Судебные решения, арбитраж
Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
от 24 февраля 2004 года Дело N 3-10/2004
Судебная коллегия по гражданским делам в составе:
председательствующего Иванкив Н.П. - единолично
при секретаре Ермошиной И.В.
с участием прокурора Баркиной Л.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Кургане 24 февраля 2004 г. дело по иску (заявлению) Доможирова В.Н. об оспаривании нормативного правового акта
Доможиров В.Н. обратился в суд с заявлением об оспаривании Закона Курганской области N 340 от 6 ноября 2003 г. "О ставках земельного налога на территории Курганской области в 2004 г." в части пункта 1.2 статьи 1, касающегося установления ставок земельного налога "за земли, предоставленные (приобретенные) для садоводства, огородничества, животноводства, включая земли, занятые постройками и сооружениями в пределах городской черты, в размере 28,49 коп. за один кв. м".
В обоснование своих требований указал, что обязан платить указанный земельный налог, т.к. является членом садоводческого товарищества "Кургансельмаш-3".
Считал, что Курганская областная Дума установила ставку оспариваемого земельного налога выше ставки, установленной Законом РСФСР "О плате за землю" и с превышением своей компетенции, поскольку данный налог должен устанавливаться органами местного самоуправления.
Просил признать Закон Курганской области "О ставках земельного налога на территории Курганской области в 2004 г." в оспариваемой части противоречащим федеральному законодательству и недействующим со дня его принятия.
В ходе подготовки дела к судебному разбирательству заявитель 12 февраля 2004 г. свои требования изменил. Просил признать противоречащим федеральному законодательству и недействующим со дня принятия Закона области п. 1.2 ст. 1 в части установления ставки земельного налога за земли, предоставленные (приобретенные) для садоводства.
В судебное заседание Доможиров В.Н. не явился. Просил дело рассмотреть в его отсутствие. Представитель газеты "Новый мир" в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом. Суд рассмотрел дело в отсутствие не явившихся лиц.
Представители Курганской областной Думы и Администрации Курганской области с заявленными требованиями согласились частично. Согласились с требованием заявителя о признании недействующим пункта 1.2 статьи 1 оспариваемого Закона области в части установления ставок земельного налога за земли, предоставленные для садоводства со дня вступления решения суда в законную силу.
По остальной части требований в представленных отзывах и в судебном заседании пояснили, что размер ставки - 28,49 коп. за один кв. м, установленный в оспариваемой части областного Закона соответствует ст. 8 Закона "О плате за землю" с учетом произведенных в дальнейшем индексаций.
Считали, что Закон области принят Курганской областной Думой в пределах своих полномочий, поскольку в соответствии с п. 2 ст. 21 Закона РФ "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" налоги, указанные в подпунктах "а" - "в" пункта 1 этой же статьи устанавливаются законодательными актами Российской Федерации и взимаются на всей ее территории. При этом конкретные ставки этих налогов определяются законодательными актами республик в составе Российской Федерации или решениями органов государственной власти краев, областей, автономной области, автономных округов, районов, городов и иных административно-территориальных образований, если иное не предусмотрено законодательным актом Российской Федерации.
Указывали, что право законодательных (представительных) органов субъектов Российской Федерации по установлению ставок земельного налога предоставлено областной Думе статьями 3 и 5 Закона "О плате за землю". Кроме того, оспариваемым пунктом областного Закона ставка земельного налога фактически только продублирована из федерального законодательства. Дублирование норм федерального законодательства в сферах совместного ведения законом субъекта Российской Федерации признавали допустимым.
Представитель Администрации области указал также, что федеральный законодатель применял коэффициент индексации к ставкам земельного налога, действовавшим в соответствующем году, а не к ставке, установленной ч. 7 ст. 8 Закона "О плате за землю", что, по их мнению, свидетельствует о последовательном увеличении размера ставки. Кроме того, считал, что заявитель не доказал нарушение оспариваемым Законом его прав и свобод.
Представитель Курганской областной Думы, ссылаясь на Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 27 января 2004 г. "По делу о проверке конституционности отдельных положений пункта 2 части первой статьи 27, частей первой, второй и четвертой статьи 251, частей второй и третьей статьи 253 ГПК РФ в связи с запросом Правительства Российской Федерации", считал несостоятельным требование заявителя в части признания областного Закона недействующим со дня его принятия.
Заслушав пояснения представителей Курганской областной Думы, Администрации Курганской области, заключение прокурора Баркиной Л.В., полагавшей требование Доможирова В.Н. удовлетворить частично, и исследовав письменные материалы дела, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно ст. 13 ГК РФ, ст. 251 ГПК РФ нормативный правовой акт органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица, нарушающий права и свободы, гарантированные Конституцией РФ, законами и другими нормативными правовыми актами, гражданина или организации могут быть признаны судом недействительными.
Установлено, что 6 ноября 2003 г. Курганская областная Дума приняла Закон области N 340 "О ставках земельного налога на территории Курганской области в 2004 г.", который предусматривает ставки земельного налога по видам целевого назначения земель и льготы по уплате земельного налога. Данный Закон был опубликован в областной общественно-политической газете "Новый мир" N 13 от 29 ноября 2003 г.
В пункте 1.2 статьи 1 "Ставки земельного налога" Закона области "О ставках земельного налога на территории Курганской области в 2004 г." установлено, что "за земли, предоставленные (приобретенные) для садоводства, огородничества, животноводства, включая земли, занятые постройками и сооружениями в пределах городской, поселковой черты, применяется ставка в размере 28,49 коп. за один кв. м". Указанный пункт Закона области оспаривается в части установления земельного налога за земли, предоставленные для садоводства.
Проанализировав федеральное законодательство и Закон области, судебная коллегия приходит к выводу, что вышеуказанная норма Закона области в оспариваемой части противоречит требованиям федерального законодательства.
Согласно подпункту "б" п. 1 и п. 2 ст. 21 Закона РФ "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" к местным налогам относится земельный налог. Налоги, указанные в подпунктах "а" - "в" пункта 1 настоящей статьи, устанавливаются законодательными актами Российской Федерации и взимаются на всей ее территории. При этом конкретные ставки этих налогов определяются законодательными актами республик в составе Российской Федерации или решениями органов государственной власти краев, областей, автономной области, автономных округов, районов, городов и иных административно-территориальных образований, если иное не предусмотрено законодательным актом Российской Федерации.
В данном случае конкретная ставка земельного налога за земли, предоставленные (приобретенные) для садоводства, включая земли, занятые строениями и сооружениями, в пределах городской, поселковой черты, предусмотрена иным законодательным актом Российской федерации, а именно, ч. 7 ст. 8 Закона РСФСР "О плате за землю", которая неоднократно индексировалась федеральными законами и пересчитывалась с учетом деноминации рубля.
Согласно ст. 15 Налогового кодекса РФ земельный налог отнесен к местным налогам. Пунктом 2 ст. 53 этого же Кодекса предусматривается, что налоговые ставки по региональным и местным налогам устанавливаются соответственно законами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления в пределах, установленных настоящим Кодексом.
Таким образом, исходя из анализа вышеуказанного законодательства, следует, что право установления ставок земельного налога за земли, предоставленные (приобретенные) для садоводства, включая земли, занятые строениями и сооружениями, в пределах городской, поселковой черты, не предоставлено законодательным (представительным) органам законодательной власти субъекта Российской Федерации и принятие таковой ставки земельного налога Законом области является превышением полномочий и нарушением федерального законодательства.
Кроме того, согласно п. 2 ст. 18 Закона "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" компетенция органов государственной власти в решении вопросов о налогах определяется в соответствии с настоящим Законом и другими законодательными актами. Органы государственной власти всех уровней не вправе вводить дополнительные налоги и обязательные отчисления, не предусмотренные законодательством Российской Федерации, равно как и повышать ставки установленных налогов и налоговых платежей.
Доводы о дублировании в Законе области положений федерального законодательства судом также не принимаются, т.к. представителями не назван федеральный закон, устанавливающий ставку оспариваемого земельного налога в размере 28,49 коп. за один кв. м. ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу некоторых законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации" от 07.07.2003 предусматривает лишь применение в 2004 г. к ставкам земельного налога коэффициента 1.1. Не имея полномочий устанавливать данный земельный налог, Курганская областная Дума незаконно установила новую ставку земельного налога за земли, предоставленные для садоводства, таким образом приняла Закон по вопросу, не отнесенному к предмету законодательного регулирования субъекта Российской Федерации.
Возражения представителей областной Думы и Администрации области со ссылками на ст.ст. 3 и 5 Закона "О плате за землю" несостоятельны, т.к. указанными нормами предусматривается право органов законодательной (представительной) власти субъектов Российской Федерации устанавливать:
- 1. ставки земельного налога за земли всех категорий основного целевого назначения в районах проживания малочисленных народов Севера, а также за земли, используемые в качестве оленьих пастбищ в других регионах Российской Федерации;
- 2. ставки земельного налога по группам почв пашни, а также многолетних насаждений, сенокосов и пастбищ, исходя из средних размеров налога с одного гектара пашни и кадастровой оценки угодий.
Доводы о том, что заявителем не доказано нарушение оспариваемым Законом области его прав и свобод неубедительны, поскольку Доможиров В.Н., как член садоводческого товарищества, является плательщиком земельного налога.
Учитывая положения, изложенные в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации N 1-П от 27 января 2004 г. "По делу о проверке конституционности отдельных положений пункта 2 части 1 статьи 27, частей первой, второй и четвертой статьи 251, частей второй и третьей статьи 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в связи с запросом Правительства Российской Федерации", областной Закон следует признать противоречащим федеральному законодательству в оспариваемой части со дня вступления настоящего решения в законную силу.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 251 - 253, 198, 199 ГПК РФ, судебная коллегия
Заявление Доможирова В.Н. удовлетворить частично.
Признать пункт 1.2 статьи 1 Закона Курганской области N 340 от 6 ноября 2003 г. "О ставках земельного налога на территории Курганской области в 2004 г.", в части установления ставки земельного налога за земли, предоставленные (приобретенные) для садоводства, включая земли, занятые постройками и сооружениями в пределах городской, поселковой черты, в размере 28,49 коп. за один кв. м, противоречащим федеральному законодательству и недействующим с момента вступления настоящего решения в законную силу.
Обязать общественно-политическую газету "Новый мир" опубликовать сообщение о принятии данного решения после вступления решения в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в течение 10 дней.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
РЕШЕНИЕ СУДЕБНОЙ КОЛЛЕГИИ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ КУРГАНСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 24.02.2004 N 3-10/2004
Разделы:Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ КУРГАНСКОЙ ОБЛАСТИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 24 февраля 2004 года Дело N 3-10/2004
Судебная коллегия по гражданским делам в составе:
председательствующего Иванкив Н.П. - единолично
при секретаре Ермошиной И.В.
с участием прокурора Баркиной Л.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Кургане 24 февраля 2004 г. дело по иску (заявлению) Доможирова В.Н. об оспаривании нормативного правового акта
УСТАНОВИЛА:
Доможиров В.Н. обратился в суд с заявлением об оспаривании Закона Курганской области N 340 от 6 ноября 2003 г. "О ставках земельного налога на территории Курганской области в 2004 г." в части пункта 1.2 статьи 1, касающегося установления ставок земельного налога "за земли, предоставленные (приобретенные) для садоводства, огородничества, животноводства, включая земли, занятые постройками и сооружениями в пределах городской черты, в размере 28,49 коп. за один кв. м".
В обоснование своих требований указал, что обязан платить указанный земельный налог, т.к. является членом садоводческого товарищества "Кургансельмаш-3".
Считал, что Курганская областная Дума установила ставку оспариваемого земельного налога выше ставки, установленной Законом РСФСР "О плате за землю" и с превышением своей компетенции, поскольку данный налог должен устанавливаться органами местного самоуправления.
Просил признать Закон Курганской области "О ставках земельного налога на территории Курганской области в 2004 г." в оспариваемой части противоречащим федеральному законодательству и недействующим со дня его принятия.
В ходе подготовки дела к судебному разбирательству заявитель 12 февраля 2004 г. свои требования изменил. Просил признать противоречащим федеральному законодательству и недействующим со дня принятия Закона области п. 1.2 ст. 1 в части установления ставки земельного налога за земли, предоставленные (приобретенные) для садоводства.
В судебное заседание Доможиров В.Н. не явился. Просил дело рассмотреть в его отсутствие. Представитель газеты "Новый мир" в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом. Суд рассмотрел дело в отсутствие не явившихся лиц.
Представители Курганской областной Думы и Администрации Курганской области с заявленными требованиями согласились частично. Согласились с требованием заявителя о признании недействующим пункта 1.2 статьи 1 оспариваемого Закона области в части установления ставок земельного налога за земли, предоставленные для садоводства со дня вступления решения суда в законную силу.
По остальной части требований в представленных отзывах и в судебном заседании пояснили, что размер ставки - 28,49 коп. за один кв. м, установленный в оспариваемой части областного Закона соответствует ст. 8 Закона "О плате за землю" с учетом произведенных в дальнейшем индексаций.
Считали, что Закон области принят Курганской областной Думой в пределах своих полномочий, поскольку в соответствии с п. 2 ст. 21 Закона РФ "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" налоги, указанные в подпунктах "а" - "в" пункта 1 этой же статьи устанавливаются законодательными актами Российской Федерации и взимаются на всей ее территории. При этом конкретные ставки этих налогов определяются законодательными актами республик в составе Российской Федерации или решениями органов государственной власти краев, областей, автономной области, автономных округов, районов, городов и иных административно-территориальных образований, если иное не предусмотрено законодательным актом Российской Федерации.
Указывали, что право законодательных (представительных) органов субъектов Российской Федерации по установлению ставок земельного налога предоставлено областной Думе статьями 3 и 5 Закона "О плате за землю". Кроме того, оспариваемым пунктом областного Закона ставка земельного налога фактически только продублирована из федерального законодательства. Дублирование норм федерального законодательства в сферах совместного ведения законом субъекта Российской Федерации признавали допустимым.
Представитель Администрации области указал также, что федеральный законодатель применял коэффициент индексации к ставкам земельного налога, действовавшим в соответствующем году, а не к ставке, установленной ч. 7 ст. 8 Закона "О плате за землю", что, по их мнению, свидетельствует о последовательном увеличении размера ставки. Кроме того, считал, что заявитель не доказал нарушение оспариваемым Законом его прав и свобод.
Представитель Курганской областной Думы, ссылаясь на Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 27 января 2004 г. "По делу о проверке конституционности отдельных положений пункта 2 части первой статьи 27, частей первой, второй и четвертой статьи 251, частей второй и третьей статьи 253 ГПК РФ в связи с запросом Правительства Российской Федерации", считал несостоятельным требование заявителя в части признания областного Закона недействующим со дня его принятия.
Заслушав пояснения представителей Курганской областной Думы, Администрации Курганской области, заключение прокурора Баркиной Л.В., полагавшей требование Доможирова В.Н. удовлетворить частично, и исследовав письменные материалы дела, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно ст. 13 ГК РФ, ст. 251 ГПК РФ нормативный правовой акт органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица, нарушающий права и свободы, гарантированные Конституцией РФ, законами и другими нормативными правовыми актами, гражданина или организации могут быть признаны судом недействительными.
Установлено, что 6 ноября 2003 г. Курганская областная Дума приняла Закон области N 340 "О ставках земельного налога на территории Курганской области в 2004 г.", который предусматривает ставки земельного налога по видам целевого назначения земель и льготы по уплате земельного налога. Данный Закон был опубликован в областной общественно-политической газете "Новый мир" N 13 от 29 ноября 2003 г.
В пункте 1.2 статьи 1 "Ставки земельного налога" Закона области "О ставках земельного налога на территории Курганской области в 2004 г." установлено, что "за земли, предоставленные (приобретенные) для садоводства, огородничества, животноводства, включая земли, занятые постройками и сооружениями в пределах городской, поселковой черты, применяется ставка в размере 28,49 коп. за один кв. м". Указанный пункт Закона области оспаривается в части установления земельного налога за земли, предоставленные для садоводства.
Проанализировав федеральное законодательство и Закон области, судебная коллегия приходит к выводу, что вышеуказанная норма Закона области в оспариваемой части противоречит требованиям федерального законодательства.
Согласно подпункту "б" п. 1 и п. 2 ст. 21 Закона РФ "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" к местным налогам относится земельный налог. Налоги, указанные в подпунктах "а" - "в" пункта 1 настоящей статьи, устанавливаются законодательными актами Российской Федерации и взимаются на всей ее территории. При этом конкретные ставки этих налогов определяются законодательными актами республик в составе Российской Федерации или решениями органов государственной власти краев, областей, автономной области, автономных округов, районов, городов и иных административно-территориальных образований, если иное не предусмотрено законодательным актом Российской Федерации.
В данном случае конкретная ставка земельного налога за земли, предоставленные (приобретенные) для садоводства, включая земли, занятые строениями и сооружениями, в пределах городской, поселковой черты, предусмотрена иным законодательным актом Российской федерации, а именно, ч. 7 ст. 8 Закона РСФСР "О плате за землю", которая неоднократно индексировалась федеральными законами и пересчитывалась с учетом деноминации рубля.
Согласно ст. 15 Налогового кодекса РФ земельный налог отнесен к местным налогам. Пунктом 2 ст. 53 этого же Кодекса предусматривается, что налоговые ставки по региональным и местным налогам устанавливаются соответственно законами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления в пределах, установленных настоящим Кодексом.
Таким образом, исходя из анализа вышеуказанного законодательства, следует, что право установления ставок земельного налога за земли, предоставленные (приобретенные) для садоводства, включая земли, занятые строениями и сооружениями, в пределах городской, поселковой черты, не предоставлено законодательным (представительным) органам законодательной власти субъекта Российской Федерации и принятие таковой ставки земельного налога Законом области является превышением полномочий и нарушением федерального законодательства.
Кроме того, согласно п. 2 ст. 18 Закона "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" компетенция органов государственной власти в решении вопросов о налогах определяется в соответствии с настоящим Законом и другими законодательными актами. Органы государственной власти всех уровней не вправе вводить дополнительные налоги и обязательные отчисления, не предусмотренные законодательством Российской Федерации, равно как и повышать ставки установленных налогов и налоговых платежей.
Доводы о дублировании в Законе области положений федерального законодательства судом также не принимаются, т.к. представителями не назван федеральный закон, устанавливающий ставку оспариваемого земельного налога в размере 28,49 коп. за один кв. м. ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу некоторых законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации" от 07.07.2003 предусматривает лишь применение в 2004 г. к ставкам земельного налога коэффициента 1.1. Не имея полномочий устанавливать данный земельный налог, Курганская областная Дума незаконно установила новую ставку земельного налога за земли, предоставленные для садоводства, таким образом приняла Закон по вопросу, не отнесенному к предмету законодательного регулирования субъекта Российской Федерации.
Возражения представителей областной Думы и Администрации области со ссылками на ст.ст. 3 и 5 Закона "О плате за землю" несостоятельны, т.к. указанными нормами предусматривается право органов законодательной (представительной) власти субъектов Российской Федерации устанавливать:
- 1. ставки земельного налога за земли всех категорий основного целевого назначения в районах проживания малочисленных народов Севера, а также за земли, используемые в качестве оленьих пастбищ в других регионах Российской Федерации;
- 2. ставки земельного налога по группам почв пашни, а также многолетних насаждений, сенокосов и пастбищ, исходя из средних размеров налога с одного гектара пашни и кадастровой оценки угодий.
Доводы о том, что заявителем не доказано нарушение оспариваемым Законом области его прав и свобод неубедительны, поскольку Доможиров В.Н., как член садоводческого товарищества, является плательщиком земельного налога.
Учитывая положения, изложенные в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации N 1-П от 27 января 2004 г. "По делу о проверке конституционности отдельных положений пункта 2 части 1 статьи 27, частей первой, второй и четвертой статьи 251, частей второй и третьей статьи 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в связи с запросом Правительства Российской Федерации", областной Закон следует признать противоречащим федеральному законодательству в оспариваемой части со дня вступления настоящего решения в законную силу.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 251 - 253, 198, 199 ГПК РФ, судебная коллегия
РЕШИЛА:
Заявление Доможирова В.Н. удовлетворить частично.
Признать пункт 1.2 статьи 1 Закона Курганской области N 340 от 6 ноября 2003 г. "О ставках земельного налога на территории Курганской области в 2004 г.", в части установления ставки земельного налога за земли, предоставленные (приобретенные) для садоводства, включая земли, занятые постройками и сооружениями в пределах городской, поселковой черты, в размере 28,49 коп. за один кв. м, противоречащим федеральному законодательству и недействующим с момента вступления настоящего решения в законную силу.
Обязать общественно-политическую газету "Новый мир" опубликовать сообщение о принятии данного решения после вступления решения в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в течение 10 дней.
Судья
Н.П.ИВАНКИВ
Н.П.ИВАНКИВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)