Судебные решения, арбитраж
Налог на прибыль организаций
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
от 21 сентября 2004 года Дело N А26-2937/04-25
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Зубаревой Н.А., судей Кочеровой Л.И., Малышевой Н.Н., при участии от закрытого акционерного общества "Карелтрансгаз" Мельникова А.И. (доверенность от 18.06.2003 N 300), рассмотрев 21.09.2004 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Петрозаводску Республики Карелия на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 19.05.2004 по делу N А26-2937/04-25 (судья Васильева Л.А.),
Закрытое акционерное общество "Карелтрансгаз" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением о признании недействительными решения Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Петрозаводску Республики Карелия (далее - налоговая инспекция) от 23.03.2004 N 4.4-14/135 о привлечении Общества к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), а также требований от 23.03.2004 N 5585 об уплате налоговой санкции и от 23.03.2004 N 5583 об уплате налога.
Решением суда от 19.05.2004 ненормативные акты налогового органа признаны недействительными.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе налоговая инспекция просит отменить решение от 19.05.2004, ссылаясь на нарушение судом первой инстанции норм материального права, устанавливающих льготы по налогу на прибыль.
Дело рассмотрено без участия представителей налоговой инспекции, надлежаще извещенной о времени и месте судебного заседания.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, налоговая инспекция провела камеральную проверку представленной Обществом уточненной декларации по налогу на прибыль за 2001 год, результаты которой отражены в акте от 19.02.2004 N 4.4-14/135.
В ходе проверки налоговый орган сделал вывод о неправомерном использовании Обществом льготы по налогу на прибыль, предусмотренной статьей 5 Закона Российской Федерации "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" (далее - Закон "О государственных гарантиях"). Налоговая инспекция полагает, что все виды льгот по налогу на прибыль, которые может использовать налогоплательщик, установлены Законом Российской Федерации "О налоге на прибыль предприятий и организаций". Поскольку этот закон не содержит нормы, аналогичной статье 5 Закона "О государственных гарантиях", Общество не вправе использовать заявленную им льготу.
На основании материалов проверки налоговая инспекция приняла решение от 19.02.2004 N 4.4-14/135 о привлечении Общества к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 НК РФ. Данным решением Обществу также доначислены налог на прибыль и дополнительные платежи. В тот же день налоговый орган направил налогоплательщику требования об уплате налога и штрафа в срок до 02.04.2004.
Общество не согласилось с решением и требованиями налоговой инспекции и оспорило их в арбитражный суд.
Заявитель указал на необоснованность вывода налогового органа о невозможности применения налогоплательщиками льготы по налогу на прибыль, установленной Законом "О государственных гарантиях", сославшись на пункт 15 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.02.2001 N 5.
Суд первой инстанции, рассмотрев материалы дела, согласился с доводами налогоплательщика и признал недействительными оспариваемые ненормативные акты налогового органа.
Кассационная инстанция считает судебный акт правильным и не находит оснований для его отмены или изменения.
В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 21 НК РФ налогоплательщики имеют право использовать льготы при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах.
Согласно пункту 1 статьи 56 НК РФ льготы по налогам и сборам устанавливаются законодательством о налогах и сборах, которое, как следует из пункта 1 статьи 1 НК РФ, состоит из Налогового кодекса Российской Федерации и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах и сборах.
Как видно из материалов дела, Обществом заявлена льгота по налогу на прибыль, установленная статьей 5 Закона "О государственных гарантиях". Из названной статьи следует, что предприятия, расположенные в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, освобождаются от уплаты налогов на часть прибыли (дохода), направляемую на капитальные вложения производственного и непроизводственного назначения.
Льгота, установленная статьей 5 Закона "О государственных гарантиях", направлена на поддержку предприятий, расположенных и осуществляющих свою деятельность в экстремальных природно-климатических условиях Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
В пункте 15 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.02.2001 N 5 "О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации" разъяснено, что впредь до момента введения в действие соответствующих глав части второй Налогового кодекса Российской Федерации судам надлежит применять принятые в установленном порядке нормы закона, касающиеся налоговых льгот, независимо от того, в какой законодательный акт они включены: связанный или не связанный в целом с вопросами налогообложения.
Таким образом, относясь к предприятиям, расположенным в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, Общество правомерно применило льготу по налогу на прибыль, установленную статьей 5 Закона "О государственных гарантиях", которая является самостоятельной дополнительной налоговой льготой в отношении организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
Суд кассационной инстанции отклоняет ссылку налогового органа на подпункт 4.1.1 Инструкции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 15.06.2000 N 62 "О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль предприятий и организаций" (далее - Инструкция).
Во-первых, названная Инструкция разъясняет порядок применения положений Закона Российской Федерации "О налоге на прибыль предприятий и организаций", тогда как в рассматриваемой ситуации речь идет о льготе, предусмотренной статьей 5 Закона "О государственных гарантиях".
Во-вторых, в силу пункта 2 статьи 4 НК РФ приказы, инструкции и методические указания по вопросам, связанным с налогообложением и сборами, изданные Министерством Российской Федерации по налогам и сборам, не относятся к актам законодательства о налогах.
С учетом изложенного и руководствуясь статьями 286, 287 (пункт 1 части 1) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
решение Арбитражного суда Республики Карелия от 19.05.2004 по делу N А26-2937/04-25 оставить без изменения, а кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Петрозаводску Республики Карелия - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА ОТ 21.09.2004 ПО ДЕЛУ N А26-2937/04-25
Разделы:Налог на прибыль организаций
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 21 сентября 2004 года Дело N А26-2937/04-25
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Зубаревой Н.А., судей Кочеровой Л.И., Малышевой Н.Н., при участии от закрытого акционерного общества "Карелтрансгаз" Мельникова А.И. (доверенность от 18.06.2003 N 300), рассмотрев 21.09.2004 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Петрозаводску Республики Карелия на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 19.05.2004 по делу N А26-2937/04-25 (судья Васильева Л.А.),
УСТАНОВИЛ:
Закрытое акционерное общество "Карелтрансгаз" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением о признании недействительными решения Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Петрозаводску Республики Карелия (далее - налоговая инспекция) от 23.03.2004 N 4.4-14/135 о привлечении Общества к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), а также требований от 23.03.2004 N 5585 об уплате налоговой санкции и от 23.03.2004 N 5583 об уплате налога.
Решением суда от 19.05.2004 ненормативные акты налогового органа признаны недействительными.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе налоговая инспекция просит отменить решение от 19.05.2004, ссылаясь на нарушение судом первой инстанции норм материального права, устанавливающих льготы по налогу на прибыль.
Дело рассмотрено без участия представителей налоговой инспекции, надлежаще извещенной о времени и месте судебного заседания.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, налоговая инспекция провела камеральную проверку представленной Обществом уточненной декларации по налогу на прибыль за 2001 год, результаты которой отражены в акте от 19.02.2004 N 4.4-14/135.
В ходе проверки налоговый орган сделал вывод о неправомерном использовании Обществом льготы по налогу на прибыль, предусмотренной статьей 5 Закона Российской Федерации "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" (далее - Закон "О государственных гарантиях"). Налоговая инспекция полагает, что все виды льгот по налогу на прибыль, которые может использовать налогоплательщик, установлены Законом Российской Федерации "О налоге на прибыль предприятий и организаций". Поскольку этот закон не содержит нормы, аналогичной статье 5 Закона "О государственных гарантиях", Общество не вправе использовать заявленную им льготу.
На основании материалов проверки налоговая инспекция приняла решение от 19.02.2004 N 4.4-14/135 о привлечении Общества к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 НК РФ. Данным решением Обществу также доначислены налог на прибыль и дополнительные платежи. В тот же день налоговый орган направил налогоплательщику требования об уплате налога и штрафа в срок до 02.04.2004.
Общество не согласилось с решением и требованиями налоговой инспекции и оспорило их в арбитражный суд.
Заявитель указал на необоснованность вывода налогового органа о невозможности применения налогоплательщиками льготы по налогу на прибыль, установленной Законом "О государственных гарантиях", сославшись на пункт 15 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.02.2001 N 5.
Суд первой инстанции, рассмотрев материалы дела, согласился с доводами налогоплательщика и признал недействительными оспариваемые ненормативные акты налогового органа.
Кассационная инстанция считает судебный акт правильным и не находит оснований для его отмены или изменения.
В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 21 НК РФ налогоплательщики имеют право использовать льготы при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах.
Согласно пункту 1 статьи 56 НК РФ льготы по налогам и сборам устанавливаются законодательством о налогах и сборах, которое, как следует из пункта 1 статьи 1 НК РФ, состоит из Налогового кодекса Российской Федерации и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах и сборах.
Как видно из материалов дела, Обществом заявлена льгота по налогу на прибыль, установленная статьей 5 Закона "О государственных гарантиях". Из названной статьи следует, что предприятия, расположенные в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, освобождаются от уплаты налогов на часть прибыли (дохода), направляемую на капитальные вложения производственного и непроизводственного назначения.
Льгота, установленная статьей 5 Закона "О государственных гарантиях", направлена на поддержку предприятий, расположенных и осуществляющих свою деятельность в экстремальных природно-климатических условиях Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
В пункте 15 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.02.2001 N 5 "О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации" разъяснено, что впредь до момента введения в действие соответствующих глав части второй Налогового кодекса Российской Федерации судам надлежит применять принятые в установленном порядке нормы закона, касающиеся налоговых льгот, независимо от того, в какой законодательный акт они включены: связанный или не связанный в целом с вопросами налогообложения.
Таким образом, относясь к предприятиям, расположенным в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, Общество правомерно применило льготу по налогу на прибыль, установленную статьей 5 Закона "О государственных гарантиях", которая является самостоятельной дополнительной налоговой льготой в отношении организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
Суд кассационной инстанции отклоняет ссылку налогового органа на подпункт 4.1.1 Инструкции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 15.06.2000 N 62 "О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль предприятий и организаций" (далее - Инструкция).
Во-первых, названная Инструкция разъясняет порядок применения положений Закона Российской Федерации "О налоге на прибыль предприятий и организаций", тогда как в рассматриваемой ситуации речь идет о льготе, предусмотренной статьей 5 Закона "О государственных гарантиях".
Во-вторых, в силу пункта 2 статьи 4 НК РФ приказы, инструкции и методические указания по вопросам, связанным с налогообложением и сборами, изданные Министерством Российской Федерации по налогам и сборам, не относятся к актам законодательства о налогах.
С учетом изложенного и руководствуясь статьями 286, 287 (пункт 1 части 1) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Карелия от 19.05.2004 по делу N А26-2937/04-25 оставить без изменения, а кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Петрозаводску Республики Карелия - без удовлетворения.
Председательствующий
ЗУБАРЕВА Н.А.
Судьи
КОЧЕРОВА Л.И.
МАЛЫШЕВА Н.Н.
ЗУБАРЕВА Н.А.
Судьи
КОЧЕРОВА Л.И.
МАЛЫШЕВА Н.Н.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)