Судебные решения, арбитраж
Упрощенная система налогообложения (УСН)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Арбитражный суд Республики Карелия
в составе:
судьи Одинцовой М.А.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Сергеенко Д.А.,
рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению Общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Перспектива" к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по Республике Карелия о признании незаконными действий по отказу в применении упрощенной системы налогообложения,
При участии представителей:
- Заявителя - Русаков А.В. - адвокат (доверенность от 19.11.08 г. в деле, личность установлена по удостоверению адвоката);
- Ответчика - Бердников В.Г. - начальник юридического отдела (доверенность от 29.12.06 г. в деле, личность установлена по служебному удостоверению);
- Суд
Заявитель, Общество с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Перспектива" (далее по тексту - Общество), обратился в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по Республике Карелия (далее по тексту - налоговый орган) о признании незаконными действий налогового органа по отказу налогоплательщику в применении упрощенной системы налогообложения по тем основаниям, что установленные статьей 346.12 Налогового кодекса РФ основания для отказа предприятию в применении упрощенной налоговой системы отсутствуют.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал заявленные требования в полном объеме.
Ответчик, налоговый орган, заявленных требований не признал, ссылаясь на установленный факт неподачи Обществом заявления о переходе (избрании) на упрощенную систему налогообложения в установленном статьей 346.13 НК РФ порядке, в связи с чем у Общества отсутствуют основания для применения такой системы налогообложения на протяжении 2007-2008 годов.
Представитель налогового органа поддержал позицию, изложенную в письменном отзыве на заявление Общества (л.д. 49-50).
Заслушав объяснения представителей сторон, исследовав и оценив представленные доказательства, суд считает установленными следующие обстоятельства дела.
Из материалов дела усматривается, что Общество зарегистрировано в Едином государственном реестре юридических лиц за номером 1061007021613 и с момента государственной регистрации состоит на налоговом учете в Межрайонной инспекции ФНС N 5 по Республике Карелия, что подтверждается выпиской из ЕГРЮЛ (л.д. 9-14).
Государственная регистрация Общества осуществлена 29 ноября 2006 года, что совпадает с датой постановки на налоговый учет (л.д. 10-11).
В соответствии с пунктом 2 статьи 18 Налогового кодекса Российской Федерации упрощенная система налогообложения относится к специальным налоговым режимам, применяемым в порядке и в случаях, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации и иными актами законодательства о налогах и сборах.
Согласно статье 346.11 НК РФ упрощенная система налогообложения организациями и индивидуальными предпринимателями применяется наряду с иными режимами налогообложения, предусмотренными законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. Переход к упрощенной системе налогообложения или возврат к иным режимам налогообложения осуществляется организациями добровольно в порядке, предусмотренном Главой 26.2 НК РФ "Упрощенная система налогообложения".
В соответствии с пунктом 2 статьи 346.13 НК РФ вновь созданная организация вправе подать заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения в пятидневный срок с даты постановки на учет в налоговом органе, указанной в свидетельстве о постановке на учет в налоговом органе, выданном в соответствии с абзацем вторым пункта 2 статьи 84 настоящего Кодекса. В этом случае организация с даты постановки на учет в налоговом органе вправе применять упрощенную систему налогообложения с даты постановки на учет в налоговом органе.
Из материалов дела усматривается, что согласно свидетельству о постановке на учет юридического лица в налоговом органе датой постановки Общества на налоговый учет является 29 ноября 2006 года (л.д. 8).
Заявление о постановке на учет по упрощенной системе налогообложения за N 01 было направлено в адрес налогового органа Обществом только 26.12.06 г. (л.д. 7). Документальных доказательств вручения налоговому органу вышеуказанного заявления в ходе судебного разбирательства не добыто. Заявитель не смог представить доказательств направления данного заявления заказной почтой, а налоговый орган подтвердил факт не поступления почтового отправления от Общества за период с 26 декабря 2006 г. по 15 января 2007 г. согласно данных регистрации входной корреспонденции (приобщены в ходе судебного разбирательства).
При таких обстоятельствах, суд считает факт непредставления Общество в установленный пунктом 2 статьи 346.13 НК РФ срок заявления о применении упрощенной системы налогообложения установленным.
Из материалов дела усматривается, что первая налоговая отчетность за 2007 г., представленная в налоговый орган по месту учета, была налоговой декларацией по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения за первое полугодие 2007 года (л.д. 18-20).
При отсутствии своевременно поданного заявления налогоплательщика о применении упрощенной системы налогообложения налоговый орган мог отказать налогоплательщику в применении специальной системы налогообложения, предложив уплачивать налоги и представлять налоговую отчетность по общей системе налогообложения, а налогоплательщик, не согласный с таким решением мог оспорить законность действий налогового органа в установленном порядке.
Кроме того, налогоплательщик мог представить такое заявление и в более поздние, по сравнению с установленными законодателем сроки, поскольку Налоговым кодексом РФ не предусмотрены негативные последствия нарушения вновь созданным налогоплательщик срока для подачи такого заявления.
Однако налоговый орган не представил возражений против применения Обществом в 2007 году упрощенной системы налогообложения, фактически согласился с правомерностью таких действий налогоплательщика, о чем свидетельствуют следующие факты: налоговым органом принимались и камерально проверялись налоговые декларации Общества (л.д. 18-26), проводилась сверка расчетов по единому налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, что подтверждается актом (л.д. 33-34), производился возврат суммы излишне уплаченного единого налога, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения (л.д. 36).
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что налоговый орган был уведомлен Обществом о применении в 2007 году упрощенной системы налогообложения и не возражал против таких действий Общества.
В соответствии с пунктом 3 статьи 346.13 НК РФ налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения, не вправе до окончания налогового периода перейти на иной режим налогообложения. Согласно пункту 6 статьи 346.13 НК РФ налогоплательщик, применяющий упрощенную систему налогообложения, вправе перейти на иной режим налогообложения с начала календарного года, уведомив об этом налоговый орган не позднее 15 января года, в котором он предполагает перейти на иной режим налогообложения.
В ходе судебного разбирательства установлено, что Общество не извещало налоговый орган о своем намерении в 2008 году перейти на иной режим налогообложения, напротив, в 2008 году Общество продолжило применять упрощенную систему налогообложения, о чем свидетельствует представление налоговой декларации за 1 квартал и первое полугодие 2008 года (л.д. 27-30), а также уплата сумм единого налога за 1 квартал 2008 г. (л.д. 32).
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что налоговый орган не имел законных оснований для отказа Обществу в применении упрощенной системы налогообложения в 2008 г., поскольку что Общество находилось на такой системе налогообложения в 2007 г., и не подавало заявления в налоговый орган о переходе на иной режим налогообложения в порядке и сроки, установленные п. 6 статьи 346.13 НК РФ.
Кроме того, суд полагает, что главой 26.2 Налогового кодекса Российской Федерации не установлено права налогового органа на запрет применения налогоплательщиком упрощенной системы налогообложения, кроме случаев, указанных в пункте 3 статьи 346.12 НК РФ.
Поскольку Общество не относится к тем организациям, которым в силу прямого указания законодателя, содержащегося в пункте 3 статьи 346.12 НК РФ, запрещено применение упрощенной системы налогообложения, у налогового органа отсутствовали основания для отказа Обществу в применении упрощенно налоговой системы, а действия налогового органа, выразившиеся в отказе в применении упрощенной системы налогообложения, противоречат положениям статей 346.12 и 346.13 Налогового кодекса Российской Федерации, нарушают охраняемые законом интересы налогоплательщика и подлежат признанию незаконными.
Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу о том, что заявленные Обществом требования являются обоснованными и подлежащими удовлетворению с отнесением расходов по государственной пошлине на ответчика.
Руководствуясь статьями 167 - 170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
1. Заявленные требования удовлетворить полностью.
Признать незаконными действия Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по Республике Карелия по отказу Обществу с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Перспектива" в применении упрощенной системы налогообложения, как не соответствующие требованиям Налогового кодекса Российской Федерации.
Обязать Межрайонную инспекцию ФНС N 5 по Республики Карелия устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО Управляющая компания "Перспектива".
2. Расходы по государственной пошлине отнести на ответчика.
Взыскать с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по Республике Карелия в пользу Общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Перспектива" расходы по государственной пошлине в сумме 2000 рублей.
Исполнительный лист выдать после вступления решения в законную силу.
3. Решение подлежит немедленному исполнению, но может быть обжаловано в порядке:
- - в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня изготовления полного текста решения в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд (г. Санкт-Петербург);
- - в кассационном порядке в течение двух месяцев со дня вступления решения в законную силу в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа (г. Санкт-Петербург).
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
РЕШЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ ОТ 08.12.2008 ПО ДЕЛУ N А26-6180/2008
Разделы:Упрощенная система налогообложения (УСН)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 8 декабря 2008 г. по делу N А26-6180/2008
Арбитражный суд Республики Карелия
в составе:
судьи Одинцовой М.А.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Сергеенко Д.А.,
рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению Общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Перспектива" к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по Республике Карелия о признании незаконными действий по отказу в применении упрощенной системы налогообложения,
При участии представителей:
- Заявителя - Русаков А.В. - адвокат (доверенность от 19.11.08 г. в деле, личность установлена по удостоверению адвоката);
- Ответчика - Бердников В.Г. - начальник юридического отдела (доверенность от 29.12.06 г. в деле, личность установлена по служебному удостоверению);
- Суд
установил:
Заявитель, Общество с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Перспектива" (далее по тексту - Общество), обратился в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по Республике Карелия (далее по тексту - налоговый орган) о признании незаконными действий налогового органа по отказу налогоплательщику в применении упрощенной системы налогообложения по тем основаниям, что установленные статьей 346.12 Налогового кодекса РФ основания для отказа предприятию в применении упрощенной налоговой системы отсутствуют.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал заявленные требования в полном объеме.
Ответчик, налоговый орган, заявленных требований не признал, ссылаясь на установленный факт неподачи Обществом заявления о переходе (избрании) на упрощенную систему налогообложения в установленном статьей 346.13 НК РФ порядке, в связи с чем у Общества отсутствуют основания для применения такой системы налогообложения на протяжении 2007-2008 годов.
Представитель налогового органа поддержал позицию, изложенную в письменном отзыве на заявление Общества (л.д. 49-50).
Заслушав объяснения представителей сторон, исследовав и оценив представленные доказательства, суд считает установленными следующие обстоятельства дела.
Из материалов дела усматривается, что Общество зарегистрировано в Едином государственном реестре юридических лиц за номером 1061007021613 и с момента государственной регистрации состоит на налоговом учете в Межрайонной инспекции ФНС N 5 по Республике Карелия, что подтверждается выпиской из ЕГРЮЛ (л.д. 9-14).
Государственная регистрация Общества осуществлена 29 ноября 2006 года, что совпадает с датой постановки на налоговый учет (л.д. 10-11).
В соответствии с пунктом 2 статьи 18 Налогового кодекса Российской Федерации упрощенная система налогообложения относится к специальным налоговым режимам, применяемым в порядке и в случаях, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации и иными актами законодательства о налогах и сборах.
Согласно статье 346.11 НК РФ упрощенная система налогообложения организациями и индивидуальными предпринимателями применяется наряду с иными режимами налогообложения, предусмотренными законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. Переход к упрощенной системе налогообложения или возврат к иным режимам налогообложения осуществляется организациями добровольно в порядке, предусмотренном Главой 26.2 НК РФ "Упрощенная система налогообложения".
В соответствии с пунктом 2 статьи 346.13 НК РФ вновь созданная организация вправе подать заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения в пятидневный срок с даты постановки на учет в налоговом органе, указанной в свидетельстве о постановке на учет в налоговом органе, выданном в соответствии с абзацем вторым пункта 2 статьи 84 настоящего Кодекса. В этом случае организация с даты постановки на учет в налоговом органе вправе применять упрощенную систему налогообложения с даты постановки на учет в налоговом органе.
Из материалов дела усматривается, что согласно свидетельству о постановке на учет юридического лица в налоговом органе датой постановки Общества на налоговый учет является 29 ноября 2006 года (л.д. 8).
Заявление о постановке на учет по упрощенной системе налогообложения за N 01 было направлено в адрес налогового органа Обществом только 26.12.06 г. (л.д. 7). Документальных доказательств вручения налоговому органу вышеуказанного заявления в ходе судебного разбирательства не добыто. Заявитель не смог представить доказательств направления данного заявления заказной почтой, а налоговый орган подтвердил факт не поступления почтового отправления от Общества за период с 26 декабря 2006 г. по 15 января 2007 г. согласно данных регистрации входной корреспонденции (приобщены в ходе судебного разбирательства).
При таких обстоятельствах, суд считает факт непредставления Общество в установленный пунктом 2 статьи 346.13 НК РФ срок заявления о применении упрощенной системы налогообложения установленным.
Из материалов дела усматривается, что первая налоговая отчетность за 2007 г., представленная в налоговый орган по месту учета, была налоговой декларацией по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения за первое полугодие 2007 года (л.д. 18-20).
При отсутствии своевременно поданного заявления налогоплательщика о применении упрощенной системы налогообложения налоговый орган мог отказать налогоплательщику в применении специальной системы налогообложения, предложив уплачивать налоги и представлять налоговую отчетность по общей системе налогообложения, а налогоплательщик, не согласный с таким решением мог оспорить законность действий налогового органа в установленном порядке.
Кроме того, налогоплательщик мог представить такое заявление и в более поздние, по сравнению с установленными законодателем сроки, поскольку Налоговым кодексом РФ не предусмотрены негативные последствия нарушения вновь созданным налогоплательщик срока для подачи такого заявления.
Однако налоговый орган не представил возражений против применения Обществом в 2007 году упрощенной системы налогообложения, фактически согласился с правомерностью таких действий налогоплательщика, о чем свидетельствуют следующие факты: налоговым органом принимались и камерально проверялись налоговые декларации Общества (л.д. 18-26), проводилась сверка расчетов по единому налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, что подтверждается актом (л.д. 33-34), производился возврат суммы излишне уплаченного единого налога, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения (л.д. 36).
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что налоговый орган был уведомлен Обществом о применении в 2007 году упрощенной системы налогообложения и не возражал против таких действий Общества.
В соответствии с пунктом 3 статьи 346.13 НК РФ налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения, не вправе до окончания налогового периода перейти на иной режим налогообложения. Согласно пункту 6 статьи 346.13 НК РФ налогоплательщик, применяющий упрощенную систему налогообложения, вправе перейти на иной режим налогообложения с начала календарного года, уведомив об этом налоговый орган не позднее 15 января года, в котором он предполагает перейти на иной режим налогообложения.
В ходе судебного разбирательства установлено, что Общество не извещало налоговый орган о своем намерении в 2008 году перейти на иной режим налогообложения, напротив, в 2008 году Общество продолжило применять упрощенную систему налогообложения, о чем свидетельствует представление налоговой декларации за 1 квартал и первое полугодие 2008 года (л.д. 27-30), а также уплата сумм единого налога за 1 квартал 2008 г. (л.д. 32).
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что налоговый орган не имел законных оснований для отказа Обществу в применении упрощенной системы налогообложения в 2008 г., поскольку что Общество находилось на такой системе налогообложения в 2007 г., и не подавало заявления в налоговый орган о переходе на иной режим налогообложения в порядке и сроки, установленные п. 6 статьи 346.13 НК РФ.
Кроме того, суд полагает, что главой 26.2 Налогового кодекса Российской Федерации не установлено права налогового органа на запрет применения налогоплательщиком упрощенной системы налогообложения, кроме случаев, указанных в пункте 3 статьи 346.12 НК РФ.
Поскольку Общество не относится к тем организациям, которым в силу прямого указания законодателя, содержащегося в пункте 3 статьи 346.12 НК РФ, запрещено применение упрощенной системы налогообложения, у налогового органа отсутствовали основания для отказа Обществу в применении упрощенно налоговой системы, а действия налогового органа, выразившиеся в отказе в применении упрощенной системы налогообложения, противоречат положениям статей 346.12 и 346.13 Налогового кодекса Российской Федерации, нарушают охраняемые законом интересы налогоплательщика и подлежат признанию незаконными.
Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу о том, что заявленные Обществом требования являются обоснованными и подлежащими удовлетворению с отнесением расходов по государственной пошлине на ответчика.
Руководствуясь статьями 167 - 170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
1. Заявленные требования удовлетворить полностью.
Признать незаконными действия Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по Республике Карелия по отказу Обществу с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Перспектива" в применении упрощенной системы налогообложения, как не соответствующие требованиям Налогового кодекса Российской Федерации.
Обязать Межрайонную инспекцию ФНС N 5 по Республики Карелия устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО Управляющая компания "Перспектива".
2. Расходы по государственной пошлине отнести на ответчика.
Взыскать с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по Республике Карелия в пользу Общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Перспектива" расходы по государственной пошлине в сумме 2000 рублей.
Исполнительный лист выдать после вступления решения в законную силу.
3. Решение подлежит немедленному исполнению, но может быть обжаловано в порядке:
- - в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня изготовления полного текста решения в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд (г. Санкт-Петербург);
- - в кассационном порядке в течение двух месяцев со дня вступления решения в законную силу в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа (г. Санкт-Петербург).
Судья
М.А.ОДИНЦОВА
М.А.ОДИНЦОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)