Судебные решения, арбитраж
Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
26 декабря 2005 г. Дело N А41-К2-13949/05
Резолютивная часть решения объявлена 26 декабря 2005 года.
Полный текст решения изготовлен 10 января 2006 года.
Арбитражный суд Московской области в составе председательствующего судьи Р., протокол судебного заседания вел судья Р., рассмотрев в судебном заседании дело по иску ОАО "Мосхим" к МРИ ФНС по г. Ногинску Московской области о признании незаконным решения, при участии в заседании: от истца - Г., дов. от 20.03.2005, К., дов. от 22.08.2005; от ответчика - Л., дов. N 83 от 22.06.2005,
истец просит признать недействительным решение ИФНС по г. Ногинску N 94 от 07.06.2005 в части доначисления земельного налога в сумме 6539929 руб. за 2003, 2004 гг., и пеней - 1193032 руб., и штрафа.
Стороны в заседание явились, изложили свои доводы и возражения.
Истец представил расчет земельного налога, подлежащего уплате с учетом коэффициента 2,0 увеличения средней ставки земельного налога в соответствии с Законом "О бюджете на 2003, 2004 гг.". Расчет на сумму 512265 руб. 57 коп. принят судом.
Выслушав пояснения сторон, изучив материалы дела, суд установил, что требования заявителя подлежат удовлетворению частично.
С 15.04.2005 по 11.05.2005 ИФНС по г. Ногинску на основании решения N 37 от 15.04.2005 заместителя руководителя ИФНС по г. Ногинску была проведена выездная налоговая проверка ОАО "Мосхим" за период с 01.01.2002 по 31.12.2004.
По результатам проверки составлен акт N 94 выездной налоговой проверки ОАО "Мосхим" от 13.05.2005 в отношении неуплаты ОАО "Мосхим" земельного налога за 2002 г., не отражен в связи с постановлением Федерального арбитражного суда Московского округа N КА-А41/1206-04 от 11.03.2004 об оставлении в силе решения Арбитражного суда Московской области N А41-К2-14365/03 от 26.09.2003 об обязании ИМНС РФ по г. Ногинску зачесть ОАО "Мосхим" излишне уплаченный земельный налог в сумме 4378165 руб. 91 коп. за период 2000 - 2002 гг., за 2003 г. - 3101358 руб.; за 2004 г. - 3438571 руб. на общую сумму 6539929 руб. (п. 2.16 акта N 94 от 13.05.2005).
ОАО "Мосхим" представило протокол разногласий по акту N 94 выездной налоговой проверки от 13.05.2005, однако ИФНС РФ по г. Ногинску сочла доводы ОАО "Мосхим" неубедительными и вынесла решение N 94 от 07.06.2005 о привлечении ОАО "Мосхим" к ответственности в виде уплаты суммы земельного налога, подлежащего уплате в бюджет за 2003 и 2004 гг. - 6539929 руб.; уплаты пеней за неуплату земельного налога за 2003 и 2004 гг. - 1193032 руб.; уплаты штрафа за неуплату земельного налога за 2003 и 2004 гг. - 1307986 руб., итого - 9040947 руб. (девять миллионов сорок тысяч девятьсот сорок семь рублей ноль копеек).
ОАО "Мосхим" считает решение ИФНС РФ по г. Ногинску в отношении начисления земельного налога необоснованным и незаконным по следующим основаниям.
ОАО "Мосхим" является складским комплексом, ориентированным под складирование нефтехимической продукции, по категориям земель относится к землям промышленности. ОАО "Мосхим" за 2002 год имело земельный участок общей площадью 106200 кв. м на праве бессрочного (постоянного) пользования землей на основании свидетельства N 8, выданного решением администрации Старокупавинского п/совета N 30 от 29.01.1993. Расчет и оплата земельного налога производится ОАО "Мосхим" в соответствии со ст. 9, Приложением N 2 таблицей N 1 Закона РФ "О плате за землю" N 1738-1 от 11.10.1991, исходя из базовой ставки 1,5 руб. с учетом коэффициентов и изменения площади земельного участка, а именно: 2002 г. - ставка 1,08 руб. в год за 1 кв. м, сумма земельного налога: 1,08 x 106200 = 114696 руб.; 2003 г. - ставка 1,08 руб. в год за кв. м с учетом коэффициента 1,8 - 1,944 руб. определен на основании ст. 7 ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую НК РФ и некоторые другие акты законодательства РФ" N 110-ФЗ от 24.07.2002. В августе 2003 г. с учетом продажи ОАО "Мосхим" нескольких объектов недвижимости и переходом с 01.08.2003 прав пользования земельным участком площадью 21872 кв. м к ООО "Авиафлюид интернейшнл" (договор купли-продажи недвижимого имущества N 1 от 21.07.2003) 1,08 x 1,8 = 1,944 руб. x 10620 x 7 / 12 = 120430,80 руб. и 1,944 x 84628 x 5 / 12 = 68548,68 руб., итого: 188979,48; 2004 г. - ставка 1,944 с учетом коэффициента 1,1 = 2,1384 руб. за кв. м (коэффициент определен на основании ст. 7 ФЗ РФ N 117-ФЗ от 07.07.2003), 2,1384 руб. x 84628 кв. м = 180969 руб.
Полный расчет земельного налога с 1994 года по настоящий момент: ср. ставка 1,5 руб. (1994 г.) x (коэф. 1994 г.) 50 руб. x (коэф. 1995 г.) 2 x (коэф. 1996 г.) 1,5 x (коэф. 1997 г.) 2 / (коэф. 1998 г. деноминация) 1000 x (коэф. 1999 г.) 2 x (коэф. 2000 г.) 1,2 x (коэф. 2001 г.) ставка сохранена x (коэф. 2002 г.) ставка сохранена x (коэф. 2003 г.) 1,8 x (коэф. 2004 г.) 1.1.
На основании произведенного в соответствии с законодательством расчета ОАО "Мосхим" осуществляет оплату земельного налога, что подтверждается прилагаемыми платежными поручениями за 2003 и 2004 гг.
ИФНС РФ по г. Ногинску определяет ставки земельного налога для ОАО "Мосхим", исходя из следующего расчета: ср. ставка 1,5 руб. (1994 г.) x (коэф. 1994 г.) 50 руб. x (коэф. 1995 г.) 2 x (коэф. 1996 г.) 1,5 x (коэф. 1997 г.) 2 / (коэф. 1998 г. деноминация) 1000 x (коэф. 1999 г.) 2 x (коэф. 2000 г.) 1,2 x (коэф. 2001 г.) ставка сохранена x (коэф. 2002 г.) 2 x (коэф. 2003 г.) 1,8 x (коэф. 2004 г.) 1,1 x (коэф. по град. зонам, табл. N 2) 4 x (коэф. за счет статуса города, табл. N 3) 2.5. Таким образом, ИФНС РФ при расчете общей суммы земельного налога для ОАО "Мосхим" исходит из ставок земельного налога: 2003 г. - 38,88 руб./кв. м; 2004 г. - 42,77 руб./кв. м.
Суд считает обоснованным применение ИФНС коэффициента 2,0 в соответствии с ФЗ N 163-ФЗ от 14.12.2001, потому сумма налога, пеней и штрафа в общей сумме 512265 руб. 57 коп. доначислена правомерно.
Суд считает требования заявителя в остальной части подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 21 Закона РФ "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" земельный налог относится к местным налогам. Пункт 2 ст. 21 Закона предусматривает, что земельный налог устанавливается законодательным актом Российской Федерации и взимается на всей ее территории. При этом конкретные ставки земельного налога устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации или решениями органов государственной власти краев, областей, автономной области, автономных округов, районов, городов и иных административно-территориальных образований.
Какие-либо иные нормативные акты законодательства о налогах и сборах не должны применяться при исчислении земельного налога в отношении земельного участка, используемого обществом. В частности, при исчислении земельного налога не должны применяться коэффициенты к ставке земельного налога 2,5 и 4, установленные законом Московской области "О плате за землю в Московской области" от 16.06.1995 N 18/95-03, как противоречащие Закону РФ "О плате за землю" от 11.10.1991 N 1738-1.
Коэффициент 4 применяется согласно Приложению N 2 (таблица N 2) Закона РФ "О плате за землю" для земель повышенной рекреационной ценности, в частности, курортных районов и зон отдыха.
Поскольку законодательство о налогах и сборах и Закон РФ "О плате за землю" не содержит определения термина "курортная зона", то в соответствии со ст. 11 НК РФ этот термин следует применять в том значении, в каком он используется в Законе РФ N 26-ФЗ.
Законом РФ "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах" от 23.02.1995 N 26-ФЗ предусмотрено, что курорт - это освоенная и используемая в лечебно-профилактических целях особо охраняемая природная территория, располагающая лечебными ресурсами и необходимыми для их эксплуатации зданиями и сооружениями, включая объекты инфраструктуры (ст. 1 Закона N 26-ФЗ).
Границы и режим курортов федерального значения утверждаются Правительством РФ, а для курортов регионального и местного значения - исполнительными органами государственной власти субъектов РФ (ст. 16 Закона N 26-ФЗ).
Признание территории курортом и определение границ курорта осуществляется либо Правительством РФ, либо органами государственной власти субъектов РФ. Поскольку земли г. Старая Купавна в установленном порядке не признаны курортом, а также не определены границы курорта, то такие земли не следует считать курортной зоной, а потому не следует применять коэффициент 4 при исчислении земельного налога в отношении земель, расположенных в г. Старая Купавна Московской области.
В части применения повышающего коэффициента 2,5, установленного согласно ст. 9 Закона Московской области Приложением N 7 к Закону, суд согласен с позицией заявителя, так как коэффициенты увеличения средней ставки земельного налога за счет статуса города, развития социально-курортного потенциала могут применяться только к городам, имеющим численность населения свыше 100 тыс. человек, к которым г. Старая Купавна не относится, так имеет численность населения 25 тыс. человек.
Учитывая указанное, суд считает, что требования заявителя подлежат удовлетворению в части признания недействительным решения по доначислению земельного налога с учетом коэффициентов 4 - по землям высокой рекреационной ценности и 2,5 - за счет статуса города.
Руководствуясь ст. ст. 167 - 170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ, суд
признать недействительным решение ИФНС России по г. Ногинску N 94 от 07.06.2005 о привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения ОАО "Мосхим" в части доначисления земельного налога в сумме 6169980 руб. 51 коп., пеней - 1124704 руб. 61 коп., штрафа - 1233996 руб. 30 коп.
В остальной части иска отказать.
Возвратить ОАО "Мосхим" государственную пошлину 2000 рублей, уплаченную по квитанции N 0252 от 05.07.2005.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
РЕШЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 26.12.2005, 10.01.2006 ПО ДЕЛУ N А41-К2-13949/05
Разделы:Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
АРБИТРАЖНЫЙ СУД МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
26 декабря 2005 г. Дело N А41-К2-13949/05
Резолютивная часть решения объявлена 26 декабря 2005 года.
Полный текст решения изготовлен 10 января 2006 года.
Арбитражный суд Московской области в составе председательствующего судьи Р., протокол судебного заседания вел судья Р., рассмотрев в судебном заседании дело по иску ОАО "Мосхим" к МРИ ФНС по г. Ногинску Московской области о признании незаконным решения, при участии в заседании: от истца - Г., дов. от 20.03.2005, К., дов. от 22.08.2005; от ответчика - Л., дов. N 83 от 22.06.2005,
УСТАНОВИЛ:
истец просит признать недействительным решение ИФНС по г. Ногинску N 94 от 07.06.2005 в части доначисления земельного налога в сумме 6539929 руб. за 2003, 2004 гг., и пеней - 1193032 руб., и штрафа.
Стороны в заседание явились, изложили свои доводы и возражения.
Истец представил расчет земельного налога, подлежащего уплате с учетом коэффициента 2,0 увеличения средней ставки земельного налога в соответствии с Законом "О бюджете на 2003, 2004 гг.". Расчет на сумму 512265 руб. 57 коп. принят судом.
Выслушав пояснения сторон, изучив материалы дела, суд установил, что требования заявителя подлежат удовлетворению частично.
С 15.04.2005 по 11.05.2005 ИФНС по г. Ногинску на основании решения N 37 от 15.04.2005 заместителя руководителя ИФНС по г. Ногинску была проведена выездная налоговая проверка ОАО "Мосхим" за период с 01.01.2002 по 31.12.2004.
По результатам проверки составлен акт N 94 выездной налоговой проверки ОАО "Мосхим" от 13.05.2005 в отношении неуплаты ОАО "Мосхим" земельного налога за 2002 г., не отражен в связи с постановлением Федерального арбитражного суда Московского округа N КА-А41/1206-04 от 11.03.2004 об оставлении в силе решения Арбитражного суда Московской области N А41-К2-14365/03 от 26.09.2003 об обязании ИМНС РФ по г. Ногинску зачесть ОАО "Мосхим" излишне уплаченный земельный налог в сумме 4378165 руб. 91 коп. за период 2000 - 2002 гг., за 2003 г. - 3101358 руб.; за 2004 г. - 3438571 руб. на общую сумму 6539929 руб. (п. 2.16 акта N 94 от 13.05.2005).
ОАО "Мосхим" представило протокол разногласий по акту N 94 выездной налоговой проверки от 13.05.2005, однако ИФНС РФ по г. Ногинску сочла доводы ОАО "Мосхим" неубедительными и вынесла решение N 94 от 07.06.2005 о привлечении ОАО "Мосхим" к ответственности в виде уплаты суммы земельного налога, подлежащего уплате в бюджет за 2003 и 2004 гг. - 6539929 руб.; уплаты пеней за неуплату земельного налога за 2003 и 2004 гг. - 1193032 руб.; уплаты штрафа за неуплату земельного налога за 2003 и 2004 гг. - 1307986 руб., итого - 9040947 руб. (девять миллионов сорок тысяч девятьсот сорок семь рублей ноль копеек).
ОАО "Мосхим" считает решение ИФНС РФ по г. Ногинску в отношении начисления земельного налога необоснованным и незаконным по следующим основаниям.
ОАО "Мосхим" является складским комплексом, ориентированным под складирование нефтехимической продукции, по категориям земель относится к землям промышленности. ОАО "Мосхим" за 2002 год имело земельный участок общей площадью 106200 кв. м на праве бессрочного (постоянного) пользования землей на основании свидетельства N 8, выданного решением администрации Старокупавинского п/совета N 30 от 29.01.1993. Расчет и оплата земельного налога производится ОАО "Мосхим" в соответствии со ст. 9, Приложением N 2 таблицей N 1 Закона РФ "О плате за землю" N 1738-1 от 11.10.1991, исходя из базовой ставки 1,5 руб. с учетом коэффициентов и изменения площади земельного участка, а именно: 2002 г. - ставка 1,08 руб. в год за 1 кв. м, сумма земельного налога: 1,08 x 106200 = 114696 руб.; 2003 г. - ставка 1,08 руб. в год за кв. м с учетом коэффициента 1,8 - 1,944 руб. определен на основании ст. 7 ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую НК РФ и некоторые другие акты законодательства РФ" N 110-ФЗ от 24.07.2002. В августе 2003 г. с учетом продажи ОАО "Мосхим" нескольких объектов недвижимости и переходом с 01.08.2003 прав пользования земельным участком площадью 21872 кв. м к ООО "Авиафлюид интернейшнл" (договор купли-продажи недвижимого имущества N 1 от 21.07.2003) 1,08 x 1,8 = 1,944 руб. x 10620 x 7 / 12 = 120430,80 руб. и 1,944 x 84628 x 5 / 12 = 68548,68 руб., итого: 188979,48; 2004 г. - ставка 1,944 с учетом коэффициента 1,1 = 2,1384 руб. за кв. м (коэффициент определен на основании ст. 7 ФЗ РФ N 117-ФЗ от 07.07.2003), 2,1384 руб. x 84628 кв. м = 180969 руб.
Полный расчет земельного налога с 1994 года по настоящий момент: ср. ставка 1,5 руб. (1994 г.) x (коэф. 1994 г.) 50 руб. x (коэф. 1995 г.) 2 x (коэф. 1996 г.) 1,5 x (коэф. 1997 г.) 2 / (коэф. 1998 г. деноминация) 1000 x (коэф. 1999 г.) 2 x (коэф. 2000 г.) 1,2 x (коэф. 2001 г.) ставка сохранена x (коэф. 2002 г.) ставка сохранена x (коэф. 2003 г.) 1,8 x (коэф. 2004 г.) 1.1.
На основании произведенного в соответствии с законодательством расчета ОАО "Мосхим" осуществляет оплату земельного налога, что подтверждается прилагаемыми платежными поручениями за 2003 и 2004 гг.
ИФНС РФ по г. Ногинску определяет ставки земельного налога для ОАО "Мосхим", исходя из следующего расчета: ср. ставка 1,5 руб. (1994 г.) x (коэф. 1994 г.) 50 руб. x (коэф. 1995 г.) 2 x (коэф. 1996 г.) 1,5 x (коэф. 1997 г.) 2 / (коэф. 1998 г. деноминация) 1000 x (коэф. 1999 г.) 2 x (коэф. 2000 г.) 1,2 x (коэф. 2001 г.) ставка сохранена x (коэф. 2002 г.) 2 x (коэф. 2003 г.) 1,8 x (коэф. 2004 г.) 1,1 x (коэф. по град. зонам, табл. N 2) 4 x (коэф. за счет статуса города, табл. N 3) 2.5. Таким образом, ИФНС РФ при расчете общей суммы земельного налога для ОАО "Мосхим" исходит из ставок земельного налога: 2003 г. - 38,88 руб./кв. м; 2004 г. - 42,77 руб./кв. м.
Суд считает обоснованным применение ИФНС коэффициента 2,0 в соответствии с ФЗ N 163-ФЗ от 14.12.2001, потому сумма налога, пеней и штрафа в общей сумме 512265 руб. 57 коп. доначислена правомерно.
Суд считает требования заявителя в остальной части подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 21 Закона РФ "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" земельный налог относится к местным налогам. Пункт 2 ст. 21 Закона предусматривает, что земельный налог устанавливается законодательным актом Российской Федерации и взимается на всей ее территории. При этом конкретные ставки земельного налога устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации или решениями органов государственной власти краев, областей, автономной области, автономных округов, районов, городов и иных административно-территориальных образований.
Какие-либо иные нормативные акты законодательства о налогах и сборах не должны применяться при исчислении земельного налога в отношении земельного участка, используемого обществом. В частности, при исчислении земельного налога не должны применяться коэффициенты к ставке земельного налога 2,5 и 4, установленные законом Московской области "О плате за землю в Московской области" от 16.06.1995 N 18/95-03, как противоречащие Закону РФ "О плате за землю" от 11.10.1991 N 1738-1.
Коэффициент 4 применяется согласно Приложению N 2 (таблица N 2) Закона РФ "О плате за землю" для земель повышенной рекреационной ценности, в частности, курортных районов и зон отдыха.
Поскольку законодательство о налогах и сборах и Закон РФ "О плате за землю" не содержит определения термина "курортная зона", то в соответствии со ст. 11 НК РФ этот термин следует применять в том значении, в каком он используется в Законе РФ N 26-ФЗ.
Законом РФ "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах" от 23.02.1995 N 26-ФЗ предусмотрено, что курорт - это освоенная и используемая в лечебно-профилактических целях особо охраняемая природная территория, располагающая лечебными ресурсами и необходимыми для их эксплуатации зданиями и сооружениями, включая объекты инфраструктуры (ст. 1 Закона N 26-ФЗ).
Границы и режим курортов федерального значения утверждаются Правительством РФ, а для курортов регионального и местного значения - исполнительными органами государственной власти субъектов РФ (ст. 16 Закона N 26-ФЗ).
Признание территории курортом и определение границ курорта осуществляется либо Правительством РФ, либо органами государственной власти субъектов РФ. Поскольку земли г. Старая Купавна в установленном порядке не признаны курортом, а также не определены границы курорта, то такие земли не следует считать курортной зоной, а потому не следует применять коэффициент 4 при исчислении земельного налога в отношении земель, расположенных в г. Старая Купавна Московской области.
В части применения повышающего коэффициента 2,5, установленного согласно ст. 9 Закона Московской области Приложением N 7 к Закону, суд согласен с позицией заявителя, так как коэффициенты увеличения средней ставки земельного налога за счет статуса города, развития социально-курортного потенциала могут применяться только к городам, имеющим численность населения свыше 100 тыс. человек, к которым г. Старая Купавна не относится, так имеет численность населения 25 тыс. человек.
Учитывая указанное, суд считает, что требования заявителя подлежат удовлетворению в части признания недействительным решения по доначислению земельного налога с учетом коэффициентов 4 - по землям высокой рекреационной ценности и 2,5 - за счет статуса города.
Руководствуясь ст. ст. 167 - 170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ, суд
РЕШИЛ:
признать недействительным решение ИФНС России по г. Ногинску N 94 от 07.06.2005 о привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения ОАО "Мосхим" в части доначисления земельного налога в сумме 6169980 руб. 51 коп., пеней - 1124704 руб. 61 коп., штрафа - 1233996 руб. 30 коп.
В остальной части иска отказать.
Возвратить ОАО "Мосхим" государственную пошлину 2000 рублей, уплаченную по квитанции N 0252 от 05.07.2005.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)