Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДВЕНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 24.02.2011 ПО ДЕЛУ N А57-12426/2010

Разделы:
Земельный налог

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ДВЕНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 24 февраля 2011 г. по делу N А57-12426/2010


Резолютивная часть постановления объявлена 21 февраля 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 24 февраля 2011 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Луговского Н.В.,
судей Дубровиной О.А., Цуцковой М.Г.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Поморовой Н.М.,
при участии в судебном заседании:
от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Саратовской области - Фролова Н.И. по доверенности N 1 от 10.01.2011 г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу закрытого акционерного общества "Химэкспром" (Саратовская область, г. Балаково)
на решение Арбитражного суда Саратовской области от 21 декабря 2010 года
по делу N А57-12426/2010, принятое судьей Викленко Т.И.,
по заявлению закрытого акционерного общества "Химэкспром" (Саратовская область, г. Балаково)
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Саратовской области (Саратовская область, г. Балаково)
о признании недействительным решения налогового органа,

установил:

Решением Арбитражного суда Саратовской области от 21.12.2010 г. отказано в удовлетворении требования закрытого акционерного общества "Химэкспром" (далее - ЗАО "Химэкспром", Общество, налогоплательщик) о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Саратовской области (далее - МИФНС России N 2 по Саратовской области, налоговый орган, Инспекция) N 1784 от 30.06.2010 г. в части доначисления и уплаты земельного налога в сумме 2 918 832 руб. за 2009 г., взыскания пени за несвоевременную уплату налога в сумме 107 315 руб. 61 коп. и штрафа в размере 583 766 руб. 40 коп.
ЗАО "Химэкспром", не согласившись с решением суда первой инстанции, обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит принятое по делу решение отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований в полном объеме по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе.
Инспекция возражает против удовлетворения апелляционной жалобы, считает принятое по делу решение законным, обоснованным и неподлежащим отмене по основаниям, изложенным в отзыве на апелляционную жалобу.
В соответствии с ч. 3 ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) судебное заседание по рассмотрению апелляционной жалобы проводится без участия представителя ЗАО "Химэкспром", извещенного надлежащим образом о времени и месте проведения судебного заседания.
Исследовав материалы дела, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции считает, что апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, ЗАО "Химэкспром" в 2009 г. являлось правообладателем следующих земельных участков с кадастровым номером 64:40:20214:46 площадью 429611,6 кв. м, с кадастровым номером 64:40:20214:51 площадью 3417,20 кв. м, с кадастровым номером 64:40:20214:52 площадью 180000,00 кв. м по адресу: Саратовская обл., г. Балаково, ул. 30 лет Победы, 76; с кадастровым номером 64:05:10301:10 площадью 877,00 кв. м, с кадастровым номером 64:05:10301:12 площадью 947,00 кв. м, с кадастровым номером 64:05:10301:13 площадью 1022,00 кв. м по адресу местонахождения земельного участка: Балаковский р-н, с. Подсосенки.
ЗАО "Химэкспром" по итогам 2009 г. в МИФНС России N 2 по Саратовской области была представлена налоговая декларация по земельному налогу, согласно которой сумма налога, подлежащая уплате, составила 0 рублей.
В период времени с 28.01.2010 г. по 28.04.2010 г. налоговым органом была проведена камеральная налоговая проверка представленной налогоплательщиком налоговой декларации по земельному налогу за 2009 год.
В ходе проверки было установлено, что налогоплательщиком по налоговой декларации по земельному налогу за 2009 год кадастровая стоимость вышеуказанных земельных участков была рассчитана в сумме 0 рублей, в связи с чем сумма земельного налога, подлежащая к уплате за 2009 года, была занижена и земельный налог за 2009 г. не уплачен в сумме 2 918 832 руб.
По результатам камеральной налоговой проверки составлен акт N 1377 от 11.05.2010 г.
30.06.2010 г. заместителем начальника МИФНС России N 2 по Саратовской области были рассмотрены материалы камеральной проверки, акт проверки и вынесено решение N 1784 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Названным решением налогоплательщику доначислена сумма земельного налога за 2009 г. и предложено уплатить недоимку по земельному налогу в размере 2 918 832 руб., начислены пени за несвоевременную уплату земельного налога в размере 107 315,61 руб. и была применена санкция п. 1 ст. 122 НК РФ в размере 583 766,40 руб.
ЗАО "Химэкспром" обратилось с апелляционной жалобой в Управление Федеральной налоговой службы по Саратовской области.
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Саратовской области от 18.08.2010 г. налогоплательщику было отказано в удовлетворении жалобы, решение МИФНС России N 2 по Саратовской области N 1784 от 30.06.2010 г. - утверждено.
Налогоплательщик, не согласившись с вынесенным в отношении него ненормативным актом, обратился в арбитражный суд с указанными требованиями.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, исходил из того, что для расчета налоговой базы по земельному налогу за 2009 г. налогоплательщику необходимо применять кадастровую стоимость земельных участков, утвержденную Постановлением Правительства Саратовской области N 423-П от 30.11.2007 г. "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Саратовской области" (далее - Постановление Правительства Саратовской области N 423-П от 30.11.2007 г.).
Оценив в совокупности собранные по делу доказательства и проанализировав нормы материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции оснований к отмене решения суда не находит по следующим основаниям.
Согласно ст. 388 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного бессрочного пользования.
В соответствии с п. 1 ст. 390 НК РФ налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 настоящего Кодекса.
Статьей 391 НК РФ предусмотрено, что налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
Налоговым периодом признается календарный год, что установлено п. 1 ст. 393 НК РФ.
Указанной статьей также предусмотрено, что отчетными периодами для налогоплательщиков-организаций признаются первый квартал, второй квартал и третий квартал календарного года.
В силу п. 14 ст. 396 НК РФ по результатам проведения государственной кадастровой оценки земель сведения о кадастровой стоимости земельных участков предоставляются налогоплательщикам в порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Из анализа вышеизложенных правовых норм следует вывод о том, что налоговая база, размер которой зависит от стоимостной оценки земельного участка (кадастровой стоимости), определяется на конкретную дату (1 января года, являющегося налоговым периодом) и для целей налогообложения не может изменяться в течение налогового периода, в связи с чем, такие изменения, которые влияют на величину кадастровой стоимости земельного участка и произошедшие в течение налогового периода, учитываются при определении налоговой базы, которая будет применяться для исчисления земельного налога в следующем налоговом периоде.
С учетом изложенного суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, плательщики земельного налога за 2009 г. обязаны самостоятельно исчислить подлежащий к уплате налог исходя из кадастровой стоимости земельного участка, которая определяется по состоянию на 01.01.2009 г., и которая в целях исчисления земельного налога налогоплательщиками, подлежит доведению до их сведения в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, не позднее 01.03.2009 г.
Судом первой инстанции установлено, что Постановлением Правительства Саратовской области от 30.11.2007 г. N 423-П утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Саратовской области.
Согласно приложениям N 1 и 2 к названному Постановлению Правительства Саратовской области, действовавшему по состоянию на 01.01.2009 г., удельный показатель кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами: 64:40:20214:46, 64:40:20214:51, 64:40:20214:52 соответствует удельному показателю кадастровой стоимости земли 1795,08 руб. за кв. м для вида разрешенного использования "Земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок".
Согласно приложениям N 1 и 2 к названному Постановлению Правительства Саратовской области N 423-П от 30.11.2007 г., действовавшему по состоянию на 01.01.2009 г., удельный показатель кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами: 64:05:10301:10, 64:05:10301:12, 64:05:10301:13 соответствует удельному показателю кадастровой стоимости земли 0,31 руб. кв. м для вида разрешенного использования "под промышленные предприятия", что подтверждается имеющимися в материалах дела кадастровыми выписками на вышеназванные земельные участки с указанием удельного показателя и кадастровой стоимости по состоянию на 01.01.2009 г.
Соответственно, по состоянию на 01.01.2009 г. по земельному участку с кадастровым номером 64:40:20214:46 площадью 429611,6 кв. м, расположенного по адресу: Саратовская обл., г. Балаково, ул. 30 лет Победы, 76, кадастровая стоимость составляет 771187191 руб., сумма земельного налога составит 2891952 руб. (11567808 руб. - 8675856 руб. = 771187191 руб. x 1,5% x коэф. 1 (12 мес. / 12 мес.) - стр. 290 (авансовые платежи).
По земельному участку с кадастровым номером 64:40:20214:51 по состоянию на 01.01.2009 г. кадастровая стоимость составляет 6134147 руб., сумма земельного налога за 2009 г., подлежащая уплате в бюджет, составит 23003 руб. (6134147 руб. x 1,5% x коэф. 1 (12 мес. / 12 мес.)- стр. 290 (авансовые платежи).
По земельному участку с кадастровым номером 64:40:20214:52 по состоянию на 01.01.2009 г. кадастровая стоимость составляет 323114400 руб., соответственно, сумма земельного налога за 2009 г., подлежащая уплате в бюджет, составит 3877 руб. (323114400 руб. x 1,5% x коэф. 0,3333 (4 мес./12 мес.) - стр. 290 (авансовые платежи).
При этом при расчете земельного налога по названному земельному участку, налоговым органом учтено, что дата прекращения права на земельный участок - 06.05.2009 г., следовательно, земельный налог был правомерно исчислен налоговой инспекцией до указанной даты.
По земельному участку с кадастровым номером 64:05:10301:10 по состоянию на 01.01.2009 г. кадастровая стоимость составляет 273 руб., соответственно, сумма земельного налога за 2009 г., подлежащая уплате в бюджет, составляет 1 руб. (273 руб. x 1,5% коэф. 0,25 (3 мес. / 12 мес.) - стр. 290 (авансовые платежи).
При этом при расчете земельного налога по названному земельному участку налоговым органом учтено, что дата прекращения права на земельный участок 20.03.2009 г.
По земельному участку с кадастровым номером 64:05:10301:12 по состоянию на 01.01.2009 г. кадастровая стоимость составляет 295 руб., соответственно, сумма земельного налога за 2009 г., подлежащая уплате в бюджет, равна 1 руб. (295 руб. x 1,5% x коэф. 0,25 (3 мес. / 12 мес.) - стр. 290 (авансовые платежи).
При этом при расчете земельного налога по названному земельному участку, налоговым органом учтено, что дата прекращения права на земельный участок 20.03.2009 г.
По земельному участку с кадастровым номером 64:05:10301:13 по состоянию на 01.01.2009 года кадастровая стоимость составляет 295 руб., соответственно, сумма земельного налога за 2009 г., составляет 1 руб. (318 руб. x 1,5% x коэф. 0,25 (3 мес. / 12 мес.) - стр. 290 (авансовые платежи).
При этом налоговым органом при расчете земельного налога учтено, что дата прекращения права на земельный участок 20.03.2009 г.
Судом первой инстанции установлено, что постановлением Правительства Саратовской области от 03.03.2009 г. N 75 были признаны утратившими силу со дня вступления в силу указанного постановления приложения N 1 и 2 к постановлению Правительства Саратовской области от 30.11.2007 года N 423-П.
Постановлением Правительства Саратовской области от 07.07.2009 г. N 270-П "Вопросы государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Саратовской области" (далее - Постановление Правительства Саратовской области от 07.07.2009 г. N 270-П) были утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Саратовской области по состоянию на 01.01.2007 г., а также признаны утратившими силу п. 1 постановления Правительства Саратовской области от 30.11.2007 г. N 423-П и постановления Правительства Саратовской области от 03.03.2009 г. N 75-П.
Из материалов дела следует, что отмена результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Саратовской области, утвержденных в приложениях N 1 и N 2 Постановления Правительства Саратовской области от 30.11.2007 г. N 423-П, осуществлена 03 марта 2009 года после даты, на которую устанавливается кадастровая стоимость земельных участков (01.01.2009 г.) и даты, до которой о ней предоставляются сведения (01.03.2009 г.).
В связи с тем, что Постановление Правительства Саратовской области от 07.07.2009 N 270-П принято 07.07.2009 г. и вступило в силу со дня его официального опубликования, утвержденные его положениями результаты кадастровой оценки земель не могли быть доведены до сведения ЗАО "Химэкспром" до 01 марта 2009 года.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что для расчета налоговой базы по земельному налогу за 2009 г. налогоплательщиком должна быть применена кадастровая стоимость земельных участков, утвержденная Постановлением Правительства Саратовской области от 30.11.2007 г. N 423-П.
Данный вывод суда первой инстанции соответствует правовой позиции Федерального Арбитражного суда Поволжского округа, изложенной в постановлениях от 09.12.2010 г. по делу N А57-4717/2010, от 26.08.2010 г. по делу N А57-25828/2009, от 14.10.2010 г. по делу N А57-24072/2009.
Довод Общества о неправомерности отнесения спорного земельного участка к категории "земли поселений" судебной коллегией отклоняется.
Судом первой инстанции установлено, что спорный земельный участок отнесен к категории "земли поселений", что подтверждается кадастровой выпиской о земельном участке, свидетельством о праве собственности на землю.
Как правильно указал суд первой инстанции, ЗАО "Химэкспром", оспаривая решение налогового органа в части доначисления земельного налога и подвергая сомнению данные, содержащиеся в кадастровом учете, фактически оспаривает сведения, указанные в кадастровом паспорте земельного участка, влияющие на определение величины кадастровой стоимости.
Между тем налоговый орган самостоятельно не может определять кадастровую стоимость земельного участка, Инспекция лишь использует в расчете земельного налога данные, установленные правомочными органами.
Довод Общества о том, что в 2009 г. черта г. Балаково не была установлена в порядке, предусмотренном действующим законодательством, апелляционная инстанция считает несостоятельным.
Постановлением Саратовской областной Думы N 16-540 от 24.09.2003 г. "Об установлении границ Балаковского района и границ г. Балаково" установлены границы Балаковского района и г. Балаково в соответствии с описанием границ и материалами согласований со смежными землепользователями. Данное постановление в установленном порядке не признано недействительным и не отменено.
Таким образом, обжалуемое решение суда первой инстанции принято законно и обоснованно, с правильным применением норм материального и процессуального права. Выводы суда первой инстанции соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.
Доводы апелляционной жалобы не могут служить основаниями для отмены обжалуемого решения, поскольку не свидетельствуют о нарушении судом норм материального и процессуального права.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 268 - 271 АПК РФ, суд апелляционной инстанции

постановил:

Решение Арбитражного суда Саратовской области от 21 декабря 2010 года по делу N А57-12426/2010 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в силу с момента его принятия и может быть обжаловано в порядке ст. 273 АПК РФ.

Председательствующий
Н.В.ЛУГОВСКОЙ

Судьи
О.А.ДУБРОВИНА
М.Г.ЦУЦКОВА














© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)