Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА ОТ 09.08.2007 ПО ДЕЛУ N А29-6683/2006А

Разделы:
Налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ)

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда кассационной инстанции


от 9 августа 2007 года Дело N А29-6683/2006а
Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе: председательствующего Масловой О.П., судей Башевой Н.Ю., Бердникова О.Е., при участии представителей от заинтересованного лица: Зубковой Е.В. (доверенность от 30.07.2007 N 04-21/21), Мелехина Н.Н. (доверенность от 28.05.2007 N 04-21/7), рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Усинская промышленная компания "Недра" на решение Арбитражного суда Республики Коми от 19.01.2007 и на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 20.04.2007 по делу N А29-6683/2006а, принятые судьями Василевской Ж.А., Черных Л.И., Лобановой Л.Н., Караваевой А.В., по заявлению открытого акционерного общества "Усинская промышленная компания "Недра" о признании частично недействительным решения Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Усинску от 20.06.2006 N 11-09/9-р и
УСТАНОВИЛ:

Открытое акционерное общество "Усинская промышленная компания "Недра" (далее - ОАО УПК "Недра", Общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании недействительным решения Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Усинску (далее - Инспекция, налоговый орган) от 20.06.2006 N 11-09/9-р в части уменьшения убытка в сумме 13141165 рублей и доначисления налога на добычу полезных ископаемых в сумме 404598 рублей.
Решением суда от 19.01.2007 заявленное требование удовлетворено частично. Решение Инспекции от 20.06.2006 N 11-09/9-р признано недействительным в части подпункта "б" пункта 3.1 решения по налогу на добычу полезных ископаемых в сумме 73497 рублей 06 копеек и пункта 3.2 решения в части уменьшения убытка за 2004 год в сумме 13141165 рублей. В остальной части в удовлетворении заявленного требования отказано.
Постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 20.04.2007 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Общество не согласилось с принятыми судебными актами в части отказа в признании недействительным решения Инспекции о доначислении 331101 рубля налога на добычу полезных ископаемых и обратилось в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Заявитель жалобы считает, что суды первой и апелляционной инстанций неправильно применили пункты 2 и 3 статьи 339, подпункт 1 пункта 1 статьи 342 Налогового кодекса Российской Федерации; налогообложение технологических потерь по ставке ноль процентов вправе производить все плательщики налога на добычу полезных ископаемых независимо от того, каким методом (прямым или косвенным) они определяют количество добытого полезного ископаемого. По мнению заявителя, он доказал, что ставка ноль процентов применена им в пределах утвержденных нормативных потерь для конкретных месторождений.
ОАО УПК "Недра" заявило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие его представителя.
Инспекция в отзыве на кассационную жалобу и ее представители в судебном заседании против доводов Общества возразили, указав на законность принятых судебных актов.
В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании объявлялся перерыв до 14 часов 09.08.2007.
Законность принятых Арбитражным судом Республики Коми и Вторым арбитражным апелляционным судом судебных актов проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как видно из материалов дела, Инспекция провела выездную налоговую проверку ОАО УПК "Недра" по вопросам соблюдения налогового и валютного законодательства за период с 01.01.2004 по 31.03.2005 и в числе прочих нарушений выявила занижение налога на добычу полезных ископаемых за февраль-август 2004 года в сумме 331101 рубль в результате неправомерного применения Обществом налоговой ставки ноль процентов в отношении нормативных потерь по Мастерьельскому, Северо-Мастерьельскому и Восточно-Рогозинскому месторождениям.
Результаты проверки отражены в акте от 28.03.2006 N 11-09/9, на основании которого руководитель Инспекции вынес решение от 20.06.2006 N 11-09/9-р о привлечении ОАО УПК "Недра" к налоговой ответственности, в котором, в частности, предложил уплатить доначисленный налог на добычу полезных ископаемых.
Общество не согласилось с названным решением Инспекции и обжаловало его в арбитражный суд.
Руководствуясь подпунктом 1 пункта 1 статьи 336, статьей 338, пунктами 1, 2, 3 статьи 339, статьей 342 Налогового кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Республики Коми отказал в удовлетворении заявленного требования в обжалуемой части. Суд исходил из того, что нормативы технологических потерь по рассматриваемым месторождениям на 2004 год утверждены в установленном порядке; Общество не доказало наличие фактических потерь при добыче полезных ископаемых на Мастерьельском, Северо-Мастерьельском и Восточно-Рогозинском месторождениях, которые бы влияли на общее количество добытого полезного ископаемого в целях налогообложения и давали право налогоплательщику в последующем применить нулевую ставку в пределах нормативов потерь, утвержденных в установленном порядке.
Второй арбитражный апелляционный суд согласился с выводами суда первой инстанции и оставил его решение без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для ее удовлетворения.
Согласно пункту 1 статьи 339 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) количество добытого полезного ископаемого определяется налогоплательщиком самостоятельно. В зависимости от добытого полезного ископаемого его количество определяется в единицах массы или объема.
Количество добытого полезного ископаемого определяется прямым (посредством применения измерительных средств и устройств) или косвенным (расчетно, по данным о содержании добытого полезного ископаемого в извлекаемом из недр (отходов, потерь) минеральном сырье) методом, если иное не предусмотрено настоящей статьей. В случае, если определение количества добытых полезных ископаемых прямым методом невозможно, применяется косвенный метод. Применяемый налогоплательщиком метод определения количества добытого полезного ископаемого подлежит утверждению в учетной политике налогоплательщика для целей налогообложения и применяется налогоплательщиком в течение всей деятельности по добыче полезного ископаемого. Метод определения количества добытого полезного ископаемого, утвержденный налогоплательщиком, подлежит изменению только в случае внесения изменений в технический проект разработки месторождения полезных ископаемых в связи с изменением применяемой технологии добычи полезных ископаемых (пункт 2 статьи 339 Кодекса).
В пункте 3 статьи 339 Кодекса предусмотрено, что, если налогоплательщик применяет прямой метод определения количества добытого полезного ископаемого, количество добытого полезного ископаемого определяется с учетом фактических потерь полезного ископаемого. Фактическими потерями полезного ископаемого признается разница между расчетным количеством полезного ископаемого, на которое уменьшаются запасы полезного ископаемого, и количеством фактически добытого полезного ископаемого, определяемым по завершении полного технологического цикла по добыче полезного ископаемого. Фактические потери полезного ископаемого учитываются при определении количества добытого полезного ископаемого в том налоговом периоде, в котором проводилось их измерение, в размере, определенном по итогам произведенных измерений.
Учет фактических потерь полезного ископаемого при определении количества добытого полезного ископаемого косвенным методом нормами главы 26 "Налог на добычу полезных ископаемых" Кодекса не предусмотрен. При косвенном методе фактические потери полезного ископаемого включены в расчетные данные его содержания в минеральном сырье.
Судами первой и апелляционной инстанций установлено, что согласно приказу от 02.01.2004 N 2-Б об учетной политике, принятой в ОАО "УПК "Недра", налог на добычу полезных ископаемых исчисляется и уплачивается в установленном Налоговым кодексом Российской Федерации порядке по количеству добытого полезного ископаемого, определяемого косвенным методом. Общество не имеет возможности определять количество добытого полезного ископаемого прямым методом, поскольку у него отсутствуют необходимое оборудование по приведению нефти к государственному стандарту и измерительные средства и устройства. Данные факты ОАО УПК "Недра" не оспаривает.
Таким образом, суды пришли к правильному выводу о том, что Общество не могло определять количество добытого полезного ископаемого с учетом фактических потерь полезного ископаемого.
В соответствии с пунктом 1 статьи 342 Кодекса налогообложение по налогу на добычу полезных ископаемых производится по ставке ноль процентов при добыче полезных ископаемых в части нормативных потерь полезных ископаемых. Нормативными потерями полезных ископаемых признаются фактические потери полезных ископаемых при добыче, технологически связанные с принятой схемой и технологией разработки месторождения, в пределах нормативов потерь, утверждаемых в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Как видно из материалов дела и установлено судами первой и апелляционной инстанций, согласно товарным отчетам по движению нефти за февраль-август 2004 года ОАО УПК "Недра" добыло в 2004 году 73426 тонн нефти. Указанное количество добытой в этом периоде нефти отражено в статистической форме N 6-ГР, при этом потери по месторождениям в статистической форме N 6-ГР за 2004 год не отражены. В разделе 3 товарных отчетов по движению нефти отражено документально не подтвержденное количество технологических потерь при перекачке, подготовке и транспортировке, добыче и сборе; оно значительно ниже того, которое отражено в налоговых декларациях в части нормативных потерь. Количество технологических потерь нефти отражено также в разделе 14 товарных отчетов по движению нефти, которые составляют потери по регламенту ООО "Лукойл-Коми" (10 процентов), потери нефти при подготовке и перекачке по системе коммуникации и оборудования УПН "Возей", потери нефти при транспортировке по нефтепроводу "Харьяга-Терминал "Уса", потери нефти при перекачке по системе коммуникаций и оборудования Терминал "Уса" ТПП "Лукойл-Усинскнефтегаз". В суд представлены акты на списание потерь при перекачке нефти ОАО "УПК "Недра" по системе коммуникаций и оборудования Терминала "Уса" ТПП "Лукойл-Усинскнефтегаз", УПН "Возей", нефтепроводу "Харьяга-Терминал "Уса". Из технологических схем разработки Мастерьельского нефтяного месторождения, Восточно-Рогозинского и Северо-Мастерьельского нефтяных месторождений видно, что указанные операции не входят в технологические схемы разработки данных месторождений, как и указанные в товарных отчетах потери по регламенту ООО "Лукойл-Коми". Данные потери, возникающие на указанных этапах, не могут принимать участие при формировании налогооблагаемой базы при исчислении налога на добычу полезных ископаемых, в том числе, учитываться в составе нормативных потерь, утвержденных для конкретных месторождений.
Доказательств проведения в проверяемом периоде измерений фактических потерь полезных ископаемых в указанных месторождениях (наличия фактических потерь), технологически связанных с принятой схемой и технологией разработки месторождений, которые были бы учтены налогоплательщиком при определении количества добытого полезного ископаемого в целях налогообложения налогом на добычу полезных ископаемых, ОАО "УПК "Недра" в суд не представило.
Исходя из данных обстоятельств суды пришли к выводу о недоказанности Обществом правомерности применения ставки ноль процентов при добыче полезных ископаемых в части нормативных потерь полезных ископаемых.
Переоценка установленных фактических обстоятельств дела и имеющихся в деле доказательств в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в компетенцию суда кассационной инстанции не входит.
С учетом изложенного суды сделали правильный вывод об обоснованном доначислении Инспекцией налога на добычу полезных ископаемых в спорной сумме и правомерно отказали Обществу в удовлетворении заявленного требования в обжалуемой части.
Арбитражный суд Республики Коми и Второй арбитражный апелляционный суд правильно применили нормы материального права; не допустили нарушений норм процессуального права, перечисленных в части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и являющихся в любом случае основаниями для отмены судебных актов. Кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по государственной пошлине с кассационной жалобы подлежат отнесению на ОАО УПК "Недра".
Руководствуясь статьями 287 (пунктом 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Республики Коми от 19.01.2007 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 20.04.2007 по делу N А29-6683/2006а оставить без изменения, кассационную жалобу открытого акционерного общества "Усинская промышленная компания "Недра" - без удовлетворения.
Расходы, связанные с уплатой государственной пошлины с кассационной жалобы, отнести на открытое акционерное общество "Усинская промышленная компания "Недра".
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий
О.П.МАСЛОВА

Судьи
Н.Ю.БАШЕВА
О.Е.БЕРДНИКОВ
















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)