Судебные решения, арбитраж
Налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
от 19 июля 2001 г. Дело N А33-12422/00-С3-Ф02-1600/01-С1
Федеральный арбитражный суд Восточно - Сибирского округа в составе:
председательствующего Борисова Г.Н.,
судей: Брюхановой Т.А., Елизовой Н.М.,
при участии в судебном заседании представителей Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Норильску Кармазина Ю.И. (доверенность от 16.07.01 N 11/11012), открытого акционерного общества "Норильскгазпром" Стеклянниковой В.Л. (доверенность от 02.01.01 N 20/1365), Полиэктова А.Б. (доверенность от 19.01.01 N 20/268), Аралова А.П. (доверенность от 22.03.01 N 20/1182), Диева Е.А (доверенность от 19.01.01),
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Норильску на решение от 9 апреля 2001 года Арбитражного суда Красноярского края по делу N А33-12422/00-С3 (суд первой инстанции: Гурский А.Ф., Порватов В.Ф., Фролов Н.Н.),
Открытое акционерное общество (ОАО) "Норильскгазпром" обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с иском, уточненным в порядке, предусмотренном статьей 37 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании частично недействительным решения от 30.10.00 N 16-09/39 Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Норильску (далее - налоговая инспекция).
Налоговая инспекция обратилась с иском, уточненным в порядке, предусмотренном статьей 37 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к ОАО "Норильскгазпром" о взыскании 34 182 884 рублей 80 копеек налоговых санкций.
Определением от 24 января 2001 года указанные иски соединены в одно производство.
Решением от 9 апреля 2001 года исковые требования ОАО "Норильскгазпром" удовлетворены, признаны недействительными пункты 2 и 3 решения налоговой инспекции от 30.10.00 N 16-09/39 о привлечении к налоговой ответственности. Налоговой инспекции в иске отказано.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
Налоговая инспекция обратилась в Федеральный арбитражный суд Восточно - Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение арбитражного суда и принять новое решение.
Из кассационной жалобы следует, что налоговая инспекция не согласна с выводом арбитражного суда о неправомерности начисления ОАО "Норильскгазпром" по результатам налоговой проверки платежей за пользование недрами и отчислений на воспроизводство минерально - сырьевой базы от добычи природного газа.
По мнению заявителя кассационной жалобы, поскольку оптовая цена на природный газ регулируется государством, то налоговая база для исчисления указанных платежей определяется стоимостью добытого полезного ископаемого в соответствии с оптовыми ценами, установленными решением Федеральной энергетической комиссии Российской Федерации от 26.09.97 N 110 за вычетом затрат на транспортировку газа по магистральным газопроводам до газораспределительных станций, подлежащих расчету согласно нормативам, установленным постановлением Федеральной энергетической комиссии Российской Федерации от 19.09.97 N 109.
ОАО "Норильскгазпром" в отзыве на кассационную жалобе не согласилось с ее доводами, указывая, что в налоговую базу для расчета отчислений на воспроизводство минерально - сырьевой базы и платежей за пользование недрами при добыче природного газа не включаются налог на добавленную стоимость, акцизы и стоимость транспортировки газа по магистральным газопроводам от головных сооружений до конечных потребителей.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 21 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Представители сторон в судебном заседании поддержали доводы, изложенные соответственно в кассационной жалобе и отзыве на нее.
Проверив правильность применения арбитражным судом норм материального и процессуального права при принятии обжалуемого судебного акта, Федеральный арбитражный суд Восточно - Сибирского округа считает, что кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Как следует из материалов дела, при проведении выездной проверки соблюдения ОАО "Норильскгазпром" налогового законодательства за период с 01.01.97 по 31.12.99 налоговой инспекцией была выявлена неуплата ответчиком платежей за добычу полезных ископаемых и отчислений на воспроизводство минерально - сырьевой базы в связи с занижением налоговой базы по добываемым налогоплательщиком природному газу и газовому конденсату.
По результатам проверки налоговой инспекцией был составлен акт от 24.05.00 N 16-09/39 и принято решение от 30.10.00 N 16-09/39 о привлечении ОАО "Норильскгазпром" к ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации в виде штрафов на общую сумму 48 374 300 рублей (пункт 2 решения). Также ответчику предложено уплатить по отчислениям на воспроизводство минерально - сырьевой базы 92 210 200 рублей недоимки и 94 750 500 рублей пени, по платежам за пользование недрами 149 661 500 рублей недоимки и 165 441 200 рублей пени (пункт 3 решения).
Налоговой инспекцией ответчику было направлено требование N 16-09/39 по состоянию на 30.10.00 об уплате указанных сумм платежей за пользование недрами, отчислений на воспроизводство минерально - сырьевой базы, пени и штрафов.
Не согласившись с решением налоговой инспекции в указанной части ОАО "Норильскгазпром" обратилось с иском о признании ненормативного акта частично недействительным. В свою очередь налоговая инспекция обратилась с иском о взыскании с названного общества налоговых санкций.
Арбитражный суд, принимая решение об отказе налоговой инспекции в иске и удовлетворении исковых требований ОАО "Норильскгазпром", исходил из неправомерности выводов налоговой инспекции о занижении налогоплательщиком налоговой базы для исчисления платежей за пользование недрами и отчислений на воспроизводство минерально - сырьевой базы.
Данный вывод арбитражного суда является правильным по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 57 Конституции Российской Федерации, статьей 23 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик должен уплачивать законно установленные налоги и сборы.
Согласно статье 19 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" платежи за пользование недрами и отчисления на воспроизводство минерально - сырьевой базы относятся к федеральным налогам, поэтому существенные элементы налогообложения, в том числе объект налогообложения и порядок определения налоговой базы, могут быть установлены только федеральным законом.
Статьей 41 Закона Российской Федерации "О недрах" предусмотрено, что платежи за добычу полезных ископаемых определяются как доля от стоимости ископаемых добытых полезных ископаемых и потерь при добыче, превышающих нормативы, устанавливаемые ежегодными планами горных работ, согласованными с органами государственного горного надзора.
Из статьи 44 названного закона и статьи 1 Федерального закона "О ставках отчислений на воспроизводство минерально - сырьевой базы" объектом обложения по отчислениям на воспроизводство минерально - сырьевой базы является стоимость первого товарного продукта, полученного и реализованного из фактически добытых полезных ископаемых.
При этом, Федеральными законами не определено понятие первого товарного продукта, а также не установлен порядок определения стоимости первого товарного продукта и стоимости добытых полезных ископаемых.
Из материалов налоговой проверки следует, что при определении налоговой базы по платежам за добычу полезных ископаемых и отчислениям на воспроизводство минерально - сырьевой базы в связи с добычей природного газа ОАО "Норильскгазпром" исходило из оптовой цены, установленной на газ предприятием, но не ниже себестоимости.
При определении налоговой базы по отчислениям на воспроизводство минерально - сырьевой базы налогоплательщик руководствовался пунктом 12 Инструкции Госналогслужбы Российской Федерации от 31 декабря 1996 г. N 44 "О порядке исчисления, уплаты в фонд воспроизводства минерально - сырьевой базы и целевом использовании отчислений на воспроизводство минерально - сырьевой базы", согласно которому стоимость первого товарного продукта исчисляется по ценам его реализации на условиях франко - вагон (судно) станция (порт, пристань) отправления без налога на добавленную стоимость. Арбитражный суд правильно указал, что в соответствии с приведенными положениями Инструкции в налоговую базу для расчета отчислений на воспроизводство минерально - сырьевой базы расходы по транспортировке природного газа до потребителя не включаются.
Также ОАО "Норильскгазпром" руководствовалось пунктом 8 Методических указаний по контролю за технической обоснованностью расчетов платежей при пользовании недрами, утвержденных постановлением Госгортехнадзора РФ 10.12.98 N 76, согласно которому под фактически добытыми полезными ископаемыми понимается газ (газовый конденсат), поднятый на поверхность и прошедший первичную обработку (подготовку).
Проектами обустройства Северо - Соленинского, Южно - Соленинского и Мессояхского газоконденсатных месторождений (промыслов), на которых ОАО "Норильскгазпром" ведется добыча природного газа, под первичной обработкой полезных ископаемых понимаются технологические операции по доведению газа до требуемого стандартами качества (обезвоживание, обессоливание, сепарация и др.), производимые на установках комплексной подготовки газа на головных сооружениях промыслов, к которым относится комплекс сооружений, обеспечивающих подготовку газа к дальнему транспорту, и находящийся на соответствующих промыслах.
При определении стоимости добытого природного газа для расчета налоговой базы по платежам за добычу полезных ископаемых налогоплательщик руководствовался Прейскурантом N 04-03-28 от 01.02.93 "Оптовые цены на газ и газовый конденсат для внутриведомственного потребления", утвержденным государственным газовым концерном "Газпром" во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 29.01.93 N 88 "О государственном регулировании цен на природный газ и другие виды энергоресурсов".
Следовательно, арбитражный суд правомерно признал, что применительно к условиям ОАО "Норильскгазпром" стоимость добытого минерального сырья для определения налоговой базы по платежам за добычу полезных ископаемых и стоимость первого товарного продукта для определения налоговой базы по отчислениям на воспроизводство минерально - сырьевой базы должна рассчитываться исходя из цен реализации, обусловленных технологическим циклом добычи природного газа из месторождений (промыслов), разрабатываемых ОАО "Норильскгазпром", и его первичной обработки (подготовки) к дальнему транспорту по магистральному газопроводу. При этом в налоговую базу для исчисления указанных обязательных платежей не включается стоимость транспортировки газа по магистральному газопроводу, так как стоимость добытого полезного ископаемого или первого товарного продукта не может содержать расходы по его транспортировке до потребителя, которые не связаны с добычей полезного ископаемого и его первичной обработкой (подготовкой).
Налоговая инспекция считает, что налоговая база по платежам за пользование недрами и отчислениям на воспроизводство минерально - сырьевой базы должна рассчитываться исходя из регулируемых оптовых цен на природный газ, установленных решением Федеральной энергетической комиссии Российской Федерации от 26.09.97 N 110 с последующими изменениями и дополнениями и предусмотренными договорами поставки газа, заключенными ОАО "Норильскгазпром" с потребителями.
Арбитражным судом данный довод налоговой инспекции проверен и правомерно отклонен, так как указанным решением Федеральной энергетической комиссии Российской Федерации оптовые цены на газ дифференцированы по шести ценовым поясам исходя из транспортной схемы поставки газа в отдельные регионы Российской Федерации. Поэтому установленные государством оптовые регулируемые цены на природный газ включают в себя стоимость транспортировки газа по магистральным газопроводам до конечного потребителя. Кроме того, указанным решением не определяется стоимость добытого природного газа и первого товарного продукта.
В договорах на поставку газа, заключенных ОАО "Норильскгазпром" с потребителями, также предусмотрена поставка газа по государственным регулируемым ценам на условиях транспортировки газа до потребителя, то есть с учетом расходов связанных с такой транспортировкой.
Правомерно не принят во внимание арбитражным судом довод налоговой инспекции о том, что расходы по транспортировке газа до потребителя по магистральным газопроводам следует определять в соответствии с тарифами, установленными постановлением Федеральной энергетической комиссии Российской Федерации от 10.09.97 N 109.
Данным постановлением в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 28.04.97 N 426 "Основные положения структурной реформы в сферах естественных монополий", постановлением Правительства Российской Федерации от 10.09.97 N 109 "О тарифах по транспортировке газа по магистральным газопроводам для независимых организаций, не входящих в РАО "Газпром"" утверждены тарифы на транспортировку газа по магистральным газопроводам, которые подлежат применению только для расчетов между независимыми организациями и ОАО "Газпром" за транспортировку газа независимыми организациями по газотранспортной системе ОАО "Газпром".
ОАО "Норильскгазпром" транспортирует газ по находящемуся у него в собственности магистральному газопроводу и не имеет доступа к газотранспортной системе ОАО "Газпром", поэтому к нему не могут применяться тарифы, установленными постановлением Федеральной энергетической комиссии Российской Федерации от 20.09.97 N 109. При этом налоговой инспекцией не было представлено доказательств, подтверждающих фактические расходы ОАО "Норильскгазпром" по транспортировке газа по магистральному газопроводу.
При таких обстоятельствах арбитражный суд в соответствии с требованиями статьи 53 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильно признал, что налоговая инспекция не доказала нарушение ОАО "Норильскгазпром" налогового законодательства при исчислении налоговой базы по платежам за пользование недрами и отчислениям на воспроизводство минерально - сырьевой базы в связи с добычей природного газа.
Судом кассационной была проверена законность судебного акта в части признания недействительным решения налоговой инспекции о начислении налогоплательщику платежей за пользование недрами и отчислений на воспроизводство минерально - сырьевой базы в связи с добычей газового конденсата, пени и штрафа за их неуплату. В данной части решение арбитражного суда налоговой инспекцией не обжаловалось. Нарушений арбитражным судом норм материального и процессуального права при принятии решения в указанной части не установлено.
На основании изложенного суд кассационной инстанции считает, что решение от 9 апреля 2001 года является законным и отмене или изменению не подлежит.
Руководствуясь статьями 162, 174-177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно - Сибирского округа
Решение от 9 апреля 2001 года Арбитражного суда Красноярского края по делу N А33-12422/00-С3 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА ОТ 19.07.2001 N А33-12422/00-С3-Ф02-1600/01-С1
Разделы:Налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОСТОЧНО - СИБИРСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
кассационной инстанции по проверке законности
и обоснованности решений (постановлений)
арбитражных судов, вступивших в законную силу
от 19 июля 2001 г. Дело N А33-12422/00-С3-Ф02-1600/01-С1
Федеральный арбитражный суд Восточно - Сибирского округа в составе:
председательствующего Борисова Г.Н.,
судей: Брюхановой Т.А., Елизовой Н.М.,
при участии в судебном заседании представителей Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Норильску Кармазина Ю.И. (доверенность от 16.07.01 N 11/11012), открытого акционерного общества "Норильскгазпром" Стеклянниковой В.Л. (доверенность от 02.01.01 N 20/1365), Полиэктова А.Б. (доверенность от 19.01.01 N 20/268), Аралова А.П. (доверенность от 22.03.01 N 20/1182), Диева Е.А (доверенность от 19.01.01),
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Норильску на решение от 9 апреля 2001 года Арбитражного суда Красноярского края по делу N А33-12422/00-С3 (суд первой инстанции: Гурский А.Ф., Порватов В.Ф., Фролов Н.Н.),
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество (ОАО) "Норильскгазпром" обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с иском, уточненным в порядке, предусмотренном статьей 37 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании частично недействительным решения от 30.10.00 N 16-09/39 Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Норильску (далее - налоговая инспекция).
Налоговая инспекция обратилась с иском, уточненным в порядке, предусмотренном статьей 37 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к ОАО "Норильскгазпром" о взыскании 34 182 884 рублей 80 копеек налоговых санкций.
Определением от 24 января 2001 года указанные иски соединены в одно производство.
Решением от 9 апреля 2001 года исковые требования ОАО "Норильскгазпром" удовлетворены, признаны недействительными пункты 2 и 3 решения налоговой инспекции от 30.10.00 N 16-09/39 о привлечении к налоговой ответственности. Налоговой инспекции в иске отказано.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
Налоговая инспекция обратилась в Федеральный арбитражный суд Восточно - Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение арбитражного суда и принять новое решение.
Из кассационной жалобы следует, что налоговая инспекция не согласна с выводом арбитражного суда о неправомерности начисления ОАО "Норильскгазпром" по результатам налоговой проверки платежей за пользование недрами и отчислений на воспроизводство минерально - сырьевой базы от добычи природного газа.
По мнению заявителя кассационной жалобы, поскольку оптовая цена на природный газ регулируется государством, то налоговая база для исчисления указанных платежей определяется стоимостью добытого полезного ископаемого в соответствии с оптовыми ценами, установленными решением Федеральной энергетической комиссии Российской Федерации от 26.09.97 N 110 за вычетом затрат на транспортировку газа по магистральным газопроводам до газораспределительных станций, подлежащих расчету согласно нормативам, установленным постановлением Федеральной энергетической комиссии Российской Федерации от 19.09.97 N 109.
ОАО "Норильскгазпром" в отзыве на кассационную жалобе не согласилось с ее доводами, указывая, что в налоговую базу для расчета отчислений на воспроизводство минерально - сырьевой базы и платежей за пользование недрами при добыче природного газа не включаются налог на добавленную стоимость, акцизы и стоимость транспортировки газа по магистральным газопроводам от головных сооружений до конечных потребителей.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 21 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Представители сторон в судебном заседании поддержали доводы, изложенные соответственно в кассационной жалобе и отзыве на нее.
Проверив правильность применения арбитражным судом норм материального и процессуального права при принятии обжалуемого судебного акта, Федеральный арбитражный суд Восточно - Сибирского округа считает, что кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Как следует из материалов дела, при проведении выездной проверки соблюдения ОАО "Норильскгазпром" налогового законодательства за период с 01.01.97 по 31.12.99 налоговой инспекцией была выявлена неуплата ответчиком платежей за добычу полезных ископаемых и отчислений на воспроизводство минерально - сырьевой базы в связи с занижением налоговой базы по добываемым налогоплательщиком природному газу и газовому конденсату.
По результатам проверки налоговой инспекцией был составлен акт от 24.05.00 N 16-09/39 и принято решение от 30.10.00 N 16-09/39 о привлечении ОАО "Норильскгазпром" к ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации в виде штрафов на общую сумму 48 374 300 рублей (пункт 2 решения). Также ответчику предложено уплатить по отчислениям на воспроизводство минерально - сырьевой базы 92 210 200 рублей недоимки и 94 750 500 рублей пени, по платежам за пользование недрами 149 661 500 рублей недоимки и 165 441 200 рублей пени (пункт 3 решения).
Налоговой инспекцией ответчику было направлено требование N 16-09/39 по состоянию на 30.10.00 об уплате указанных сумм платежей за пользование недрами, отчислений на воспроизводство минерально - сырьевой базы, пени и штрафов.
Не согласившись с решением налоговой инспекции в указанной части ОАО "Норильскгазпром" обратилось с иском о признании ненормативного акта частично недействительным. В свою очередь налоговая инспекция обратилась с иском о взыскании с названного общества налоговых санкций.
Арбитражный суд, принимая решение об отказе налоговой инспекции в иске и удовлетворении исковых требований ОАО "Норильскгазпром", исходил из неправомерности выводов налоговой инспекции о занижении налогоплательщиком налоговой базы для исчисления платежей за пользование недрами и отчислений на воспроизводство минерально - сырьевой базы.
Данный вывод арбитражного суда является правильным по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 57 Конституции Российской Федерации, статьей 23 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик должен уплачивать законно установленные налоги и сборы.
Согласно статье 19 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" платежи за пользование недрами и отчисления на воспроизводство минерально - сырьевой базы относятся к федеральным налогам, поэтому существенные элементы налогообложения, в том числе объект налогообложения и порядок определения налоговой базы, могут быть установлены только федеральным законом.
Статьей 41 Закона Российской Федерации "О недрах" предусмотрено, что платежи за добычу полезных ископаемых определяются как доля от стоимости ископаемых добытых полезных ископаемых и потерь при добыче, превышающих нормативы, устанавливаемые ежегодными планами горных работ, согласованными с органами государственного горного надзора.
Из статьи 44 названного закона и статьи 1 Федерального закона "О ставках отчислений на воспроизводство минерально - сырьевой базы" объектом обложения по отчислениям на воспроизводство минерально - сырьевой базы является стоимость первого товарного продукта, полученного и реализованного из фактически добытых полезных ископаемых.
При этом, Федеральными законами не определено понятие первого товарного продукта, а также не установлен порядок определения стоимости первого товарного продукта и стоимости добытых полезных ископаемых.
Из материалов налоговой проверки следует, что при определении налоговой базы по платежам за добычу полезных ископаемых и отчислениям на воспроизводство минерально - сырьевой базы в связи с добычей природного газа ОАО "Норильскгазпром" исходило из оптовой цены, установленной на газ предприятием, но не ниже себестоимости.
При определении налоговой базы по отчислениям на воспроизводство минерально - сырьевой базы налогоплательщик руководствовался пунктом 12 Инструкции Госналогслужбы Российской Федерации от 31 декабря 1996 г. N 44 "О порядке исчисления, уплаты в фонд воспроизводства минерально - сырьевой базы и целевом использовании отчислений на воспроизводство минерально - сырьевой базы", согласно которому стоимость первого товарного продукта исчисляется по ценам его реализации на условиях франко - вагон (судно) станция (порт, пристань) отправления без налога на добавленную стоимость. Арбитражный суд правильно указал, что в соответствии с приведенными положениями Инструкции в налоговую базу для расчета отчислений на воспроизводство минерально - сырьевой базы расходы по транспортировке природного газа до потребителя не включаются.
Также ОАО "Норильскгазпром" руководствовалось пунктом 8 Методических указаний по контролю за технической обоснованностью расчетов платежей при пользовании недрами, утвержденных постановлением Госгортехнадзора РФ 10.12.98 N 76, согласно которому под фактически добытыми полезными ископаемыми понимается газ (газовый конденсат), поднятый на поверхность и прошедший первичную обработку (подготовку).
Проектами обустройства Северо - Соленинского, Южно - Соленинского и Мессояхского газоконденсатных месторождений (промыслов), на которых ОАО "Норильскгазпром" ведется добыча природного газа, под первичной обработкой полезных ископаемых понимаются технологические операции по доведению газа до требуемого стандартами качества (обезвоживание, обессоливание, сепарация и др.), производимые на установках комплексной подготовки газа на головных сооружениях промыслов, к которым относится комплекс сооружений, обеспечивающих подготовку газа к дальнему транспорту, и находящийся на соответствующих промыслах.
При определении стоимости добытого природного газа для расчета налоговой базы по платежам за добычу полезных ископаемых налогоплательщик руководствовался Прейскурантом N 04-03-28 от 01.02.93 "Оптовые цены на газ и газовый конденсат для внутриведомственного потребления", утвержденным государственным газовым концерном "Газпром" во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 29.01.93 N 88 "О государственном регулировании цен на природный газ и другие виды энергоресурсов".
Следовательно, арбитражный суд правомерно признал, что применительно к условиям ОАО "Норильскгазпром" стоимость добытого минерального сырья для определения налоговой базы по платежам за добычу полезных ископаемых и стоимость первого товарного продукта для определения налоговой базы по отчислениям на воспроизводство минерально - сырьевой базы должна рассчитываться исходя из цен реализации, обусловленных технологическим циклом добычи природного газа из месторождений (промыслов), разрабатываемых ОАО "Норильскгазпром", и его первичной обработки (подготовки) к дальнему транспорту по магистральному газопроводу. При этом в налоговую базу для исчисления указанных обязательных платежей не включается стоимость транспортировки газа по магистральному газопроводу, так как стоимость добытого полезного ископаемого или первого товарного продукта не может содержать расходы по его транспортировке до потребителя, которые не связаны с добычей полезного ископаемого и его первичной обработкой (подготовкой).
Налоговая инспекция считает, что налоговая база по платежам за пользование недрами и отчислениям на воспроизводство минерально - сырьевой базы должна рассчитываться исходя из регулируемых оптовых цен на природный газ, установленных решением Федеральной энергетической комиссии Российской Федерации от 26.09.97 N 110 с последующими изменениями и дополнениями и предусмотренными договорами поставки газа, заключенными ОАО "Норильскгазпром" с потребителями.
Арбитражным судом данный довод налоговой инспекции проверен и правомерно отклонен, так как указанным решением Федеральной энергетической комиссии Российской Федерации оптовые цены на газ дифференцированы по шести ценовым поясам исходя из транспортной схемы поставки газа в отдельные регионы Российской Федерации. Поэтому установленные государством оптовые регулируемые цены на природный газ включают в себя стоимость транспортировки газа по магистральным газопроводам до конечного потребителя. Кроме того, указанным решением не определяется стоимость добытого природного газа и первого товарного продукта.
В договорах на поставку газа, заключенных ОАО "Норильскгазпром" с потребителями, также предусмотрена поставка газа по государственным регулируемым ценам на условиях транспортировки газа до потребителя, то есть с учетом расходов связанных с такой транспортировкой.
Правомерно не принят во внимание арбитражным судом довод налоговой инспекции о том, что расходы по транспортировке газа до потребителя по магистральным газопроводам следует определять в соответствии с тарифами, установленными постановлением Федеральной энергетической комиссии Российской Федерации от 10.09.97 N 109.
Данным постановлением в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 28.04.97 N 426 "Основные положения структурной реформы в сферах естественных монополий", постановлением Правительства Российской Федерации от 10.09.97 N 109 "О тарифах по транспортировке газа по магистральным газопроводам для независимых организаций, не входящих в РАО "Газпром"" утверждены тарифы на транспортировку газа по магистральным газопроводам, которые подлежат применению только для расчетов между независимыми организациями и ОАО "Газпром" за транспортировку газа независимыми организациями по газотранспортной системе ОАО "Газпром".
ОАО "Норильскгазпром" транспортирует газ по находящемуся у него в собственности магистральному газопроводу и не имеет доступа к газотранспортной системе ОАО "Газпром", поэтому к нему не могут применяться тарифы, установленными постановлением Федеральной энергетической комиссии Российской Федерации от 20.09.97 N 109. При этом налоговой инспекцией не было представлено доказательств, подтверждающих фактические расходы ОАО "Норильскгазпром" по транспортировке газа по магистральному газопроводу.
При таких обстоятельствах арбитражный суд в соответствии с требованиями статьи 53 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильно признал, что налоговая инспекция не доказала нарушение ОАО "Норильскгазпром" налогового законодательства при исчислении налоговой базы по платежам за пользование недрами и отчислениям на воспроизводство минерально - сырьевой базы в связи с добычей природного газа.
Судом кассационной была проверена законность судебного акта в части признания недействительным решения налоговой инспекции о начислении налогоплательщику платежей за пользование недрами и отчислений на воспроизводство минерально - сырьевой базы в связи с добычей газового конденсата, пени и штрафа за их неуплату. В данной части решение арбитражного суда налоговой инспекцией не обжаловалось. Нарушений арбитражным судом норм материального и процессуального права при принятии решения в указанной части не установлено.
На основании изложенного суд кассационной инстанции считает, что решение от 9 апреля 2001 года является законным и отмене или изменению не подлежит.
Руководствуясь статьями 162, 174-177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно - Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение от 9 апреля 2001 года Арбитражного суда Красноярского края по делу N А33-12422/00-С3 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий
Г.Н.БОРИСОВ
Судьи:
Т.А.БРЮХАНОВА
Н.М.ЕЛИЗОВА
Г.Н.БОРИСОВ
Судьи:
Т.А.БРЮХАНОВА
Н.М.ЕЛИЗОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)