Судебные решения, арбитраж
Налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть решения объявлена 17 апреля 2007 г.
Решение в полном объеме изготовлено 18 апреля 2007 г.
Арбитражный суд г. Москвы в составе:
Председательствующего судьи П.
при ведении протокола судебного заседания судьей П.
рассмотрел дело по заявлению ООО "Компания Полярное Сияние"
к МИ ФНС России по КН N 1
о признании незаконными (недействительными) ненормативных актов,
при участии: от заявителя - М. дов. от 09.10.2006, от МИ ФНС России по КН N 1 - К. дов. от 30.11.2006,
ООО "Компания Полярное Сияние" обратилось в суд с заявлением о признании решения МИ ФНС России по КН N 1 N 52/1469 от 26.09.2006 незаконным, требований: об уплате налога N 461, об уплате налоговой санкции N 244, выставленных МИ ФНС России по КН N 1 по состоянию на 27.09.2006, недействительными.
Свои требования заявитель обосновывает тем, что оспариваемые им ненормативные акты налогового органа приняты в нарушение норм действующего законодательства и нарушают его прав.
МИ ФНС России по КН N 1 требования заявителя не признала по основаниям, указанным в письменном отзыве на заявление.
Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, приходит к выводу, что требования заявителя подлежат удовлетворению по следующим основаниям:
В судебном заседании установлено, что 26.09.2006 на основании акта камеральной проверки налоговой декларации по налогу на добычу полезных ископаемых за май 2006 г., поданной ООО "Компания Полярное Сияние" МИ ФНС России по КН N 1 было вынесено решение о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения, на основании которого в адрес налогоплательщика по состоянию на 27.09.2006 выставлены требования об уплате налога N 461 на общую сумму 134258,69 руб., в том числе по налогам - 129785 руб., по пени - 4473,69 руб. и об уплате налоговой санкции N 244 на сумму 25957 руб.
Суд считает указанные ненормативные правовые акты незаконными, нарушающими права и законные интересы заявителя по нижеследующему:
Доводом налогового органа, послужившим основанием для принятия оспариваемого решения, послужило необоснованное, по мнению налогового органа, применение ООО "Компания Полярное Сияние" налоговой ставки 0 процентов полезных ископаемых в части нормативных потерь в размере 54 тонны, что привело к занижению налоговой базы на сумму 129785 руб.
Свою позицию налоговый орган мотивирует тем, что в соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 342 НК РФ налогообложение по налоговой ставке 0% производится при добыче полезных ископаемых в части нормативных потерь полезных ископаемых. При этом нормативными потерями признаются фактические потери полезных ископаемых при добыче, технологически связанные с принятой схемой и технологией разработки месторождения, в пределах нормативов потерь, утверждаемых в порядке, определяемом Правительством РФ.
Правила утверждения нормативов потерь полезных ископаемых утверждены Постановлением Правительством РФ N 921 от 29.12.2001 "Об утверждении Правил утверждения нормативов потерь полезных ископаемых при добыче, технологически связанных с принятой схемой и технологией разработки месторождения". Согласно п. 5 Постановления, нормативы потерь углеводного сырья ежегодно утверждаются Министерством энергетики РФ по согласованию с Министерством природных ресурсов РФ и Федеральным горным и промышленным надзором. Министерство энергетики РФ направляет сведения об утвержденных нормативах потерь в Министерство по налогам и сборам РФ в 10-дневный срок с момента их утверждения.
Однако, до МИ ФНС по КН N 1 нормативы потерь углеводного сырья на 2006 г. в соответствии с Постановлением не доведены. В связи с чем, по мнению Инспекции, заявителем в нарушение п. 5 Постановления (в соответствии с которым при отсутствии утвержденных в установленном порядке нормативов потерь все фактические потери полезных ископаемых относятся к сверхнормативным до утверждения нормативов потерь) неправомерно применена ставка 0% полезных ископаемых в части нормативных потерь при добыче 54 тонн обезвоженной нефти.
Нормативы потерь нефти в отношении ООО "Компания Полярное Сияние" были утверждены 06.06.2005.
В декабре 2005 г. заявитель направил на утверждение в Министерство промышленности и энергетики - федеральный орган исполнительной власти, являющийся правопреемником Министерства энергетики РФ, нормативы потерь на 2006 г.
Однако, до настоящего момента нормативы потерь в установленном законом порядке не утверждены по не зависящим от заявителя причинам.
Несвоевременность согласования и утверждения соответствующими государственными органами нормативов потерь по объективным и не зависящим от налогоплательщика причинам не может влиять на его право воспользоваться налоговой льготой в виде применения при расчете сумм НДПИ налоговой ставки 0%. Данный вывод подтверждается сложившейся судебно-арбитражной практикой (постановления ФАС ВСО N А19-6255/05-40-Ф02-5550/05-С1 от 14.11.2005, ФАС ВСО N А19-46-05/05-33-Ф02-5564/05-С1 от 14.11.2005). В указанном случае налоговый орган должен был использовать нормативы потерь, утвержденные для заявителя на предшествующий год - 2005 г., сведения о которых имелись в распоряжении Инспекции.
Между тем, размеры потерь в представленных заявителем налоговых декларациях и в направленных на согласование расчетах потерь заявителя на 2006 г. были значительно меньше утвержденных в установленном порядке нормативов на 2005 г., в этой связи в спорный период заявителем произведена уплата НДПИ в большем размере, чем сумма НДПИ, рассчитанная с учетом нормативов 2005 г. Несмотря на это, налоговым органом была принята формальная, противоречащая закону позиция, и вынесено решение о привлечении заявителя к налоговой ответственности.
Обусловлено это тем, что в соответствии с Письмом Министерства юстиции РФ от 26.12.2005 N 01/101.24-63 соответствующий ненормативный правовой акт, устанавливающий процедуру утверждения нормативов потерь, - Приказ Минпромэнерго РФ N 175 от 20.12.2005 не был зарегистрирован в Минюсте РФ, как противоречащий законодательству.
Указанная позиция Минюста РФ обусловлена тем, что в Положении "О Министерстве промышленности и энергетики РФ", утвержденном Постановлением Правительства РФ 16.06.2004, Минпромэнерго не предоставлено право "утверждать документ об утверждении нормативов потерь углеводородного сырья...". До настоящего момента изменения в Положение о Минпромэнерго в этой связи Правительством не внесены.
В связи с чем налоговый орган в своем решении делает ссылку на п. 4 Постановления Правительства РФ N 921 от 29.12.2001, который гласит, что при отсутствии утвержденных в установленном порядке нормативов потерь все фактические потери полезных ископаемых относятся к сверхнормативным до утверждения нормативов потерь, а, следовательно, по мнению налогового органа, налогоплательщиком в нарушение п. 1 ст. 342 НК РФ и п. п. 4, 5 Постановления N 912 неправомерно применена налоговая ставка 0 процентов полезных ископаемых в части нормативных потерь при добыче 54 тонн обезвоженной нефти.
В соответствии с п. 1 ст. 342 НК РФ потерями полезных ископаемых признаются фактические потери полезных ископаемых при добыче, технологически связанные с принятой схемой и технологией разработки месторождения, в пределах нормативов потерь, утверждаемых в порядке, определяемом Правительством РФ.
В соответствии с указанным порядком для заявителя были утверждены нормативы потерь на 2005 г. в следующих размерах по месторождениям нефти:
- Ардалинское (лицензия - НРМ 11059 НР) - 0,405%,
- Ошкотынское (лицензия - НРМ 11062 НР) - 0,331%,
- Дюсюшевское (лицензия - НРМ 11060) - 0,333%,
- Восточно-Колвинское (лиц. - НРМ 11061 НР) - 0,332%.
Также протоколом Ростехнадзора N 1-05 рассмотрения программы развития горных работ ООО "Компания Полярное Сияние" на 2006 г. от 05.12.2005 были утверждены следующие нормативы потерь для ООО "Компания Полярное Сияние":
- Ардалинское (лицензия - НРМ 11059 НР) - 0,3058%,
- Ошкотынское (лицензия - НРМ 11062 НР) - 0,2818%,
- Дюсюшевское (лицензия - НРМ 11060) - 0,2778%,
- Восточно-Колвинское (лиц. - НРМ 11061 НР) - 0,2768%.
Примененные ООО "Компания Полярное Сияние" нормативы потерь нефти при заполнении деклараций по НДПИ, разработаны ВНИИОЭНГ и рекомендованы к утверждению протоколом рабочей группы Минпромэнерго:
- Ардалинское (лицензия - НРМ 11059 НР) - 0,071%,
- Ошкотынское (лицензия - НРМ 11062 НР) - 0,042%,
- Дюсюшевское (лицензия - НРМ 11060) - 0,047%,
- Восточно-Колвинское (лиц. - НРМ 11061 НР) - 0,038%.
Учитывая изложенное выше, а также применение заявителем нормативов потерь нефти в значительно меньшем размере, чем нормативы утвержденные в порядке установленном Постановлением Правительства РФ N 921 и протоколом Ростехнадзора N 1-05 "Рассмотрения программы развития горных работ ООО "Компания Полярное Сияние" на 2006 г." от 05.12.2005, выводы налогового органа о привлечении заявителя к ответственности не соответствуют закону.
Однако, налоговый орган не учел, что с 1 января 2007 г. вступил в силу Федеральный закон N 151-ФЗ от 27.07.2006 "О внесении изменений в главу 26 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации".
В соответствии с данным нормативным правовым актом в ст. 342 НК РФ внесены изменения, а именно: "В случае если на момент наступления срока уплаты налога по итогам первого налогового периода календарного года у налогоплательщика отсутствуют утвержденные нормативы потерь на очередной календарный год, впредь до утверждения указанных нормативов применяются нормативы потерь, утвержденные ранее в порядке, установленном абзацем вторым настоящего подпункта, а по вновь разрабатываемым месторождениям - нормативы потерь, установленные технически проектор".
Указанный Федеральный закон вступил в силу с 1 января 2007 г., а п. 2 ст. 3 Закона устанавливает, что положения подпункта 1 п. 1 ст. 342 НК РФ распространяются на правоотношения, возникшие с 1 января 2006 г.
Таким образом, а, следовательно, заявителем правомерно применены нормативы потерь в пределах (ниже) утвержденных нормативов на 2005 г.
В связи с вышеизложенным, суд считает решение МИ ФНС России по КН N 1 N 52/1469 от 26.09.2006 необоснованным и незаконным, а, следовательно, требования N 461 об уплате налога и N 244 об уплате налоговой санкции, выставленные на основании указанного решения, подлежат признанию недействительными.
Вопрос о распределении судебных расходов рассмотрен судом в соответствии со ст. 110 АПК РФ.
Руководствуясь ст. ст. 137 - 138 НК РФ, в соответствии со ст. ст. 167 - 170, 216 АПК РФ, суд
признать решение МИ ФНС России по КН N 1 N 52/1469 от 26.09.2006 незаконным, как не соответствующее требованиям НК РФ.
Признать требования: об уплате налога N 461, об уплате налоговой санкции N 244, выставленные МИ ФНС России по КН N 1 по состоянию на 27.09.2006, недействительными, как несоответствующие требованиям НК РФ.
Взыскать с МИ ФНС России по КН N 1 в пользу ООО "Компания Полярное Сияние" госпошлину в размере 6000 руб.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию в течение 1-го месяца со дня принятия, в кассационную инстанцию - ФАС МО в течение 2-х месяцев со дня вступления судебного акта в законную силу.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
РЕШЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА Г. МОСКВЫ ОТ 18.04.2007 ПО ДЕЛУ N А40-1100/07-90-9
Разделы:Налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
АРБИТРАЖНЫЙ СУД Г. МОСКВЫ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 18 апреля 2007 г. по делу N А40-1100/07-90-9
Резолютивная часть решения объявлена 17 апреля 2007 г.
Решение в полном объеме изготовлено 18 апреля 2007 г.
Арбитражный суд г. Москвы в составе:
Председательствующего судьи П.
при ведении протокола судебного заседания судьей П.
рассмотрел дело по заявлению ООО "Компания Полярное Сияние"
к МИ ФНС России по КН N 1
о признании незаконными (недействительными) ненормативных актов,
при участии: от заявителя - М. дов. от 09.10.2006, от МИ ФНС России по КН N 1 - К. дов. от 30.11.2006,
установил:
ООО "Компания Полярное Сияние" обратилось в суд с заявлением о признании решения МИ ФНС России по КН N 1 N 52/1469 от 26.09.2006 незаконным, требований: об уплате налога N 461, об уплате налоговой санкции N 244, выставленных МИ ФНС России по КН N 1 по состоянию на 27.09.2006, недействительными.
Свои требования заявитель обосновывает тем, что оспариваемые им ненормативные акты налогового органа приняты в нарушение норм действующего законодательства и нарушают его прав.
МИ ФНС России по КН N 1 требования заявителя не признала по основаниям, указанным в письменном отзыве на заявление.
Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, приходит к выводу, что требования заявителя подлежат удовлетворению по следующим основаниям:
В судебном заседании установлено, что 26.09.2006 на основании акта камеральной проверки налоговой декларации по налогу на добычу полезных ископаемых за май 2006 г., поданной ООО "Компания Полярное Сияние" МИ ФНС России по КН N 1 было вынесено решение о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения, на основании которого в адрес налогоплательщика по состоянию на 27.09.2006 выставлены требования об уплате налога N 461 на общую сумму 134258,69 руб., в том числе по налогам - 129785 руб., по пени - 4473,69 руб. и об уплате налоговой санкции N 244 на сумму 25957 руб.
Суд считает указанные ненормативные правовые акты незаконными, нарушающими права и законные интересы заявителя по нижеследующему:
Доводом налогового органа, послужившим основанием для принятия оспариваемого решения, послужило необоснованное, по мнению налогового органа, применение ООО "Компания Полярное Сияние" налоговой ставки 0 процентов полезных ископаемых в части нормативных потерь в размере 54 тонны, что привело к занижению налоговой базы на сумму 129785 руб.
Свою позицию налоговый орган мотивирует тем, что в соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 342 НК РФ налогообложение по налоговой ставке 0% производится при добыче полезных ископаемых в части нормативных потерь полезных ископаемых. При этом нормативными потерями признаются фактические потери полезных ископаемых при добыче, технологически связанные с принятой схемой и технологией разработки месторождения, в пределах нормативов потерь, утверждаемых в порядке, определяемом Правительством РФ.
Правила утверждения нормативов потерь полезных ископаемых утверждены Постановлением Правительством РФ N 921 от 29.12.2001 "Об утверждении Правил утверждения нормативов потерь полезных ископаемых при добыче, технологически связанных с принятой схемой и технологией разработки месторождения". Согласно п. 5 Постановления, нормативы потерь углеводного сырья ежегодно утверждаются Министерством энергетики РФ по согласованию с Министерством природных ресурсов РФ и Федеральным горным и промышленным надзором. Министерство энергетики РФ направляет сведения об утвержденных нормативах потерь в Министерство по налогам и сборам РФ в 10-дневный срок с момента их утверждения.
Однако, до МИ ФНС по КН N 1 нормативы потерь углеводного сырья на 2006 г. в соответствии с Постановлением не доведены. В связи с чем, по мнению Инспекции, заявителем в нарушение п. 5 Постановления (в соответствии с которым при отсутствии утвержденных в установленном порядке нормативов потерь все фактические потери полезных ископаемых относятся к сверхнормативным до утверждения нормативов потерь) неправомерно применена ставка 0% полезных ископаемых в части нормативных потерь при добыче 54 тонн обезвоженной нефти.
Нормативы потерь нефти в отношении ООО "Компания Полярное Сияние" были утверждены 06.06.2005.
В декабре 2005 г. заявитель направил на утверждение в Министерство промышленности и энергетики - федеральный орган исполнительной власти, являющийся правопреемником Министерства энергетики РФ, нормативы потерь на 2006 г.
Однако, до настоящего момента нормативы потерь в установленном законом порядке не утверждены по не зависящим от заявителя причинам.
Несвоевременность согласования и утверждения соответствующими государственными органами нормативов потерь по объективным и не зависящим от налогоплательщика причинам не может влиять на его право воспользоваться налоговой льготой в виде применения при расчете сумм НДПИ налоговой ставки 0%. Данный вывод подтверждается сложившейся судебно-арбитражной практикой (постановления ФАС ВСО N А19-6255/05-40-Ф02-5550/05-С1 от 14.11.2005, ФАС ВСО N А19-46-05/05-33-Ф02-5564/05-С1 от 14.11.2005). В указанном случае налоговый орган должен был использовать нормативы потерь, утвержденные для заявителя на предшествующий год - 2005 г., сведения о которых имелись в распоряжении Инспекции.
Между тем, размеры потерь в представленных заявителем налоговых декларациях и в направленных на согласование расчетах потерь заявителя на 2006 г. были значительно меньше утвержденных в установленном порядке нормативов на 2005 г., в этой связи в спорный период заявителем произведена уплата НДПИ в большем размере, чем сумма НДПИ, рассчитанная с учетом нормативов 2005 г. Несмотря на это, налоговым органом была принята формальная, противоречащая закону позиция, и вынесено решение о привлечении заявителя к налоговой ответственности.
Обусловлено это тем, что в соответствии с Письмом Министерства юстиции РФ от 26.12.2005 N 01/101.24-63 соответствующий ненормативный правовой акт, устанавливающий процедуру утверждения нормативов потерь, - Приказ Минпромэнерго РФ N 175 от 20.12.2005 не был зарегистрирован в Минюсте РФ, как противоречащий законодательству.
Указанная позиция Минюста РФ обусловлена тем, что в Положении "О Министерстве промышленности и энергетики РФ", утвержденном Постановлением Правительства РФ 16.06.2004, Минпромэнерго не предоставлено право "утверждать документ об утверждении нормативов потерь углеводородного сырья...". До настоящего момента изменения в Положение о Минпромэнерго в этой связи Правительством не внесены.
В связи с чем налоговый орган в своем решении делает ссылку на п. 4 Постановления Правительства РФ N 921 от 29.12.2001, который гласит, что при отсутствии утвержденных в установленном порядке нормативов потерь все фактические потери полезных ископаемых относятся к сверхнормативным до утверждения нормативов потерь, а, следовательно, по мнению налогового органа, налогоплательщиком в нарушение п. 1 ст. 342 НК РФ и п. п. 4, 5 Постановления N 912 неправомерно применена налоговая ставка 0 процентов полезных ископаемых в части нормативных потерь при добыче 54 тонн обезвоженной нефти.
В соответствии с п. 1 ст. 342 НК РФ потерями полезных ископаемых признаются фактические потери полезных ископаемых при добыче, технологически связанные с принятой схемой и технологией разработки месторождения, в пределах нормативов потерь, утверждаемых в порядке, определяемом Правительством РФ.
В соответствии с указанным порядком для заявителя были утверждены нормативы потерь на 2005 г. в следующих размерах по месторождениям нефти:
- Ардалинское (лицензия - НРМ 11059 НР) - 0,405%,
- Ошкотынское (лицензия - НРМ 11062 НР) - 0,331%,
- Дюсюшевское (лицензия - НРМ 11060) - 0,333%,
- Восточно-Колвинское (лиц. - НРМ 11061 НР) - 0,332%.
Также протоколом Ростехнадзора N 1-05 рассмотрения программы развития горных работ ООО "Компания Полярное Сияние" на 2006 г. от 05.12.2005 были утверждены следующие нормативы потерь для ООО "Компания Полярное Сияние":
- Ардалинское (лицензия - НРМ 11059 НР) - 0,3058%,
- Ошкотынское (лицензия - НРМ 11062 НР) - 0,2818%,
- Дюсюшевское (лицензия - НРМ 11060) - 0,2778%,
- Восточно-Колвинское (лиц. - НРМ 11061 НР) - 0,2768%.
Примененные ООО "Компания Полярное Сияние" нормативы потерь нефти при заполнении деклараций по НДПИ, разработаны ВНИИОЭНГ и рекомендованы к утверждению протоколом рабочей группы Минпромэнерго:
- Ардалинское (лицензия - НРМ 11059 НР) - 0,071%,
- Ошкотынское (лицензия - НРМ 11062 НР) - 0,042%,
- Дюсюшевское (лицензия - НРМ 11060) - 0,047%,
- Восточно-Колвинское (лиц. - НРМ 11061 НР) - 0,038%.
Учитывая изложенное выше, а также применение заявителем нормативов потерь нефти в значительно меньшем размере, чем нормативы утвержденные в порядке установленном Постановлением Правительства РФ N 921 и протоколом Ростехнадзора N 1-05 "Рассмотрения программы развития горных работ ООО "Компания Полярное Сияние" на 2006 г." от 05.12.2005, выводы налогового органа о привлечении заявителя к ответственности не соответствуют закону.
Однако, налоговый орган не учел, что с 1 января 2007 г. вступил в силу Федеральный закон N 151-ФЗ от 27.07.2006 "О внесении изменений в главу 26 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации".
В соответствии с данным нормативным правовым актом в ст. 342 НК РФ внесены изменения, а именно: "В случае если на момент наступления срока уплаты налога по итогам первого налогового периода календарного года у налогоплательщика отсутствуют утвержденные нормативы потерь на очередной календарный год, впредь до утверждения указанных нормативов применяются нормативы потерь, утвержденные ранее в порядке, установленном абзацем вторым настоящего подпункта, а по вновь разрабатываемым месторождениям - нормативы потерь, установленные технически проектор".
Указанный Федеральный закон вступил в силу с 1 января 2007 г., а п. 2 ст. 3 Закона устанавливает, что положения подпункта 1 п. 1 ст. 342 НК РФ распространяются на правоотношения, возникшие с 1 января 2006 г.
Таким образом, а, следовательно, заявителем правомерно применены нормативы потерь в пределах (ниже) утвержденных нормативов на 2005 г.
В связи с вышеизложенным, суд считает решение МИ ФНС России по КН N 1 N 52/1469 от 26.09.2006 необоснованным и незаконным, а, следовательно, требования N 461 об уплате налога и N 244 об уплате налоговой санкции, выставленные на основании указанного решения, подлежат признанию недействительными.
Вопрос о распределении судебных расходов рассмотрен судом в соответствии со ст. 110 АПК РФ.
Руководствуясь ст. ст. 137 - 138 НК РФ, в соответствии со ст. ст. 167 - 170, 216 АПК РФ, суд
решил:
признать решение МИ ФНС России по КН N 1 N 52/1469 от 26.09.2006 незаконным, как не соответствующее требованиям НК РФ.
Признать требования: об уплате налога N 461, об уплате налоговой санкции N 244, выставленные МИ ФНС России по КН N 1 по состоянию на 27.09.2006, недействительными, как несоответствующие требованиям НК РФ.
Взыскать с МИ ФНС России по КН N 1 в пользу ООО "Компания Полярное Сияние" госпошлину в размере 6000 руб.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию в течение 1-го месяца со дня принятия, в кассационную инстанцию - ФАС МО в течение 2-х месяцев со дня вступления судебного акта в законную силу.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)