Судебные решения, арбитраж

РЕШЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ ОТ 04.12.2009 ПО ДЕЛУ N А26-10275/2009

Разделы:
Земельный налог

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 4 декабря 2009 г. по делу N А26-10275/2009


Резолютивная часть решения объявлена 04 декабря 2009 года.
Полный текст решения изготовлен 04 декабря 2009 года.
Судья Арбитражного суда Республики Карелия Шатина Г.Г.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Михайловой А.М.,
рассмотрев в судебном заседании материалы дела по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Шунгит М"
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 9 по Республике Карелия
о признании недействительным решения N 14-22/41 от 28.05.2009
при участии представителей:
заявителя - Петрова В.Е. - генерального директора, Сухаревой Е.А. (доверенность в деле),
- ответчика - не явился, надлежащим образом уведомлен;
- установил:

общество с ограниченной ответственностью "Шунгит М" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 9 по Республике Карелия о признании недействительным, как не соответствующего Налоговому кодексу Российской Федерации, решения от 28.05.2009 N 14-22/41 в части начисления земельного налога за 2005 год в сумме 195 335 руб. и 96 796, 64 руб. пеней. Кроме того, общество заявило ходатайство о восстановлении пропущенного срока на обращение с настоящим заявлением в суд.
Ходатайство, с учетом мнения ответчика, судом удовлетворено.
Общество считает, что ему неправомерно начислен земельный налог за пользование земельным участком на основании лицензии на добычу шунгитосодержащих сланцев на Мягрозерском месторождении, расположенном на землях лесного фонда Заонежского лесхоза Северного лесничества, площадью 63 га, поскольку отсутствовало как право пользования земельным участком, так и фактическое пользование.
Ответчик, Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 9 по Республике Карелия, заявление отклоняет, не усматривая нарушений действующего законодательства при принятии оспариваемого решения.
Выслушав доводы представителей сторон, изучив материалы дела и исследовав имеющиеся доказательства, суд не находит правовых оснований для удовлетворения заявления.
Как следует из материалов дела, налоговая инспекция провела выездную налоговую проверку общества по вопросам соблюдения налогового законодательства и установила, что общество в 2005 году не уплачивало земельный налог, что нашло отражение в акте проверки от 20.02.2009 N 14-22/10 (том 1, л.д. 14-34). По результатам проверки инспекция приняла решение от 28.05.2009 N 14-22/41 о привлечении общества к налоговой ответственности, где предложила уплатить 195 335 руб. доначисленного налога и 96796, 64 руб. пеней (том 1, л.д. 51-70).
Общество не согласилось с принятым решением и обжаловало его в вышестоящий орган. Решением Управления Федеральной налоговой службы по Республике Карелия от 20.07.2009 N 07-08/07146 апелляционная жалоба общества оставлена без удовлетворения (том 1, л.д. 83-90).
Посчитав незаконным решение налоговой инспекции в части начисления земельного участка, общество обратилось в арбитражный суд.
Федеральным законом от 29.11.2004 N 141-ФЗ с 01.01.2005 введена в действие глава 31 "Земельный налог" Налогового кодекса Российской Федерации.
До введения в действие названной главы Кодекса вопросы взимания земельного налога регулировались Законом Российской Федерации от 11.10.1991 N 1738-1 "О плате за землю" (далее - Закон N 1738-1).
В соответствии со статьей 387 Налогового кодекса Российской Федерации земельный налог является местным налогом, устанавливается, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований.
Из положений статьи 3 вводного закона от 29.11.2004 N 141-ФЗ следует, что при принятии представительными органами муниципальных образований нормативных правовых актов (законов) о введении в действие с 01.01.2005 согласно главе 31 Налогового кодекса Российской Федерации земельного налога на территориях соответствующих муниципальных образований Закон N 1738-1 применению не подлежит, за исключением статьи 25.
Из материалов дела видно, что на территории Медвежьегорского муниципального района земельный налог введен только с 01.01.2006 решением Медвежьегорского районного Совета местного самоуправления ХХХУ сессии 3 созыва от 27.10.2005 N 532. Следовательно, исчисление и уплата земельного налога в 2005 году на территории названного муниципального образования осуществлялись в соответствии с Законом N 1738-1.
Согласно статье 1 названного Закона использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы являются земельный налог, арендная плата, нормативная цена земли. Собственники земли, землевладельцы и землепользователи, кроме арендаторов, облагаются ежегодным земельным налогом.
Аналогичное правило закреплено в подпункте 7 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации, согласно которому любое использование земли осуществляется за плату, за исключением случаев, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Основанием для установления налога и арендной платы за землю в соответствии со статьей 15 Закона N 1738-1 является документ, удостоверяющий право собственности, владения и пользования (аренды) земельным участком.
Пользование недрами с целью добычи полезных ископаемых осуществляется на основании специального государственного разрешения в виде лицензии, предоставление которой осуществляется одновременно с предоставлением права на пользование соответствующими земельными участками, что предусмотрено статьей 11 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" и пунктом 4.1 Положения о порядке лицензирования пользования недрами, утвержденного постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 15.07.1992 N 3314-1.
В ходе судебного разбирательства установлено, что общество в 2005 году фактически являлось землепользователем.
Так, предварительным согласованием на выделение земельного участка N 7.7/2-16 от 08.05.2003 администрацией муниципального образования "Медвежьегорский район" обществу выделена площадь в 63 га для разработки Мягрозерского месторождения (том 2), выдана лицензия ПТЗ 01010 ТЭ на добычу шунгитосодержащих сланцев на Мягрозерском месторождении с целью производства щебня сроком действия до 30.06.2013, расположенном в Медвежьегорском районе и зарегистрированная в установленном порядке 20.05.2003. Участок недр имеет статус горного отвода (том 1, л.д. 102).
Согласно акту выбора и обследования земельного участка на строительство промышленного карьера на Мягрозерском месторождении от 22.07.2003 (том 1, л.д. 104) спорный земельный участок расположен на землях лесного фонда Заонежского лесхоза в лесах 2 группы.
Из оспариваемого решения видно, что Управление природных ресурсов и охраны окружающей среды Минприроды России по Республике письмом от 12.11.2003 N 05-02/96 предварительно согласовало участок площадью 63 га на проведение проектно-изыскательских работ, был выписан лесорубочный билет на проведение геологоразведочных работ от 26.08.2004 N 43 на срок до 26.08.2005 (том 1, л.д. 54). На основании лесорубочного билета N 43 общество вырубило участок площадью 0, 91 га, оплатило лесные подати, что им не отрицается.
В соответствии со статьей 63 Лесного кодекса Российской Федерации приказом Агентства лесного хозяйства по Республике Карелия от 27.12.2005 N 615 произведен перевод 15, 15 га лесных земель в нелесные (том 1, л.д. 116).
В соответствии со статьями 103, 104 Лесного кодекса Российской Федерации, платежи за пользование лесным фондом взимаются в виде лесных податей и арендной платы, при этом лесные подати (куда входит и плата за землю) взимаются за все виды лесопользования, перечень которых определен статьей 80 Кодекса. Данный перечень не содержит работ, связанных с недропользованием.
Между тем, в силу положений статьи 39 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" пользователи недр уплачивают налоги, сборы и производят другие платежи, предусмотренные законодательством, включая плату за землю.
С учетом изложенного, суд считает, что общество является землепользователем спорного земельного участка и обязано уплачивать земельный налог, поскольку использование земли в Российской Федерации является платным, договор аренды в отношении данного земельного участка обществом не был оформлен, в связи с чем арендная плата за него взыскана не может быть. При этом суд учитывает, что земельный налог исчислен налоговым органом с площади 62, 09 га, с учетом оплаченных ранее лесных податей.
Руководствуясь статьями 167 - 170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
решил:

1. Ходатайство общества с ограниченной ответственностью "Шунгит М" о восстановлении срока на обращение в суд удовлетворить.
2. В удовлетворении заявления общества с ограниченной ответственностью "Шунгит М" отказать.
3. Расходы по госпошлине отнести на заявителя.
4. Решение может быть обжаловано:
- - в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня изготовления полного текста решения в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд (191015, г. Санкт-Петербург, Суворовский проспект 50-52);
- - в кассационном порядке в течение двух месяцев со дня вступления решения в законную силу - в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа (190000, г. Санкт-Петербург, ул. Якубовича, 4).
Судья
ШАТИНА Г.Г.
















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)