Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА ОТ 27.04.2004 ПО ДЕЛУ N А72-8871/03-Л650

Разделы:
Земельный налог

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
кассационной инстанции по проверке законности и
обоснованности решений (определений, постановлений)
арбитражных судов, вступивших в законную силу


от 27 апреля 2004 года Дело N А72-8871/03-Л650

Федеральный арбитражный суд Поволжского округа рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Засвияжскому району г. Ульяновска
на решение от 22 декабря 2003 г. и Постановление апелляционной инстанции от 16 февраля 2004 г. по делу N А72-8871/03-Л650 Арбитражного суда Ульяновской области
по заявлению ОАО "Комплексный технический центр "Металлоконструкция" к Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Засвияжскому району г. Ульяновска о признании незаконными решения налогового органа N 444-04 от 26.09.2003 и требований об уплате налога и налоговых санкций N 5110 и 5111,

УСТАНОВИЛ:

Открытое акционерное общество "Комплексный технический центр "Металлоконструкция" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением с учетом уточнений о признании незаконными решения Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Засвияжскому району г. Ульяновска (далее - Налоговая инспекция) от 26.09.2003 N 444-04 о привлечении Общества к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, выразившегося в неуплате сумм земельного налога в результате неправильного применения ставки налога.
Решением от 22.12.2003, оставленным без изменения Постановлением апелляционной инстанции Арбитражного суда от 16.02.2004, заявленные требования удовлетворены.
В кассационной жалобе Налоговая инспекция просит отменить оба судебных акта в связи с неправильным применением норм материального и процессуального права и оставить без удовлетворения заявление Общества.
По мнению заявителя кассационной жалобы, суды первой и апелляционной инстанций ошибочно сделали вывод о том, что применение к ставке земельного налога повышающего коэффициента, установленного бюджетным законодательством на определенный год, ограничивается соответствующим годом. Как считает налоговый орган, ставка земельного налога представляет собой величину налоговых исчислений с учетом повышающих коэффициентов предыдущих лет.
В отзыве на кассационную жалобу Общество возражает против изложенных в ней доводов и просит оставить ее без удовлетворения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, заслушав представителей сторон в судебном заседании, суд кассационной инстанции приходит к следующему.
Как следует из материалов дела, Общество имеет в пользовании земельный участок площадью 26500 кв. м для размещения основного производства на основании государственного акта N А-1625907 от 20.03.91.
На основании ст. 81 Налогового кодекса РФ 21.08.2003 заявитель в адрес ответчика направил уточненные декларации по земельному налогу за 2001, 2002, 2003 гг. и заявление о проведении зачета излишне уплаченных сумм в счет предстоящих платежей за землю.
Решением от 26.090.2003 N 444-04 заявитель был привлечен к налоговой ответственности по п. 1 ст. 122 Налогового кодекса за неуплату сумм земельного налога за 2001 - 2002 гг. в виде штрафа в сумме 24318 руб. 60 коп. Этим же решением Обществу доначислены налог на землю за 2001 - 2003 гг. в сумме 484155 руб. и пени за несвоевременную уплату налога за 2001 - 2002 гг. в сумме 28263 руб. 16 коп.
Решение налогового органа мотивировано тем, что в 2001 г. ставки налога на землю не были пролонгированы, поэтому применялась ставка 2000 г. с учетом ежегодных коэффициентов. В соответствии с Федеральным законом от 14.12.2001 "Об индексации ставок земельного налога" ставки земельного налога, действовавшие в 2001 г., применялись 2002 г. для всех категорий земель с коэффициентом 2. На основании Федерального закона от 24.07.2002 N 110-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса РФ и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации" ставки земельного налога, действовавшие в 2003 г., применяются в 2003 г. с коэффициентом 1,8.
Таким образом, Общество при исчислении земельного налога неправомерно применило заниженные налоговые ставки.
Арбитражные суды первой и апелляционной инстанций, признавая незаконным решение налогового органа, исходили из того, что обязанность налогоплательщиков последовательно присоединять каждый из ежегодно вводимых нормами законов о федеральном бюджете коэффициентов к ставкам земельного налога, устанавливаемым органами власти субъектов Российской Федерации, не предусмотрена ни одним правовым актом.
При исчислении налога налоговый орган, увеличивая ставку налога на поправочный коэффициент текущего года, ошибочно включал в расчет и коэффициент предыдущего года.
По смыслу законов о федеральном бюджете применение к ставкам земельного налога соответствующих коэффициентов ограничивается соответствующим годом. Правовыми актами не предусмотрена обязанность налогоплательщиков последовательно присоединять каждый из ежегодно вводимых нормами законов о федеральном бюджете коэффициентов к ставкам земельного налога.
Судебная коллегия не может согласиться с данным выводом по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 21 Закона Российской Федерации от 27.12.91 N 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" земельный налог относится к местным налогам.
Пункт 2 ст. 21 названного Закона предусматривает, что земельный налог устанавливается законодательным актом Российской Федерации и взимается на всей ее территории. При этом конкретные ставки земельного налога устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации или решениями органов государственной власти краев, областей, автономной области, автономных округов, районов, городов и иных административно-территориальных образований, если иное не предусмотрено законодательным актом Российской Федерации.
В соответствии со ст. 3 Закона Российской Федерации от 11.10.91 N 1738-1 "О плате за землю" (в редакции Федерального закона от 09.08.94 N 22-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР "О плате за землю") размер земельного налога не зависит от результатов хозяйственной деятельности собственников земли, землевладельцев, землепользователей и устанавливается в виде стабильных платежей за единицу земельной площади в расчете на год. Ставка земельного налога пересматривается в связи с изменением не зависящих от пользователя земли условий хозяйствования.
Пунктом 3 ст. 2 Федерального закона от 09.08.94 N 22-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О плате за землю" Правительству Российской Федерации было предписано индексировать ежегодно начиная с 1995 г. установленные Законом Российской Федерации "О плате за землю" ставки земельного налога исходя из динамики изменения минимального размера оплаты труда.
Статьей 12 Федерального закона от 27 декабря 2000 г. N 150-ФЗ "О федеральном бюджете на 2001 год" установлено, что ставки земельного налога и арендной платы, действовавшие в 2000 г., применяются в 2001 г. для всех категорий земель.
Федеральным законом от 14 декабря 2001 г. N 163-ФЗ "Об индексации ставок земельного налога" установлено, что ставки земельного налога и арендной платы, действующие в 2001 г., применяются в 2002 г. для всех категорий земель с коэффициентом 2 (ст. 1 Закона).
Статьей 7 Федерального закона от 24.07.2002 N 110-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса РФ и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации" ставки земельного налога, действовавшие в 2003 г., применяются в 2003 г. с коэффициентом 1,8.
Как отмечено в Постановлении Президиума Высшего арбитражного суда РФ от 23.03.2004 N 5063/03, такая формулировка законов позволяет сделать вывод о том, что под ставкой земельного налога, на основании которой производится начисление налога за конкретный налоговый период, следует понимать ставку, установленную местными представителями органов власти, увеличенную на поправочные коэффициенты предыдущих налоговых периодов и коэффициент, определенный законом о федеральном бюджете на текущий год, за который производится уплата налога в бюджет.
Следовательно, при расчете земельного налога установленные Федеральным законом "О плате за землю" средние ставки земельного налога применяются с учетом индексации (поправочных коэффициентов), определяемой федеральными нормативными актами, и представленный Обществом уточненный расчет по налогу на землю не основан на действующем законодательстве.
Согласно ч. 1 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса РФ неправильное применение норм материального права является основанием для отмены решения, Постановления арбитражного суда первой и апелляционной инстанций.
Поскольку судебными инстанциями не установлены все фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, а именно не выяснен вопрос о своевременной и полной уплате Обществом налога на землю, суд кассационной инстанции не вправе сделать вывод о правомерности или неправомерности решения налогового органа о доначислении налога на землю, пеней и штрафных санкций.
Для выяснения названных обстоятельств дело подлежит направлению на новое рассмотрение в арбитражный суд первой инстанции.
На основании изложенного, руководствуясь п. 3 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса РФ, суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение от 22 декабря 2003 г. и Постановление апелляционной инстанции от 16 февраля 2004 г. Арбитражного суда Ульяновской области по делу N А72-8871/03-Л650 отменить, кассационную жалобу удовлетворить.
Дело направить на новое рассмотрение в арбитражный суд первой инстанции.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)