Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ЗАПАДНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА ОТ 06.09.2004 N Ф04-6289/2004(А81-4279-34)

Разделы:
Налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ)

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО - СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда кассационной инстанции


от 6 сентября 2004 года Дело N Ф04-6289/2004(А81-4279-34)


Общество с ограниченной ответственностью "Нортгаз" (далее - ООО "Нортгаз") обратилось в Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа с заявлением к Межрайонной Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 3 по Ямало-Ненецкому автономному округу (далее - налоговая инспекция) о признании недействительным решения N ЛВ-03-27/4 от 05.01.2004.
Решением Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 29.03.2004, оставленным постановлением апелляционной инстанции этого же суда от 15.06.2004 без изменения, заявленные требования ООО "Нортгаз" удовлетворены в полном объеме.
При этом суд исходил из того, что довод налоговой инспекции о том, что лицензия на право пользования недрами является необходимым и достаточным документом для установления ставки по налогу на добычу полезных ископаемых с учетом типа месторождения, находящегося на участках недр, предоставленных в пользование, является неправомерным.
ООО "Нортгаз" осуществляло добычу газа горючего природного и газового конденсата из газоконденсатных залежей (месторождений) и, как следствие, добываемый газовый конденсат должен облагаться по ставке 16,5 процента от стоимости добытого углеводородного сырья, если иное не установлено законом.
В кассационной жалобе налоговая инспекция, а также ее представители в судебном заседании просят отменить состоявшиеся по делу судебные акты и принять новое решение: в удовлетворении заявленных требований отказать.
По мнению заявителя кассационной жалобы, выводы, содержащиеся в судебных актах, не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и основаны на неправильной их оценке, судом неверно применены нормы материального и процессуального права. Налоговая инспекция полагает, что ставка налога на добычу полезных ископаемых по газовому конденсату поставлена законодателем в зависимость от типа месторождения, способ добычи (вид скважин) на выбор ставки не влияет. Лицензия на право пользования недрами является необходимым и достаточным документом для установления ставки по указанному налогу с учетом типа месторождения, находящегося на участке недр, предоставленном в пользование.
В отзыве на кассационную жалобу, поддержанном представителями в судебном заседании, ООО "Нортгаз" решение первой и постановление апелляционной инстанций считает законными и обоснованными, просит оставить их без изменения, а кассационную жалобу без удовлетворения.
Суд кассационной инстанции, в соответствии со статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации изучив материалы дела, проанализировав доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения арбитражным судом норм материального и процессуального права, не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Как следует из материалов дела, налоговой инспекцией была проведена камеральная налоговая проверка ООО "Нортгаз" по вопросам соблюдения налогового законодательства, правильности исчисления и своевременности уплаты в бюджет налога на добычу полезных ископаемых за сентябрь 2003 года, в результате которой выявлены нарушения в части неправильного применения ставки налога при добыче газового конденсата из нефтегазоконденсатных месторождений. Результаты налоговой проверки отражены в акте N 801 от 21.11.2003.
По результатам рассмотрения материалов налоговой проверки, с учетом представленных налогоплательщиком возражений, налоговой инспекцией вынесено решение от 05.01.2004 N ЛВ-03-27/4, согласно которому ООО "Нортгаз" привлечено к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации. Указанным решением налогоплательщику было предложено доплатить сумму налога в размере 54639933 руб., пени в сумме 1939718 руб. и 11223964 руб. налоговых санкций.
Решение мотивировано тем, что ООО "Нортгаз", исчисляя налог на добычу полезных ископаемых в части добытого газового конденсата, применяло ставку 16,5 процента, установленную для газового конденсата, добываемого из газоконденсатных месторождений, тогда как, по мнению налогового органа, в соответствии со статьей 5 Федерального закона от 08.08.2001 N 126-ФЗ (с изменениями и дополнениями, внесенными Федеральным законом от 31.12.2001 N 198-ФЗ) "О внесении дополнений и изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации" налоговая ставка при добыче нефти и газового конденсата из нефтегазоконденсатных месторождений составляет 340 руб. за тонну с учетом коэффициента, характеризующего динамику мировых цен на нефть.
Не согласившись с принятым решением налоговой инспекции, ООО "Нортгаз" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой и апелляционной инстанций принял законные и обоснованные судебные акты.
Основы правового регулирования недропользования в Российской Федерации устанавливает Федеральный закон "О недрах" от 21.02.92 N 2395-1.
Согласно статье 11 Закона Российской Федерации "О недрах" лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий. Участок недр предоставляется пользователю в виде горного отвода - геометризованного блока недр (статья 7 названного Закона).
Из изложенного не следует, что лицензия является документом, определяющим вид месторождения полезных ископаемых.
В соответствии со статьей 11 Налогового кодекса Российской Федерации институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в настоящем Кодексе, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Кассационная инстанция поддерживает вывод судебных инстанций, основанный на результатах исследования нормативных актов различных отраслей права, о том, что имеются правовые основания толковать термины "залежь" и "месторождение" в качестве понятий, имеющих сходное значение.
Более того, в действующем законодательстве Российской Федерации отсутствует правовое определение понятия "месторождение полезных ископаемых".
Обоснован вывод суда о том, что заявитель осуществлял добычу газа горючего природного и газового конденсата из газоконденсатных залежей (месторождений).
Из материалов дела следует, что ООО "Нортгаз" согласно лицензии N СЛХ 10893 НЭ в проверяемом периоде осуществляло добычу газа и газового конденсата на отведенном участке Северо-Уренгойского нефтегазоконденсатного месторождения, расположенного в Надымском и Пуровском районах Ямало-Ненецкого автономного округа.
Судебные инстанции, исследовав в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные сторонами доказательства, обоснованно пришли к выводу, что согласно Проекту разработки газоконденсатных залежей западного купола Северо-Уренгойского месторождения ООО "Нортгаз" осуществляло разработку только газоконденсатных залежей пластов БУ 8 и БУ 9. К разработке же газоконденсатных залежей с нефтяной оторочкой (нефтегазоконденсатных) в слоях БУ 10 и БУ 11 налогоплательщик приступит только после 2006 года. Разрабатываемое в настоящее время налогоплательщиком месторождение следует считать газоконденсатным.
В соответствии со статьей 53 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые ставки по федеральным налогам устанавливаются Налоговым кодексом Российской Федерации.
При таких обстоятельствах довод налоговой инспекции о том, что лицензия на право пользования недрами является необходимым и достаточным документом для установления ставки по налогу на добычу полезных ископаемых с учетом типа месторождения, находящегося на участке недр, предоставленном в пользование, является неправомерным.
В соответствии со статьей 338 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется налогоплательщиком самостоятельно в отношении каждого добытого полезного ископаемого как стоимость добытых полезных ископаемых.
Пунктом 2 статьи 342 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что при добыче углеводородного сырья (кроме попутного газа) налогообложение производится по налоговой ставке 16,5 процента, если иное не установлено настоящим пунктом.
Принимая во внимание изложенное, а также то, что ООО "Нортгаз" осуществляло добычу газа горючего природного и газового конденсата из газоконденсатных залежей (месторождений), судебные инстанции пришли к правильному выводу об обоснованности применения ООО "Нортгаз" налоговой ставки 16,5 процента.
Выводы, содержащиеся в вынесенных по делу судебных актах, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, и оснований для их переоценки кассационная инстанция не имеет.
Таким образом, кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, кассационная инстанция
ПОСТАНОВИЛА:

Решение от 29.03.2004 и постановление апелляционной инстанции от 15.06.2004 Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа по делу N А81-196/974А-04 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.







ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО - СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда кассационной инстанции

от 6 сентября 2004 года Дело N Ф04-6289/2004(А81-4279-34)


Общество с ограниченной ответственностью "Нортгаз" (далее - ООО "Нортгаз") обратилось в Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа с заявлением к Межрайонной Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 3 по Ямало-Ненецкому автономному округу (далее - налоговая инспекция) о признании недействительным решения N ЛВ-03-27/4 от 05.01.2004.
Решением Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 29.03.2004, оставленным постановлением апелляционной инстанции этого же суда от 15.06.2004 без изменения, заявленные требования ООО "Нортгаз" удовлетворены в полном объеме.
При этом суд исходил из того, что довод налоговой инспекции о том, что лицензия на право пользования недрами является необходимым и достаточным документом для установления ставки по налогу на добычу полезных ископаемых с учетом типа месторождения, находящегося на участках недр, предоставленных в пользование, является неправомерным.
ООО "Нортгаз" осуществляло добычу газа горючего природного и газового конденсата из газоконденсатных залежей (месторождений) и, как следствие, добываемый газовый конденсат должен облагаться по ставке 16,5 процента от стоимости добытого углеводородного сырья, если иное не установлено законом.
В кассационной жалобе налоговая инспекция, а также ее представители в судебном заседании просят отменить состоявшиеся по делу судебные акты и принять новое решение: в удовлетворении заявленных требований отказать.
По мнению заявителя кассационной жалобы, выводы, содержащиеся в судебных актах, не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и основаны на неправильной их оценке, судом неверно применены нормы материального и процессуального права. Налоговая инспекция полагает, что ставка налога на добычу полезных ископаемых по газовому конденсату поставлена законодателем в зависимость от типа месторождения, способ добычи (вид скважин) на выбор ставки не влияет. Лицензия на право пользования недрами является необходимым и достаточным документом для установления ставки по указанному налогу с учетом типа месторождения, находящегося на участке недр, предоставленном в пользование.
В отзыве на кассационную жалобу, поддержанном представителями в судебном заседании, ООО "Нортгаз" решение первой и постановление апелляционной инстанций считает законными и обоснованными, просит оставить их без изменения, а кассационную жалобу без удовлетворения.
Суд кассационной инстанции, в соответствии со статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации изучив материалы дела, проанализировав доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения арбитражным судом норм материального и процессуального права, не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Как следует из материалов дела, налоговой инспекцией была проведена камеральная налоговая проверка ООО "Нортгаз" по вопросам соблюдения налогового законодательства, правильности исчисления и своевременности уплаты в бюджет налога на добычу полезных ископаемых за сентябрь 2003 года, в результате которой выявлены нарушения в части неправильного применения ставки налога при добыче газового конденсата из нефтегазоконденсатных месторождений. Результаты налоговой проверки отражены в акте N 801 от 21.11.2003.
По результатам рассмотрения материалов налоговой проверки, с учетом представленных налогоплательщиком возражений, налоговой инспекцией вынесено решение от 05.01.2004 N ЛВ-03-27/4, согласно которому ООО "Нортгаз" привлечено к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации. Указанным решением налогоплательщику было предложено доплатить сумму налога в размере 54639933 руб., пени в сумме 1939718 руб. и 11223964 руб. налоговых санкций.
Решение мотивировано тем, что ООО "Нортгаз", исчисляя налог на добычу полезных ископаемых в части добытого газового конденсата, применяло ставку 16,5 процента, установленную для газового конденсата, добываемого из газоконденсатных месторождений, тогда как, по мнению налогового органа, в соответствии со статьей 5 Федерального закона от 08.08.2001 N 126-ФЗ (с изменениями и дополнениями, внесенными Федеральным законом от 31.12.2001 N 198-ФЗ) "О внесении дополнений и изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации" налоговая ставка при добыче нефти и газового конденсата из нефтегазоконденсатных месторождений составляет 340 руб. за тонну с учетом коэффициента, характеризующего динамику мировых цен на нефть.
Не согласившись с принятым решением налоговой инспекции, ООО "Нортгаз" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой и апелляционной инстанций принял законные и обоснованные судебные акты.
Основы правового регулирования недропользования в Российской Федерации устанавливает Федеральный закон "О недрах" от 21.02.92 N 2395-1.
Согласно статье 11 Закона Российской Федерации "О недрах" лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий. Участок недр предоставляется пользователю в виде горного отвода - геометризованного блока недр (статья 7 названного Закона).
Из изложенного не следует, что лицензия является документом, определяющим вид месторождения полезных ископаемых.
В соответствии со статьей 11 Налогового кодекса Российской Федерации институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в настоящем Кодексе, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Кассационная инстанция поддерживает вывод судебных инстанций, основанный на результатах исследования нормативных актов различных отраслей права, о том, что имеются правовые основания толковать термины "залежь" и "месторождение" в качестве понятий, имеющих сходное значение.
Более того, в действующем законодательстве Российской Федерации отсутствует правовое определение понятия "месторождение полезных ископаемых".
Обоснован вывод суда о том, что заявитель осуществлял добычу газа горючего природного и газового конденсата из газоконденсатных залежей (месторождений).
Из материалов дела следует, что ООО "Нортгаз" согласно лицензии N СЛХ 10893 НЭ в проверяемом периоде осуществляло добычу газа и газового конденсата на отведенном участке Северо-Уренгойского нефтегазоконденсатного месторождения, расположенного в Надымском и Пуровском районах Ямало-Ненецкого автономного округа.
Судебные инстанции, исследовав в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные сторонами доказательства, обоснованно пришли к выводу, что согласно Проекту разработки газоконденсатных залежей западного купола Северо-Уренгойского месторождения ООО "Нортгаз" осуществляло разработку только газоконденсатных залежей пластов БУ 8 и БУ 9. К разработке же газоконденсатных залежей с нефтяной оторочкой (нефтегазоконденсатных) в слоях БУ 10 и БУ 11 налогоплательщик приступит только после 2006 года. Разрабатываемое в настоящее время налогоплательщиком месторождение следует считать газоконденсатным.
В соответствии со статьей 53 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые ставки по федеральным налогам устанавливаются Налоговым кодексом Российской Федерации.
При таких обстоятельствах довод налоговой инспекции о том, что лицензия на право пользования недрами является необходимым и достаточным документом для установления ставки по налогу на добычу полезных ископаемых с учетом типа месторождения, находящегося на участке недр, предоставленном в пользование, является неправомерным.
В соответствии со статьей 338 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется налогоплательщиком самостоятельно в отношении каждого добытого полезного ископаемого как стоимость добытых полезных ископаемых.
Пунктом 2 статьи 342 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что при добыче углеводородного сырья (кроме попутного газа) налогообложение производится по налоговой ставке 16,5 процента, если иное не установлено настоящим пунктом.
Принимая во внимание изложенное, а также то, что ООО "Нортгаз" осуществляло добычу газа горючего природного и газового конденсата из газоконденсатных залежей (месторождений), судебные инстанции пришли к правильному выводу об обоснованности применения ООО "Нортгаз" налоговой ставки 16,5 процента.
Выводы, содержащиеся в вынесенных по делу судебных актах, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, и оснований для их переоценки кассационная инстанция не имеет.
Таким образом, кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, кассационная инстанция
ПОСТАНОВИЛА:

Решение от 29.03.2004 и постановление апелляционной инстанции от 15.06.2004 Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа по делу N А81-196/974А-04 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)