Судебные решения, арбитраж
Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
от 7 июня 2004 года Дело N А05-13515/03-738/22
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Ломакина С.А., судей Асмыковича А.В., Кирейковой Г.Г., рассмотрев 07.06.2004 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Архангельску на решение Арбитражного суда Архангельской области от 23.01.2004 по делу N А05-13515/03-738/22 (судья Хромцов В.Н.),
Общество с ограниченной ответственностью "Кардинал" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением о признании недействительным решения Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Архангельску (далее - инспекция) от 02.09.2003 N 17-23/17917 и обязании инспекции исполнить заявление общества от 02.06.2003 в части возврата излишне уплаченного в 2000 - 2002 годах земельного налога в сумме 179400 руб.
Решением суда от 23.01.2004 требования общества удовлетворены полностью.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе инспекция, указывая на нарушение судом норм материального права, просит отменить решение суда и принять новое. По мнению инспекции, установленные Законом Российской Федерации "О плате за землю" средние ставки земельного налога применяются с учетом коэффициентов, установленных Федеральными законами "О федеральном бюджете на 2000 год" (статья 18) от 31.12.99 N 227-ФЗ (далее - Закон N 227-ФЗ), "О федеральном бюджете на 2001 год" (статья 12) от 27.12.2000 N 150-ФЗ (далее - Закон N 150-ФЗ), "О федеральном бюджете на 2002 год" (статья 14) от 30.12.2001 N 194-ФЗ (далее - Закон N 194-ФЗ). Данные законы ежегодно увеличивают размер ставки земельного налога относительно ставки, действовавшей в предыдущем году, на коэффициенты, указанных в них.
Стороны о времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом, однако представители в суд не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Как видно из материалов дела и установлено судом первой инстанции, общество 02.06.2003 представило в инспекцию уточненные налоговые декларации по земельному налогу за 2000 - 2002 годы по земельному участку, расположенному по адресу: Архангельская область, город Архангельск, Маймаксанский округ, ул. Победы, д. 43, и одновременно подало заявление о возврате излишне уплаченного земельного налога за указанные периоды в сумме 187200 руб. В уточненных декларациях сумма земельного налога рассчитана налогоплательщиком без учета повышающих коэффициентов, установленных Законами N 227-ФЗ, N 150-ФЗ и N 194-ФЗ. По мнению общества, сумма излишне уплаченного земельного налога за указанные периоды с учетом представленных уточненных деклараций составила 179400 руб.
Инспекция провела камеральную проверку уточненных деклараций, о чем составила акт от 30.07.2003 N 17-23/13-3053. На основании материалов проверки принято решение от 02.09.2003 N 17-23/17917 "об отказе уменьшения из бюджета земельного налога". По мнению инспекции, общество в представленных уточненных декларациях неправомерно занизило ставки земельного налога за 2000 - 2002 годы и соответственно неправомерно уменьшило налог за 2000 год на 15600 руб., за 2001 год на 54600 руб. и за 2002 год на 109200 руб.
Общество не согласилось с решением инспекции и оспорило его в арбитражный суд.
Суд первой инстанции удовлетворил требования общества полностью, указав на то, что действие коэффициентов, установленных Законами N 227-ФЗ, N 150-ФЗ и N 194-ФЗ, ограничивается соответственно 2000, 2001 и 2002 годами.
Кассационная инстанция считает решение суда ошибочным и подлежащим отмене.
В соответствии со статьей 21 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" земельный налог отнесен к местным налогам и сборам. В пункте 2 названной статьи указано, что земельный налог устанавливается законодательными актами Российской Федерации и взимается на всей ее территории. Конкретные ставки этого налога определяются законодательными актами республик в составе Российской Федерации или решениями органов государственной власти краев, областей, автономной области, автономных округов, районов, городов и иных административно-территориальных образований.
Согласно статье 8 Закона РФ "О плате за землю" налог на городские (поселковые) земли определяется на основе средних ставок. Средние ставки дифференцируются по местоположению и зонам различной градостроительной ценности территории.
До 1999 года в городе Архангельске действовали ставки, установленные Положением о плате за землю в городе Архангельске, утвержденным Архангельским городским Советом депутатов от 27.05.97 N 56.
Решением Архангельского городского Совета депутатов от 24.12.98 N 337 "О ценовом зонировании территории муниципального образования "Город Архангельск" утверждены схема ценового зонирования муниципального образования "Город Архангельск", границы ценовых зон селитебных земель и земель, занятых промышленными предприятиями, а также коэффициенты дифференциации средних ставок земельного налога и базовые ставки земельного налога. Ставки налога введены в действие с 01.01.99.
Ставка налога на землю земельного участка, которым пользуется общество (зона П-9), установлена в размере 0,52 руб. за кв.м.
Согласно статье 18 Закона Российской Федерации "О федеральном бюджете на 2000 год" ставки земельного налога и арендной платы, действовавшие в 1999 году, применяются в 2000 году для всех категорий земель с коэффициентом "1,2".
В соответствии со статьей 12 Закона Российской Федерации "О федеральном бюджете на 2001 год" ставки земельного налога и арендной платы, действовавшие в 2000 году, применяются в 2001 году для всех категорий земель.
В силу Закона Российской Федерации "Об индексации ставок земельного налога" и статьи 14 Закона Российской Федерации "О федеральном бюджете на 2002 год" ставки земельного налога и арендной платы, действовавшие в 2001 году, применяются в 2002 году для всех категорий земель с коэффициентом "2".
Такая формулировка законов позволяет сделать вывод о том, что под ставкой земельного налога, на основании которой производится начисление налога за конкретный налоговый период, следует понимать ставку, установленную местными представителями органов власти, увеличенную на поправочные коэффициенты предыдущих налоговых периодов и коэффициент, определенный законом о федеральном бюджете на текущий год, за который производится уплата в бюджет. То есть коэффициенты, установленные законами о федеральном бюджете, перемножаются.
Такая позиция изложена и в постановлении Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.03.04 N 5063/03 и решении Верховного суда Российской Федерации от 20.01.04 N ГКПИ 03-1422, а также в определениях Конституционного Суда Российской Федерации от 12.05.2003 N 186-О и от 06.02.2004 N 48-О.
Коэффициенты на 2002 год установлены Законом Российской Федерации "Об индексации ставок земельного налога" от 05.12.01, опубликованным 17.12.01, и статьей 14 Закона Российской Федерации "О федеральном бюджете на 2002 год", опубликованным 31.12.01.
В данном случае налоговой инспекцией не учтено, что указанный коэффициент в 2002 году подлежал применению только с 01.02.02, так как в соответствии с определением Конституционного суда Российской Федерации от 12.05.03 нормами Федерального закона "Об индексации ставок земельного налога" и статьей 14 Федерального закона "О федеральном бюджете на 2002 год", установившими новые средние ставки земельного налога, конституционное требование о недопустимости придания обратной силы законам, ухудшающим положение налогоплательщиков, нарушено не было, как не было нарушено и требование о соблюдении определенного разумного срока, по истечении которого возникает обязанность каждого платить законно установленные налоги и сборы, с тем, чтобы не нарушался конституционный режим стабильных условий хозяйствования, выводимый, в частности, из статей 8 (часть 1) и 34 (часть 1) Конституции Российской Федерации.
Таким образом, судом неправильно применены нормы материального права, выводы, содержащиеся в решении суда, не соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, что в силу подпункта 3 пункта 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для их отмены и направления дела на новое рассмотрение в соответствующий арбитражный суд.
При новом рассмотрении суду следует установить, как общество первоначально исчисляло налог. Для этого необходимо предложить налогоплательщику представить первоначальные налоговые декларации по земельному налогу и подробный расчет налога, определить сумму налога, подлежащую уплате за указанные периоды и излишне уплаченную обществом, исходя из приведенных выше норм законодательства и из того, что коэффициент "2", введенный на 2002 год, следовало применять только с 01.02.02. Инспекции следует предложить представить расчет земельного налога, который общество должно уплатить с учетом настоящего постановления.
Кроме того, следует учесть, что до 1999 года земельный налог в Архангельске уплачивался в соответствии с Положением о плате за землю в городе Архангельске, утвержденным Архангельским городским Советом депутатов от 27.05.97 N 56, а с 1999 года введено в действие решение Архангельского городского Совета депутатов от 24.12.98 N 337 "О ценовом зонировании территории муниципального образования "Город Архангельск", согласно которому утверждена схема ценового зонирования муниципального образования "Город Архангельск". Суду необходимо определить, применяется ли в этом случае коэффициент "2", установленный статьей 15 Закона Российской Федерации "О федеральном бюджете на 1999 год", согласно которому ставки земельного налога, действовавшие в 1998 году, применяются в 1999 году с коэффициентом "2", при исчислении земельного налога в 2000 - 2002 годах.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 286 и 287 (пункт 3 части 1) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
решение Арбитражного суда Архангельской области от 23.01.2004 по делу N А05-13515/03-738/22 отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в первую инстанцию того же суда.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА ОТ 07.06.2004 N А05-13515/03-738/22
Разделы:Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 7 июня 2004 года Дело N А05-13515/03-738/22
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Ломакина С.А., судей Асмыковича А.В., Кирейковой Г.Г., рассмотрев 07.06.2004 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Архангельску на решение Арбитражного суда Архангельской области от 23.01.2004 по делу N А05-13515/03-738/22 (судья Хромцов В.Н.),
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Кардинал" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением о признании недействительным решения Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Архангельску (далее - инспекция) от 02.09.2003 N 17-23/17917 и обязании инспекции исполнить заявление общества от 02.06.2003 в части возврата излишне уплаченного в 2000 - 2002 годах земельного налога в сумме 179400 руб.
Решением суда от 23.01.2004 требования общества удовлетворены полностью.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе инспекция, указывая на нарушение судом норм материального права, просит отменить решение суда и принять новое. По мнению инспекции, установленные Законом Российской Федерации "О плате за землю" средние ставки земельного налога применяются с учетом коэффициентов, установленных Федеральными законами "О федеральном бюджете на 2000 год" (статья 18) от 31.12.99 N 227-ФЗ (далее - Закон N 227-ФЗ), "О федеральном бюджете на 2001 год" (статья 12) от 27.12.2000 N 150-ФЗ (далее - Закон N 150-ФЗ), "О федеральном бюджете на 2002 год" (статья 14) от 30.12.2001 N 194-ФЗ (далее - Закон N 194-ФЗ). Данные законы ежегодно увеличивают размер ставки земельного налога относительно ставки, действовавшей в предыдущем году, на коэффициенты, указанных в них.
Стороны о времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом, однако представители в суд не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Как видно из материалов дела и установлено судом первой инстанции, общество 02.06.2003 представило в инспекцию уточненные налоговые декларации по земельному налогу за 2000 - 2002 годы по земельному участку, расположенному по адресу: Архангельская область, город Архангельск, Маймаксанский округ, ул. Победы, д. 43, и одновременно подало заявление о возврате излишне уплаченного земельного налога за указанные периоды в сумме 187200 руб. В уточненных декларациях сумма земельного налога рассчитана налогоплательщиком без учета повышающих коэффициентов, установленных Законами N 227-ФЗ, N 150-ФЗ и N 194-ФЗ. По мнению общества, сумма излишне уплаченного земельного налога за указанные периоды с учетом представленных уточненных деклараций составила 179400 руб.
Инспекция провела камеральную проверку уточненных деклараций, о чем составила акт от 30.07.2003 N 17-23/13-3053. На основании материалов проверки принято решение от 02.09.2003 N 17-23/17917 "об отказе уменьшения из бюджета земельного налога". По мнению инспекции, общество в представленных уточненных декларациях неправомерно занизило ставки земельного налога за 2000 - 2002 годы и соответственно неправомерно уменьшило налог за 2000 год на 15600 руб., за 2001 год на 54600 руб. и за 2002 год на 109200 руб.
Общество не согласилось с решением инспекции и оспорило его в арбитражный суд.
Суд первой инстанции удовлетворил требования общества полностью, указав на то, что действие коэффициентов, установленных Законами N 227-ФЗ, N 150-ФЗ и N 194-ФЗ, ограничивается соответственно 2000, 2001 и 2002 годами.
Кассационная инстанция считает решение суда ошибочным и подлежащим отмене.
В соответствии со статьей 21 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" земельный налог отнесен к местным налогам и сборам. В пункте 2 названной статьи указано, что земельный налог устанавливается законодательными актами Российской Федерации и взимается на всей ее территории. Конкретные ставки этого налога определяются законодательными актами республик в составе Российской Федерации или решениями органов государственной власти краев, областей, автономной области, автономных округов, районов, городов и иных административно-территориальных образований.
Согласно статье 8 Закона РФ "О плате за землю" налог на городские (поселковые) земли определяется на основе средних ставок. Средние ставки дифференцируются по местоположению и зонам различной градостроительной ценности территории.
До 1999 года в городе Архангельске действовали ставки, установленные Положением о плате за землю в городе Архангельске, утвержденным Архангельским городским Советом депутатов от 27.05.97 N 56.
Решением Архангельского городского Совета депутатов от 24.12.98 N 337 "О ценовом зонировании территории муниципального образования "Город Архангельск" утверждены схема ценового зонирования муниципального образования "Город Архангельск", границы ценовых зон селитебных земель и земель, занятых промышленными предприятиями, а также коэффициенты дифференциации средних ставок земельного налога и базовые ставки земельного налога. Ставки налога введены в действие с 01.01.99.
Ставка налога на землю земельного участка, которым пользуется общество (зона П-9), установлена в размере 0,52 руб. за кв.м.
Согласно статье 18 Закона Российской Федерации "О федеральном бюджете на 2000 год" ставки земельного налога и арендной платы, действовавшие в 1999 году, применяются в 2000 году для всех категорий земель с коэффициентом "1,2".
В соответствии со статьей 12 Закона Российской Федерации "О федеральном бюджете на 2001 год" ставки земельного налога и арендной платы, действовавшие в 2000 году, применяются в 2001 году для всех категорий земель.
В силу Закона Российской Федерации "Об индексации ставок земельного налога" и статьи 14 Закона Российской Федерации "О федеральном бюджете на 2002 год" ставки земельного налога и арендной платы, действовавшие в 2001 году, применяются в 2002 году для всех категорий земель с коэффициентом "2".
Такая формулировка законов позволяет сделать вывод о том, что под ставкой земельного налога, на основании которой производится начисление налога за конкретный налоговый период, следует понимать ставку, установленную местными представителями органов власти, увеличенную на поправочные коэффициенты предыдущих налоговых периодов и коэффициент, определенный законом о федеральном бюджете на текущий год, за который производится уплата в бюджет. То есть коэффициенты, установленные законами о федеральном бюджете, перемножаются.
Такая позиция изложена и в постановлении Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.03.04 N 5063/03 и решении Верховного суда Российской Федерации от 20.01.04 N ГКПИ 03-1422, а также в определениях Конституционного Суда Российской Федерации от 12.05.2003 N 186-О и от 06.02.2004 N 48-О.
Коэффициенты на 2002 год установлены Законом Российской Федерации "Об индексации ставок земельного налога" от 05.12.01, опубликованным 17.12.01, и статьей 14 Закона Российской Федерации "О федеральном бюджете на 2002 год", опубликованным 31.12.01.
В данном случае налоговой инспекцией не учтено, что указанный коэффициент в 2002 году подлежал применению только с 01.02.02, так как в соответствии с определением Конституционного суда Российской Федерации от 12.05.03 нормами Федерального закона "Об индексации ставок земельного налога" и статьей 14 Федерального закона "О федеральном бюджете на 2002 год", установившими новые средние ставки земельного налога, конституционное требование о недопустимости придания обратной силы законам, ухудшающим положение налогоплательщиков, нарушено не было, как не было нарушено и требование о соблюдении определенного разумного срока, по истечении которого возникает обязанность каждого платить законно установленные налоги и сборы, с тем, чтобы не нарушался конституционный режим стабильных условий хозяйствования, выводимый, в частности, из статей 8 (часть 1) и 34 (часть 1) Конституции Российской Федерации.
Таким образом, судом неправильно применены нормы материального права, выводы, содержащиеся в решении суда, не соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, что в силу подпункта 3 пункта 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для их отмены и направления дела на новое рассмотрение в соответствующий арбитражный суд.
При новом рассмотрении суду следует установить, как общество первоначально исчисляло налог. Для этого необходимо предложить налогоплательщику представить первоначальные налоговые декларации по земельному налогу и подробный расчет налога, определить сумму налога, подлежащую уплате за указанные периоды и излишне уплаченную обществом, исходя из приведенных выше норм законодательства и из того, что коэффициент "2", введенный на 2002 год, следовало применять только с 01.02.02. Инспекции следует предложить представить расчет земельного налога, который общество должно уплатить с учетом настоящего постановления.
Кроме того, следует учесть, что до 1999 года земельный налог в Архангельске уплачивался в соответствии с Положением о плате за землю в городе Архангельске, утвержденным Архангельским городским Советом депутатов от 27.05.97 N 56, а с 1999 года введено в действие решение Архангельского городского Совета депутатов от 24.12.98 N 337 "О ценовом зонировании территории муниципального образования "Город Архангельск", согласно которому утверждена схема ценового зонирования муниципального образования "Город Архангельск". Суду необходимо определить, применяется ли в этом случае коэффициент "2", установленный статьей 15 Закона Российской Федерации "О федеральном бюджете на 1999 год", согласно которому ставки земельного налога, действовавшие в 1998 году, применяются в 1999 году с коэффициентом "2", при исчислении земельного налога в 2000 - 2002 годах.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 286 и 287 (пункт 3 части 1) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 23.01.2004 по делу N А05-13515/03-738/22 отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в первую инстанцию того же суда.
Председательствующий
ЛОМАКИН С.А.
Судьи
АСМЫКОВИЧ А.В.
КИРЕЙКОВА Г.Г.
ЛОМАКИН С.А.
Судьи
АСМЫКОВИЧ А.В.
КИРЕЙКОВА Г.Г.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)