченный истцом налог в 2003 году инспекцией добровольно был сложен (списан). Однако суд, удовлетворяя в этой части требования истца, обязал ИМНС РФ по Советскому району г. Воронежа пересчитать А.П.И. земельный налог за 2001 год по ставкам, предусмотренным для земель, выделенных под индивидуальное жилищное строительство в сельских населенных пунктах.
Однако при этом судом не учтено следующее.
В соответствии со ст. 2 Устава г. Воронежа, утвержденного постановлением Воронежского городского муниципального Совета от 29.12.1995 N 189 "Об Уставе г. Воронежа", территорию г. Воронежа определяет городская черта - граница города.
Городская черта установлена на основании Постановления Совета Министров РСФСР от 14.07.1990 N 244 "Об установлении городской черты г. Воронежа", решений малого Совета Воронежского областного Совета народных депутатов от 04.02.1993 N 84.
На основании данных документов М. и П. входят в черту г. Воронежа (ст. 5 Устава г. Воронежа).
Согласно Инструкции "По применению Закона "О плате за землю" от 21.02.2000, зарегистрированной в Минюсте РФ 06.04.2000 N 2183, в случаях, если населенные пункты в течение года относятся к другой категории поселений либо передаются в административном отношении в подчинение другого органа местного самоуправления или их территория включается в состав территории другого населенного пункта, вопрос о применении ставок решается следующим образом: при отнесении в течение года населенного пункта к другой категории поселений земельный налог в текущем году взимается с налогоплательщиков по ранее установленным для этих населенных пунктов ставкам, а в следующем году - по ставкам, установленным для вновь образованных вышеуказанных городских поселений.
Таким образом, с 1994 года собственники (владельцы) земельных участков в с. М. должны уплачивать земельный налог по ставкам, установленным для городских земель.
В соответствии с п. 5 ст. 8 Закона "О плате за землю" налог на земли, занятые жилищным фондом, а также личным подсобным хозяйством взимается со всей площади земельного участка в размере трех процентов от ставок земельного налога, установленных в городах и поселках городского типа.
Суд обязал инспекцию пересчитать заявителю налог по ставкам налога для земель, выделенных под индивидуальное жилищное строительство в сельских населенных пунктах. По утверждению ответчика, Закон "О плате за землю" не предусматривает такую ставку.
Суд, удовлетворяя требования А.П.И., сослался на решение малого Совета Воронежского областного Совета народных депутатов N 84 от 04.02.1993 о сохранении для жителей с. М. льгот по земельному налогу. По мнению инспекции, льготы по данному налогу установлены ст. 12 Закона "О плате за землю" от 11.10.1991 N 1738-1 и действуют в отношении определенного в законе круга лиц в виде освобождения их от уплаты налога. При этом льготы по налогу устанавливаются в отношении отдельных категорий граждан и предполагают освобождение их от уплаты налога, но не касаются изменения или уменьшения ставок земельного налога, перевода земли из одной категории в другую.
Эти доводы заслуживают внимания, поэтому при новом рассмотрении дела суду следует устранить отмеченные недостатки, обстоятельства возникшего спора проверить с учетом доводов сторон и в зависимости от полученных данных принять правильное судебное постановление.
















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)