Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ЗАПАДНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА ОТ 25.07.2005 N Ф04-4664/2005(13225-А03-33)

Разделы:
Земельный налог

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО - СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда кассационной инстанции


от 25 июля 2005 года Дело N Ф04-4664/2005(13225-А03-33)


Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа, рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Центральному району г. Барнаула на решение Арбитражного суда Алтайского края от 09.03.2005 по делу А03-15385/04-34 по заявлению Алтайского краевого общественного объединения профсоюзов, г. Барнаул, к Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Центральному району г. Барнаула о признании недействительными ненормативных актов,
УСТАНОВИЛ:

Алтайское краевое общественное объединение профсоюзов (далее - Крайсовпроф) обратилось в Арбитражный суд Алтайского края с заявлением к Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Центральному району г. Барнаула (далее - налоговая инспекция) о признании недействительным решения налогового органа N РА-72-12 от 12.11.2004 в части доначисления земельного налога в сумме 190656 руб., пени в сумме 62648,12 руб. и привлечения к налоговой ответственности в соответствии с пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации в виде штрафа в сумме 38131,2 руб., в соответствии со статьей 119 Налогового кодекса Российской Федерации в сумме 109778,2 руб.
В качестве третьих лиц к участию в деле привлечены государственное учреждение культуры "Алтайский государственный театр музыкальной комедии" и учреждение культуры Алтайского Краевого совета профсоюзов "Краевой центр культуры профсоюзов".
Решением Арбитражного суда Алтайского края от 09.03.2005 заявленные требования удовлетворены частично. Решение налоговой инспекции от 12.11.2004 о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации в виде штрафа в сумме 38131,2 руб., по статье 119 Налогового кодекса Российской Федерации в сумме 109778,2 руб., предложения уплатить 190656 руб. земельного налога, 61898,19 руб. пени признано недействительным, как противоречащее положениям статей 1, 12 Закона Российской Федерации от 11.10.1991 N 1738-1 "О плате за землю".
В остальной части в удовлетворении требований отказано.
В апелляционной инстанции законность и обоснованность принятого судебного акта не проверялись.
В кассационной жалобе налоговая инспекция, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального и процессуального права и несоответствие выводов суда, содержащихся в решении, фактическим обстоятельствам дела, установленным арбитражным судом, просит состоявшееся по делу решение отменить, принять новый судебный акт - об отказе в удовлетворении заявленных налогоплательщиком требований.
Полагает, что согласно пункту 23 статьи 12 Закона Российской Федерации "О плате за землю" с юридических лиц, освобожденных от уплаты земельного налога, при передаче ими земельных участков в аренду (пользование) взимается земельный налог с площади, переданной в аренду, поскольку в силу статьи 652 Гражданского кодекса Российской Федерации при передаче в аренду нежилого помещения к арендатору переходит право пользования той частью земельного участка, которая занята этой недвижимостью и необходима для ее использования.
В отзыве на кассационную жалобу государственное учреждение культуры "Алтайский государственный театр музыкальной комедии" считает вынесенное по делу судебное решение законным и обоснованным, просит оставить его без изменения, а кассационную жалобу без удовлетворения.
Доводы кассационной жалобы и отзыва на нее представителями сторон поддержаны в судебном заседании.
Суд кассационной инстанции, в соответствии со статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации изучив материалы дела, проверив правильность применения арбитражным судом норм материального и процессуального права, не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Из материалов дела следует, что решением налоговой инспекции N РА-72-12 от 12.11.2004 Алтайское краевое общественное объединение профсоюзов привлечено к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации, за неуплату налогов, в том числе: в виде штрафа в сумме 38131,2 руб. за неуплату земельного налога в 2001 - 2003 годах в сумме 190656 руб. за земельный участок площадью 4963,7 кв. м, расположенный в г. Барнауле, пр. Комсомольский, 108, находящийся в пользовании организации на основании решения исполнительного комитета Барнаульского городского Совета народных депутатов от 20.02.1964 N 72 и переданный в пользование при предоставлении в безвозмездное пользование здания, расположенного на этом участке, государственному учреждению культуры "Алтайский государственный театр музыкальной комедии".
Этим же решением на налогоплательщика наложен штраф в сумме 109778,2 руб. за непредставление деклараций (расчетов) по налогу на землю в установленные законодательством о налогах и сборах сроки на основании пункта 2 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации. Предложено уплатить земельный налог в указанной выше сумме, 62648,12 руб., пени, в том числе 61898,19 руб. пени за неуплату земельного налога за пользование земельным участком площадью 4963,7 кв. м.
На земельном участке по пр. Комсомольскому, 108, здание государственного учреждения культуры "Алтайский государственный театр музыкальной комедии" общей площадью 7176,7 кв. м является собственностью Крайсовпрофа, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 21.05.2003. Постановлением президиума Крайсовпрофа N 58 от 05.12.1995 здание передано на баланс учреждения культуры Алтайского краевого совета профсоюзов "Краевой центр культуры профсоюзов".
С 1972 года здание находится в пользовании государственного учреждения культуры "Алтайский государственный театр музыкальной комедии". 22.05.2000 Крайсовпроф, Администрация края и государственное учреждение культуры "Алтайский государственный театр музыкальной комедии" заключили договор об использовании здания по пр. Комсомольскому, 108, для размещения театра без взимания арендной платы. Дополнительным соглашением от 22.05.2001 срок действия договора продлен до 31.12.2004.
Суд кассационной инстанции, оставляя без удовлетворения кассационную жалобу, исходит из установленных материалами дела обстоятельств и следующих норм материального права.
В соответствии со статьей 1 Закона Российской Федерации от 11.10.1991 N 1738-1 "О плате за землю" ежегодным земельным налогом облагаются собственники земли, землевладельцы и землепользователи, кроме арендаторов.
В соответствии со статьей 15 Закона Российской Федерации от 11.10.1991 N 1738-1 основанием для установления налога на землю является документ, удостоверяющий право собственности, владения и пользования земельным участком.
Из материалов дела усматривается, что такой документ у Крайсовпрофа отсутствует, однако последний не отрицает передачу ему в постоянное пользование земельного участка. Крайсовпроф не является плательщиком земельного налога, так как имеет льготы, предусмотренные пунктом 15 статьи 12 Закона Российской Федерации "О плате за землю".
Предметом указанного выше договора безвозмездного пользования является расположенное на участке здание. Право пользования земельным участком также перешло к пользователю здания. На основании данного договора установлен фактический землепользователь земельного участка, на котором расположено здание театра (государственное учреждение культуры "Алтайский государственный театр музыкальной комедии").
Арбитражный суд, принимая решение, правомерно исходил из того, что в соответствии с пунктом 10 статьи 12 Закона Российской Федерации "О плате за землю" от уплаты налога полностью освобождаются учреждения культуры, физической культуры и спорта, туризма, спортивно-оздоровительной направленности и спортивные сооружения независимо от источника финансирования.
Следовательно, государственное учреждение культуры "Алтайский государственный театр музыкальной комедии", отнесенное к объектам, перечисленным в пункте 10 статьи 12 Закона Российской Федерации "О плате за землю", освобождено от уплаты земельного налога, который, исходя из смысла абзаца первого статьи 1 этого же Закона, является формой платы за использование земли.
Соответственно, Крайсовпроф не является плательщиком земельного налога в силу передачи права пользования земельным участком государственному учреждению культуры - фактическому пользователю земельным участком, которое в свою очередь освобождено от взимания земельного налога.
Учитывая, что выводы суда основаны на правильном применении норм материального права и соответствуют достоверно установленным фактическим обстоятельствам дела, оснований для их переоценки кассационная инстанция не имеет.
При таких обстоятельствах доводы заявителя кассационной жалобы нельзя признать состоятельными, так как они опровергаются материалами дела и не отвечают требованиям действующего законодательства. Каких-либо нарушений норм процессуального или материального права, влекущих отмену или изменение принятого по делу решения, судом не допущено.
Учитывая изложенное, у кассационной инстанции нет правовых оснований для отмены состоявшегося судебного акта и удовлетворения кассационной жалобы налоговой инспекции.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Алтайского края от 09.03.2005 по делу N А03-15385/04-34 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.







ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО - СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда кассационной инстанции

от 25 июля 2005 года Дело N Ф04-4664/2005(13225-А03-33)


Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа, рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Центральному району г. Барнаула на решение Арбитражного суда Алтайского края от 09.03.2005 по делу А03-15385/04-34 по заявлению Алтайского краевого общественного объединения профсоюзов, г. Барнаул, к Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Центральному району г. Барнаула о признании недействительными ненормативных актов,
УСТАНОВИЛ:

Алтайское краевое общественное объединение профсоюзов (далее - Крайсовпроф) обратилось в Арбитражный суд Алтайского края с заявлением к Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Центральному району г. Барнаула (далее - налоговая инспекция) о признании недействительным решения налогового органа N РА-72-12 от 12.11.2004 в части доначисления земельного налога в сумме 190656 руб., пени в сумме 62648,12 руб. и привлечения к налоговой ответственности в соответствии с пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации в виде штрафа в сумме 38131,2 руб., в соответствии со статьей 119 Налогового кодекса Российской Федерации в сумме 109778,2 руб.
В качестве третьих лиц к участию в деле привлечены государственное учреждение культуры "Алтайский государственный театр музыкальной комедии" и учреждение культуры Алтайского Краевого совета профсоюзов "Краевой центр культуры профсоюзов".
Решением Арбитражного суда Алтайского края от 09.03.2005 заявленные требования удовлетворены частично. Решение налоговой инспекции от 12.11.2004 о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации в виде штрафа в сумме 38131,2 руб., по статье 119 Налогового кодекса Российской Федерации в сумме 109778,2 руб., предложения уплатить 190656 руб. земельного налога, 61898,19 руб. пени признано недействительным, как противоречащее положениям статей 1, 12 Закона Российской Федерации от 11.10.1991 N 1738-1 "О плате за землю".
В остальной части в удовлетворении требований отказано.
В апелляционной инстанции законность и обоснованность принятого судебного акта не проверялись.
В кассационной жалобе налоговая инспекция, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального и процессуального права и несоответствие выводов суда, содержащихся в решении, фактическим обстоятельствам дела, установленным арбитражным судом, просит состоявшееся по делу решение отменить, принять новый судебный акт - об отказе в удовлетворении заявленных налогоплательщиком требований.
Полагает, что согласно пункту 23 статьи 12 Закона Российской Федерации "О плате за землю" с юридических лиц, освобожденных от уплаты земельного налога, при передаче ими земельных участков в аренду (пользование) взимается земельный налог с площади, переданной в аренду, поскольку в силу статьи 652 Гражданского кодекса Российской Федерации при передаче в аренду нежилого помещения к арендатору переходит право пользования той частью земельного участка, которая занята этой недвижимостью и необходима для ее использования.
В отзыве на кассационную жалобу государственное учреждение культуры "Алтайский государственный театр музыкальной комедии" считает вынесенное по делу судебное решение законным и обоснованным, просит оставить его без изменения, а кассационную жалобу без удовлетворения.
Доводы кассационной жалобы и отзыва на нее представителями сторон поддержаны в судебном заседании.
Суд кассационной инстанции, в соответствии со статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации изучив материалы дела, проверив правильность применения арбитражным судом норм материального и процессуального права, не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Из материалов дела следует, что решением налоговой инспекции N РА-72-12 от 12.11.2004 Алтайское краевое общественное объединение профсоюзов привлечено к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации, за неуплату налогов, в том числе: в виде штрафа в сумме 38131,2 руб. за неуплату земельного налога в 2001 - 2003 годах в сумме 190656 руб. за земельный участок площадью 4963,7 кв. м, расположенный в г. Барнауле, пр. Комсомольский, 108, находящийся в пользовании организации на основании решения исполнительного комитета Барнаульского городского Совета народных депутатов от 20.02.1964 N 72 и переданный в пользование при предоставлении в безвозмездное пользование здания, расположенного на этом участке, государственному учреждению культуры "Алтайский государственный театр музыкальной комедии".
Этим же решением на налогоплательщика наложен штраф в сумме 109778,2 руб. за непредставление деклараций (расчетов) по налогу на землю в установленные законодательством о налогах и сборах сроки на основании пункта 2 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации. Предложено уплатить земельный налог в указанной выше сумме, 62648,12 руб., пени, в том числе 61898,19 руб. пени за неуплату земельного налога за пользование земельным участком площадью 4963,7 кв. м.
На земельном участке по пр. Комсомольскому, 108, здание государственного учреждения культуры "Алтайский государственный театр музыкальной комедии" общей площадью 7176,7 кв. м является собственностью Крайсовпрофа, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 21.05.2003. Постановлением президиума Крайсовпрофа N 58 от 05.12.1995 здание передано на баланс учреждения культуры Алтайского краевого совета профсоюзов "Краевой центр культуры профсоюзов".
С 1972 года здание находится в пользовании государственного учреждения культуры "Алтайский государственный театр музыкальной комедии". 22.05.2000 Крайсовпроф, Администрация края и государственное учреждение культуры "Алтайский государственный театр музыкальной комедии" заключили договор об использовании здания по пр. Комсомольскому, 108, для размещения театра без взимания арендной платы. Дополнительным соглашением от 22.05.2001 срок действия договора продлен до 31.12.2004.
Суд кассационной инстанции, оставляя без удовлетворения кассационную жалобу, исходит из установленных материалами дела обстоятельств и следующих норм материального права.
В соответствии со статьей 1 Закона Российской Федерации от 11.10.1991 N 1738-1 "О плате за землю" ежегодным земельным налогом облагаются собственники земли, землевладельцы и землепользователи, кроме арендаторов.
В соответствии со статьей 15 Закона Российской Федерации от 11.10.1991 N 1738-1 основанием для установления налога на землю является документ, удостоверяющий право собственности, владения и пользования земельным участком.
Из материалов дела усматривается, что такой документ у Крайсовпрофа отсутствует, однако последний не отрицает передачу ему в постоянное пользование земельного участка. Крайсовпроф не является плательщиком земельного налога, так как имеет льготы, предусмотренные пунктом 15 статьи 12 Закона Российской Федерации "О плате за землю".
Предметом указанного выше договора безвозмездного пользования является расположенное на участке здание. Право пользования земельным участком также перешло к пользователю здания. На основании данного договора установлен фактический землепользователь земельного участка, на котором расположено здание театра (государственное учреждение культуры "Алтайский государственный театр музыкальной комедии").
Арбитражный суд, принимая решение, правомерно исходил из того, что в соответствии с пунктом 10 статьи 12 Закона Российской Федерации "О плате за землю" от уплаты налога полностью освобождаются учреждения культуры, физической культуры и спорта, туризма, спортивно-оздоровительной направленности и спортивные сооружения независимо от источника финансирования.
Следовательно, государственное учреждение культуры "Алтайский государственный театр музыкальной комедии", отнесенное к объектам, перечисленным в пункте 10 статьи 12 Закона Российской Федерации "О плате за землю", освобождено от уплаты земельного налога, который, исходя из смысла абзаца первого статьи 1 этого же Закона, является формой платы за использование земли.
Соответственно, Крайсовпроф не является плательщиком земельного налога в силу передачи права пользования земельным участком государственному учреждению культуры - фактическому пользователю земельным участком, которое в свою очередь освобождено от взимания земельного налога.
Учитывая, что выводы суда основаны на правильном применении норм материального права и соответствуют достоверно установленным фактическим обстоятельствам дела, оснований для их переоценки кассационная инстанция не имеет.
При таких обстоятельствах доводы заявителя кассационной жалобы нельзя признать состоятельными, так как они опровергаются материалами дела и не отвечают требованиям действующего законодательства. Каких-либо нарушений норм процессуального или материального права, влекущих отмену или изменение принятого по делу решения, судом не допущено.
Учитывая изложенное, у кассационной инстанции нет правовых оснований для отмены состоявшегося судебного акта и удовлетворения кассационной жалобы налоговой инспекции.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Алтайского края от 09.03.2005 по делу N А03-15385/04-34 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)