Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ СЕМНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 30.09.2008 N 17АП-5845/2008-АК ПО ДЕЛУ N А60-9318/2008

Разделы:
Налог на игорный бизнес

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 30 сентября 2008 г. N 17АП-5845/2008-АК


Дело N А60-9318/2008

Резолютивная часть постановления объявлена 29.09.2008 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 30.09.2008 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Богдановой Р.А.,
судей Борзенковой И.В., Грибиниченко О.Г.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Голомолзиной Н.И.
при участии:
от заявителя (ООО "Инвестиционная Компания "Золотой стандарт") - не явился, извещен,
от ответчика (Межрайонная ИФНС России N 21 по Свердловской области) -
не явился, извещен,
третье лицо (ИФНС России по Октябрьскому району г. Екатеринбурга) - не явилось, извещено,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу ответчика
Межрайонной ИФНС России N 21 по Свердловской области
на решение Арбитражного суда Свердловской области от 02 июля 2008 года
по делу N А60-9318/2008,
принятое судьей Присухиной Н.Н.
по заявлению ООО "Инвестиционная Компания "Золотой стандарт"
к Межрайонной ИФНС России N 21 по Свердловской области
третьи лица: ИФНС России по Октябрьскому району г. Екатеринбурга
о признании недействительным решения
установил:

ООО "ИК "Золотой стандарт" обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной ИФНС России N 21 по Свердловской области от 28.12.2007 г. N 2067.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 02.07.2008 г. заявленные требования удовлетворены. Суд первой инстанции исходил из того, что налогоплательщик при подаче уточненной налоговой декларации по налогу на игорный бизнес за июль 2005 г. правомерно, руководствуясь ст. 9 Федерального закона "О государственной поддержке малого предпринимательства в РФ", применил ставку налога, действующую в период его регистрации.
Не согласившись с данным судебным актом, налоговый орган обратился с апелляционной жалобой, согласно которой просит решение суда отменить. Инспекция полагает, что оснований для распространения на заявителя гарантий, предусмотренных ст. 9 Федерального закона "О государственной поддержке малого предпринимательства" не имеется, при этом, уплата налога на игорный бизнес налогоплательщиком должна производится по действующим в налоговом периоде ставкам, независимо от того, когда он зарегистрирован в качестве субъекта предпринимательской деятельности. Считает, что налогоплательщику (получившему лицензию на данный вид деятельности 23.08.2004 г.) был известен установленный главой 29 НК РФ (введенной в действие 01.01.2004 г.) порядок налогообложения налогом на игорный бизнес, который предусматривал возможность изменения ставки субъектом РФ, которая была реализована Законом Свердловской области N 36-О от 27.11.2003 г. Следовательно, положение налогоплательщика не ухудшилось, т.к. установленный порядок налогообложения с начала осуществления деятельности в сфере игорного бизнеса, не изменился.
Общество письменный отзыв на жалобу не представило.
Стороны и третье лицо, надлежащим образом извещенные о месте и времени судебного разбирательства, представителей в судебное заседание не направили. Данное обстоятельство в силу п. 2, 3 ст. 156 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. 266, 268 АПК РФ.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, пришел к выводу о том, что обжалуемое решение соответствует действующему законодательству, оснований для его отмены не имеется.
В соответствии со статьями 364, 365, 366, 369 НК РФ налогоплательщиками налога на игорный бизнес признаются организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие предпринимательскую деятельность в сфере игорного бизнеса; к объектам налогообложения налогом на игорный бизнес относятся игровые автоматы - специальное оборудование (механическое, электрическое, электронное или иное техническое оборудование), установленное организатором игорного заведения и используемое для проведения азартных игр с любым видом выигрыша без участия в указанных играх представителей игорного заведения; объект налогообложения подлежит регистрации в налоговом органе по месту его установки не позднее чем за два рабочих дня до даты установки каждого объекта и считается зарегистрированным с даты представления налогоплательщиком в налоговый орган заявления о регистрации объекта налогообложения; выбывшим - с даты представления налогоплательщиком в налоговый орган заявления о регистрации изменений (уменьшений) количества объектов налогообложения.
Пунктом 1 ст. 370 НК РФ предусмотрено, что сумма налога на игорный бизнес исчисляется налогоплательщиком самостоятельно как произведение налоговой базы, установленной по каждому объекту налогообложения, и ставки налога, установленной для каждого объекта налогообложения.
В силу статей 367, 368 НК РФ предусматривают, что по каждому из объектов налогообложения налоговая база определяется отдельно как общее количество соответствующих объектов; налоговым периодом признается календарный месяц.
При исчислении налога применяются налоговые ставки, которые устанавливаются законами субъектов Российской Федерации, при этом за один игровой автомат установлены пределы налоговой ставки от 1500 до 7500 рублей.
ООО "ИК "Золотой стандарт" зарегистрировано в качестве юридического лица 14.06.2002 г. и осуществляет свою деятельность по организации и содержанию тотализаторов и игорных заведений на основании лицензии N 005243, выданной 23.08.200 г. Федеральным агентством по физической культуре, спорту и туризму сроком до 23.08.2009 г.
За июль 2005 года ООО "ИК "Золотой стандарт" представило в налоговую инспекцию декларацию по налогу на игорный бизнес, применив размер налоговой ставки по указанному налогу 3750 рублей за один игровой автомат. Налог на игорный бизнес за июль 2005 года уплачен налогоплательщиком 22.08.2005 г. в сумме 93750 рублей (платежное поручение N 1166).
07.08.2007 г. ООО "ИК "Золотой стандарт" представило уточненную налоговую декларацию по налогу на игорный бизнес за июль 2005 года на 25 игровых автоматов, которые зарегистрированы до 15 числа отчетного периода, 0 единиц зарегистрированы после 15 числа отчетного периода, что позволило налогоплательщику применить 1/2 ставки налога. При этом при расчете налога заявитель применил налоговую ставку в размере 800 рублей за каждый объект налогообложения, установленную на момент его государственной регистрации в качестве юридического лица. Сумма налога, подлежащая уплате, составила 20000 рублей.
В ходе проведения камеральной проверки налоговой инспекцией сделан вывод о том, что налогоплательщику следовало начислить налог на игорный бизнес за июль 2005 года в сумме 93750 рублей, сумма доначисленного налога составила 73750 рублей.
По мнению инспекции, в проверяемый период заявитель обязан был исчислить налог на игорный бизнес по ставке, действовавшей на территории Свердловской области с 01.01.2005 г. по 31.12.2005 г. - 3750 руб., установленной на этот период Законом Свердловской области от 27.11.2003 г. N 36-ОЗ.
Налоговым органом по итогам проверки составлен акт от 01.11.2007 г. N 833 и принято решение от 28.12.2007 г. N 2067, согласно которому ООО "ИК "Золотой стандарт" была зачтена сумма налога на игорный бизнес за июль 2005 года в сумме 73750 рублей за счет уплаченной ранее суммы.
Судом первой инстанции установлено, что согласно численности работников малого предприятии заявитель в 2005 году являлся субъектом малого предпринимательства.
Согласно статье 3 Федерального закона N 88-ФЗ, утратившего силу с 01.01.2008, под субъектами малого предпринимательства понимались коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов не превышала 25 процентов, доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, не превышала 25 процентов и в которых средняя численность работников за отчетный период не превышала следующих предельных уровней (малые предприятия): в промышленности - 100 человек; в строительстве - 100 человек; на транспорте - 100 человек; в сельском хозяйстве - 60 человек; в научно-технической сфере - 60 человек; в оптовой торговле - 50 человек; в розничной торговле и бытовом обслуживании населения - 30 человек; в остальных отраслях и при осуществлении других видов деятельности - 50 человек.
Заявителем представлены расчетные ведомости по средствам фонда социального страхования Российской Федерации, из которых усматривается, что с момента государственной регистрации заявителя в качестве юридического лица по 2006 год (включительно) средняя численность работников не превышала предельного уровня численности, установленного статьей 3 Федерального закона N 88-ФЗ, из учредительного договора, устава общества следует, что его участниками не являются Российской Федерации, субъекты Российской Федерации, общественные и религиозные организации (объединения), благотворительные и иные фонды, одно или несколько юридических лиц, не являющихся субъектами малого предпринимательства.
Данное обстоятельство налоговым органом не оспорено.
Однако инспекция ссылается на то, что обществу (получившему лицензию на данный вид деятельности 23.08.2004 г.) был известен установленный главой 29 НК РФ (введенной в действие 01.01.2004 г.) порядок налогообложения налогом на игорный бизнес, который предусматривал возможность изменения ставки субъектом РФ, которая была реализована Законом Свердловской области N 36-О от 27.11.2003 г. Следовательно, положение налогоплательщика не ухудшилось, т.к. установленный порядок налогообложения с начала осуществления деятельности в сфере игорного бизнеса, не изменился.
Указанная позиция налогового органа является ошибочной.
В силу статьи 5 Закона Российской Федерации от 31.07.1998 N 142-ФЗ "О налоге на игорный бизнес" (действовавшего в период регистрации заявителя в качестве юридического лица), за один игровой автомат была определена налоговая ставка 750 рублей. Согласно статье 2 данного Закона конкретные единые размеры ставок налога для всех игорных заведений, находящихся на территориях субъектов Российской Федерации, превышающие минимальные размеры ставок налога, установленные пунктом 1 настоящей статьи, определяются законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации. При этом законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации вправе увеличивать конкретные размеры минимальных ставок налога, но не более чем в пять раз.
На территории Свердловской области ставки налога на игорный бизнес были установлены Законом Свердловской области от 24.11.2000 N 32-ОЗ "О ставках налога на игорный бизнес в Свердловской области", согласно подпункту 2 статьи 2 которого (в редакции, действовавшей на момент государственной регистрации заявителя в качестве юридического лица) ставка налога на игорный бизнес за каждый игровой автомат определена в размере - 8 минимальных размеров оплаты труда, что составляло 800 рублей.
Согласно абз. 2 ч. 1 ст. 9 Федерального закона N 88-ФЗ в случае, если изменения налогового законодательства создают менее благоприятные условия для субъектов малого предпринимательства по сравнению с ранее действовавшими условиями, то в течение первых четырех лет своей деятельности указанные субъекты подлежат налогообложению в том же порядке, который действовал на момент их государственной регистрации.
Из анализа указанной нормы следует, что данная льгота распространяется именно на субъекты предпринимательской деятельности в течение первых четырех лет деятельности с момента их государственной регистрации, а не на объекты налогообложения.
В соответствии со ст. 17 НК РФ налоговая ставка является элементом налогообложения.
Ухудшение условий для субъектов малого предпринимательства может заключаться как в возложении на них дополнительного налогового бремени, в том числе в увеличении ставки налога, так и в необходимости исполнять иные, ранее не предусмотренные законодательством обязанности по исчислению и уплате налога, за неисполнение которых применяются меры налоговой ответственности. Поэтому новая норма налогового законодательства не применяется к длящимся правоотношениям, возникшим до дня официального введения нового закона, в силу абзаца второго ч. 1 ст. 9 Федерального закона N 88-ФЗ (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 07.02.2002 г. N 37-О, от 05.06.2003 г. N 277-О, от 09.07.2004 г. N 242-О, Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 19.06.2003 г. N 11-П).
В Постановлении Президиума ВАС РФ от 17.07.2007 г. N 3597/07 изложена правовая позиция в отношении применения ст. 9 Закона, согласно которой такое обстоятельство как утрата статьей 9 Закона силы с 01.01.2005 г. на основании Федерального закона от 22.08.2004 г. N 122-ФЗ не повлияло на право субъекта малого предпринимательства, возникшее до отмены названной нормы, использовать предоставленные ему гарантии до истечения четырехлетнего срока с момента его государственной регистрации.
В этом Постановлении отмечено, что положения указанной нормы гарантируют субъектам малого предпринимательства стабильность режима налогообложения в течение первых четырех лет их деятельности с момента государственной регистрации, а не с момента получения разрешения на занятие конкретным видом деятельности (лицензии).
При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется, решение суда первой инстанции следует оставить без изменения.
Руководствуясь ст. 176, 258, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:

решение Арбитражного суда Свердловской области от 02.07.2008 г. оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев с даты его вынесения через Арбитражный суд Свердловской области.
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru.
Председательствующий
Р.А.БОГДАНОВА

Судьи
И.В.БОРЗЕНКОВА
О.Г.ГРИБИНИЧЕНКО
















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)