Судебные решения, арбитраж
Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
от 19 июня 2003 года Дело N Ф04/2745-439/А75-2003
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа, рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Сургутскому району (ответчик) на постановление апелляционной инстанции от 26.02.2003 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа по делу N А75-2037-А/02-166-А/03 по заявлению открытого акционерного общества "Сургутнефтегаз" к Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Сургутскому району,
Открытое акционерное общество "Сургутнефтегаз" (далее - ОАО "Сургутнефтегаз") обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным решения Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Сургутскому району (далее - налоговая инспекция), изложенного в ответе на письмо ОАО "Сургутнефтегаз" от 25.09.2002 N 36/2-12-1905, об отказе в принятии уточненных налоговых деклараций по земельному налогу за 2002 год, об отказе в возврате излишне уплаченных сумм земельного налога в размере 28080914,44 руб. и об обязании налоговой инспекции произвести зачет излишне уплаченных сумм земельного налога в размере 28080914,44 руб. в счет текущих платежей.
Свои требования заявитель мотивирует тем, что им ошибочно уплачивался земельный налог с учетом повышающих коэффициентов, установленных федеральными законами о бюджетах на 1999, 2000, 2001, 2002 годы, тогда как эти законы не относятся к законодательству о налогах и сборах и не могут применяться в сфере налоговых правоотношений.
Решением суда от 30.12.2002 в удовлетворении заявленных требований отказано. Суд мотивировал свое решение тем, что устанавливаемые нормами бюджетного права повышающие коэффициенты, применяемые к налоговой ставке, не являются элементом налоговой ставки, не изменяют ее размер и влияют только на порядок исчисления налога. Следовательно, нормы статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации к Закону о бюджете не должны применяться и указанные законы вступают в силу со дня подписания.
Постановлением апелляционной инстанции от 26.02.2003 решение суда отменено и принято новое решение о признании недействительным оспариваемого решения налоговой инспекции об отказе в принятии уточненных налоговых деклараций по земельному налогу за 2002 год и обязании налоговой инспекции по Сургутскому району произвести зачет излишне уплаченных сумм земельного налога за 2002 год в размере 28080914,44 руб. в счет текущих платежей. Апелляционная инстанция пришла к выводу, что применение коэффициентов к ставкам земельного налога является незаконным, поскольку коэффициенты устанавливались не законодательными актами о налогах и сборах, а законами о федеральном бюджете на соответствующий год и вводились в действие в нарушение требований статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации.
В кассационной жалобе налоговая инспекция указывает, что обжалуемое постановление апелляционной инстанции вынесено с нарушением норм материального права, ссылаясь на доводы, изложенные в кассационной жалобе, просит его отменить и оставить в силе решения суда первой инстанции. Заявитель жалобы полагает, что ставки земельного налога установлены в полном соответствии с налоговым законодательством; повышающий размер налоговой ставки, коэффициенты, устанавливаемые законами о бюджете, действующими в определенные этими же законами промежутки времени, за исключением тех норм, действие которых сохраняется в силу прямого указания в законе, не являются элементом налоговой ставки и не изменяют ее размер, влияют только на порядок исчисления налога, а не ставки.
В отзыве на кассационную жалобу ОАО "Сургутнефтегаз" считает постановление апелляционной инстанции законным и обоснованным, в удовлетворении кассационной жалобы просит отказать.
В судебном заседании представитель ОАО "Сургутнефтегаз" поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе, и просил оставить постановление апелляционной инстанции без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Представитель налоговой инспекции в судебное заседание не явился, сторона о времени и месте рассмотрения жалобы извещена надлежащим образом.
Суд кассационной инстанции, в соответствии со статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проанализировав доводы кассационной жалобы, отзыва на нее, проверив правильность применения арбитражным судом апелляционной инстанции норм материального и процессуального права, не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Как следует из материалов дела, ОАО "Сургутнефтегаз" письмом от 25.09.2002 обратилось в налоговую инспекцию по Сургутскому району с просьбой о принятии уточненных налоговых деклараций по земельному налогу за 2002 год и возврате переплаты по земельному налогу в сумме 28260520,50 руб., образовавшейся в результате применения повышающих коэффициентов, установленных федеральными законами о бюджете на 1999, 2000, 2001 и 2002 годы.
Налоговая инспекция письмом б/н и даты отказала в принятии уточненных деклараций и возврате переплат по налогу по тем основаниям, что истцом за указанный период земельный налог исчислялся и уплачивался правильно.
ОАО "Сургутнефтегаз" обратилось в суд, считая, что принятым решением нарушены права общества.
Согласно статье 3 Налогового кодекса Российской Федерации каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы.
Статьей 52 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот.
В силу пункта 1 статьи 53 Кодекса налоговая ставка представляет собой величину налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы.
В соответствии со статьей 21 Закона Российской Федерации от 27.12.1991 N 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" земельный налог относится к местным налогам. В пункте 2 названной статьи указано, что земельный налог устанавливается законодательными актами Российской Федерации и взимается на всей ее территории. Конкретные ставки этого налога определяются законодательными актами республик в составе Российской Федерации или решениями органов государственной власти краев, областей, автономной области, автономных округов, районов, городов и иных административно-территориальных образований.
Пунктом 2 статьи 53 Налогового кодекса Российской Федерации также предусмотрено, что налоговые ставки по региональным и местным налогам устанавливаются соответственно законами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления в пределах, установленных Кодексом.
Статьей 8 Закона Российской Федерации от 11.10.1991 N 1738-1 "О плате за землю" были установлены средние ставки земельного налога. Указанные средние ставки дифференцируются по местоположению и зонам различной градостроительной ценности территории органами местного самоуправления городов. Налогоплательщики уплачивают земельный налог по дифференцированным ставкам.
Ставки земельного налога на территории Сургутского района были установлены решениями Сургутской районной Думы: от 16.10.1999 N 128 - на 1999 год, от 18.04.2000 N 169 - на 2001 год, от 28.09.2001 N 41 - на 2001 год.
Уплата заявителем земельного налога с применением поправочных коэффициентов не оспаривается налоговой инспекцией.
Установление налоговых ставок, порядка исчисления налога как элементов налогообложения, согласно положениям статей 1, 2, 17 Налогового кодекса Российской Федерации, регулируется исключительно актами о налогах и сборах.
Судом апелляционной инстанции обоснованно указано, что в законодательных актах отсутствует правовая норма, в которой определяется понятие "коэффициент" как непосредственный элемент налоговой ставки либо как величина, непосредственно изменяющая ставку налога или порядок его исчисления. Однако, коэффициенты, установленные Законами о федеральном бюджете на соответствующий бюджетный год, увеличивают ставку налога - элемент налогового обязательства.
В соответствии с пунктом 1 статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу.
Статьей 3 Закона Российской Федерации "О плате за землю" установлено, что размер земельного налога не зависит от результатов хозяйственной деятельности и устанавливается в виде стабильных платежей за единицу земельной площади в расчете на год. Следовательно, налоговым периодом по земельному налогу является год.
Принятые нормативные акты: Федеральный закон Российской Федерации от 31.12.1999 N 227-ФЗ "О федеральном бюджете на 2000 год" опубликован 03.01.2000, Федеральный закон Российской Федерации от 27.12.2000 N 150-ФЗ "О федеральном бюджете на 2001 год" опубликован 28.12.2000, Федеральный закон от 30.12.2001 N 194-ФЗ "О федеральном бюджете на 2002 год" опубликован 31.12.2001 - подлежали вступлению в силу в соответствии с положениями статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации.
Таким образом, вывод суда апелляционной инстанции о том, что ставка земельного налога в 2002 году налогоплательщиком ошибочно увеличена на поправочный коэффициент, является обоснованным. Сумма переплаты налоговой инспекцией не оспаривается.
Поскольку доводы налоговой инспекции, изложенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения в арбитражном суде апелляционной инстанции и по существу сведены к переоценке вывода суда, кассационная инстанция не находит оснований для их удовлетворения, считает, что нормы материального и процессуального права судом применены правильно.
На основании вышеизложенного, кассационная инстанция не находит основания для отмены постановления апелляционной инстанции.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Постановление апелляционной инстанции от 26.02.2003 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа по делу N А75-2037-А/02-166-А/03 оставить без изменения, кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Сургутскому району - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ЗАПАДНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА ОТ 19.06.2003 N Ф04/2745-439/А75-2003
Разделы:Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО - СИБИРСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда кассационной инстанции
от 19 июня 2003 года Дело N Ф04/2745-439/А75-2003
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа, рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Сургутскому району (ответчик) на постановление апелляционной инстанции от 26.02.2003 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа по делу N А75-2037-А/02-166-А/03 по заявлению открытого акционерного общества "Сургутнефтегаз" к Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Сургутскому району,
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Сургутнефтегаз" (далее - ОАО "Сургутнефтегаз") обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным решения Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Сургутскому району (далее - налоговая инспекция), изложенного в ответе на письмо ОАО "Сургутнефтегаз" от 25.09.2002 N 36/2-12-1905, об отказе в принятии уточненных налоговых деклараций по земельному налогу за 2002 год, об отказе в возврате излишне уплаченных сумм земельного налога в размере 28080914,44 руб. и об обязании налоговой инспекции произвести зачет излишне уплаченных сумм земельного налога в размере 28080914,44 руб. в счет текущих платежей.
Свои требования заявитель мотивирует тем, что им ошибочно уплачивался земельный налог с учетом повышающих коэффициентов, установленных федеральными законами о бюджетах на 1999, 2000, 2001, 2002 годы, тогда как эти законы не относятся к законодательству о налогах и сборах и не могут применяться в сфере налоговых правоотношений.
Решением суда от 30.12.2002 в удовлетворении заявленных требований отказано. Суд мотивировал свое решение тем, что устанавливаемые нормами бюджетного права повышающие коэффициенты, применяемые к налоговой ставке, не являются элементом налоговой ставки, не изменяют ее размер и влияют только на порядок исчисления налога. Следовательно, нормы статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации к Закону о бюджете не должны применяться и указанные законы вступают в силу со дня подписания.
Постановлением апелляционной инстанции от 26.02.2003 решение суда отменено и принято новое решение о признании недействительным оспариваемого решения налоговой инспекции об отказе в принятии уточненных налоговых деклараций по земельному налогу за 2002 год и обязании налоговой инспекции по Сургутскому району произвести зачет излишне уплаченных сумм земельного налога за 2002 год в размере 28080914,44 руб. в счет текущих платежей. Апелляционная инстанция пришла к выводу, что применение коэффициентов к ставкам земельного налога является незаконным, поскольку коэффициенты устанавливались не законодательными актами о налогах и сборах, а законами о федеральном бюджете на соответствующий год и вводились в действие в нарушение требований статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации.
В кассационной жалобе налоговая инспекция указывает, что обжалуемое постановление апелляционной инстанции вынесено с нарушением норм материального права, ссылаясь на доводы, изложенные в кассационной жалобе, просит его отменить и оставить в силе решения суда первой инстанции. Заявитель жалобы полагает, что ставки земельного налога установлены в полном соответствии с налоговым законодательством; повышающий размер налоговой ставки, коэффициенты, устанавливаемые законами о бюджете, действующими в определенные этими же законами промежутки времени, за исключением тех норм, действие которых сохраняется в силу прямого указания в законе, не являются элементом налоговой ставки и не изменяют ее размер, влияют только на порядок исчисления налога, а не ставки.
В отзыве на кассационную жалобу ОАО "Сургутнефтегаз" считает постановление апелляционной инстанции законным и обоснованным, в удовлетворении кассационной жалобы просит отказать.
В судебном заседании представитель ОАО "Сургутнефтегаз" поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе, и просил оставить постановление апелляционной инстанции без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Представитель налоговой инспекции в судебное заседание не явился, сторона о времени и месте рассмотрения жалобы извещена надлежащим образом.
Суд кассационной инстанции, в соответствии со статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проанализировав доводы кассационной жалобы, отзыва на нее, проверив правильность применения арбитражным судом апелляционной инстанции норм материального и процессуального права, не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Как следует из материалов дела, ОАО "Сургутнефтегаз" письмом от 25.09.2002 обратилось в налоговую инспекцию по Сургутскому району с просьбой о принятии уточненных налоговых деклараций по земельному налогу за 2002 год и возврате переплаты по земельному налогу в сумме 28260520,50 руб., образовавшейся в результате применения повышающих коэффициентов, установленных федеральными законами о бюджете на 1999, 2000, 2001 и 2002 годы.
Налоговая инспекция письмом б/н и даты отказала в принятии уточненных деклараций и возврате переплат по налогу по тем основаниям, что истцом за указанный период земельный налог исчислялся и уплачивался правильно.
ОАО "Сургутнефтегаз" обратилось в суд, считая, что принятым решением нарушены права общества.
Согласно статье 3 Налогового кодекса Российской Федерации каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы.
Статьей 52 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот.
В силу пункта 1 статьи 53 Кодекса налоговая ставка представляет собой величину налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы.
В соответствии со статьей 21 Закона Российской Федерации от 27.12.1991 N 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" земельный налог относится к местным налогам. В пункте 2 названной статьи указано, что земельный налог устанавливается законодательными актами Российской Федерации и взимается на всей ее территории. Конкретные ставки этого налога определяются законодательными актами республик в составе Российской Федерации или решениями органов государственной власти краев, областей, автономной области, автономных округов, районов, городов и иных административно-территориальных образований.
Пунктом 2 статьи 53 Налогового кодекса Российской Федерации также предусмотрено, что налоговые ставки по региональным и местным налогам устанавливаются соответственно законами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления в пределах, установленных Кодексом.
Статьей 8 Закона Российской Федерации от 11.10.1991 N 1738-1 "О плате за землю" были установлены средние ставки земельного налога. Указанные средние ставки дифференцируются по местоположению и зонам различной градостроительной ценности территории органами местного самоуправления городов. Налогоплательщики уплачивают земельный налог по дифференцированным ставкам.
Ставки земельного налога на территории Сургутского района были установлены решениями Сургутской районной Думы: от 16.10.1999 N 128 - на 1999 год, от 18.04.2000 N 169 - на 2001 год, от 28.09.2001 N 41 - на 2001 год.
Уплата заявителем земельного налога с применением поправочных коэффициентов не оспаривается налоговой инспекцией.
Установление налоговых ставок, порядка исчисления налога как элементов налогообложения, согласно положениям статей 1, 2, 17 Налогового кодекса Российской Федерации, регулируется исключительно актами о налогах и сборах.
Судом апелляционной инстанции обоснованно указано, что в законодательных актах отсутствует правовая норма, в которой определяется понятие "коэффициент" как непосредственный элемент налоговой ставки либо как величина, непосредственно изменяющая ставку налога или порядок его исчисления. Однако, коэффициенты, установленные Законами о федеральном бюджете на соответствующий бюджетный год, увеличивают ставку налога - элемент налогового обязательства.
В соответствии с пунктом 1 статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу.
Статьей 3 Закона Российской Федерации "О плате за землю" установлено, что размер земельного налога не зависит от результатов хозяйственной деятельности и устанавливается в виде стабильных платежей за единицу земельной площади в расчете на год. Следовательно, налоговым периодом по земельному налогу является год.
Принятые нормативные акты: Федеральный закон Российской Федерации от 31.12.1999 N 227-ФЗ "О федеральном бюджете на 2000 год" опубликован 03.01.2000, Федеральный закон Российской Федерации от 27.12.2000 N 150-ФЗ "О федеральном бюджете на 2001 год" опубликован 28.12.2000, Федеральный закон от 30.12.2001 N 194-ФЗ "О федеральном бюджете на 2002 год" опубликован 31.12.2001 - подлежали вступлению в силу в соответствии с положениями статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации.
Таким образом, вывод суда апелляционной инстанции о том, что ставка земельного налога в 2002 году налогоплательщиком ошибочно увеличена на поправочный коэффициент, является обоснованным. Сумма переплаты налоговой инспекцией не оспаривается.
Поскольку доводы налоговой инспекции, изложенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения в арбитражном суде апелляционной инстанции и по существу сведены к переоценке вывода суда, кассационная инстанция не находит оснований для их удовлетворения, считает, что нормы материального и процессуального права судом применены правильно.
На основании вышеизложенного, кассационная инстанция не находит основания для отмены постановления апелляционной инстанции.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Постановление апелляционной инстанции от 26.02.2003 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа по делу N А75-2037-А/02-166-А/03 оставить без изменения, кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Сургутскому району - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)