Судебные решения, арбитраж
Акцизы
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 08 декабря 2010 года.
Полный текст постановления изготовлен 15 декабря 2010 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Кафе "Волжанка"
на решение Арбитражного суда Самарской области от 27.05.2010 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.08.2010
по делу N А55-4596/2010
по заявлению Министерства экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области к обществу с ограниченной ответственностью "Кафе "Волжанка" об аннулировании лицензии,
Министерство экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области (далее - министерство) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением об аннулировании лицензии от 02.02.2007 серии В 0000670 регистрационный номер 1483 на розничную продажу алкогольной продукции, выданную Лицензионной палатой Самарской области обществу с ограниченной ответственностью "Кафе "Волжанка" (далее - общество).
Решением Арбитражного суда Самарской области от 27.05.2010 заявленные требования удовлетворены полностью.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.08.2010 решение суда первой инстанции от 27.05.2010 оставлено без изменения.
Не согласившись с вынесенными судебными актами, общество обратилось с кассационной жалобой, в которой просит их отменить, вынести по делу новый судебный акт об отказе министерству в удовлетворении заявленных требований.
Заявителем кассационной жалобы отмечается, что такая мера, как аннулирование лицензии, должна быть соразмерной совершенному правонарушению. В процессе реализации алкогольной продукции возможно отклеивание акцизных марок от бутылок. Правонарушение произошло из-за незнания действующего законодательства сотрудниками общества.
Отзывом на кассационную жалобу министерство просит судебные акты оставить без изменения, ссылаясь на их законность и обоснованность. Министерство отмечает, что факт нахождения алкогольной продукции в кафе на барной стойке свидетельствует о том, что она предназначалась для последующей реализации. Актом проверки от 03.02.2010 установлено, что вся указанная алкогольная продукция находилась на реализации без акцизных марок, и данное обстоятельство не отрицалось обществом.
Оборот алкогольной продукции с нарушением действующих правил ее реализации затрагивает права потребителей на приобретение товаров с гарантированным государственным качеством и легальностью производства, таким образом, посягает на охраняемые общественные интересы.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе, отзыве на нее, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов, исходя из следующего.
Как видно из материалов дела, общество имеет лицензию от 02.02.2007 серии В 0000670 регистрационный номер 1483 на розничную продажу алкогольной продукции, выданную Лицензионной палатой Самарской области.
Министерством на основании распоряжения от 22.01.2010 N 46-р была проведена 03.02.2010 проверка общества с целью государственного контроля за соблюдением законодательства, регулирующего производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, осуществляющего свою деятельность в кафе по адресу: г. Жигулевск, ул. Морквашинская, 40, 1 этаж, к. 1 - 32, 36 - 48.
По результатам проверки составлен акт от 03.02.2010 N Л-010046, в котором отражены выявленные нарушения, выразившиеся в обороте алкогольной продукции с содержанием этилового спирта более 9% без маркировок, предусмотренных статьей 12 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции", а именно: ликер "Бейлис", 0,5 л., 17% об., дата розлива 01.11.2006, изготовитель Ирландия - оклеен федеральной специальной маркой N 003 743414553, изготовитель общество с ограниченной ответственностью "Веда", вместо соответствующей акцизной марки установленного образца; ликер крепкий "Куантро", 0,7 л., 40% об., дата розлива 28.07.2006, изготовитель Франция - оклеен федеральной специальной маркой N 003 743414544, изготовитель общество с ограниченной ответственностью "Веда", вместо соответствующей акцизной марки установленного образца; ликер на основе рома "Малибу кокосовый", 0,5 л., 21% об., дата розлива 14.06.2006, изготовитель Великобритания - оклеен федеральной специальной маркой N 001 117927799, изготовитель закрытое акционерное общество "Игристые вина", вместо соответствующей акцизной марки установленного образца; ликер десертный "Кампари Биттер", 0,5 л., 25% об., дата розлива 27.07.2006, изготовитель Италия - оклеен акцизной маркой N 001 41983122, вино "Ка Де Монте" белое, 11% об., 0,75 л., вместо соответствующей акцизной марки установленного образца; вермут "Мартини россо", 0,5 л., 16% об., дата розлива 30.10.2006, изготовитель Италия - оклеен федеральной специальной маркой N 600 003385692, изготовитель закрытое акционерное общество "Комбинат шампанских вин и коньяков "Росинка", вместо соответствующей акцизной марки установленного образца (фотоматериалы - т. 1 л. д. 84 - 90).
Указанная алкогольная продукция оклеена марками неустановленного образца, марки, соответствующие указанной алкогольной продукции, на бутылках отсутствуют, что явилось основанием для обращения лицензирующего органа в арбитражный суд с заявлением об аннулировании лицензии в порядке пункта 3 статьи 20 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции".
В соответствии с Постановлением Правительства Самарской области от 18.02.2009 N 28 "О ликвидации Лицензионной палаты Самарской области" Лицензионная палата Самарской области ликвидирована, функции лицензионной палаты в части лицензирования розничной продажи алкогольной продукции переданы Министерству экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области.
На основании пункта 4 статьи 20 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" лицензирующим органом вынесено распоряжение от 25.02.2010 N 7-23/139 о направлении заявления в арбитражный суд об аннулировании лицензии общества.
Удовлетворяя заявленные требования, суды предыдущих инстанций правомерно исходили из следующего.
Согласно пункту 3 статьи 20 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции", лицензия на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции может быть аннулирована решением суда на основании заявления лицензирующего органа.
Основания для аннулирования такой лицензии в судебном порядке предусмотрены вышеназванной нормой Федерального закона.
Согласно пункту 3 статьи 12 названного Федерального закона, федеральная специальная марка и акцизная марка являются документами государственной отчетности, удостоверяющими законность (легальность) производства и (или) оборота на территории Российской Федерации алкогольной продукции, указанной в пункте 2 настоящей статьи, а также являются носителями информации единой государственной автоматизированной информационной системы и подтверждением фиксации информации о реализуемой на территории Российской Федерации алкогольной продукции в единой государственной автоматизированной информационной системе.
Пунктом 6 статьи 12 названного Федерального закона предусмотрено, что за правильность нанесения и за подлинность федеральных специальных марок и акцизных марок несут ответственность собственники (владельцы) алкогольной продукции, осуществляющие ее производство, импорт, поставки, розничную продажу, в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Общество не отрицает факт нарушения Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции", при этом оклеивание спорной алкогольной продукции марками другой алкогольной продукции объясняет невнимательностью сотрудников, в результате которой марки были перепутаны и наклеены на несоответствующую им алкогольную продукцию.
Доводы заявителя кассационной жалобы о несоразмерности меры воздействия характеру содеянного, отклонены судом правомерно с учетом того, что ни положения федерального закона, ни иные нормативные акты, регулирующие правоотношения в области производства и оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции, не содержат количественных или качественных критериев, позволяющих оценить соразмерность применяемой ответственности за нахождение в обороте алкогольной продукции без надлежащей маркировки.
Принимая во внимание изложенное, вывод судов первой и апелляционной инстанции является правильным, соответствующим материалам дела и действующему законодательству, оснований для их отмены или изменения по приведенным в кассационной жалобе доводам кассационная инстанция не находит.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
решение Арбитражного суда Самарской области от 27.05.2010 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.08.2010 по делу N А55-4596/2010 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА ОТ 15.12.2010 ПО ДЕЛУ N А55-4596/2010
Разделы:Акцизы
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 15 декабря 2010 г. по делу N А55-4596/2010
Резолютивная часть постановления объявлена 08 декабря 2010 года.
Полный текст постановления изготовлен 15 декабря 2010 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Кафе "Волжанка"
на решение Арбитражного суда Самарской области от 27.05.2010 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.08.2010
по делу N А55-4596/2010
по заявлению Министерства экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области к обществу с ограниченной ответственностью "Кафе "Волжанка" об аннулировании лицензии,
установил:
Министерство экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области (далее - министерство) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением об аннулировании лицензии от 02.02.2007 серии В 0000670 регистрационный номер 1483 на розничную продажу алкогольной продукции, выданную Лицензионной палатой Самарской области обществу с ограниченной ответственностью "Кафе "Волжанка" (далее - общество).
Решением Арбитражного суда Самарской области от 27.05.2010 заявленные требования удовлетворены полностью.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.08.2010 решение суда первой инстанции от 27.05.2010 оставлено без изменения.
Не согласившись с вынесенными судебными актами, общество обратилось с кассационной жалобой, в которой просит их отменить, вынести по делу новый судебный акт об отказе министерству в удовлетворении заявленных требований.
Заявителем кассационной жалобы отмечается, что такая мера, как аннулирование лицензии, должна быть соразмерной совершенному правонарушению. В процессе реализации алкогольной продукции возможно отклеивание акцизных марок от бутылок. Правонарушение произошло из-за незнания действующего законодательства сотрудниками общества.
Отзывом на кассационную жалобу министерство просит судебные акты оставить без изменения, ссылаясь на их законность и обоснованность. Министерство отмечает, что факт нахождения алкогольной продукции в кафе на барной стойке свидетельствует о том, что она предназначалась для последующей реализации. Актом проверки от 03.02.2010 установлено, что вся указанная алкогольная продукция находилась на реализации без акцизных марок, и данное обстоятельство не отрицалось обществом.
Оборот алкогольной продукции с нарушением действующих правил ее реализации затрагивает права потребителей на приобретение товаров с гарантированным государственным качеством и легальностью производства, таким образом, посягает на охраняемые общественные интересы.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе, отзыве на нее, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов, исходя из следующего.
Как видно из материалов дела, общество имеет лицензию от 02.02.2007 серии В 0000670 регистрационный номер 1483 на розничную продажу алкогольной продукции, выданную Лицензионной палатой Самарской области.
Министерством на основании распоряжения от 22.01.2010 N 46-р была проведена 03.02.2010 проверка общества с целью государственного контроля за соблюдением законодательства, регулирующего производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, осуществляющего свою деятельность в кафе по адресу: г. Жигулевск, ул. Морквашинская, 40, 1 этаж, к. 1 - 32, 36 - 48.
По результатам проверки составлен акт от 03.02.2010 N Л-010046, в котором отражены выявленные нарушения, выразившиеся в обороте алкогольной продукции с содержанием этилового спирта более 9% без маркировок, предусмотренных статьей 12 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции", а именно: ликер "Бейлис", 0,5 л., 17% об., дата розлива 01.11.2006, изготовитель Ирландия - оклеен федеральной специальной маркой N 003 743414553, изготовитель общество с ограниченной ответственностью "Веда", вместо соответствующей акцизной марки установленного образца; ликер крепкий "Куантро", 0,7 л., 40% об., дата розлива 28.07.2006, изготовитель Франция - оклеен федеральной специальной маркой N 003 743414544, изготовитель общество с ограниченной ответственностью "Веда", вместо соответствующей акцизной марки установленного образца; ликер на основе рома "Малибу кокосовый", 0,5 л., 21% об., дата розлива 14.06.2006, изготовитель Великобритания - оклеен федеральной специальной маркой N 001 117927799, изготовитель закрытое акционерное общество "Игристые вина", вместо соответствующей акцизной марки установленного образца; ликер десертный "Кампари Биттер", 0,5 л., 25% об., дата розлива 27.07.2006, изготовитель Италия - оклеен акцизной маркой N 001 41983122, вино "Ка Де Монте" белое, 11% об., 0,75 л., вместо соответствующей акцизной марки установленного образца; вермут "Мартини россо", 0,5 л., 16% об., дата розлива 30.10.2006, изготовитель Италия - оклеен федеральной специальной маркой N 600 003385692, изготовитель закрытое акционерное общество "Комбинат шампанских вин и коньяков "Росинка", вместо соответствующей акцизной марки установленного образца (фотоматериалы - т. 1 л. д. 84 - 90).
Указанная алкогольная продукция оклеена марками неустановленного образца, марки, соответствующие указанной алкогольной продукции, на бутылках отсутствуют, что явилось основанием для обращения лицензирующего органа в арбитражный суд с заявлением об аннулировании лицензии в порядке пункта 3 статьи 20 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции".
В соответствии с Постановлением Правительства Самарской области от 18.02.2009 N 28 "О ликвидации Лицензионной палаты Самарской области" Лицензионная палата Самарской области ликвидирована, функции лицензионной палаты в части лицензирования розничной продажи алкогольной продукции переданы Министерству экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области.
На основании пункта 4 статьи 20 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" лицензирующим органом вынесено распоряжение от 25.02.2010 N 7-23/139 о направлении заявления в арбитражный суд об аннулировании лицензии общества.
Удовлетворяя заявленные требования, суды предыдущих инстанций правомерно исходили из следующего.
Согласно пункту 3 статьи 20 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции", лицензия на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции может быть аннулирована решением суда на основании заявления лицензирующего органа.
Основания для аннулирования такой лицензии в судебном порядке предусмотрены вышеназванной нормой Федерального закона.
Согласно пункту 3 статьи 12 названного Федерального закона, федеральная специальная марка и акцизная марка являются документами государственной отчетности, удостоверяющими законность (легальность) производства и (или) оборота на территории Российской Федерации алкогольной продукции, указанной в пункте 2 настоящей статьи, а также являются носителями информации единой государственной автоматизированной информационной системы и подтверждением фиксации информации о реализуемой на территории Российской Федерации алкогольной продукции в единой государственной автоматизированной информационной системе.
Пунктом 6 статьи 12 названного Федерального закона предусмотрено, что за правильность нанесения и за подлинность федеральных специальных марок и акцизных марок несут ответственность собственники (владельцы) алкогольной продукции, осуществляющие ее производство, импорт, поставки, розничную продажу, в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Общество не отрицает факт нарушения Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции", при этом оклеивание спорной алкогольной продукции марками другой алкогольной продукции объясняет невнимательностью сотрудников, в результате которой марки были перепутаны и наклеены на несоответствующую им алкогольную продукцию.
Доводы заявителя кассационной жалобы о несоразмерности меры воздействия характеру содеянного, отклонены судом правомерно с учетом того, что ни положения федерального закона, ни иные нормативные акты, регулирующие правоотношения в области производства и оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции, не содержат количественных или качественных критериев, позволяющих оценить соразмерность применяемой ответственности за нахождение в обороте алкогольной продукции без надлежащей маркировки.
Принимая во внимание изложенное, вывод судов первой и апелляционной инстанции является правильным, соответствующим материалам дела и действующему законодательству, оснований для их отмены или изменения по приведенным в кассационной жалобе доводам кассационная инстанция не находит.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
постановил:
решение Арбитражного суда Самарской области от 27.05.2010 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.08.2010 по делу N А55-4596/2010 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)