Судебные решения, арбитраж
Налог на имущество организаций
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа,
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Производственно-торговое предприятие "Сервис-Строй деталь"
на решение от 16 января 2008 года Арбитражного суда Ульяновской области по делу N А72-5890/07-16/175
по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Производственно-торговое предприятие "Сервис-Строй деталь" о признании незаконными действий Инспекции Федеральной налоговой службы России по Засвияжскому району города Ульяновска, в части выставления инкассовых поручений и платежных ордеров на общую сумму 76712,68 руб. на основной расчетный счет N 40702810069020155293 и обязании возвратить незаконно снятую вышеуказанную сумму, а также незаконными действий Ульяновского ОСБ N 8588 по снятию денежных средств с основного расчетного счета N 40702810069020155293 в сумме 76712,68 руб. и обязании возвратить незаконно снятую вышеуказанную сумму (с учетом принятых судом на основании статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уточнений заявленных требований)
установил:
обжалованным судебным решением заявленные требования удовлетворены частично действия Инспекции Федеральной налоговой службы по Засвияжскому району города Ульяновска признаны незаконными в части выставления инкассовых поручений и платежных ордеров на общую сумму 54817,35 руб. на основной счет ООО "ПТП "Сервис-Строй деталь" N 40702810069020155293, налоговый орган обязан возвратить незаконно снятую вышеуказанную денежную сумму. В остальной части требования заявителя оставлены без удовлетворения.
В апелляционную инстанцию данное решение не обжаловалось.
В кассационной жалобе заявитель (общество) просит об отмене судебного акта в части отказа в удовлетворении его требований, принятии в этой части нового решения о полном удовлетворении заявленных требований, указывая на неприменение судом закона, подлежащего применению.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, заслушав явившегося представителя заявителя, суд кассационной инстанции оснований для удовлетворения жалобы не находит.
Из приобщенных к делу материалов усматривается, что определением Арбитражного суда Ульяновской области от 16.06.2006 в отношении заявителя была введена процедура наблюдения. Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 30.10.2006 общество было признано банкротом и в отношении него открыто конкурсное производство.
Ответчиком в адрес общества были выставлены требования N 7453 от 11.05.2006, N 7883 от 22.05.2006, N 23298 от 07.11.206, N 23651 от 15.11.2006, N 24035 от 08.12.2006, в которых ООО "ПТП "Сервис-Стройдеталь" предложено уплатить в сроки до 26.05.2006, 06.06.2006, 22.11.2006, 30.11.2006 и 23.12.2006 налоги в общей сумме 93761 руб., пени в общей сумме 9980,09 руб., неисполнение которых повлекло принятие налоговым органом решений о взыскании налога и пени за счет денежных средств.
На имеющейся в Ульяновском ОСБ N 8588 счет заявителя были выставлены на основании указанных выше требований налогового органа спорные инкассовые поручения и платежные ордера, исполненные к моменту рассмотрения дела в сумме 76712,68 руб.
Арбитражным судом установлено и не оспаривается сторонами, что пени в сумме 3192,44 руб. начислены налогоплательщику в период конкурсного производства.
В соответствии со статьей 126 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" от 26.10.2002 N 127-ФЗ с даты принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства прекращается начисление неустоек (штрафов, пеней), процентов и иных финансовых санкций по всем видам задолженности должника.
Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в Постановлении от 22.02.2006 N 25 в пункте 29 разъяснил, что при применении предусмотренной абзацем третьим пункта 1 статьи 126 Закона о банкротстве нормы о прекращении начисления с даты открытия конкурсного производства неустоек (штрафов, пеней), процентов и иных финансовых санкций по всем видам задолженности должника судам следует исходить из того, что это положение применяется как к требованиям, подлежащим включению в реестр требований кредиторов, так и к текущим требованиям, возникшим до открытия конкурсного производства.
Требования по пеням, начисленным в период конкурсного производства в отношении обязательных платежей, возникших после открытия конкурсного производства, удовлетворяются в том же порядке, что и основное требование об уплате недоимки, то есть в очередности, установленной пунктом 4 статьи 142 Закона о банкротстве.
Вывод арбитражного суда о том, что у налогового органа основания для выставления инкассовых поручений N 10533 от 27.12.2006 на сумму 10,38 руб., N 9951 от 21.12.2006 на сумму 1404,86 руб., N 9949 от 21.12.2006 на сумму 49,94 руб., N 9947 от 21.12.2006 на сумму 27,40 руб., N 9945 от 21.12.2006 на сумму 72,41 руб., N 9943 от 21.12.2006 на сумму 1627,45 руб. и взыскания с налогоплательщика в бесспорном порядке пени в сумме 3192,44 руб. основан на приведенных положениях Федерального закона N 127-ФЗ и соответствует правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.
Материалами дела подтверждается и вывод арбитражного суда об отсутствии у налогового органа права производить взыскание обязательных платежей, возникших в период до введения наблюдения в установленном Налоговым кодексом Российской Федерации порядке. Сроки уплаты налога и пени, указанных в требованиях N 7453 от 11.05.2006 N 7883 от 22.05.2006, наступили до введения в отношении общества процедуры наблюдения, в связи с чем спорные суммы по данным требованиям могут быть взысканы только в порядке, предусмотренном Законом Российской Федерации N 123-ФЗ от 26.10.2002 "О несостоятельности (банкротстве)". Таким образом, выставление спорных инкассовых поручений и платежных ордеров, выписанных на основании указанных требований на общую сумму 51624,91 руб., противоречит положениям статьи 5, пункту 1 статьи 63, пункту 4 статьи 95 Закона Российской Федерации N 127-ФЗ, правильно примененных судом.
Признавая правомерным взыскание ответчиком с налогоплательщика путем выставления инкассовых поручений и платежного ордера задолженности по налогу на имущество, налогу на добавленную стоимость и единому социальному налогу, пени на общую сумму 21895,33 руб., арбитражный суд правильно руководствовался нормами налогового законодательства, Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве)" с учетом правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.
Арбитражным судом подробнейшим образом исследованы и проанализированы все требования налогового органа и выставленные на их основании инкассовые поручения и платежные ордера, что нашло отражение в судебном акте.
В соответствии со статьей 240 Налогового кодекса Российской Федерации, пунктом 1 статьи 379 Налогового кодекса Российской Федерации налоговым периодом по единому социальному налогу, налогу на имущество организаций признается календарный год. Отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года.
В пункте 8 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 25 "О некоторых вопросах, связанных с квалификацией и установлением требований по обязательным платежам, а также санкциям за публичные правонарушения в деле о банкротстве" разъяснено, что при применении положений пункта 1 статьи 5 Закона о банкротстве и решении вопроса о моменте возникновения обязательного платежа для целей отнесения соответствующих требований к текущим или к подлежащим включению в реестр требований кредиторов судам необходимо учитывать, что датой возникновения обязанности по уплате налога является дата окончания налогового периода, а не дата представления налоговой декларации или дата окончания срока уплаты налога.
В соответствии с пунктами 3 и 4 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации "О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" от 15.12.2004 N 29 текущими платежами в деле о банкротстве и в процедурах банкротства являются денежные обязательства и обязательные платежи, возникшие после принятия заявления о признании должника банкротом, а также денежные обязательства и обязательные платежи, срок исполнения которых наступил после введения соответствующей процедуры банкротства.
Требования налоговых, таможенных и иных органов, в чью компетенцию входят взимание и взыскание соответствующих сумм платежей, по обязательным платежам, возникшим после принятия заявления о признании должника банкротом и до открытия конкурсного производства, а также по обязательным платежам, срок исполнения которых наступил после введения соответствующей процедуры банкротства (текущие платежи), удовлетворяются в установленном законодательством порядке (вне рамок дела о банкротстве).
Согласно пункту 11 Постановления Пленума Высшего арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 25 "О некоторых вопросах, связанных с квалификацией и установлением требований по обязательным платежам, а также санкциям за публичные правонарушения в деле о банкротстве" при решении вопроса о порядке исполнения текущих требований налоговых органов по обязательным платежам (за исключением возникших после признания должника банкротом) судам надлежит учитывать, что эти требования удовлетворяются вне рамок дела о банкротстве в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах. Осуществление принудительного исполнения указанных требований по обязательным платежам за счет денежных средств должника путем вынесения налоговым органом соответствующего решения и направления в банк инкассового поручения на перечисление налога (сбора) допускается в любой процедуре банкротства. Закон о банкротстве не содержит положений, исключающих возможность взыскания в бесспорном порядке текущей задолженности по налогам (сборам) в какой-либо процедуре банкротства или предписывающих приостановление данного исполнения.
Исходя из смысла норм, приведенных в пункте 1 статьи 126 и пункте 1 статьи 134 ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" N 127-ФЗ от 26.10.2002, текущие обязательства не относятся к требованиям кредиторов, которые могут быть предъявлены только в ходе конкурсного производства, поскольку перечислены в ряду исключений из общего порядка удовлетворения требований кредиторов.
Инкассовые поручения и платежный ордер на 21895,33 руб. выставлены на сумму единого социального налога, налога на добавленную стоимость и налога на имущество, обязанность по уплате которых возникла после введения в отношении общества наблюдения до введения процедуры конкурсного производства, и относится они к текущим платежам, не подлежащим включению в реестр требований кредиторов.
Выводы арбитражного суда в этой части являются также законными и обоснованными, соответствующим приведенным выше правовым нормам и правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.
Доводы кассационной жалобы основаны на ошибочном толковании как Федерального закона N 127-ФЗ, так и правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, в связи с чем не могут быть приняты во внимание, не могут являться основанием для отмены судебного акта.
При таких обстоятельствах, при правильном применении судом норм материального права, полном и всестороннем исследовании имеющихся в деле документов и обстоятельств дела принятый по делу судебный акт является законным и обоснованным.
Правовых оснований для его отмены не имеется.
На основании изложенного, и руководствуясь подпунктом 1 пункта 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
постановил:
решение от 16.01.2008 Арбитражного суда Ульяновской области по делу N А72-5890/07-16/175 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА ОТ 03.06.2008 ПО ДЕЛУ N А72-5890/07-16/175
Разделы:Налог на имущество организаций
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 3 июня 2008 г. по делу N А72-5890/07-16/175
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа,
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Производственно-торговое предприятие "Сервис-Строй деталь"
на решение от 16 января 2008 года Арбитражного суда Ульяновской области по делу N А72-5890/07-16/175
по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Производственно-торговое предприятие "Сервис-Строй деталь" о признании незаконными действий Инспекции Федеральной налоговой службы России по Засвияжскому району города Ульяновска, в части выставления инкассовых поручений и платежных ордеров на общую сумму 76712,68 руб. на основной расчетный счет N 40702810069020155293 и обязании возвратить незаконно снятую вышеуказанную сумму, а также незаконными действий Ульяновского ОСБ N 8588 по снятию денежных средств с основного расчетного счета N 40702810069020155293 в сумме 76712,68 руб. и обязании возвратить незаконно снятую вышеуказанную сумму (с учетом принятых судом на основании статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уточнений заявленных требований)
установил:
обжалованным судебным решением заявленные требования удовлетворены частично действия Инспекции Федеральной налоговой службы по Засвияжскому району города Ульяновска признаны незаконными в части выставления инкассовых поручений и платежных ордеров на общую сумму 54817,35 руб. на основной счет ООО "ПТП "Сервис-Строй деталь" N 40702810069020155293, налоговый орган обязан возвратить незаконно снятую вышеуказанную денежную сумму. В остальной части требования заявителя оставлены без удовлетворения.
В апелляционную инстанцию данное решение не обжаловалось.
В кассационной жалобе заявитель (общество) просит об отмене судебного акта в части отказа в удовлетворении его требований, принятии в этой части нового решения о полном удовлетворении заявленных требований, указывая на неприменение судом закона, подлежащего применению.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, заслушав явившегося представителя заявителя, суд кассационной инстанции оснований для удовлетворения жалобы не находит.
Из приобщенных к делу материалов усматривается, что определением Арбитражного суда Ульяновской области от 16.06.2006 в отношении заявителя была введена процедура наблюдения. Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 30.10.2006 общество было признано банкротом и в отношении него открыто конкурсное производство.
Ответчиком в адрес общества были выставлены требования N 7453 от 11.05.2006, N 7883 от 22.05.2006, N 23298 от 07.11.206, N 23651 от 15.11.2006, N 24035 от 08.12.2006, в которых ООО "ПТП "Сервис-Стройдеталь" предложено уплатить в сроки до 26.05.2006, 06.06.2006, 22.11.2006, 30.11.2006 и 23.12.2006 налоги в общей сумме 93761 руб., пени в общей сумме 9980,09 руб., неисполнение которых повлекло принятие налоговым органом решений о взыскании налога и пени за счет денежных средств.
На имеющейся в Ульяновском ОСБ N 8588 счет заявителя были выставлены на основании указанных выше требований налогового органа спорные инкассовые поручения и платежные ордера, исполненные к моменту рассмотрения дела в сумме 76712,68 руб.
Арбитражным судом установлено и не оспаривается сторонами, что пени в сумме 3192,44 руб. начислены налогоплательщику в период конкурсного производства.
В соответствии со статьей 126 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" от 26.10.2002 N 127-ФЗ с даты принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства прекращается начисление неустоек (штрафов, пеней), процентов и иных финансовых санкций по всем видам задолженности должника.
Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в Постановлении от 22.02.2006 N 25 в пункте 29 разъяснил, что при применении предусмотренной абзацем третьим пункта 1 статьи 126 Закона о банкротстве нормы о прекращении начисления с даты открытия конкурсного производства неустоек (штрафов, пеней), процентов и иных финансовых санкций по всем видам задолженности должника судам следует исходить из того, что это положение применяется как к требованиям, подлежащим включению в реестр требований кредиторов, так и к текущим требованиям, возникшим до открытия конкурсного производства.
Требования по пеням, начисленным в период конкурсного производства в отношении обязательных платежей, возникших после открытия конкурсного производства, удовлетворяются в том же порядке, что и основное требование об уплате недоимки, то есть в очередности, установленной пунктом 4 статьи 142 Закона о банкротстве.
Вывод арбитражного суда о том, что у налогового органа основания для выставления инкассовых поручений N 10533 от 27.12.2006 на сумму 10,38 руб., N 9951 от 21.12.2006 на сумму 1404,86 руб., N 9949 от 21.12.2006 на сумму 49,94 руб., N 9947 от 21.12.2006 на сумму 27,40 руб., N 9945 от 21.12.2006 на сумму 72,41 руб., N 9943 от 21.12.2006 на сумму 1627,45 руб. и взыскания с налогоплательщика в бесспорном порядке пени в сумме 3192,44 руб. основан на приведенных положениях Федерального закона N 127-ФЗ и соответствует правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.
Материалами дела подтверждается и вывод арбитражного суда об отсутствии у налогового органа права производить взыскание обязательных платежей, возникших в период до введения наблюдения в установленном Налоговым кодексом Российской Федерации порядке. Сроки уплаты налога и пени, указанных в требованиях N 7453 от 11.05.2006 N 7883 от 22.05.2006, наступили до введения в отношении общества процедуры наблюдения, в связи с чем спорные суммы по данным требованиям могут быть взысканы только в порядке, предусмотренном Законом Российской Федерации N 123-ФЗ от 26.10.2002 "О несостоятельности (банкротстве)". Таким образом, выставление спорных инкассовых поручений и платежных ордеров, выписанных на основании указанных требований на общую сумму 51624,91 руб., противоречит положениям статьи 5, пункту 1 статьи 63, пункту 4 статьи 95 Закона Российской Федерации N 127-ФЗ, правильно примененных судом.
Признавая правомерным взыскание ответчиком с налогоплательщика путем выставления инкассовых поручений и платежного ордера задолженности по налогу на имущество, налогу на добавленную стоимость и единому социальному налогу, пени на общую сумму 21895,33 руб., арбитражный суд правильно руководствовался нормами налогового законодательства, Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве)" с учетом правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.
Арбитражным судом подробнейшим образом исследованы и проанализированы все требования налогового органа и выставленные на их основании инкассовые поручения и платежные ордера, что нашло отражение в судебном акте.
В соответствии со статьей 240 Налогового кодекса Российской Федерации, пунктом 1 статьи 379 Налогового кодекса Российской Федерации налоговым периодом по единому социальному налогу, налогу на имущество организаций признается календарный год. Отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года.
В пункте 8 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 25 "О некоторых вопросах, связанных с квалификацией и установлением требований по обязательным платежам, а также санкциям за публичные правонарушения в деле о банкротстве" разъяснено, что при применении положений пункта 1 статьи 5 Закона о банкротстве и решении вопроса о моменте возникновения обязательного платежа для целей отнесения соответствующих требований к текущим или к подлежащим включению в реестр требований кредиторов судам необходимо учитывать, что датой возникновения обязанности по уплате налога является дата окончания налогового периода, а не дата представления налоговой декларации или дата окончания срока уплаты налога.
В соответствии с пунктами 3 и 4 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации "О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" от 15.12.2004 N 29 текущими платежами в деле о банкротстве и в процедурах банкротства являются денежные обязательства и обязательные платежи, возникшие после принятия заявления о признании должника банкротом, а также денежные обязательства и обязательные платежи, срок исполнения которых наступил после введения соответствующей процедуры банкротства.
Требования налоговых, таможенных и иных органов, в чью компетенцию входят взимание и взыскание соответствующих сумм платежей, по обязательным платежам, возникшим после принятия заявления о признании должника банкротом и до открытия конкурсного производства, а также по обязательным платежам, срок исполнения которых наступил после введения соответствующей процедуры банкротства (текущие платежи), удовлетворяются в установленном законодательством порядке (вне рамок дела о банкротстве).
Согласно пункту 11 Постановления Пленума Высшего арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 25 "О некоторых вопросах, связанных с квалификацией и установлением требований по обязательным платежам, а также санкциям за публичные правонарушения в деле о банкротстве" при решении вопроса о порядке исполнения текущих требований налоговых органов по обязательным платежам (за исключением возникших после признания должника банкротом) судам надлежит учитывать, что эти требования удовлетворяются вне рамок дела о банкротстве в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах. Осуществление принудительного исполнения указанных требований по обязательным платежам за счет денежных средств должника путем вынесения налоговым органом соответствующего решения и направления в банк инкассового поручения на перечисление налога (сбора) допускается в любой процедуре банкротства. Закон о банкротстве не содержит положений, исключающих возможность взыскания в бесспорном порядке текущей задолженности по налогам (сборам) в какой-либо процедуре банкротства или предписывающих приостановление данного исполнения.
Исходя из смысла норм, приведенных в пункте 1 статьи 126 и пункте 1 статьи 134 ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" N 127-ФЗ от 26.10.2002, текущие обязательства не относятся к требованиям кредиторов, которые могут быть предъявлены только в ходе конкурсного производства, поскольку перечислены в ряду исключений из общего порядка удовлетворения требований кредиторов.
Инкассовые поручения и платежный ордер на 21895,33 руб. выставлены на сумму единого социального налога, налога на добавленную стоимость и налога на имущество, обязанность по уплате которых возникла после введения в отношении общества наблюдения до введения процедуры конкурсного производства, и относится они к текущим платежам, не подлежащим включению в реестр требований кредиторов.
Выводы арбитражного суда в этой части являются также законными и обоснованными, соответствующим приведенным выше правовым нормам и правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.
Доводы кассационной жалобы основаны на ошибочном толковании как Федерального закона N 127-ФЗ, так и правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, в связи с чем не могут быть приняты во внимание, не могут являться основанием для отмены судебного акта.
При таких обстоятельствах, при правильном применении судом норм материального права, полном и всестороннем исследовании имеющихся в деле документов и обстоятельств дела принятый по делу судебный акт является законным и обоснованным.
Правовых оснований для его отмены не имеется.
На основании изложенного, и руководствуясь подпунктом 1 пункта 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
постановил:
решение от 16.01.2008 Арбитражного суда Ульяновской области по делу N А72-5890/07-16/175 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)