Судебные решения, арбитраж
Единый налог на вмененный доход (ЕНВД)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 12 ноября 2009 года.
Полный текст постановления изготовлен 16 ноября 2009 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 4 по Республике Татарстан, г. Казань,
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 19.08.2009
по делу N А65-18298/2009
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Лантана", г. Казань, к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 4 по Республике Татарстан о признании незаконным и отмене постановления от 25.06.2009 N 252 о привлечении к административной ответственности,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Лантана" (далее - ООО "Лантана", общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 4 по Республике Татарстан (далее - Инспекция, административный орган) о признании незаконным и отмене постановления от 25.06.2009 N 252 о привлечении к административной ответственности по статье 14.5 КоАП РФ (далее - КоАП РФ).
Решением арбитражного суда от 19.08.2009 заявленные требования удовлетворены, оспоренное постановление административного органа признано незаконным и отменено. Производство по делу об административном правонарушении прекращено.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
Не согласившись с судебным решением, Инспекция обратилась в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит его отменить, в удовлетворении заявления обществу отказать, ссылаясь на правомерность привлечения последнего к административной ответственности и отсутствие оснований для применения положений статьи 1.7 КоАП РФ.
Проверив в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность обжалуемого судебного акта, изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия считает ее не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Как усматривается из материалов дела и установлено судом, сотрудниками Инспекции 18.06.2009 в павильоне N 17, принадлежащем ООО "Лантана" на правах аренды, расположенном по адресу: г. Казань, ул. Мавлютова, 24, торговый комплекс "Азалия", была проведена проверка по соблюдению положений Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" (далее - Федеральный закон N 54-ФЗ).
В ходе проверки было установлено, что при реализации покупателю косметички "Oriflame" на сумму 200 рублей продавцом Кряжевой Т.В. денежный расчет был осуществлен без применения контрольно-кассовой техники. Тем самым, по мнению административного органа, обществом нарушены требования статей 2 и 5 Федерального закона N 54-ФЗ.
По результатам проверки Инспекцией составлены акт от 18.06.2008 N 112490 и протокол об административном правонарушении от 19.06.2009 N 09/272 по статье 14.5 КоАП РФ.
Постановлением Инспекции 25.06.2009 N 252 общество привлечено к административной ответственности по статье 14.5 КоАП РФ и ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 30 000 рублей.
Признавая указанное постановление незаконным, арбитражный суд правомерно исходил из следующего.
Согласно части 1 статьи 2 Федерального закона N 54-ФЗ контрольно-кассовая техника, включенная в Государственный реестр, применяется на территории Российской Федерации в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.
В силу статьи 5 указанного Федерального закона организации (за исключением кредитных организаций) и индивидуальные предприниматели, применяющие контрольно-кассовую технику, обязаны, в частности, выдавать покупателям (клиентам) при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в момент оплаты отпечатанные контрольно-кассовой техникой кассовые чеки.
В соответствии со статьей 14.5 КоАП РФ продажа товаров, выполнение работ либо оказание услуг в организациях торговли либо в иных организациях, осуществляющих реализацию товаров, выполняющих работы либо оказывающих услуги, при отсутствии установленной информации об изготовителе или о продавце либо без применения в установленных федеральным законом случаях контрольно-кассовых машин влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.
В рассматриваемом случае судом установлен факт реализации в ходе проверки продавцом Кряжевой Т.В. покупателю Майоровой Р.Ф. косметички "Oriflame" на сумму 200 рублей без применения контрольно-кассовой техники.
В то же время суд правомерно применил положения статьи 1.7 КоАП РФ.
Согласно части 2 статьи 1.7 КоАП РФ закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено.
Федеральным законом от 17.07.2009 N 162-ФЗ "О внесении изменения в статью 2 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) с использованием платежных карт" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 162-ФЗ) статья 2 Федерального закона N 54-ФЗ дополнена пунктом 2.1, согласно которому организации и индивидуальные предприниматели, являющиеся налогоплательщиками единого налога на вмененный доход (далее - ЕНВД) для отдельных видов деятельности, не подпадающие под действие пунктов 2 и 3 настоящей статьи, при осуществлении видов предпринимательской деятельности, установленных пунктом 2 статьи 346.26 Налогового кодекса Российской Федерации, могут осуществлять наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники при условии выдачи по требованию покупателя (клиента) документа (товарного чека, квитанции или другого документа, подтверждающего прием денежных средств за соответствующий товар (работу, услугу).
Федеральный закон N 162-ФЗ вступил в силу 21.07.2009 со дня его официального опубликования.
Судом установлено, что общество является плательщиком ЕНВД, что подтверждается уведомлением о постановке на учет в налоговом органе в качестве налогоплательщика ЕНВД для отдельных видов деятельности от 12.05.2009 N 1838776.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда о том, что поскольку Федеральный закон 162-ФЗ отменяет обязанность плательщиков ЕНВД по применению контрольно-кассовой техники при условии выдачи по требованию покупателя документа, подтверждающего прием денежных средств за приобретенный товар, а, следовательно, улучшает положение ООО "Лантана", то в силу части 2 статьи 1.7 КоАП РФ имеет обратную силу.
В данном случае материалы проверки не содержат сведений о том, что покупатель настаивал на выдаче документа, подтверждающего прием денежных средств за приобретенный товар.
При таких обстоятельствах арбитражный суд правомерно признал оспоренное постановление административного органа незаконным.
Правовых оснований для отмены обжалуемого судебного акта и удовлетворения кассационной жалобы судебная коллегия не усматривает.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 19.08.2009 по делу N А65-18298/2009 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА ОТ 16.11.2009 ПО ДЕЛУ N А65-18298/2009
Разделы:Единый налог на вмененный доход (ЕНВД)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 16 ноября 2009 г. по делу N А65-18298/2009
Резолютивная часть постановления объявлена 12 ноября 2009 года.
Полный текст постановления изготовлен 16 ноября 2009 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 4 по Республике Татарстан, г. Казань,
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 19.08.2009
по делу N А65-18298/2009
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Лантана", г. Казань, к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 4 по Республике Татарстан о признании незаконным и отмене постановления от 25.06.2009 N 252 о привлечении к административной ответственности,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Лантана" (далее - ООО "Лантана", общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 4 по Республике Татарстан (далее - Инспекция, административный орган) о признании незаконным и отмене постановления от 25.06.2009 N 252 о привлечении к административной ответственности по статье 14.5 КоАП РФ (далее - КоАП РФ).
Решением арбитражного суда от 19.08.2009 заявленные требования удовлетворены, оспоренное постановление административного органа признано незаконным и отменено. Производство по делу об административном правонарушении прекращено.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
Не согласившись с судебным решением, Инспекция обратилась в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит его отменить, в удовлетворении заявления обществу отказать, ссылаясь на правомерность привлечения последнего к административной ответственности и отсутствие оснований для применения положений статьи 1.7 КоАП РФ.
Проверив в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность обжалуемого судебного акта, изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия считает ее не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Как усматривается из материалов дела и установлено судом, сотрудниками Инспекции 18.06.2009 в павильоне N 17, принадлежащем ООО "Лантана" на правах аренды, расположенном по адресу: г. Казань, ул. Мавлютова, 24, торговый комплекс "Азалия", была проведена проверка по соблюдению положений Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" (далее - Федеральный закон N 54-ФЗ).
В ходе проверки было установлено, что при реализации покупателю косметички "Oriflame" на сумму 200 рублей продавцом Кряжевой Т.В. денежный расчет был осуществлен без применения контрольно-кассовой техники. Тем самым, по мнению административного органа, обществом нарушены требования статей 2 и 5 Федерального закона N 54-ФЗ.
По результатам проверки Инспекцией составлены акт от 18.06.2008 N 112490 и протокол об административном правонарушении от 19.06.2009 N 09/272 по статье 14.5 КоАП РФ.
Постановлением Инспекции 25.06.2009 N 252 общество привлечено к административной ответственности по статье 14.5 КоАП РФ и ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 30 000 рублей.
Признавая указанное постановление незаконным, арбитражный суд правомерно исходил из следующего.
Согласно части 1 статьи 2 Федерального закона N 54-ФЗ контрольно-кассовая техника, включенная в Государственный реестр, применяется на территории Российской Федерации в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.
В силу статьи 5 указанного Федерального закона организации (за исключением кредитных организаций) и индивидуальные предприниматели, применяющие контрольно-кассовую технику, обязаны, в частности, выдавать покупателям (клиентам) при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в момент оплаты отпечатанные контрольно-кассовой техникой кассовые чеки.
В соответствии со статьей 14.5 КоАП РФ продажа товаров, выполнение работ либо оказание услуг в организациях торговли либо в иных организациях, осуществляющих реализацию товаров, выполняющих работы либо оказывающих услуги, при отсутствии установленной информации об изготовителе или о продавце либо без применения в установленных федеральным законом случаях контрольно-кассовых машин влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.
В рассматриваемом случае судом установлен факт реализации в ходе проверки продавцом Кряжевой Т.В. покупателю Майоровой Р.Ф. косметички "Oriflame" на сумму 200 рублей без применения контрольно-кассовой техники.
В то же время суд правомерно применил положения статьи 1.7 КоАП РФ.
Согласно части 2 статьи 1.7 КоАП РФ закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено.
Федеральным законом от 17.07.2009 N 162-ФЗ "О внесении изменения в статью 2 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) с использованием платежных карт" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 162-ФЗ) статья 2 Федерального закона N 54-ФЗ дополнена пунктом 2.1, согласно которому организации и индивидуальные предприниматели, являющиеся налогоплательщиками единого налога на вмененный доход (далее - ЕНВД) для отдельных видов деятельности, не подпадающие под действие пунктов 2 и 3 настоящей статьи, при осуществлении видов предпринимательской деятельности, установленных пунктом 2 статьи 346.26 Налогового кодекса Российской Федерации, могут осуществлять наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники при условии выдачи по требованию покупателя (клиента) документа (товарного чека, квитанции или другого документа, подтверждающего прием денежных средств за соответствующий товар (работу, услугу).
Федеральный закон N 162-ФЗ вступил в силу 21.07.2009 со дня его официального опубликования.
Судом установлено, что общество является плательщиком ЕНВД, что подтверждается уведомлением о постановке на учет в налоговом органе в качестве налогоплательщика ЕНВД для отдельных видов деятельности от 12.05.2009 N 1838776.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда о том, что поскольку Федеральный закон 162-ФЗ отменяет обязанность плательщиков ЕНВД по применению контрольно-кассовой техники при условии выдачи по требованию покупателя документа, подтверждающего прием денежных средств за приобретенный товар, а, следовательно, улучшает положение ООО "Лантана", то в силу части 2 статьи 1.7 КоАП РФ имеет обратную силу.
В данном случае материалы проверки не содержат сведений о том, что покупатель настаивал на выдаче документа, подтверждающего прием денежных средств за приобретенный товар.
При таких обстоятельствах арбитражный суд правомерно признал оспоренное постановление административного органа незаконным.
Правовых оснований для отмены обжалуемого судебного акта и удовлетворения кассационной жалобы судебная коллегия не усматривает.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 19.08.2009 по делу N А65-18298/2009 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)