Судебные решения, арбитраж
Единый налог на вмененный доход (ЕНВД)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа, рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Вокойл - газ" на решение от 13.03.2009 Арбитражного суда Омской области и постановление от 08.05.2009 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А46-2569/2009 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Вокойл - газ" к Инспекции Федеральной налоговой службы по Омскому району Омской области об оспаривании ненормативного правового акта налогового органа,
общество с ограниченной ответственностью "Вокойл - газ" (далее - ООО "Вокойл - газ") обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы по Омскому району Омской области (далее - инспекция) о признании недействительным решения от 19.11.2008 N 09-05/11 220 дсп.
Решением от 13.03.2009 Арбитражного суда Омской области заявленные ООО "Вокойл - газ" требования были удовлетворены частично, решение инспекции признано недействительным в части уплаты единого налога на вмененный доход (далее - ЕНВД) в сумме 311 232,10 руб., штрафа в сумме 62 246, 40 руб. и пени в сумме 13 351, 86 руб.
В удовлетворении остальной части требований заявителя отказано.
Постановлением от 08.05.2009 Восьмого арбитражного апелляционного суда решение суда первой инстанции отменено в части отказа в удовлетворении требований ООО "Вокойл - газ". В этой части принят новый судебный акт, которым оспариваемое решение налогового органа признано недействительным в части доначисления ЕНВД в сумме 34 863, 24 руб., пени в сумме 1 495,63 руб. и штрафа в сумме 6 972,64 руб.
В удовлетворении остальной части требований ООО "Вокойл - газ" отказано.
В кассационной жалобе ООО "Вокойл - газ", ссылаясь на нарушение судебными инстанциями статей 264, 607, 652 Гражданского кодекса Российской Федерации, статей 346.29, 346.27 Налогового кодекса Российской Федерации, просит отменить решение суда первой инстанции и постановление апелляционной инстанции в неудовлетворенной части требований заявителя и принять новый судебный акт о признании недействительным решения от 19.11.2008 N 09-05/11 220 дсп.
В отзыве на кассационную жалобу инспекция, соглашаясь с выводами названных судебных инстанций, просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представитель ООО "Вокойл - газ" поддержал доводы кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции проверил правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, проанализировал доводы сторон и считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, по результатам камеральной налоговой проверки налоговой декларации по ЕНВД за 2 квартал 2008 года инспекцией составлен акт от 16.10.2008 N 1939 и принято решение от 19.11.2008 N 4781 (исх. N 09-05/11220ДСП), которым ООО "Вокойл - газ" привлечено к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации, в виде штрафа в сумме 199 604,20 руб.; предложено уплатить 998 021 руб. доначисленного по результатам проверки ЕНВД и 42 815,10 руб. пени за его несвоевременную уплату.
Основанием для принятия указанного решения послужили выводы инспекции о том, что при исчислении ЕНВД в отношении розничной торговли газом на автогазозаправочной станции (далее - АГЗС) под площадью торгового места следует понимать общую площадь занимаемого станцией земельного участка, размер которого определяется на основании инвентаризационных или правоустанавливающих документов.
Полагая, что площадь торгового места АГЗС состоит из площади комнаты оператора и 2 топливораздаточных колонок, ООО "Вокойл - газ" обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением о признании недействительным решения от 19.11.2008 N 09-05/11 220 дсп.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу, что при рассмотрении понятия "торговое место", определяемое как место совершения сделок розничной купли-продажи, АГЗС следует рассматривать как единый комплекс. При этом ЕНВД исчислять с площади, непосредственно используемой для осуществления сделок купли-продажи, исключая площади, предназначенные для приема и хранения газа.
Отменяя решение суда первой инстанции в части отказа в удовлетворении требований ООО "Вокойл - газ" и принимая в этой части новый судебный акт, суд апелляционной инстанции исходил из того, что в соответствии с абзацем 13 статьи 346.27 Налогового кодекса Российской Федерации торговая сеть - это торговая сеть, расположенная в предназначенных для ведения торговли зданиях, строениях, сооружениях, подсоединенных к инженерным коммуникациям.
Согласно абзацу 15 статьи 346.27 Налогового кодекса Российской Федерации под стационарной торговой сетью, не имеющей торговых залов, понимается торговая сеть, расположенная в предназначенных для ведения торговли зданиях, строениях и сооружениях (их частях), не имеющих обособленных и специально оснащенных для этих целей помещений, а также в зданиях, строениях и сооружениях (их частях), используемых для заключения договоров розничной купли-продажи, а также для проведения торгов, в том числе крытые рынки (ярмарки), торговые комплексы, киоски, торговые автоматы и другие аналогичные объекты.
Из содержания абзаца 30 статьи 346.27 Налогового кодекса Российской Федерации следует, что при применении положений главы 26.3 Налогового кодекса Российской Федерации под торговым местом следует иметь в виду место, используемое для совершения сделок розничной купли-продажи. К торговым местам относятся здания, строения, сооружения (их часть) и (или) земельные участки, используемые для совершения сделок розничной купли-продажи, а также объекты организации розничной торговли, не имеющие торговых залов и залов обслуживания посетителей (палатки, ларьки, киоски, боксы, контейнеры и другие объекты, в том числе расположенные в зданиях, строениях и сооружениях), прилавки, столы, лотки (в том числе расположенные на земельных участках), земельные участки, используемые для размещения объектов организации розничной торговли, не имеющих торговых залов (залов обслуживания посетителей), прилавков, столов, лотков и других объектов.
Под стационарным торговым местом в силу абзаца 31 статьи 346.27 Налогового кодекса Российской Федерации понимается место, используемое для совершения сделок купли-продажи в объектах стационарной торговой сети, в том числе земельные участки, передаваемые в аренду организациям и индивидуальным предпринимателям для организации стационарной торговой сети.
Исходя из смысла указанных норм налогового законодательства и содержания пунктов 1 статей 492, 458 и 486 Гражданского кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции сделал вывод, что торговое место, используемое на АГЗС для совершения сделок розничной купли-продажи газа, включает в себя площади места оплаты (место кассира-операциониста), площади места получения товара покупателем (топливораздаточные колонки), а также площади проезда до топливораздаточных колонок и площадки, используемые для прохода в месту оплаты. Иные объекты, предназначенные для обеспечения деятельности АГЗС, непосредственно в совершении сделок розничной купли-продажи не участвуют.
Всесторонне исследовав представленные сторонами письменные доказательства и руководствуясь абзацем 24 статьи 346.27 Налогового кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции установил, что в материалах дела имеется техническая документация производственно-технологического комплекса (ПТК) Газовой автозаправочной станции, расположенной по адресу: 13 км автодороги Омск-Муромцево, (территория АГЗС), инвентарный номер 130000067, составленный по состоянию на 25.03.2005, а также технический паспорт нежилого строения - Операторной, инвентарный номер 111458, составленный по состоянию на 25.03.2005.
В соответствии с экспликацией площади земельного участка, содержащейся в техническом паспорте операторной, фактически используемая площадь земельного участка составляет 2785 кв.м, в том числе 54,7 кв.м - под основным зданием, 69,4 кв.м - под прочими строениями и сооружениями, 880 кв.м - проезды, 934,6 кв.м - площадки, 846,3 кв.м - грунт.
Согласно экспликации к поэтажному плану в основном здании имеется два помещения площадью 9,9 кв.м и 11,9 кв.м, используемые в качестве операторных. Остальную площадь данного здания составляют помещения, не участвующие в совершении сделки купли-продажи газа (коридоры, кладовая, туалет, электрощитовая).
Из содержания указанных документов и действующих норм налогового законодательства суд апелляционной инстанции сделал вывод, что в площадь торгового места АГЗС подлежат включению следующие площади: 21,8 кв.м - площади операторных; 934,6 кв.м - площадки; 880 кв.м - проезды; 3,7 кв.м - навес; 3,8 кв.м - навес, непосредственно используемых на данной АГЗС для совершения сделок розничной купли-продажи газа.
Принимая во внимание, что выводы Восьмого арбитражного апелляционного суда не противоречат упомянутым нормам материального права, а также имеющимся в деле доказательствам, кассационная инстанция не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Учитывая изложенное и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановление от 08.05.2009 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А46-2569/2009 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ЗАПАДНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА ОТ 02.07.2009 N Ф04-3867/2009(9766-А46-19) ПО ДЕЛУ N А46-2569/2009
Разделы:Единый налог на вмененный доход (ЕНВД)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО - СИБИРСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 2 июля 2009 г. N Ф04-3867/2009(9766-А46-19)
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа, рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Вокойл - газ" на решение от 13.03.2009 Арбитражного суда Омской области и постановление от 08.05.2009 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А46-2569/2009 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Вокойл - газ" к Инспекции Федеральной налоговой службы по Омскому району Омской области об оспаривании ненормативного правового акта налогового органа,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Вокойл - газ" (далее - ООО "Вокойл - газ") обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы по Омскому району Омской области (далее - инспекция) о признании недействительным решения от 19.11.2008 N 09-05/11 220 дсп.
Решением от 13.03.2009 Арбитражного суда Омской области заявленные ООО "Вокойл - газ" требования были удовлетворены частично, решение инспекции признано недействительным в части уплаты единого налога на вмененный доход (далее - ЕНВД) в сумме 311 232,10 руб., штрафа в сумме 62 246, 40 руб. и пени в сумме 13 351, 86 руб.
В удовлетворении остальной части требований заявителя отказано.
Постановлением от 08.05.2009 Восьмого арбитражного апелляционного суда решение суда первой инстанции отменено в части отказа в удовлетворении требований ООО "Вокойл - газ". В этой части принят новый судебный акт, которым оспариваемое решение налогового органа признано недействительным в части доначисления ЕНВД в сумме 34 863, 24 руб., пени в сумме 1 495,63 руб. и штрафа в сумме 6 972,64 руб.
В удовлетворении остальной части требований ООО "Вокойл - газ" отказано.
В кассационной жалобе ООО "Вокойл - газ", ссылаясь на нарушение судебными инстанциями статей 264, 607, 652 Гражданского кодекса Российской Федерации, статей 346.29, 346.27 Налогового кодекса Российской Федерации, просит отменить решение суда первой инстанции и постановление апелляционной инстанции в неудовлетворенной части требований заявителя и принять новый судебный акт о признании недействительным решения от 19.11.2008 N 09-05/11 220 дсп.
В отзыве на кассационную жалобу инспекция, соглашаясь с выводами названных судебных инстанций, просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представитель ООО "Вокойл - газ" поддержал доводы кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции проверил правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, проанализировал доводы сторон и считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, по результатам камеральной налоговой проверки налоговой декларации по ЕНВД за 2 квартал 2008 года инспекцией составлен акт от 16.10.2008 N 1939 и принято решение от 19.11.2008 N 4781 (исх. N 09-05/11220ДСП), которым ООО "Вокойл - газ" привлечено к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации, в виде штрафа в сумме 199 604,20 руб.; предложено уплатить 998 021 руб. доначисленного по результатам проверки ЕНВД и 42 815,10 руб. пени за его несвоевременную уплату.
Основанием для принятия указанного решения послужили выводы инспекции о том, что при исчислении ЕНВД в отношении розничной торговли газом на автогазозаправочной станции (далее - АГЗС) под площадью торгового места следует понимать общую площадь занимаемого станцией земельного участка, размер которого определяется на основании инвентаризационных или правоустанавливающих документов.
Полагая, что площадь торгового места АГЗС состоит из площади комнаты оператора и 2 топливораздаточных колонок, ООО "Вокойл - газ" обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением о признании недействительным решения от 19.11.2008 N 09-05/11 220 дсп.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу, что при рассмотрении понятия "торговое место", определяемое как место совершения сделок розничной купли-продажи, АГЗС следует рассматривать как единый комплекс. При этом ЕНВД исчислять с площади, непосредственно используемой для осуществления сделок купли-продажи, исключая площади, предназначенные для приема и хранения газа.
Отменяя решение суда первой инстанции в части отказа в удовлетворении требований ООО "Вокойл - газ" и принимая в этой части новый судебный акт, суд апелляционной инстанции исходил из того, что в соответствии с абзацем 13 статьи 346.27 Налогового кодекса Российской Федерации торговая сеть - это торговая сеть, расположенная в предназначенных для ведения торговли зданиях, строениях, сооружениях, подсоединенных к инженерным коммуникациям.
Согласно абзацу 15 статьи 346.27 Налогового кодекса Российской Федерации под стационарной торговой сетью, не имеющей торговых залов, понимается торговая сеть, расположенная в предназначенных для ведения торговли зданиях, строениях и сооружениях (их частях), не имеющих обособленных и специально оснащенных для этих целей помещений, а также в зданиях, строениях и сооружениях (их частях), используемых для заключения договоров розничной купли-продажи, а также для проведения торгов, в том числе крытые рынки (ярмарки), торговые комплексы, киоски, торговые автоматы и другие аналогичные объекты.
Из содержания абзаца 30 статьи 346.27 Налогового кодекса Российской Федерации следует, что при применении положений главы 26.3 Налогового кодекса Российской Федерации под торговым местом следует иметь в виду место, используемое для совершения сделок розничной купли-продажи. К торговым местам относятся здания, строения, сооружения (их часть) и (или) земельные участки, используемые для совершения сделок розничной купли-продажи, а также объекты организации розничной торговли, не имеющие торговых залов и залов обслуживания посетителей (палатки, ларьки, киоски, боксы, контейнеры и другие объекты, в том числе расположенные в зданиях, строениях и сооружениях), прилавки, столы, лотки (в том числе расположенные на земельных участках), земельные участки, используемые для размещения объектов организации розничной торговли, не имеющих торговых залов (залов обслуживания посетителей), прилавков, столов, лотков и других объектов.
Под стационарным торговым местом в силу абзаца 31 статьи 346.27 Налогового кодекса Российской Федерации понимается место, используемое для совершения сделок купли-продажи в объектах стационарной торговой сети, в том числе земельные участки, передаваемые в аренду организациям и индивидуальным предпринимателям для организации стационарной торговой сети.
Исходя из смысла указанных норм налогового законодательства и содержания пунктов 1 статей 492, 458 и 486 Гражданского кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции сделал вывод, что торговое место, используемое на АГЗС для совершения сделок розничной купли-продажи газа, включает в себя площади места оплаты (место кассира-операциониста), площади места получения товара покупателем (топливораздаточные колонки), а также площади проезда до топливораздаточных колонок и площадки, используемые для прохода в месту оплаты. Иные объекты, предназначенные для обеспечения деятельности АГЗС, непосредственно в совершении сделок розничной купли-продажи не участвуют.
Всесторонне исследовав представленные сторонами письменные доказательства и руководствуясь абзацем 24 статьи 346.27 Налогового кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции установил, что в материалах дела имеется техническая документация производственно-технологического комплекса (ПТК) Газовой автозаправочной станции, расположенной по адресу: 13 км автодороги Омск-Муромцево, (территория АГЗС), инвентарный номер 130000067, составленный по состоянию на 25.03.2005, а также технический паспорт нежилого строения - Операторной, инвентарный номер 111458, составленный по состоянию на 25.03.2005.
В соответствии с экспликацией площади земельного участка, содержащейся в техническом паспорте операторной, фактически используемая площадь земельного участка составляет 2785 кв.м, в том числе 54,7 кв.м - под основным зданием, 69,4 кв.м - под прочими строениями и сооружениями, 880 кв.м - проезды, 934,6 кв.м - площадки, 846,3 кв.м - грунт.
Согласно экспликации к поэтажному плану в основном здании имеется два помещения площадью 9,9 кв.м и 11,9 кв.м, используемые в качестве операторных. Остальную площадь данного здания составляют помещения, не участвующие в совершении сделки купли-продажи газа (коридоры, кладовая, туалет, электрощитовая).
Из содержания указанных документов и действующих норм налогового законодательства суд апелляционной инстанции сделал вывод, что в площадь торгового места АГЗС подлежат включению следующие площади: 21,8 кв.м - площади операторных; 934,6 кв.м - площадки; 880 кв.м - проезды; 3,7 кв.м - навес; 3,8 кв.м - навес, непосредственно используемых на данной АГЗС для совершения сделок розничной купли-продажи газа.
Принимая во внимание, что выводы Восьмого арбитражного апелляционного суда не противоречат упомянутым нормам материального права, а также имеющимся в деле доказательствам, кассационная инстанция не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Учитывая изложенное и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановил:
постановление от 08.05.2009 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А46-2569/2009 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)