Судебные решения, арбитраж
Акцизы
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
от 4 июня 1997 года Дело N Ф04/670-141/А75-97
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа, рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу ГНИ по Нижневартовскому району Ханты-Мансийского автономного округа на постановление апелляционной инстанции Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа от 26.03.97 по делу N 543-А,
ОАО "Черногорнефть" обратилось с иском к Государственной налоговой инспекции по Нижневартовскому району о признании недействительным решения N 612 от 21.10.96.
Решением Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа от 23.01.97 в иске ОАО "Черногорнефть" отказано со ссылкой на ст.ст. 39, 11 Закона РФ "О недрах".
Постановлением апелляционной инстанции этого же суда от 26.03.97 решение отменено, исковые требования удовлетворены, вывод ГНИ о том, что истец при расчете налога не учитывал сырье, добываемое с его месторождений акционерными обществами "Сибнефтесервис" и "Нижневартовскнефтепрогресс", признан несостоятельным.
В кассационной жалобе ответчик, ссылаясь на необоснованность постановления апелляционной инстанции, просит его отменить. В судебном заседании представители ответчика поддержали доводы, изложенные в кассационной жалобе, просят оставить в силе решение суда первой инстанции.
Представители истца, ссылаясь на неправильное трактование ответчиком норм материального права, доводы, изложенные в кассационной жалобе, считают необоснованными, а постановление апелляционной инстанции соответствующим законодательству, представили письменный отзыв.
Проверив материалы дела в порядке ст. 174 АПК РФ, обсудив доводы кассационной жалобы, отзыва на нее, заслушав представителей сторон, кассационная инстанция считает постановление апелляционной инстанции подлежащим отмене с оставлением в силе решения суда от 23.01.97 по следующим мотивам.
Материалами дела установлено, что Государственной налоговой инспекцией по Нижневартовскому району проведена документальная проверка АО "Черногорнефть" по акцизному сбору на нефть за 1995 г., по результатам которой составлен акт от 09.10.96 и принято решение N 612 от 10.10.96 о взыскании в бесспорном порядке 27215985 т. руб., в т.ч. дополнительно начисленный акцизный сбор - 8504933 т. руб., штраф в этой же сумме и пени - 10206119 т. руб. Применение финансовых санкций налоговая инспекция мотивировала тем, что истец, являясь пользователем недр, при расчете налога не учитывал сырье, добываемое с его месторождений АО "Сибнефтесервис" и АО "Нижневартовскнефтепрогресс", в результате количество неоприходованного сырья, а соответственно сумма сокрытого налога за период проверки составили 193000 тонн на сумму 8504933 тыс. руб.
Ст. 39 Закона РФ "О недрах" и п. 5.1 Положения "О порядке лицензирования пользования недрами", утвержденного Постановлением Верховного Совета РФ от 15.07.92 N 3314-1, предусматривают, что пользование недрами является платным, и определяют виды платежей, подлежащих уплате пользователями недр, в том числе акцизы.
В соответствии со ст. 9 Закона РФ "О недрах" пользователями недр могут быть субъекты предпринимательской деятельности независимо от форм собственности, если законодательством они наделены правом заниматься соответствующим видом деятельности при пользовании недрами.
Предоставление недр в пользование оформляется в соответствии со ст. 11 упомянутого Закона специальным государственным разрешением в виде лицензии. Права и обязанности пользователя недр возникают с момента получения лицензии на пользование недрами.
Из материалов дела усматривается, что лицензию на право пользования недрами имеет ОАО "Черногорнефть", которое и должно в соответствии с требованиями Закона "О недрах" и Положением "О порядке лицензирования пользования недрами" производить предусмотренные платежи, в т.ч. акцизный сбор. Данные нормативные акты не противоречат Закону РФ "Об акцизах", ст. 2 которого определяет плательщиков акцизов - предприятия, реализующие производимые ими товары. Под "производимыми товарами" в данном случае следует понимать добытую нефть, которую истец, согласно п. 11, 50 "Положения о бухгалтерском учете и отчетности в РФ", утвержденного приказом Министерства финансов РФ от 26.12.94 N 170, обязан был отразить на соответствующих счетах, что не было сделано в части объемов, переданных ОАО "Сибнефтесервис" и ОАО "Нижневартовскнефтепрогресс". Указанные организации не имеют лицензий на право пользования недрами, следовательно, не могут быть плательщиками акцизного сбора. Постановление Правительства РФ N 590 от 26.06.95 издано в соответствии с Указом Президента РФ от 14.08.92 N 893 "О введении акцизного сбора с пользователей недр...". Упомянутые организации пользователями недр в Ханты-Мансийском автономном округе не являются, и включение их в перечень к указанному Постановлению не дает оснований отнести их к плательщикам акцизов по нефти, добытой на участке, отведенном в пользование ОАО "Черногорнефть".
В этой части вывод суда апелляционной инстанции о том, что плательщиком акцизного сбора являются "Сибнефтепровод" и "Нижневартовскнефтегаз", нельзя признать правильным.
Доводы истца о том, что дополнением к лицензионному соглашению обязанности по уплате акциза на нефть возложены на акционерные общества "Сибнефтесервис" и "Нижневартовскнефтепрогресс", были предметом рассмотрения суда первой инстанции, которая правомерно признала их неосновательными и противоречащими Закону "О недрах". Более того, представители истца пояснили в судебном заседании, что за 1996 г. акцизный сбор оплачивает в полном объеме ОАО "Черногорнефть".
Ссылка истца на правомерность уплаты акцизного сбора акционерными обществами "Сибнефтесервис" и "Нижневартовскнефтепрогресс" как участниками договоров о совместной деятельности кассационной инстанцией рассмотрена.
Контракт о совместной деятельности от 05.09.94 и договор о совместной деятельности от 20.10.94 не соответствуют всем требованиям к таким договорам, закрепленным в ст.ст. 122 - 125 действовавших в период заключения договоров Основ гражданского законодательства Союза ССР. В частности, из текстов договоров не усматривается, на кого возложено ведение общих дел участников договоров, на чьем балансе учитывается имущество, объединенное для совместной деятельности, и т.д.
Как указано выше, истец как недропользователь в соответствии с Положением "О бухгалтерском учете и отчетности в РФ" обязан был отразить на соответствующих счетах весь объем добытой нефти.
Налоговая инспекция при проверке установила, что истец не учел сырье, добываемое с его месторождения акционерными обществами "Сибнефтесервис" и "Нижневартовскнефтепрогресс", всего в количестве 193000 тонн на сумму 8504933 тыс. руб. Согласно п.п. а п. 1 ст. 13 Закона РФ "Об основах налоговой системы в РФ" ответственность в виде суммы налога и штрафа в размере той же суммы применяется за иной сокрытый или неучтенный объект налогообложения, поэтому решение ГНИ N 612 от 10.10.96, которым постановлено взыскать с истца дополнительно начисленный акцизный сбор в сумме 8504933 тыс. руб., штраф 100% и пени в сумме 10206119 тыс. руб., является законным.
Руководствуясь п. 6 ст. 175, ст. 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
Постановление апелляционной инстанции Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа от 26.03.97 по делу N 543-А отменить, оставить в силе решение суда от 23.01.97.
Взыскать с ОАО "Черногорнефть" (г. Нижневартовск, ул. Индустриальная, 67) расходы по кассационной жалобе в доход Федерального бюджета в сумме 417450 руб. Выдать исполнительный лист.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и обжалованию не подлежит.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ЗАПАДНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА ОТ 04.06.1997 N Ф04/670-141/А75-97 ПО ДЕЛУ N 543-А
Разделы:Акцизы
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО - СИБИРСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
кассационной инстанции по проверке законности и
обоснованности решений (постановлений) арбитражных судов,
вступивших в законную силу
от 4 июня 1997 года Дело N Ф04/670-141/А75-97
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа, рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу ГНИ по Нижневартовскому району Ханты-Мансийского автономного округа на постановление апелляционной инстанции Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа от 26.03.97 по делу N 543-А,
УСТАНОВИЛ:
ОАО "Черногорнефть" обратилось с иском к Государственной налоговой инспекции по Нижневартовскому району о признании недействительным решения N 612 от 21.10.96.
Решением Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа от 23.01.97 в иске ОАО "Черногорнефть" отказано со ссылкой на ст.ст. 39, 11 Закона РФ "О недрах".
Постановлением апелляционной инстанции этого же суда от 26.03.97 решение отменено, исковые требования удовлетворены, вывод ГНИ о том, что истец при расчете налога не учитывал сырье, добываемое с его месторождений акционерными обществами "Сибнефтесервис" и "Нижневартовскнефтепрогресс", признан несостоятельным.
В кассационной жалобе ответчик, ссылаясь на необоснованность постановления апелляционной инстанции, просит его отменить. В судебном заседании представители ответчика поддержали доводы, изложенные в кассационной жалобе, просят оставить в силе решение суда первой инстанции.
Представители истца, ссылаясь на неправильное трактование ответчиком норм материального права, доводы, изложенные в кассационной жалобе, считают необоснованными, а постановление апелляционной инстанции соответствующим законодательству, представили письменный отзыв.
Проверив материалы дела в порядке ст. 174 АПК РФ, обсудив доводы кассационной жалобы, отзыва на нее, заслушав представителей сторон, кассационная инстанция считает постановление апелляционной инстанции подлежащим отмене с оставлением в силе решения суда от 23.01.97 по следующим мотивам.
Материалами дела установлено, что Государственной налоговой инспекцией по Нижневартовскому району проведена документальная проверка АО "Черногорнефть" по акцизному сбору на нефть за 1995 г., по результатам которой составлен акт от 09.10.96 и принято решение N 612 от 10.10.96 о взыскании в бесспорном порядке 27215985 т. руб., в т.ч. дополнительно начисленный акцизный сбор - 8504933 т. руб., штраф в этой же сумме и пени - 10206119 т. руб. Применение финансовых санкций налоговая инспекция мотивировала тем, что истец, являясь пользователем недр, при расчете налога не учитывал сырье, добываемое с его месторождений АО "Сибнефтесервис" и АО "Нижневартовскнефтепрогресс", в результате количество неоприходованного сырья, а соответственно сумма сокрытого налога за период проверки составили 193000 тонн на сумму 8504933 тыс. руб.
Ст. 39 Закона РФ "О недрах" и п. 5.1 Положения "О порядке лицензирования пользования недрами", утвержденного Постановлением Верховного Совета РФ от 15.07.92 N 3314-1, предусматривают, что пользование недрами является платным, и определяют виды платежей, подлежащих уплате пользователями недр, в том числе акцизы.
В соответствии со ст. 9 Закона РФ "О недрах" пользователями недр могут быть субъекты предпринимательской деятельности независимо от форм собственности, если законодательством они наделены правом заниматься соответствующим видом деятельности при пользовании недрами.
Предоставление недр в пользование оформляется в соответствии со ст. 11 упомянутого Закона специальным государственным разрешением в виде лицензии. Права и обязанности пользователя недр возникают с момента получения лицензии на пользование недрами.
Из материалов дела усматривается, что лицензию на право пользования недрами имеет ОАО "Черногорнефть", которое и должно в соответствии с требованиями Закона "О недрах" и Положением "О порядке лицензирования пользования недрами" производить предусмотренные платежи, в т.ч. акцизный сбор. Данные нормативные акты не противоречат Закону РФ "Об акцизах", ст. 2 которого определяет плательщиков акцизов - предприятия, реализующие производимые ими товары. Под "производимыми товарами" в данном случае следует понимать добытую нефть, которую истец, согласно п. 11, 50 "Положения о бухгалтерском учете и отчетности в РФ", утвержденного приказом Министерства финансов РФ от 26.12.94 N 170, обязан был отразить на соответствующих счетах, что не было сделано в части объемов, переданных ОАО "Сибнефтесервис" и ОАО "Нижневартовскнефтепрогресс". Указанные организации не имеют лицензий на право пользования недрами, следовательно, не могут быть плательщиками акцизного сбора. Постановление Правительства РФ N 590 от 26.06.95 издано в соответствии с Указом Президента РФ от 14.08.92 N 893 "О введении акцизного сбора с пользователей недр...". Упомянутые организации пользователями недр в Ханты-Мансийском автономном округе не являются, и включение их в перечень к указанному Постановлению не дает оснований отнести их к плательщикам акцизов по нефти, добытой на участке, отведенном в пользование ОАО "Черногорнефть".
В этой части вывод суда апелляционной инстанции о том, что плательщиком акцизного сбора являются "Сибнефтепровод" и "Нижневартовскнефтегаз", нельзя признать правильным.
Доводы истца о том, что дополнением к лицензионному соглашению обязанности по уплате акциза на нефть возложены на акционерные общества "Сибнефтесервис" и "Нижневартовскнефтепрогресс", были предметом рассмотрения суда первой инстанции, которая правомерно признала их неосновательными и противоречащими Закону "О недрах". Более того, представители истца пояснили в судебном заседании, что за 1996 г. акцизный сбор оплачивает в полном объеме ОАО "Черногорнефть".
Ссылка истца на правомерность уплаты акцизного сбора акционерными обществами "Сибнефтесервис" и "Нижневартовскнефтепрогресс" как участниками договоров о совместной деятельности кассационной инстанцией рассмотрена.
Контракт о совместной деятельности от 05.09.94 и договор о совместной деятельности от 20.10.94 не соответствуют всем требованиям к таким договорам, закрепленным в ст.ст. 122 - 125 действовавших в период заключения договоров Основ гражданского законодательства Союза ССР. В частности, из текстов договоров не усматривается, на кого возложено ведение общих дел участников договоров, на чьем балансе учитывается имущество, объединенное для совместной деятельности, и т.д.
Как указано выше, истец как недропользователь в соответствии с Положением "О бухгалтерском учете и отчетности в РФ" обязан был отразить на соответствующих счетах весь объем добытой нефти.
Налоговая инспекция при проверке установила, что истец не учел сырье, добываемое с его месторождения акционерными обществами "Сибнефтесервис" и "Нижневартовскнефтепрогресс", всего в количестве 193000 тонн на сумму 8504933 тыс. руб. Согласно п.п. а п. 1 ст. 13 Закона РФ "Об основах налоговой системы в РФ" ответственность в виде суммы налога и штрафа в размере той же суммы применяется за иной сокрытый или неучтенный объект налогообложения, поэтому решение ГНИ N 612 от 10.10.96, которым постановлено взыскать с истца дополнительно начисленный акцизный сбор в сумме 8504933 тыс. руб., штраф 100% и пени в сумме 10206119 тыс. руб., является законным.
Руководствуясь п. 6 ст. 175, ст. 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Постановление апелляционной инстанции Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа от 26.03.97 по делу N 543-А отменить, оставить в силе решение суда от 23.01.97.
Взыскать с ОАО "Черногорнефть" (г. Нижневартовск, ул. Индустриальная, 67) расходы по кассационной жалобе в доход Федерального бюджета в сумме 417450 руб. Выдать исполнительный лист.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и обжалованию не подлежит.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)