Судебные решения, арбитраж
Налог на доходы физических лиц (НДФЛ)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
от 25 апреля 2007 года Дело N Ф03-А51/07-2/88
Резолютивная часть постановления от 18 апреля 2007 года. Полный текст постановления изготовлен 25 апреля 2007 года.
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 10 по Приморскому краю на решение от 12.04.2006, постановление от 08.09.2006 по делу N А51-17308/2005-20-505 Арбитражного суда Приморского края по заявлению индивидуального предпринимателя Аркаевой Н.Н. к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 10 по Приморскому краю о признании недействительным решения.
Индивидуальный предприниматель Аркаева Наталья Николаевна (далее - ИП Аркаева Н.Н., предприниматель) обратилась в Арбитражный суд Приморского края с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 10 по Приморскому краю (далее - МИФНС РФ N 10 по Приморскому краю, налоговый орган) от 15.07.2005 N 1017/3044212 об отказе в привлечении ИП Аркаевой Н.Н. к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Решением от 12.04.2006, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 08.09.2006, требования предпринимателя удовлетворены. Судебные акты мотивированы тем, что отсутствие отдельного письменного заявления не может служить безусловным основанием для отказа в реализации права налогоплательщика на получение профессиональных вычетов, поскольку статья 221 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) не содержит такого положения.
Не согласившись с судебными актами, Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 10 по Приморскому краю обратилась с кассационной жалобой, в которой просит решение и постановление отменить, ссылаясь на неправильное применение судами обеих инстанций норм материального права. По мнению заявителя жалобы, право на получение профессиональных налоговых вычетов налогоплательщики реализуют путем подачи письменного заявления в налоговый орган одновременно с подачей налоговой декларации по окончании налогового периода.
В отзыве на кассационную жалобу предприниматель возражает против отмены судебных актов, считая их законными и обоснованными, просит кассационную жалобу оставить без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, однако их представители участия в судебном заседании не принимали.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, проверив правильность применения судом обеих инстанций норм материального и процессуального права, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа установил следующее.
Как следует из материалов дела, 30.04.2005 ИП Аркаевой Н.Н. представлена в налоговый орган по месту учета налоговая декларация по налогу на доходы физических лиц (далее - НДФЛ) за 2004 год, в которой отражен профессиональный налоговый вычет за 2004 год в сумме 959887 руб.
По итогам камеральной налоговой проверки декларации по НДФЛ за 2004 год МИФНС РФ N 10 по Приморскому краю вынесла решение N 1017/3044212 от 15.07.2005 "Об отказе в привлечении ИП Аркаевой Н.Н. к ответственности за совершение налогового правонарушения", согласно которому предпринимателю отказано в подтверждении суммы профессиональных налоговых вычетов за 2004 год в сумме 959887 руб., в связи с чем произведено начисление налога на доходы физических лиц в сумме 137333 руб.
В качестве основания для отказа в предоставлении профессиональных вычетов в решении налогового органа указано на непредоставление предпринимателем в нарушение статьи 221 НК РФ одновременно с налоговой декларацией соответствующего письменного заявления на предоставление вычетов.
В подтверждение обоснованности заявленных вычетов 29.07.2005 налогоплательщиком в налоговый орган были представлены документы и письменное заявление о предоставлении профессиональных вычетов. Кроме того, 11.11.2005 предприниматель подал уточненную налоговую декларацию по НДФЛ за 2004 год с приложением соответствующего письменного заявления и повторного пакета документов в обоснование заявленных вычетов.
Так как налоговый орган отказался уточнять в лицевом счете сумму налога, подлежащую уплате с учетом профессиональных вычетов, предприниматель обратилась в арбитражный суд с требованием о признании незаконным решения налогового органа.
В соответствии со статьей 227 Налогового кодекса Российской Федерации физические лица, зарегистрированные в установленном действующим законодательством порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, являются плательщиками налога на доходы физических лиц и самостоятельно исчисляют суммы налога, подлежащие уплате в соответствующий бюджет, в порядке, установленном статьей 225 настоящего Кодекса.
Согласно статье 221 Налогового кодекса Российской Федерации данная категория налогоплательщиков при исчислении налоговой базы в соответствии с пунктом 2 статьи 210 настоящего Кодекса имеет право на получение профессиональных налоговых вычетов в сумме фактически произведенных ими и документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с извлечением доходов.
При этом состав расходов, принимаемых к вычету, определяется налогоплательщиком самостоятельно в порядке, аналогичном порядку определения расходов для целей налогообложения, установленному главой 25 НК РФ "Налог на прибыль организаций".
Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.
Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации. Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
Налогоплательщики, указанные в статье 221 НК РФ, реализуют право на получение профессиональных налоговых вычетов путем подачи письменного заявления налоговому агенту. При отсутствии налогового агента налогоплательщики, указанные в настоящей статье, реализуют право на получение профессиональных налоговых вычетов путем подачи письменного заявления в налоговый орган одновременно с подачей налоговой декларации по окончании налогового периода.
В рассматриваемом деле предприниматель действительно вместе с первоначальной налоговой декларацией по НДФЛ за 2004 год не представил письменное заявление на получение профессиональных налоговых вычетов. Однако 11.11.2005 в налоговый орган была подана уточненная налоговая декларация по данному налогу, к которой был приложен необходимый документ.
Арбитражный суд обеих инстанций правомерно не согласился с выводом налогового органа об отсутствии у предпринимателя права на профессиональный налоговый вычет, поскольку, как установлено судом, предприниматель при проведении проверки вместе с декларацией по налогу на доходы физических лиц за 2004 год представил документы, подтверждающие правомерность применения профессиональных налоговых вычетов. Отсутствие письменного заявления предпринимателя на получение профессионального налогового вычета (фактически произведенные и документально подтвержденные расходы, связанные с извлечением доходов) в данном случае не может являться основанием для отказа в предоставлении профессионального налогового вычета и начислении НДФЛ, так как Налоговый кодекс Российской Федерации не устанавливает последствий неподачи заявления на получение профессионального вычета. Фактически предприниматель заявил о вычете в налоговой декларации, что свидетельствует о его намерении воспользоваться правом на вычет, а также представил соответствующие документы, подтверждающие его расходы и правомерность заявленных вычетов.
При таких обстоятельствах у налоговой инспекции не было оснований для отказа предпринимателю в предоставлении профессиональных налоговых вычетов и начисления налога на доходы физических лиц.
Более того, как разъяснил Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 12.07.2006 N 267, полномочия налогового органа, предусмотренные статьями 88, 101 НК РФ, носят публично-правовой характер, что не позволяет налоговому органу произвольно отказаться от необходимости истребования дополнительных сведений, объяснений и документов, подтверждающих правильность исчисления и своевременность уплаты налогов при осуществлении возложенной на него функции выявления налоговых правонарушений, налоговый орган во всех случаях сомнений в правильности уплаты налогов и тем более обнаружения признаков налогового правонарушения обязан воспользоваться предоставленным ему правомочием истребовать у налогоплательщика необходимую информацию, что налоговым органом в рассматриваемом деле сделано не было.
Таким образом, суд кассационной инстанции находит, что при рассмотрении спора суд первой и апелляционной инстанций применил нормы материального и процессуального права соответственно установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, в связи с чем обжалуемые судебные акты отмене не подлежат.
В связи с тем, что жалоба налогового органа оставлена без удовлетворения, с последнего подлежит взысканию госпошлина за рассмотрение кассационной жалобы в сумме 1000 руб., поскольку глава 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации не содержит положений, предусматривающих освобождение государственных органов, органов местного самоуправления и иных органов, выступающих в суде от имени публично-правового образования, от уплаты госпошлины при совершении соответствующих процессуальных действий по делам, по которым данные органы или соответствующие публично-правовые образования выступают в качестве ответчика.
Руководствуясь статьями 110, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа
решение от 12.04.2006, постановление апелляционной инстанции от 08.09.2006 Арбитражного суда Приморского края по делу N А51-17308/2005-20-505 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Взыскать с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 10 по Приморскому краю в доход федерального бюджета госпошлину по кассационной жалобе в сумме 1000 рублей.
Исполнительный лист выдать Арбитражному суду Приморского края.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА ОТ 25.04.2007, 18.04.2007 N Ф03-А51/07-2/88 ПО ДЕЛУ N А51-17308/2005-20-505
Разделы:Налог на доходы физических лиц (НДФЛ)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА
Именем Российской Федерации
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда кассационной инстанции
от 25 апреля 2007 года Дело N Ф03-А51/07-2/88
Резолютивная часть постановления от 18 апреля 2007 года. Полный текст постановления изготовлен 25 апреля 2007 года.
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 10 по Приморскому краю на решение от 12.04.2006, постановление от 08.09.2006 по делу N А51-17308/2005-20-505 Арбитражного суда Приморского края по заявлению индивидуального предпринимателя Аркаевой Н.Н. к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 10 по Приморскому краю о признании недействительным решения.
Индивидуальный предприниматель Аркаева Наталья Николаевна (далее - ИП Аркаева Н.Н., предприниматель) обратилась в Арбитражный суд Приморского края с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 10 по Приморскому краю (далее - МИФНС РФ N 10 по Приморскому краю, налоговый орган) от 15.07.2005 N 1017/3044212 об отказе в привлечении ИП Аркаевой Н.Н. к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Решением от 12.04.2006, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 08.09.2006, требования предпринимателя удовлетворены. Судебные акты мотивированы тем, что отсутствие отдельного письменного заявления не может служить безусловным основанием для отказа в реализации права налогоплательщика на получение профессиональных вычетов, поскольку статья 221 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) не содержит такого положения.
Не согласившись с судебными актами, Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 10 по Приморскому краю обратилась с кассационной жалобой, в которой просит решение и постановление отменить, ссылаясь на неправильное применение судами обеих инстанций норм материального права. По мнению заявителя жалобы, право на получение профессиональных налоговых вычетов налогоплательщики реализуют путем подачи письменного заявления в налоговый орган одновременно с подачей налоговой декларации по окончании налогового периода.
В отзыве на кассационную жалобу предприниматель возражает против отмены судебных актов, считая их законными и обоснованными, просит кассационную жалобу оставить без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, однако их представители участия в судебном заседании не принимали.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, проверив правильность применения судом обеих инстанций норм материального и процессуального права, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа установил следующее.
Как следует из материалов дела, 30.04.2005 ИП Аркаевой Н.Н. представлена в налоговый орган по месту учета налоговая декларация по налогу на доходы физических лиц (далее - НДФЛ) за 2004 год, в которой отражен профессиональный налоговый вычет за 2004 год в сумме 959887 руб.
По итогам камеральной налоговой проверки декларации по НДФЛ за 2004 год МИФНС РФ N 10 по Приморскому краю вынесла решение N 1017/3044212 от 15.07.2005 "Об отказе в привлечении ИП Аркаевой Н.Н. к ответственности за совершение налогового правонарушения", согласно которому предпринимателю отказано в подтверждении суммы профессиональных налоговых вычетов за 2004 год в сумме 959887 руб., в связи с чем произведено начисление налога на доходы физических лиц в сумме 137333 руб.
В качестве основания для отказа в предоставлении профессиональных вычетов в решении налогового органа указано на непредоставление предпринимателем в нарушение статьи 221 НК РФ одновременно с налоговой декларацией соответствующего письменного заявления на предоставление вычетов.
В подтверждение обоснованности заявленных вычетов 29.07.2005 налогоплательщиком в налоговый орган были представлены документы и письменное заявление о предоставлении профессиональных вычетов. Кроме того, 11.11.2005 предприниматель подал уточненную налоговую декларацию по НДФЛ за 2004 год с приложением соответствующего письменного заявления и повторного пакета документов в обоснование заявленных вычетов.
Так как налоговый орган отказался уточнять в лицевом счете сумму налога, подлежащую уплате с учетом профессиональных вычетов, предприниматель обратилась в арбитражный суд с требованием о признании незаконным решения налогового органа.
В соответствии со статьей 227 Налогового кодекса Российской Федерации физические лица, зарегистрированные в установленном действующим законодательством порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, являются плательщиками налога на доходы физических лиц и самостоятельно исчисляют суммы налога, подлежащие уплате в соответствующий бюджет, в порядке, установленном статьей 225 настоящего Кодекса.
Согласно статье 221 Налогового кодекса Российской Федерации данная категория налогоплательщиков при исчислении налоговой базы в соответствии с пунктом 2 статьи 210 настоящего Кодекса имеет право на получение профессиональных налоговых вычетов в сумме фактически произведенных ими и документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с извлечением доходов.
При этом состав расходов, принимаемых к вычету, определяется налогоплательщиком самостоятельно в порядке, аналогичном порядку определения расходов для целей налогообложения, установленному главой 25 НК РФ "Налог на прибыль организаций".
Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.
Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации. Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
Налогоплательщики, указанные в статье 221 НК РФ, реализуют право на получение профессиональных налоговых вычетов путем подачи письменного заявления налоговому агенту. При отсутствии налогового агента налогоплательщики, указанные в настоящей статье, реализуют право на получение профессиональных налоговых вычетов путем подачи письменного заявления в налоговый орган одновременно с подачей налоговой декларации по окончании налогового периода.
В рассматриваемом деле предприниматель действительно вместе с первоначальной налоговой декларацией по НДФЛ за 2004 год не представил письменное заявление на получение профессиональных налоговых вычетов. Однако 11.11.2005 в налоговый орган была подана уточненная налоговая декларация по данному налогу, к которой был приложен необходимый документ.
Арбитражный суд обеих инстанций правомерно не согласился с выводом налогового органа об отсутствии у предпринимателя права на профессиональный налоговый вычет, поскольку, как установлено судом, предприниматель при проведении проверки вместе с декларацией по налогу на доходы физических лиц за 2004 год представил документы, подтверждающие правомерность применения профессиональных налоговых вычетов. Отсутствие письменного заявления предпринимателя на получение профессионального налогового вычета (фактически произведенные и документально подтвержденные расходы, связанные с извлечением доходов) в данном случае не может являться основанием для отказа в предоставлении профессионального налогового вычета и начислении НДФЛ, так как Налоговый кодекс Российской Федерации не устанавливает последствий неподачи заявления на получение профессионального вычета. Фактически предприниматель заявил о вычете в налоговой декларации, что свидетельствует о его намерении воспользоваться правом на вычет, а также представил соответствующие документы, подтверждающие его расходы и правомерность заявленных вычетов.
При таких обстоятельствах у налоговой инспекции не было оснований для отказа предпринимателю в предоставлении профессиональных налоговых вычетов и начисления налога на доходы физических лиц.
Более того, как разъяснил Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 12.07.2006 N 267, полномочия налогового органа, предусмотренные статьями 88, 101 НК РФ, носят публично-правовой характер, что не позволяет налоговому органу произвольно отказаться от необходимости истребования дополнительных сведений, объяснений и документов, подтверждающих правильность исчисления и своевременность уплаты налогов при осуществлении возложенной на него функции выявления налоговых правонарушений, налоговый орган во всех случаях сомнений в правильности уплаты налогов и тем более обнаружения признаков налогового правонарушения обязан воспользоваться предоставленным ему правомочием истребовать у налогоплательщика необходимую информацию, что налоговым органом в рассматриваемом деле сделано не было.
Таким образом, суд кассационной инстанции находит, что при рассмотрении спора суд первой и апелляционной инстанций применил нормы материального и процессуального права соответственно установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, в связи с чем обжалуемые судебные акты отмене не подлежат.
В связи с тем, что жалоба налогового органа оставлена без удовлетворения, с последнего подлежит взысканию госпошлина за рассмотрение кассационной жалобы в сумме 1000 руб., поскольку глава 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации не содержит положений, предусматривающих освобождение государственных органов, органов местного самоуправления и иных органов, выступающих в суде от имени публично-правового образования, от уплаты госпошлины при совершении соответствующих процессуальных действий по делам, по которым данные органы или соответствующие публично-правовые образования выступают в качестве ответчика.
Руководствуясь статьями 110, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 12.04.2006, постановление апелляционной инстанции от 08.09.2006 Арбитражного суда Приморского края по делу N А51-17308/2005-20-505 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Взыскать с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 10 по Приморскому краю в доход федерального бюджета госпошлину по кассационной жалобе в сумме 1000 рублей.
Исполнительный лист выдать Арбитражному суду Приморского края.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)