Судебные решения, арбитраж

РЕШЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА Г. МОСКВЫ ОТ 07.07.2005, 05.07.2005 ПО ДЕЛУ N А40-24864/05-139-176

Разделы:
Акцизы

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



АРБИТРАЖНЫЙ СУД Г. МОСКВЫ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ


7 июля 2005 г. Дело N А40-24864/05-139-176

Резолютивная часть решения объявлена 05.07.2005.
Полный текст решения изготовлен 07.07.2005.
Арбитражный суд г. Москвы в составе судьи М., единолично, при ведении протокола судебного заседания судьей М., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению ОАО "Нефтегазовая компания "Славнефть" к Межрегиональной инспекции ФНС РФ по крупнейшим налогоплательщикам N 1 о признании недействительным п. 2.1 решения МИ ФНС РФ по КН N 1 от 10.03.2005 за N 52/202 в части начисления НДС в размере 19857387 руб. и пени в размере 5146954 руб., при участии: от заявителя - ОАО "НГК "Славнефть" - Ш. (по довер. от 27.12.04 N ЮС-2857); Ф. (по довер. от 27.12.04 N ЮС-2872); от ответчика - МИ ФНС по КН N 1 - Ц. (по довер. от 18.03.05 N 176),
УСТАНОВИЛ:

ОАО "Нефтегазовая компания "Славнефть" (далее - ОАО "НГК "Славнефть") обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением к Межрегиональной инспекции ФНС РФ по крупнейшим налогоплательщикам N 1 (далее - МИ ФНС РФ по КН N 1, налоговый орган), которое с учетом уточнения предмета заявленных требований в порядке ст. 49 АПК РФ заявлено о признании недействительным п. 2.1 решения МИ ФНС РФ по КН N 1 от 10.03.2005 за N 52/202 в части начисления НДС в размере 19857387 руб. и пени в размере 5146954 руб.
Требования заявителя по делу мотивированы тем, что МИ ФНС РФ по КН N 1 проведена выездная налоговая проверка, по результатам которой налоговый орган вынес решение от 10.03.2005 за N 52/202, которым в п. 2.1 налоговый орган доначислил и предложил уплатить ОАО "НГК "Славнефть" НДС в размере 19857387 руб., в т.ч. за октябрь 2001 г. в размере 10206164 руб.; за ноябрь 2001 г. в размере 4167191 руб.; за декабрь 2001 г. в размере 5484032 руб., а также начислил пени за несвоевременную уплату НДС в размере 5146954 руб. Заявитель по делу полагает, что основания, указанные налоговым органом в оспариваемой части решения налогового органа от 10.03.2005 за N 52/202 являются неверным толкованием положений п. 2 ст. 167 НК РФ, а также положений ст. ст. 171, 172 НК РФ. В соответствии с п. 2 ст. 167 НК РФ оплатой товаров признается прекращение встречного обязательства приобретателем указанных товаров (ОАО "НГК "Славнефть") перед налогоплательщиком (ООО "Славнефть-Трейд"), которое непосредственно связано с поставкой (передачей) этих товаров. Во втором предложении п. 2 ст. 167 НК РФ перечислены способы прекращения обязательств по оплате товаров, перечень которых не является исчерпывающим. Конституционный Суд РФ в Определении от 04.11.04 N 324-О также указал, что в соответствии с изложенной им в Постановлении N 3-П от 20.02.01 правовой позицией исчисление подлежащей взносу в бюджет суммы НДС не зависит от формы расчетов между продавцом и покупателем. Согласно п. 1 ст. 407 ГК РФ обязательство прекращается полностью или частично по основаниям, предусмотренным настоящим ГК РФ, другими законами, иными правовыми актами или договором. В договорах купли-продажи нефти, заключенных ОАО "НГК "Славнефть" с поставщиками нефти, предусмотрено, что покупатель оплачивает акциз самостоятельно или за счет конечного покупателя с последующей передачей продавцу реестра по уплате акциза. Суммы, содержащиеся в реестре об уплате акциза, засчитываются в счет оплаты нефти по договору. При этом стороны договора считают, что передача реестра об уплате акциза носит возмездный характер, т.к. влечет возникновение у поставщика предусмотренной договором встречной обязанности - оплаты стоимости реестра на сумму уплаченного покупателем на таможне акциза путем зачета в счет оплаты нефти по договору. Возникновение у поставщика встречной обязанности по договору купли-продажи нефти обусловлено получением поставщиком по реестрам акцизов, переданных ему покупателем, материальной выгоды, связанной с применением поставщиком нефти налогового вычета на сумму уплаченных экспортером акцизов. Порядок передачи экспортером реестра акцизов нефтегазодобывающему предприятию и применение последним налогового вычета предусмотрен п. п. 9.4 и 9.5 Временной инструкции о порядке уплаты акциза с экспортируемой из РФ нефти, включая газовый конденсат, согласно которому лицо, уплатившее акциз, передает соответствующему нефтегазодобывающему предприятию полученные от таможенного органа реестры и копии ГТД в течение семи дней со дня их получения. Реестры, выданные таможенными органами, и оформленные ГТД учитываются нефтегазодобывающими предприятиями в налоговых органах при составлении расчетов по уплате акцизов на добываемую (вырабатываемую) нефть, включая газовый конденсат, согласно Инструкции ГНС РФ "О порядке уплаты акциза на нефть, включая газовый конденсат и природный газ" от 01.11.95 N 40. Таким образом, при заключении договоров купли-продажи стороны признают, что передача покупателем реестра об уплате акциза поставщику нефти влечет возникновение у поставщика соответствующей задолженности, которая подлежит зачету в счет оплаты стоимости нефти по договору. Факты проведения зачета стоимости полученной нефти на суммы, содержащиеся в реестре об уплате акциза, подтверждаются актами сверки оплаты по договорам купли-продажи нефти и актами о приеме-передаче реестра акцизов.
В устных пояснениях представитель заявителя привел доводы, аналогичные доводам, изложенным в поданном заявлении, а также указал, что проведение зачета на стоимость полученной нефти в соответствии с п. 2 ст. 167 НК РФ является основанием для признания поставщиком факта реализации нефти и оплаты ее стоимости, что влечет включение сумм по такой оплате в налогооблагаемую базу по НДС с уплатой в бюджет соответствующих сумм налога. Следовательно, признавая факт оплаты стоимости нефти одной стороной договора (поставщика), следует признать факт оплаты нефти и другой стороной договора (покупателем) со всеми вытекающими правовыми последствиями: исчислением и уплатой НДС со стоимости реализованной нефти поставщиком и применением покупателем налогового вычета на ту же сумму НДС. Кроме того, представителем заявителя указано, что ОАО "НГК "Славнефть" соблюдены требования ч. 4 ст. 198 АПК РФ, т.к., оспаривая решение налогового органа от 10.03.2005 за N 52/202, ОАО "НГК "Славнефть" обратилось в арбитражный суд 14.05.2005.
МИ ФНС РФ по КН N 1 представлен письменный отзыв на заявление ОАО "НГК "Славнефть", в котором налоговый орган просит отказать заявителю по делу в удовлетворении заявленных требований. В устных пояснениях представитель ответчика указал доводы, аналогичные доводам отзыва на заявление ОАО "НГК "Славнефть". Представитель ответчика указал, что из толкования положений п. 2 ст. 167 НК РФ следует вывод о том, что налогоплательщиком не могут быть использованы в качестве оплаты способы, которые не предусмотрены п. 2 ст. 167 НК РФ. В случае передачи ОАО "НГК "Славнефть" реестров по уплате акцизов при вывозе нефти, включая газовый конденсат, в нефтегазодобывающие организации оплаты поставляемой нефти не происходит. В силу изложенного следует вывод о том, что отсутствуют основания для применения налоговых вычетов, предусмотренные п. 2 ст. 171 НК РФ.
Арбитражный суд, рассмотрев заявление ОАО "НГК "Славнефть", выслушав представителей лиц, участвующих в деле, исследовав имеющиеся в материалах дела и дополнительно представленные доказательства, изучив материалы дела, полагает, что заявленные требования ОАО "НГК "Славнефть" не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, МИ ФНС РФ по КН N 1 проведена выездная налоговая проверка по вопросам правильности исчисления, полноты и своевременности перечисления в бюджет денежных средств за период с 01.01.2001 по 31.12.2001 по налогу на прибыль; акцизов; НДС; по налогу на пользователей автомобильных дорог; по налогу с владельцев транспортных средств; по налогу на имущество; по налогу на рекламу. По результатам проведенной выездной налоговой проверки налоговым органом составлен акт выездной налоговой проверки от 31.01.2005 за N 52/93. На основании акта выездной налоговой проверки от 31.01.2005 за N 52/93 налоговым органом вынесено решение от 10.03.2005 за N 52/202 (л. д. 14 - 50 т. 1), которым в п. 2.1 решения МИ ФНС РФ по КН N 1 доначислила и предложила уплатить ОАО "НГК "Славнефть" НДС в размере 19857387 руб., в т.ч. за октябрь 2001 г. в размере 10206164 руб.; за ноябрь 2001 г. в размере 4167191 руб.; за декабрь 2001 г. в размере 5484032 руб., а также начислила пени за несвоевременную уплату НДС в размере 5146954 руб.
Выводы решения налогового органа от 10.03.2005 за N 52/202 в оспариваемой части обоснованы тем, что в соответствии с п. 1 ст. 171 НК РФ налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со ст. 166 НК РФ, на установленные данной статьей налоговые вычеты. Вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг) на территории РФ либо уплаченные налогоплательщиком при ввозе товаров на таможенную территорию РФ в таможенных режимах выпуска для свободного обращения, временного ввоза и переработки вне таможенной территории. Налоговые вычеты производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), и документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога, что установлено п. 1 ст. 172 НК РФ. При проведении выездной налоговой проверки было установлено, что налогоплательщик при взаиморасчетах за поставленную нефть уменьшал кредиторскую задолженность на суммы акцизов, уплаченных им Центральной энергетической таможне при экспорте нефти в порядке, предусмотренном Временной инструкцией ГНС РФ N ВЗ-6-04/572 и ГТК РФ N 01-23/14267 от 12.08.1996 "О порядке уплаты акциза с экспортируемой из РФ нефти, включая газовый конденсат" (далее - Временная инструкция). Документами, на основании которых сделаны бухгалтерские проводки, послужили "Реестры по уплате акцизов при вывозе нефти, включая газовый конденсат", выдаваемые ГТК РФ в соответствии с указанной Временной инструкцией.
В порядке, предусмотренном п. 9.5 раздела 9 Временной инструкции, реестры, выданные таможенными органами, и оформленные ГТД учитываются нефтегазодобывающими предприятиями в налоговых органах при составлении расчетов по уплате акцизов на добываемую (вырабатываемую) нефть, включая газовый конденсат. Указанные реестры и ГТД являются для налоговых органов подтверждением уплаты акциза. В соответствии с п. 3.2 Временной инструкции акциз на нефть, экспортируемую с таможенной территории РФ, уплачивается непосредственно ее экспортерами, указанными в графе 9 "Лицо, ответственное за финансовое урегулирование" грузовой таможенной декларации.
Согласно пункту 3.3 Временной инструкции акциз на нефть, экспортируемую с таможенной территории РФ, уплаченный таможенным органам, учитывается налоговыми органами в порядке, установленном разделом 9 Временной инструкции, в пользу организации, осуществляющей добычу нефти, указанной в графе 2 "Отправитель" грузовой таможенной декларации.
В соответствии с установленным порядком таможенный орган, производивший оформление нефти, экспортируемой с таможенной территории РФ, выдает организации-экспортеру, уплатившей акциз, подтверждение о произведенной оплате для представления в налоговые органы не позднее 15-го числа месяца, следующего за месяцем оформления грузовой таможенной декларации, что установлено п. 9.1 Временной инструкции. Подтверждение выдается в виде реестра, что предусмотрено п. 9.2 Временной инструкции. Организация-экспортер, уплатившая акциз, передает нефтедобывающей организации полученные от таможенного органа реестры и копии грузовых таможенных деклараций в течение семи дней со дня их получения. Копии реестров и копии ГТД, не заверенные таможенным органом, производившим таможенное оформление, считаются недействительными, что предусмотрено п. 9.4 Временной инструкции.
В соответствии с письмом УМНС РФ по г. Москве от 23.08.2001 N 05-11/38555, разъясняющим порядок уплаты и зачета акцизов при экспорте нефти, реестры, выданные таможенными органами, и оформленные ГТД учитываются нефтедобывающей организацией при составлении расчетов по уплате акцизов на добываемую нефть в налоговых органах. Указанные реестры и ГТД являются для налоговых органов подтверждением уплаты акциза таможенным органам и основанием для возврата взысканных налоговыми органами сумм акцизов с экспортируемой с территории РФ нефти в порядке, предусмотренном налоговым законодательством.
Таким образом, реестры по уплате акцизов при экспорте нефти являются подтверждением уплаты акциза и документом, на основании которого нефтегазодобывающее предприятие - производитель нефти предъявляет данную сумму акциза к возврату.
В соответствии с договорами на приобретение нефти, представленными налогоплательщиком при проведении выездной налоговой проверки, ОАО "НГК "Славнефть" приобретало сырую нефть у ООО "Славнефть-Трейд" из ресурсов следующих добывающих организаций: ОАО "Славнефть-Мегионнефтегаз", ОАО "Варьеганнефть", ЗАО СП "Нафта-Ульяновск", ОАО "Нефтеразведка", ООО "Узуннефть", ЗАО СП "Соболь", ЗАО "Обьнефтегеология".
На основании пунктов 3.3 и 3.4 договоров, заключенных с вышеуказанными организациями, суммы, содержащиеся в реестре об уплате акцизов, засчитывались сторонами договоров в счет оплаты нефти, приобретенной ОАО "НГК "Славнефть".
В соответствии с п. 2 ст. 167 НК РФ оплатой товаров (работ, услуг) признается прекращение встречного обязательства приобретателя указанных товаров (работ, услуг) перед налогоплательщиком, которое непосредственно связано с поставкой (передачей) этих товаров (выполнением работ, оказанием услуг), за исключением прекращения встречного обязательства путем выдачи покупателем-векселедателем собственного векселя. Оплатой товаров (работ, услуг), в частности, признаются: 1) поступление денежных средств на счета налогоплательщика либо его комиссионера, поверенного или агента в банк или в кассу налогоплательщика (комиссионера, поверенного или агента); 2) прекращение обязательства зачетом; 3) передача налогоплательщиком права требования третьему лицу на основании договора или в соответствии с законом.
В соответствии с ФЗ "О бухгалтерском учете" первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, а документы, форма которых не предусмотрена в этих альбомах, должны содержать следующие обязательные реквизиты: а) наименование документа; б) дату составления документа; в) наименование организации, от имени которой составлен документ; г) содержание хозяйственной операции; д) измерители хозяйственной операции в натуральном и денежном выражении; е) наименование должностей лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления; ж) личные подписи указанных лиц.
Выдаваемые ГТК РФ "Реестры по уплате акцизов при вывозе нефти, включая газовый конденсат" не содержат всех обязательных для первичных документов реквизитов, т.е. не могут рассматриваться в качестве первичных документов бухгалтерского учета и являться основанием для соответствующих бухгалтерских проводок (по уменьшению задолженности покупателя за приобретенную нефть).
Кроме того, как следует из п. 3 ст. 2 ГК РФ, к имущественным отношениям, основанным на административном или ином властном подчинении одной стороны другой, гражданское законодательство не применяется. В соответствии с ГК РФ для осуществления зачета необходимо, чтобы кредитор по одному обязательству являлся должником по другому, а должник по первому выступал кредитором по второму обязательству. В силу положений ст. ст. 310 - 312 ГК РФ, требования, являющиеся предметом зачета, должны быть однородны.
Из анализа ситуации, определяемой поставками нефти на экспорт в соответствии с Временной инструкцией, следует, что возникающие отношения регулируются: между нефтегазодобывающими организациями и налоговыми органами по уплате (в том числе по возврату) акциза - налоговым законодательством; между нефтегазодобывающими организациями и покупателями нефти и газового конденсата (в том числе экспортерами нефти и газового конденсата) - гражданским законодательством; между экспортерами нефти и газового конденсата и таможенными органами по уплате акциза, засчитываемого нефтегазодобывающим организациям, являющейся частью таможенных процедур при экспорте товара - таможенным законодательством.
Исходя из вышеизложенного, по смыслу п. 3 ст. 2 ГК РФ, зачет требований, проистекающих из обязательств, основанных на гражданско-правовых отношениях, а также отношениях, основанных на административном или ином властном подчинении одной стороны другой, невозможен. В силу данного обстоятельства в качестве оплаты не может рассматриваться и передача налогоплательщиком права требования третьему лицу на основании договора или в соответствии с законом, поскольку согласно статье 388 ГК РФ уступка требования кредитором другому лицу допускается, если она не противоречит закону. В случае передачи ОАО "НГК "Славнефть" "Реестров по уплате акцизов при вывозе нефти, включая газовый конденсат" в адрес поставщиков нефти можно сделать вывод о том, что по смыслу ни одного из подпунктов п. 2 ст. 167 НК РФ оплаты поставляемой нефти не происходит.
Отсюда следует вывод об отсутствии условий для принятия к вычету НДС по поставленной нефти, поскольку согласно п. 2 ст. 171 НК РФ при исчислении НДС, подлежащего уплате в бюджет, налогоплательщик имеет право принять к вычету суммы налога, уплаченные им по товарам (работам, услугам), приобретенным для осуществления операций, подлежащих налогообложению НДС.
Таким образом, неуплата НДС составляет 19857387 руб., в связи с чем налогоплательщику были начислены соответствующие пени.
Указанные доводы налогового органа, изложенные в обоснование п. 2.1 решения от 10.03.2005 за N 52/202, согласно которому налоговым органом доначислен и предложен к оплате ОАО "НГК "Славнефть" НДС в размере 19857387 руб., в т.ч. за октябрь 2001 г. в размере 10206164 руб.; за ноябрь 2001 г. в размере 4167191 руб.; за декабрь 2001 г. в размере 5484032 руб., а также начислены пени за несвоевременную уплату НДС в размере 5146954 руб., следует признать основанными на правильном толковании законодательства РФ о налогах и сборах.
Как следует из положений ст. 2 НК РФ к предмету регулирования законодательства о налогах и сборах относятся властные правоотношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов, а также правоотношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля.
В соответствии со ст. 52 НК РФ налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, ставки и налоговых льгот.
Налогоплательщики-организации исчисляют налоговую базу по итогам каждого налогового периода на основе данных регистров бухгалтерского учета и/или на основе иных документально подтвержденных данных об объектах, подлежащих налогообложению, что предусмотрено ст. 54 НК РФ.
В силу п. 1 ст. 171 НК РФ налогоплательщик имеет право уменьшить сумму налога, исчисленную в соответствии со ст. 166 НК РФ, на установленные налоговые вычеты.
Согласно п. 1 ст. 172 НК РФ вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг). Налоговые вычеты производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении товаров, документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога, после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг).
В соответствии с п. 2 ст. 171 НК РФ вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг) на территории РФ, при наличии соответствующих первичных документов.
Согласно п. 1 ст. 172 НК РФ налоговые вычеты, предусмотренные ст. 171 НК РФ, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога.
В соответствии с п. 1 ст. 173 НК РФ сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, исчисляется по итогам каждого налогового периода, как уменьшенная на сумму налоговых вычетов, предусмотренных ст. 171 НК РФ, общая сумма налога, исчисляемая в соответствии со ст. 166 НК РФ.
Как следует из обстоятельств и материалов настоящего дела, в соответствии с договорами на приобретение нефти, которые были представлены налоговому органу и в материалы настоящего дела, ОАО "НГК "Славнефть" приобретало сырую нефть у ООО "Славнефть-Трейд" из ресурсов следующих добывающих организаций: ОАО "Славнефть-Мегионнефтегаз", ОАО "Варьеганнефть", ЗАО СП "Нафта-Ульяновск", ОАО "Нефтеразведка", ООО "Узуннефть", ЗАО СП "Соболь", ЗАО "Обьнефтегеология". На основании пунктов 3.3 и 3.4 договоров, заключенных с вышеуказанными организациями, суммы, содержащиеся в реестре об уплате акцизов, засчитывались сторонами договоров в счет оплаты нефти, приобретенной ОАО "НГК "Славнефть".
Приобретаемые ОАО "НГК "Славнефть" объемы сырой нефти у вышеуказанных нефтегазодобывающих организаций поставлялись налогоплательщиком за пределы таможенной территории РФ в таможенном режиме экспорта, в связи с чем, согласно ст. 179 и ст. 181 НК РФ (в редакции НК РФ, действовавшей на момент реализации минерального сырья), подлежали оплатой акцизом.
В соответствии с п. 3.2 Временной инструкции, утвержденной ГНС РФ N ВЗ-6-04/572 и ГТК РФ N 01-23/14267 от 12.08.1996 "О порядке уплаты акциза с экспортируемой из РФ нефти, включая газовый конденсат" (далее - Временная инструкция), акциз на нефть, экспортируемую с таможенной территории РФ, уплачивается непосредственно ее экспортерами, указанными в графе 9 "Лицо, ответственное за финансовое урегулирование" грузовой таможенной декларации.
Согласно пункту 3.3 Временной инструкции акциз на нефть, экспортируемую с таможенной территории РФ, уплаченный таможенным органам, учитывается налоговыми органами в порядке, установленном разделом 9 Временной инструкции, в пользу организации, осуществляющей добычу нефти, указанной в графе 2 "Отправитель" грузовой таможенной декларации.
В порядке, предусмотренном п. 9.5 раздела 9 Временной инструкции, реестры, выданные таможенными органами, и оформленные ГТД учитываются нефтегазодобывающими предприятиями при составлении расчетов по уплате акцизов на добываемую (вырабатываемую) нефть в налоговых органах, включая газовый конденсат. Указанные реестры и ГТД являются для налоговых органов подтверждением уплаты акциза. В соответствии с установленным порядком таможенный орган, производивший оформление нефти, экспортируемой с таможенной территории РФ, выдает организации-экспортеру, уплатившей акциз, подтверждение о произведенной оплате для представления в налоговые органы не позднее 15-го числа месяца, следующего за месяцем оформления грузовой таможенной декларации, что установлено п. 9.1 Временной инструкции. Подтверждение выдается в виде реестра, что предусмотрено п. 9.2 Временной инструкции. Организация-экспортер, уплатившая акциз, передает нефтедобывающей организации полученные от таможенного органа реестры и копии грузовых таможенных деклараций в течение семи дней со дня их получения. Копии реестров и копии ГТД, не заверенные таможенным органом, производившим таможенное оформление, считаются недействительными, что предусмотрено п. 9.4 Временной инструкции.
В соответствии с письмом УМНС РФ по г. Москве от 23.08.2001 N 05-11/38555, разъясняющим порядок уплаты и зачета акцизов при экспорте нефти, реестры, выданные таможенными органами и оформленные ГТД, учитываются нефтедобывающей организацией при составлении расчетов по уплате акцизов на добываемую нефть в налоговых органах. Указанные реестры и ГТД являются для налоговых органов подтверждением уплаты акциза таможенным органам и основанием для возврата взысканных налоговыми органами сумм акцизов с экспортируемой с территории РФ нефти в порядке, предусмотренном налоговым законодательством.
Таким образом, реестры по уплате акцизов при экспорте нефти являются подтверждением уплаты акциза и документом, на основании которого нефтегазодобывающее предприятие - производитель нефти предъявляет данную сумму акциза к возврату.
Исходя из толкования указанных положений законодательства РФ о налогах и сборах, следует вывод о том, что право на возврат уплаченных сумм акцизов с экспортируемой с территории РФ нефти имеют нефтедобывающие организации. Организация-экспортер, уплатившая акциз и не являющаяся одновременно нефтедобывающей организацией, указанным правом не пользуется.
Указания, содержащиеся в пунктах 3.3 и 3.4 договоров, заключенных ОАО "НГК "Славнефть" с ООО "Славнефть-Трейд", о приобретении сырой нефти из ресурсов ОАО "Славнефть-Мегионнефтегаз", ОАО "Варьеганнефть", ЗАО СП "Нафта-Ульяновск", ОАО "Нефтеразведка", ООО "Узуннефть", ЗАО СП "Соболь", ЗАО "Обьнефтегеология", о том, что суммы, содержащиеся в реестре об уплате акцизов, засчитывались сторонами договоров в счет оплаты нефти, приобретенной ОАО "НГК "Славнефть", свидетельствуют о безвозмездном характере указанного зачета, т.к. передача организацией-экспортером нефтедобывающей организации реестров, выданных таможенными органами, и оформленных ГТД не является гражданско-правовой сделкой, а представляет собой механизм подтверждения нефтегазодобывающей организацией права на возврат уплаченных сумм акцизов с экспортируемой с территории РФ нефти.
В связи с тем, что положения ст. 410 ГК РФ предусматривают основанием для прекращения гражданско-правового обязательства зачет встречных однородных требований, указанный зачет сумм, содержащихся в реестре об уплате акцизов в счет оплаты нефти, представляет собой дарение, что запрещено ст. 575 ГК РФ между коммерческими организациями.
Таким образом, условия, содержащиеся в пунктах 3.3 и 3.4 договоров, заключенных ОАО "НГК "Славнефть" с ООО "Славнефть-Трейд", о приобретении сырой нефти, о том, что суммы, содержащиеся в реестре об уплате акцизов, засчитывались сторонами договоров в счет оплаты нефти, приобретенной ОАО "НГК "Славнефть", являются ничтожными в силу положений ст. 168 ГК РФ.
В соответствии с п. 2 ст. 167 НК РФ оплатой товаров (работ, услуг) признается прекращение встречного обязательства приобретателя указанных товаров (работ, услуг) перед налогоплательщиком, которое непосредственно связано с поставкой (передачей) этих товаров (выполнением работ, оказанием услуг), за исключением прекращения встречного обязательства путем выдачи покупателем-векселедателем собственного векселя. Оплатой товаров (работ, услуг), в частности, признаются: 1) поступление денежных средств на счета налогоплательщика либо его комиссионера, поверенного или агента в банк или в кассу налогоплательщика (комиссионера, поверенного или агента); 2) прекращение обязательства зачетом; 3) передача налогоплательщиком права требования третьему лицу на основании договора или в соответствии с законом.
В связи с тем, что суммы, содержащиеся в реестре об уплате акцизов, засчитывались сторонами договоров в счет оплаты нефти, приобретенной ОАО "НГК "Славнефть", по условиям договоров, которые являются недействительными в силу ничтожности, данный зачет не может быть признан надлежащим и свидетельствовать об оплате товаров (работ, услуг) в соответствии с п. 2 ст. 167 НК РФ.
Подлежат отклонению доводы налогоплательщика, который ссылается на то, что в силу указанных условий договоров происходило прекращение встречных обязательств заявителя перед поставщиком нефти, в результате чего нефть считалась оплаченной, а налогоплательщик приобретал право на применение налоговых вычетов по НДС в соответствии с главой 21 НК РФ.
Указанные доводы заявителя по делу не основаны на правильном толковании положений главы 21 НК РФ в силу вышеизложенных доводов и доказательств.
В силу вышеизложенных обстоятельств, решение МИ ФНС РФ по КН N 1 от 10.03.2005 за N 52/202 в оспариваемой части, согласно которому налоговым органом в п. 2.1 доначислен и предложен к оплате ОАО "НГК "Славнефть" НДС в размере 19857387 руб., в т.ч. за октябрь 2001 г. в размере 10206164 руб.; за ноябрь 2001 г. в размере 4167191 руб.; за декабрь 2001 г. в размере 5484032 руб., а также начислены пени за несвоевременную уплату НДС в размере 5146954 руб., следует признать основанным на правильном толковании законодательства РФ о налогах и сборах.
Судебные расходы по делу по уплате государственной пошлины в сумме 2000 руб. подлежат возложению на ОАО "НГК "Славнефть" в соответствии со ст. 110 и ст. 112 АПК РФ.
Учитывая изложенное и руководствуясь ст. ст. 2, 3, 8, 20, 21, 31, 32, 75, 138, 142, 167, 171, 172, 174, 333.21, 333.22 и 333.37 Налогового кодекса РФ, ст. ст. 49, 64 - 69, 71, 75, 110, 112, 167 - 170, 180, 197 - 201 АПК РФ, суд
РЕШИЛ:

в удовлетворении требований ОАО "Нефтегазовая компания "Славнефть" о признании недействительным п. 2.1 решения Межрегиональной инспекции ФНС РФ по крупнейшим налогоплательщикам N 1 от 10 марта 2005 г. за N 52/202 в части начисления НДС в размере 19857387 руб. и пени в размере 5146954 руб., проверенных на соответствие Налоговому кодексу РФ, отказать.
Решение арбитражного суда может быть обжаловано в месячный срок в арбитражный суд апелляционной инстанции.
















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)